Наука подтверждает – 14. Страна древних городов Южного Урала

Андрей Тихомиров

В книге использованы некоторые материалы прежних публикаций: «Аландское – Аркаим: древнее наследие Южного Урала» (редактор Д. Г. Зданович); «История предков чувашей» (автор В. В. Николаев); «Сборник статей. 2014 г., часть 1»; «Миграции индоевропейцев. Индийцы – индоевропейцы»; «Наука подтверждает – 9»; «Исторические исследования»; «Этимология „тайных“ слов, народных примет, дат»; «Из древней истории нашего края»; «Деяния и Откровение»; «Книга Пророка Иезекииля»; (составитель А. Е. Тихомиров).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 14. Страна древних городов Южного Урала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Аландское — Аркаим: древнее наследие Южного Урала» — выдержки с комментариями

Научно-популярный проспект «Аландское — Аркаим: древнее наследие Южного Урала», Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, Благотворительный фонд «Аркаим», Оренбург, 2013, выдержки и изображения:

Укрепленное поселение Аландское. Снимок с вертолета. 1999 г.

Укрепленное поселение Аркаим. Аэрофотоснимок 2005 г.

«Слово „Аркаим“ давно стало собирательным. Аркаим — это не единичное явление. На территории нынешних Челябинской и Оренбургской областей обнаружено больше двух десятков похожих археологических памятников. Их можно считать „протогородами“, укрепленными центрами, городищами или даже просто „крепостями“. Вокруг таких поселений находились некрополи, производственные площадки, рудники и неукрепленные селища. Это своего рода „земельные округа“, подробно и творчески освоенные людьми бронзового века. Совокупность таких округов называют „Страной городов“ эпохи бронзы Южного Урала. Территория „Страны…“ впечатляет, она протянулась на 350 км с севера на юг вдоль восточных склонов Уральских гор и доходит на востоке до озерных краев Западно-Сибирской равнины. Первые укрепленные поселения появились на Южном Урале на рубеже III—II тыс. до н. э., после чего „Страна…“ просуществовала еще несколько столетий. Эти археологические памятники — древние современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенскбй культуры Средиземноморья. Не исключено, что „Страна городов“ — одна из немногих первичных цивилизаций Старого Света. Она шла в своем развитии особым, альтернативным путем, во многом не похожим на те пути к цивилизации, которые тогда намечались на Западе и на Востоке. Одним из наиболее ярких памятников „Страны городов“ является поселение Аландское в Кваркенском районе Оренбургской области. Свое название оно получило в честь расположенной неподалеку казачьей станицы. Аландское — ближайший с юго-востока сосед Аркаима. Конечно, жители этих поселков общались друг с другом, обменивались информацией и, вероятно, ходили, ездили на колесницах друг к другу „в гости“» (с. 2—3).

Комментарий. «Как считает академик РАЕН Николаев В. В., около 4 тысяч лет назад племена индоевропейцев, или тогда еще ариев, покинули свою родину в современной южной России. Некоторые из них двинулись к югу на земли, ныне находящиеся в границах Ирана, и далее в Индию. Другие переселились в Анатолию (территория современной Турции, «Анатолия», по-турецки «Анталия», происходит с греческого слова «восток», эта территория Малой Азии находится на восток от Греции), а также в зону «Плодородного Полумесяца». В эпоху оледенения и последующего затопления Средней Азии, вплоть до Средиземного моря, талыми водами в течение нескольких тысячелетий наиболее пригодным местом для возникновения древних цивилизаций оказался Ближний Восток, так называемые земли «Плодородного Полумесяца». Но к IV — III тыс., до н. э. в здесь становится уже тесно, по мере наступления потепления на земле районы оазисов сужаются. Также сужаются, превращаясь в песчаные пустыни, и травянистые пустыни для кочевий. К этому времени Центральная Азия освобождается не только от последствий таяния ледников, но уже здесь вырастает трава. Посередине Евразийского континента образовываются прекрасные условия для зарождения и развития кочевых держав с элементами оседлости. С III тыс. до н. э. до VII века до н. э. происходит волнами великое переселение народов с Ближнего Востока в Центральную Азию, Индию. На Южном Урале (Челябинская и Оренбургская области, Башкортостан, Северный Казахстан) находится знаменитая археологическая культура, включающая десятки схожих памятников древности, получившей название по самому известному поселению — Аркаимская культура (по Аркаиму в Челябинской области). В Оренбургской области такое поселение найдено у поселка Аландск. Аркаим представлен гигантским колесом диаметром 180 метров с двумя кругами мощных стен: внешним и внутренним. Особенно внушительна внешняя стена пятиметровой толщины, сложенная из грунта и имеющая внутреннюю галерею. С внешней стороны вокруг стены был вырыт глубокий ров. Внутренний ров перекрыт бревенчатым настилом, возможно представлял ливневую канализацию. От стен по направлению к центральной площади располагались жилища. Эти дома были довольно велики: до 20 метров длиной и более 6 метров шириной, где, по подсчетам специалистов, могло размещаться до 50 человек. В каждом доме находились очаги, колодцы, ямы для хранения продовольствия, комнаты для отдельных семей. Пол был покрыт твердым слоем известкового раствора. Всего поселение вмещало до двух с половиной тысяч человек. У обитателей было много скота, особенно лошадей — стройных, тонконогих, быстрых, впрягаемых в боевые колесницы, эти древнейшие «танки» евразийских степей. Высокой степени совершенства достигло производство изделий из бронзы. Полагают, что они отсюда расходились по очень отдаленным местам.

Большинство ученых считает, что это древние арии, индоарии, то есть народы иранской группы языков.

Открытие памятников подобного типа вызвало дискуссию о том, что собой представляли эти сооружения. Одни исследователи считают, что это караван-сараи — крепости, в которых укрывались на ночь караваны с медной рудой из богатого Таш-Казганского месторождения. В качестве аргументов указывается то, что они расположены в две вытянутые с севера на юг цепочки на расстоянии около 50 км друг от друга, то есть одного дневного перехода. Другие утверждают, что это религиозные центры, в которых постоянно жило несколько сот человек: жрецы, ремесленники и охрана, а остальные приходили сюда на религиозные празднества из сельской округи. Третьи называют их культовыми храмами древних ариев, подобными описанным в древнеиранском эпосе «Авеста». По одной из гипотез древние арии совершили гигантское перемещение из южно-уральских степей через Южную Украину, Балканский полуостров до Микен, а затем в Иран и Индию. Возможно, что именно они принесли в Микены и Малую Азию культуру коневодства, неизвестную там ранее, искусство изготовления и применения боевых колесниц»1.

«Южный Урал занимает срединное положение на материке Евразия. Здесь по реке Урал и Уральскому горному хребту проходит условная граница между Европой и Азией.

Северо-восточные районы Оренбургской и южные районы Челябинской областей — это степь-лесостепь, обращенная к равнинам Западной Сибири и полупустыням Средней Азии. «Страна городов» расположена на водоразделе рек Урала и Тобола.

Укрепленный центр Аландское возник на дороге, которая с древнейших времен, еще с эпохи палеолита, соединяла Европу и Азию, Уральский горный массив с просторами Западной Сибири» (с.4).

Изображения колес на артефакте из «Страны городов» (с.4)

Комментарий. «Современные археологические исследования доказывают, что родиной индоевропейцев является район Южного Урала, где они сформировались в качестве единой языковой группы.… Постепенное потепление вызывало таяние ледников, которые отступали к северу, и земля начинала пробуждаться к жизни, появлялись молодая поросль — растения, их с удовольствие поедали животные, которые мигрировали вместе с таянием ледников. Следом за животными передвигались и первобытные охотники, которые охотились за мигрирующими животными.… Для защиты металлургов создаются общности, сначала на основе общего происхождения — роды, а по мере увеличения товарной продукции формируется уже большая семейная община, состоящая уже из фратрии, т.е. нескольких родов. Затем и соседская община в виде племени, дальнейший шаг — союз племён, ведущий, в свою очередь, к формированию народа, а затем и государства.… Но для любой общности необходима и общность интересов, в данном случае защита металлургов и продукции из них. Так возникали поселки древних металлургов, и в частности, аркаимская культура Южного Урала. Схожие поселения найдены и в Европе, в Германии близ Дрездена и Лейпцига, а также в Австрии и Словакии, возрастом до 7 тысяч лет. После окончания природных ресурсов поселения „закрывались“, рвы засыпались, остатки жилищ сжигались»2. Индоевропейцы жили в степях на юге России. Они кочевали со своими семьями и пожитками в повозках, крытых войлоком, служивших им и жилищами. Колеса были сделаны из массивных дубовых досок, скрепленных скобами. Позднее им на смену пришли колеса со спицами. В повозку впрягали пару волов. Такие повозки послужили прообразом боевых колесниц с лошадьми.

Изображение колеса из археологического поселения Аландское (с. 21)

Повозка кочевников. Иллюстрированная всемирная история. Энциклопедия. М., 1999, с. 13. В книге В. В. Николаева. История предков чувашей. XXX в. до н.э. — XV в. до н. э. Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2005

Изображение Чакры на абаке «Львиной капители» (середина 3 в. до н. э.).

Изображения колеса делались на многих древних памятниках индуистского и буддийского культов. Дхарма Чакра (от санскрита дхарма — закон и чакра — колесо) — в буддизме символ учения Будды («Колесо Закона»). Раннее его изображение имеется на «Львиной капители» столба («стамбха»), поставленного (243 год до н. э.) по повелению Ашоки в Сарнатхе (Индия), на том месте, где, по преданию, Будда произнес свою первую проповедь. На спинах львов первоначально было утверждено большое металлическое колесо. Сохранились рельефные изображения колеса на абаке (верхней плите) капители. Такой же формы колесо с 24 спицами темно-синего цвета изображается как эмблема на средней белой полосе национального флага Республики Индии (принятого Индией 22 июля 1947 г.).

Флаг Республики Индия

«В 1946 году, во время раскопок археологами у села Герасимовки было найдено деревянное колесо с отверстием для оси. Это доказывает, что в неолите развитие древнего человека продвинулось очень далеко.

Постепенно люди научились смешивать медь с оловом и изготовлять бронзовые орудия труда — более надежные по сравнению с медными. А в VIII — VII вв. до нашей эры, кроме бронзы, человек научился плавить железную руду, изготовлять предметы труда из железа»3.

«Площадка древней Аландской «крепости» вписана в конфигурацию острова, окруженного водой: с севера руслом реки Суундук, с юго-востока и юго-запада — протоками реки Солончанка. Развалы оборонительных сооружений образуют замкнутую структуру овальной (яйцевидной) формы размером 200*170 м. Шири развала оборонительных стен (вала) — 7—10 м, высота 0,6—1,0 м. Вдоль внешней границы развала можно видеть понижение поверхности (остатки рва) шириной 9—11 м и глубиной до 0,5 м. Вал ориентирован длинной осью широтно, параллельно руслу реки Суундук. Короткая уплощенная сторона яйцевидной структуры обращена на запад. С внешней стороны развала оборонительной стены на поверхность выступают два ряда каменных плит. На поверхности вала, как «соты», выделяются небольшие квадратные понижения, остатки внутренних помещений внутри стены. На аэрофотоснимках читаются четыре прохода на территорию поселения со всех четырех сторон света. Наиболее интересна

конструкция восточного входа, где можно видеть развал наблюдательной башни, защищенной снаружи дополнительным отрезком стены. Через центр поселка — от восточного входа до западного — проходит полоса уплотненного грунта древней дороги. Остаток дороги также виден у северного входа. В пределах поселения, по периметру оборонительной стены, расположены жилищные впадины. Это 57 удлиненных овальных понижений, примыкающих друг к другу и образующих тесные ряды. Материалы аэрофотосъемки свидетельствуют о том, что в основу планиграфии крепости первоначально входили цитадель и центральная площадь. Здесь также можно насчитать более десятка жилищных впадин, но большинство из них явно принадлежит более позднему времени.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 14. Страна древних городов Южного Урала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Тихомиров А. Е., Кочевники, в книге «Исторические исследования», статьи 2013 года, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, с. 66—68

2

Тихомиров А. Е., Кочевники, в книге «Исторические исследования», статьи 2013 года, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, с. 150—151

3

Тихомиров А. Е., Из древней истории нашего края, газета «Призыв» (Грачевский район Оренбургской области), №141, 25 ноября 1986 года

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я