Наука подтверждает – 25. Сборник научных статей

Андрей Тихомиров

В книге рассматриваются следующие темы: Празднование Нового года. Образ Снегурочки. Если долго смотреть в зеркало, что будет? Коста-Рика: вмешательство США. Сушар – швейцарский шоколад. Информационное обеспечение медицинской деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 25. Сборник научных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Автор-составитель Андрей Тихомиров

ISBN 978-5-0059-5398-8 (т. 25)

ISBN 978-5-0053-5486-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Празднование Нового года

«Новогодние праздники — всегда хаос. И это очень древняя история: жизнь и смерть, мороз и жар издревле смешивались в святочных играх на Руси. А еще — открывали дверь в потусторонний мир. И давали право безнаказанно досадить соседу. О традициях, которые до сих пор влияют на нас, рассказал Дмитрий Баранов — заведующий отделом этнографии русского народа в Российском Этнографическом музее.

Похоронили за печкой

На Руси обожали святочную игру в ожившего покойника. Девушки и парни собирались на чердаке, куда вносили… гроб. В нем — «мертвец»: лицо обсыпано мукой, в зубах — клыки из картошки. Кто-то даже умудрялся помещать в рот горящий уголь, чтобы светиться изнутри. И вот фальшивый усопший начинал немного шевелиться. Поднимал руку, ногу…

Такая страшная пора — этот Новый год… Поэтому до нас добрался обычай гадать именно на святки. Считалось, что это — самое магическое время. «Вообще слово „праздник“ от слова „праздный, порожний“, что означает „пустота“. Старый год уже ушел, новый только вступает в свои права. Образуется такой разрыв в пространстве — если мы говорим про святки, то это двенадцать дней до Крещения. Границ между мирами нет, хаос. Отсюда и знаменитые святочные страшилки — нечисть может прийти в любой момент», — объясняет Дмитрий Баранов.…

Как праздник встретишь — так и проведешь: это утверждение древнее, чем кажется. Оно родилось из убежденности крестьян, что каждый год — словно уже заранее написанная книга, где все повторяется.…

Украшения, яркая одежда, очень вкусная еда — это обязательные атрибуты новогодней ночи. И тоже имеют свой сакральный смысл. «Согласно народным представлениям, мир может разрушаться — сила его иссякает, а человек своим поведением тоже моделирует ситуацию умирания. Потому что Новому Году — а точнее, Рождеству, — в русской традиции предшествует пост. А что это такое? Это эвфемизм своего рода умирания: человек не ест, не говорит, а шепчет, молясь — на передний план выходит только духовное. До сих пор же говорят: „До первой звезды не есть, не пить“, — поясняет Дмитрий Баранов. Зато потом, на следующий день, наступало Рождество — с которого начинались святки и совсем другая жизнь. Рождественская трапеза была подчеркнуто избыточной — что и моделировало ситуацию рождения красочного нового мира. Так что наши килограммы салатов на праздничном столе — это архаичное утверждение того, что мы живы. Почему мы и сейчас так верим в обряды? Это тоже давнее убеждение: если не совершить положенные действия, то обновления не будет. „Ритуал всегда ориентирован на прошлое и на повтор. Хотя мы живем в современной культуре, где господствует линейная концепция времени — то есть, каждый день несет что-то новое. Но в традиционной культуре все повторяется каждый год. Как раз новогодняя обрядность актуализирует архаичную концепцию времени — раз все повторяется, то обязательно нужно делать так, как делали раньше“, — замечает Дмитрий Баранов. Получается просмотр „Иронии судьбы“ под „оливье“ — постсоветские традиции, влившиеся в крестьянские поверья, — это и часть праздника, и самоуспокоение, которому следовали наши предки». Об этом сообщает «Рамблер». Далее: https://weekend.rambler.ru/read/49941292/

Из книги Тихомирова А. Е., Происхождение слов и примет. Наука о суевериях, «Ridero», Екатеринбург, 2017: https://ridero.ru/books/proiskhozhdenie_slov_i_primet/

«7 января. Рождество Христово — один из главных христианских праздников. В православии — относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 25 декабря по новому (григорианскому) стилю и 7 января по старому (юлианскому) стилю. Временное несовпадение празднования западной и восточной церквами объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. Основу праздника составляет евангельский миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохристианские культы. В Древнем Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Древней Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря в Риме отмечалось рождение древнеиранского бога Митры. Праздники эти совпадали по времени с днем зимнего солнцестояния, с которым связывался „поворот к весне“. Рождение богов ассоциировалось с весенним возрождением природы. Первоначально Рождество Христово отмечалось в Римском государстве 6 января вместе с крещением и богоявлением, а лишь в 4 веке оно было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Митры».

«… на Руси Рождество слилось с древнеславянским праздником — святками („свят“ означает во многих славянских языках „свет“, то есть увеличение светового дня). Ряд святочных обрядов — праздничные общинные пиршества, колядование и др. — сохранился в быту как рождественские обряды. Христианство первоначально пыталось бороться с языческими праздниками, но потом было решено их как бы объединить и поглотить христианскими, так как вытравить их из памяти было сложно, тем более, что христианские празднества основывались в своей сущности на том же — обожествление четырех основных природных явлений года — зимнего и летнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия».

«КАК НОВЫЙ ГОД ВСТРЕТИШЬ, ТАК ЕГО И ПРОВЕДЕШЬ — психологический настрой на определенную форму поведения, включая и загадывание какого-либо желания».

«ПОКЛОНЕНИЕ ВЕЧНОЗЕЛЕНЫМ И ДОЛГОЖИВУЩИМ ДЕРЕВЬЯМ И РАСТЕНИЯМ, ТРАВАМ — напр., дубам, вереску, ели (елкам), пихтам, пальмам, баобабам и др. связано с тем, что древний человек не мог объяснить, почему эти растения и деревья вечно зелены и (или) живут очень долго, отсюда и древний обычай украшения этих деревьев и растений, на севере Европы среди германцев и славян получило распространение украшений елей как наиболее распространенных деревьев и кустарников, что и сохранилось до наших дней в качестве новогодних елок».

«Выражение „Хоронили тещу, порвали два баяна“ означает, что в древности радовались, когда кого-нибудь хоронили, умерший ушел в „лучший, добрый“ мир, отсюда праздник усопших — радуница».

Возникнув в древности в северных широтах, поклонение вечнозеленым растениям и деревьям, сопровождалось различными хороводами вокруг них. Хоровод — от греч. хорейа — пляска, хоровод, отсюда хореография — искусство сочинения танцев, отзвуки древних магических действ, мистерий, передача опыта охоты, определенной информации, впоследствии приобщенные к христианской тематике: атрибут Рождества, вверху символ Вифлеемской звезды. Первые украшенные деревья, в том числе ели, были украшены яблоками, белыми леденцами и выпечкой в форме звезд, сердечек и цветов. Стеклянные безделушки были впервые изготовлены в Лауше, Германия (Тюрингия), Гансом Грейнером (1550—1609), который изготавливал гирлянды из стеклянных бусин и жестяные фигурки, которые можно было вешать на деревья. Популярность этих украшений выросла с производством стеклянных фигурок, изготовленных высококвалифицированными мастерами с помощью глиняных форм.

Ремесленники нагревали стеклянную трубку над пламенем, затем вставляли трубку в глиняную форму, выдувая нагретое стекло, чтобы оно расширилось до необходимой формы. Оригинальные украшения были только в виде фруктов и орехов. После охлаждения стекла в него добавляли раствор нитрата серебра — метод серебрения, разработанный в 1850-х годах Юстусом фон Либихом. После высыхания нитратного раствора украшение было раскрашено вручную и увенчано колпачком и крючком.

Другие стеклодувы в Лауше заметили растущую популярность рождественских безделушек и начали выпускать их в различных дизайнах. Вскоре вся Германия начала покупать рождественскую посуду от Lauscha. В канун Рождества 1832 года юная Виктория написала о своем восторге от елки, увешанной гирляндами, украшениями и подарками, расставленными вокруг нее. В 1840-х годах, после того как в лондонской газете была показана фотография рождественской елки Виктории, украшенной стеклянными украшениями и безделушками из Германии, откуда родом ее муж принц Альберт, Lauscha начала экспортировать свою продукцию по всей Европе.

В 1880-х годах американец Ф. У. Вулворт обнаружил безделушки Лауши во время визита в Германию. Он сколотил состояние, импортируя немецкие стеклянные украшения в США.

Уильям Демут создал первые стеклянные украшения американского производства в Нью-Йорке в 1870 году. В 1880 году компания Woolworth’s начала продавать украшения из стекла Lauscha. Другие магазины начали продавать рождественские украшения к концу 19 века, а к 1910 году Woolworth’s стал национальным, и более 1000 магазинов привозили рождественские украшения по всей Америке. Повсюду появлялись новые поставщики, в том числе дрезденские штампованные украшения из ДВП, которые были популярны среди семей с маленькими детьми.

К 20-му веку Woolworth’s импортировала 200 000 украшений и превысила 25 миллионов долларов продаж только от рождественских украшений. По состоянию на 2009 год индустрия рождественских украшений занимает второе место после подарков в сезонных распродажах.

Многие серебряные компании, такие как Gorham, Wallace, Towle, Lunt и Reed & Barton, начали производство серебряных рождественских украшений в 1970 и 1971 годах.

В 1973 году компания Hallmark Cards начала производство рождественских украшений. Первая коллекция включала 18 украшений, в том числе шесть украшений из стеклянных шаров. Коллекция украшений на память от Hallmark датирована и доступна только один год. К 1998 году украшения Hallmark собирали 11 миллионов американских семей, а 250 000 человек были членами Клуба коллекционеров сувенирных украшений. В США насчитывалось до 400 местных отделений Клуба коллекционеров сувенирных украшений. Одним из известных авторитетов в области рождественских орнаментов является Клара Джонсон Скроггинс, которая много писала на эту тему и имеет одну из крупнейших частных коллекций рождественских украшений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 25. Сборник научных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я