Опираясь на свой опыт советского школьника, студента, учителя, руководителя школы и родителя троих школьников, автор предлагает совершенно неожиданную концепцию организации обучения, которая гарантированно решает все существующие проблемы школы, не создавая новых и не напрягая госбюджет.Издание адресовано учителям, руководителям системы образования, студентам и преподавателям педагогических вузов, а также родителям школьников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа: почему никак? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Общее образование
Наверное, самым правильным будет сразу нарисовать картинку идеальной школы, которую мы все хотели бы иметь. Потом обрисовать то, что имеем по факту. Можно наоборот. Главное — увидеть разницу, потому что именно с ней и надо работать, её придётся ликвидировать.
Для начала давайте определимся, что такое общеобразовательная школа.
Понятно, что школа — это учебное заведение или учреждение для получения общего образования. Вопрос в том, что называть общим образованием. От этого будет выстраиваться не только его содержание, но и структура всей работы школы.
Оттолкнёмся от глобальной цели образования — сохранение цивилизации через передачу накопленного опыта новому поколению.
Для слова «образование» в толковом словаре указано несколько значений. Нас будет интересовать в первую очередь образование как обучение, процесс приобретения знания о чём-либо и способности применять это знание. Рассматривая образование в этой дефиниции, мы отвечаем на вопрос «КАК учить?». (Слово «учить» нам не совсем подходит, но давайте пока его оставим).
Во второй дефиниции «образование» представлено как совокупность знаний и умений, приобретённых в результате обучения. В этом значении слова мы будем искать ответ на вопрос «ЧЕМУ учить?».
Из двух вопросов, «КАК учить?» и «ЧЕМУ учить?», вопрос «Как?» стоит первым не случайно. Он здесь главный. Ибо если мы не ответим на вопрос как, то какая разница, чему мы не научим?
Теперь давайте уточним, какое образование мы будем считать общим.
Общее образование толкуется словарём как образование, не ограниченное какой-либо специализацией. Общее образование даёт школьнику знание основ наук о природе, обществе, человеке; понимание основных закономерностей окружающего мира. Формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, вырабатывает необходимые каждому человеку учебные умения и практические навыки для непрерывного продолжения образования.
Продукт общего образования — готовность к осознанному выбору профессии и получению профессионального образования с целью активного участия в жизни общества.
Если посмотреть другие значения слова «общий», то можно несколько расширить понимание термина «общее образование».
Значение «распространяющийся на всех, охватывающий всех; обязательный» тоже относится к школьному образованию и даже закреплено федеральным законом.
Или вот ещё: «один и тот же, совпадающий, одинаковый». Опять про школьное образование, потому что окружающий мир может, конечно, по-разному восприниматься разными людьми, но он один для всех, и все различия — лишь в восприятии. Это то значение слова «общий», на котором сегодня базируется единое школьное образовательное пространство страны.
Но самое ёмкое и интересное значение слова «общий» в отношении образования — «объединяющий всех, многих». Это уже философия общего образования. И здесь нельзя не увидеть глубокого смысла в совпадении слов ОБЩЕЕ и ОБЩЕСТВО. Общее образование ещё и потому общее, что оно делает нас обществом. Чтобы жить вместе и понимать друг друга, у нас должно быть что-то общее, одинаковое для всех. То, что нас объединяет, оттолкнувшись от чего, мы можем выстраивать ОБЩЕНИЕ (ещё один смысл) и через общение достигать ПОНИМАНИЯ. Мы всегда были и будем разными, но для мирного сосуществования должно быть хоть что-то, с чем мы все согласились.
Применительно к школе остался ещё один, третий вопрос: «КОГО учить?». И это не смешно.
Здесь и далее мы будем говорить о массовой школе, то есть общедоступной, предназначенной если не для всех, то для абсолютного большинства. Это значит, что в массовой школе рядом будут обучаться дети с самыми разными возможностями и способностями — от детей с особыми образовательными потребностями до одарённых. Наш ответ на вопрос, кого учить в массовой школе, уже найден — ВСЕХ.
Такой ответ не отрицает специальных школ для особо одарённых детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Просто в спецшколах могут быть другие ответы на вопросы, как учить и чему учить. Давайте сначала разберёмся с большинством.
***
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа: почему никак? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других