Первопричина празднования Нового года в январе

Андрей Тихомиров, 2023

Древние индоевропейцы из степей Южного Урала привозили свои товары из древних Вар («страны городов») в середине зимы из-за того, что только в эту пору возможно проехать, летом всё зарастало, осень-весной – распутица. Это и стало первопричиной празднования Нового года в январе (середине зимы).

Оглавление

  • Из истории древнеримского календаря

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первопричина празднования Нового года в январе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Из истории древнеримского календаря

Считается, что традиция празднования Нового года в январе зародилась в Древнем Риме. В Древнем Риме Новый год было принято отмечать в марте, с началом весеннего равноденствия, как и у других индоевропейских народов. Тогда люди пользовались календарем, в котором было 10 месяцев. Но легендарный древнеримский царь Нума Помпилий (правил с 715 по 673/672 годы до н. э), родом сабинянин, правивший после другого легендарного основателя Рима — Ромула, около 713 году до н. э. решил изменить сложившиеся порядки. Он использовал древний календарь этрусков и добавил еще 2 месяца и окрестил их"январь"и"февраль"в честь богов Януса и Феба. Календарь Нума ориентировался не на солнечный цикл, а на фазы Луны и насчитывал 355 дней. Именно Нума Помпилий провозгласил январь первым месяцем года, без указания конкретного числа.

Янус — это двуликий бог, схожие многоликие боги существовали и у других индоевропейцев (Поревит, Святовит, Триглав и др.), который покровительствует всем началам. Феб — от латинского Februa — «праздник очищения». Название месяца февраль происходит от этрусского бога подземного царства Фебрууса, и связано с обрядами очищения (februa, februare, februum), которые приходились на древнеримский праздник плодородия Луперкалии (15 февраля — dies februatus), выпадая по староримскому лунному календарю на полнолуние. Когда при установлении солнечно-лунного цикла понадобилось введение вставных месяцев, эти последние вставлялись римлянами между 23 и 24 февраля (при 4-годовом цикле — на втором и четвёртом году). При Юлии Цезаре, который ввёл четырёхгодовой цикл, состоявший из трёх годов по 365 и одного года в 366 дней, февраль последнего содержал 29 дней, причём 23 февраля считалось седьмым днём до мартовских календ, 24-е февраля — шестым предыдущим, а 25 февраля — шестым последующим днём до мартовских календ. Так как этих шестых дней до мартовских календ было два, то год, в котором февраль содержал 29 дней, назывался annus bissextus, дословно c латинского  — «дважды шестой» (отсюда високосный год). Февраль считался последним месяцем года, как в греческом, так и подражавшем ему римском календаре, поэтому лишний день вставлялся в последний месяц года с тем лишь различием, что греки включали дополнительный день в конец месяца, тогда как римляне за пять последних дней месяца.

Сабины (сабиняне) — одно из древнеиталийских племен умбро-сабельской группы, занимавшее восточную часть средней Италии. Сабиняне, или южные пицены — народ италийской группы (италики), язык которых находился в ближайшем родстве с оскским и умбрским языками, и в более отдалённом — с латинским языком. От них и название Сабинские горы, расположенные на юго-западной части Центральных Апеннин. Наиболее ранние поселения сабинян на римском холме Квиринале относятся приблизительно к 10 веку до н.э. Согласно древним легендам, похищение сабинских женщин римлянами привело к созданию «римского народа» — квиритов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Из истории древнеримского календаря

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первопричина празднования Нового года в январе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я