Измерения и прогнозы в киноиндустрии. Модели и эксперименты

Андрей Сергеевич Татарников

Книга посвящена изучению мирового опыта измерений и прогнозирования в киноиндустрии, а также представлению авторского подхода к прогнозированию кассовых сборов. Обращение к анализу зрительских эмоций при просмотре трейлеров к фильмам – одно из наиболее перспективных направлений исследований в рассматриваемой области. А применение математических методов и сетевых технологий для сбора данных существенно снижает влияние субъективных факторов.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Кассовые сборы и методы их прогнозирования

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Измерения и прогнозы в киноиндустрии. Модели и эксперименты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Кассовые сборы и методы их прогнозирования

Мировой рынок кинопроката

В цепочке производства и распространения продукции на кинорынке можно выделить четыре основных звена. Первое — это кинокомпания, являющаяся производителем контента, далее следует дистрибутор, который занимается тиражированием и логистикой физических и нематериальных носителей контента, третьим звеном выступают различные ритейлеры, такие как кинотеатры, онлайн кинотеатры, телевизионные компании, а также продавцы дисков DVD и BlueRay. Последним и самым главным звеном являются зрители. Исходя из предложенного описания схемы движения кинопродукции от производителя к зрителю, можно выделить основные сегменты рассматриваемой отрасли. Речь идет о рынках кинопроизводства и услуг для кинопроизводства, кинодистрибуции и розничном кинорынке, включающим в себя бокс-офис кинотеатрального проката (Крол, 2010). Именно кинотеатральный прокат является основным источником доходов в киноиндустрии.

Мировым лидером в данной сфере является Голливуд — совокупный объем кассовых сборов на внутреннем рынке, включающем также Канаду, в 2015 году составил 11,1 млрд долларов. Голливуд является родиной крупнейших игроков на этом рынке, в то время как на долю независимых производителей приходится 75% кинофильмов, выходящих в североамериканский прокат («The Digital Dilemma 2», 2012). Наличие всевозможных рыночных институтов существенно упрощает процесс создания независимого фильма, рассчитанного на массовую аудиторию. Немаловажную роль играют различные посреднические структуры, например, институт агентов, представляющих интересы сценаристов и являющихся связующим звеном между сценаристом и продюсером. В нашей стране на сегодняшний день картина выглядит намного проще — в виду отсутствия многих институтов, представленных в США, большая нагрузка ложится на продюсеров (Роднянский, 2013).

Согласно данным статистического отчета американской ассоциации кинопроизводителей (MPAA, 2015). мировой бокс-офис в 2015 году вырос на 5% в сравнении с 2014 годом, при этом, темпы роста самого крупного североамериканского рынка в два раза превысили темпы роста международного (в американском представлении) рынка. Данные приведены на рисунке 1.1.

Лидером по позитивной динамике на мировом рынке, как видно на рисунке 1.2, является азиатский регион с 13% роста.

На рисунках 1.3 — 1.5, приведенных ниже данные ежегодных отчетов МРАА по кассовым сборам на международных рынках. (MPAA, 2013) (MPAA, 2014) (MPAA, 2015). Как видно — четыре из пяти лидеров (не считая североамериканский рынок) по объему кассовых сборов являются представителями азиатского региона — это Китай, Япония, Индия и Южная Корея. Основным драйвером азиатского кинорынка, несомненно, является Китай, демонстрирующий фантастические темпы роста.

Китай занимает третье место в мире по посещаемости кинотеатров и второе место по кассовым сборам. Исходя из данных по посещаемости на душу населения, составляющей порядка 0,6 раза в год на каждого жителя, и доступностью кинотеатров — 1,8 экрана на 100 тысяч жителей, по данным показателям у Китая существуют все возможности для дальнейшего роста.

В 2015 году общее количество экранов в Поднебесной достигло 31 627 за счет открытия 1 200 новых кинотеатров с 8 035 экранами. В текущем году Китай вполне может превзойти США по количеству экранов и стать мировым лидером по этому показателю — тем более, что по объему кассовых сборов опыт опережения США у него уже имеется. Так, по сообщениям The Hollywood Reporter, в феврале 2015 года китайские кинопрокатчики заработали на 10 миллионов долларов больше, чем их американские коллеги — 650 миллионов долларов против 640 миллионов. Стоит отметить, что большую часть прибыли принесли фильмы китайского производства.

За период с 2013 по 2014 год китайский рынок вырос на 1,2 млрд долларов, что сопоставимо, например, с общим объемом российского рынка на 2014 год. А 2015 год ознаменовался самыми высокими темпами роста за последние пять лет, достигнув отметки в 49%. Общие кассовые сборы составили 44 миллиарда юаней или 6,8 миллиарда долларов.

Рост посещаемости кинотеатров в Китае в течение последних пяти лет находится на уровне 30—40% годовых. Количество проданных билетов в кинотеатрах в 2009 году составило 182 миллионов, а в 2014 — уже 880 миллионов. В 2015 впервые в истории количество проданных билетов превысило отметку в миллиард, составив 1,26 миллиарда. Тем не менее, посещаемость на душу населения все еще меньше одного раза в год5.

Отрицательная динамика японского рынка кинопроката, отраженная в отчете MPAA, связана скорее не с негативными тенденциями на этом рынке, а с девальвацией местной валюты по отношению к американскому доллару, так как 2015 год стал одним из самых успешных за всю его историю. Объем кассовых сборов составил 217 миллиардов иен, совсем немного не дотянув до рекорда пятилетней давности в 220 миллиардов. Рост рынка в местной валюте составил почти 5%, тогда как в долларовом эквиваленте наблюдается спад на 10%. Рост связан, в первую очередь, с повышением цены билетов в кинотеатры. Посещаемость кинотеатров в Японии в 2015 году, в свою очередь, выросла на 3,4% — 166,6 миллионов проданных билетов против 161,1 млн в 2014 году. Увеличилось и число экранов — с 3364 до 34376.

Азиатский регион выступает в качестве локомотива мирового рынка кассовых сборов (четыре из шести крупнейших рынков находятся в Азии), по прогнозам многих аналитиков Китай уже в обозримом будущем способен потеснить США с первого места по объему внутреннего рынка кассовых сборов, причем, вполне возможно, что это произойдет за счет голливудских фильмов. Однако, при этом, пока не наблюдается намечающейся экспансии азиатских блокбастеров на мировые рынки — в этом плане Голливуд «может спать спокойно». Более того, крупнейшие мейджоры могут возглавить этот восходящий азиатский тренд, если им удастся договориться с китайцами по поводу увеличения проникновения своих проектов на крупнейший азиатский рынок. В данном случае все упирается в пресловутые квоты — китайцы умеют защищать свой внутренний рынок, не обращая внимания на то, насколько демократичны принимаемые ими меры. Зато такая политика позволяет им развивать своих производителей, в том числе и за счет приобретения иностранных компаний вместе со всем их опытом. Так, в начале 2016 года появилась информация о приобретении китайской Dalian Wanda Group контрольного пакета акций голливудской кинокомпании Legendary Pictures, а также о планах приобретения еще и крупного европейского кинопроизводителя7. Таким образом, вполне возможно, что скоро в мировом прокате будут лидировать картины совместного голливудско-китайского производства.

Отечественный кинорынок

Во времена СССР киноиндустрия находилась на передовых позициях по части наполнения бюджета. Бывший зампред Госкино СССР Борис Павленок в интервью изданию «Коммерсант. Власть», говоря о рентабельности советского кинематографа, приводит цифру 900% годовых8. Советский Союз являлся одним из лидеров по посещаемости кинотеатров: так, в 1970-х годах посещаемость кинотеатров находилась на уровне 4 миллиардов посещений в год, в те годы функционировало более пяти тысяч кинотеатров. В 1986 году было продано 4 миллиарда билетов по средней цене в 33 копейки, что принесло 1,33 миллиарда рублей (Пичугин, 2009).

Развал СССР отразился абсолютно на всех отраслях народного хозяйства, и киноиндустрия не стала исключением. Однако снижение посещаемости кинотеатров наблюдалось уже с начала 1980-х годов, чему способствовало появление видеомагнитофонов и видеосалонов (Березин, 2014), предоставлявших возможность смотреть зарубежные кинофильмы, которые, с одной стороны, пользовались большой популярностью у населения, а с другой — не были представлены в кинотеатральном прокате. В результате, к 1992 году наблюдалось сорокапроцентное снижение посещаемости кинотеатров, по сравнению с 1970-ми годами, когда число посещений на душу населения находилось на уровне 19 в год.

Рост посещаемости кинотеатров начался после 2000-х годов: в 2002 году количество посещений кинотеатров на душу населения составляло 0,28. Развитие экономики России, рост таких ключевых показателей, как ВВП и средний доход на душу населения, оказали положительное влияние и на киноиндустрию. Строительство большого количества торгово-развлекательных центров влекло за собой увеличение числа экранов кинотеатров в нашей стране, что, в свою очередь, способствовало увеличению инвестиций в кинопроизводство (Пичугин, 2009). К концу 2005 года отечественный кинорынок находился на необычайном подъеме, рынок кинопроката демонстрировал темпы роста в 20—30% годовых, ставя все новые рекорды кассовых сборов, что не могло остаться незамеченным со стороны крупных отечественных инвесторов9. Показатели отечественного кинорынка отражены на рисунке 1.6 и в таблице 1.1.

В июле 2011 года компанией «Тройка Диалог» был зарегистрирован первый российский инвестиционный кинофонд «Тройка Диалог — 3D кино»10. Одним из первых проектов по привлечению профессиональных инвесторов в отечественную киноиндустрию стал полнометражный мультфильм «Смешарики». Стоит отметить, что до данного проекта частные инвесторы участвовали в финансировании кинопроектов на благотворительных началах.

Однако высокие риски и непредсказуемость финансовых результатов негативно сказываются на числе доступных источников финансирования. Как и в остальных отраслях, коммерческий успех большинства проектов во многом зависит от доступного финансирования, которое позволяет привлечь необходимые для реализации ресурсы.

Финансирование кинопроизводства

В разных странах кинопроизводителям доступны различные инструменты для обеспечения своих проектов, и финансовые институты стремятся развиваться, пытаясь удовлетворить потребность отрасли в финансировании. Одной из характерных особенностей системы финансирования киноиндустрии в Соединенных Штатах Америки является отсутствие законодательно установленных государственных источников финансирования. Поиск частных капиталовложений, как правило, осуществляется при помощи специалистов по инвестициям и финансовым рынкам. Крупные киностудии (мейджоры) выступают в качестве основного источника финансирования, приобретая кинопроект у независимых киностудий на одном из начальных этапов производства, принимая на себя все дальнейшие расходы, что позволяет минимизировать возможные риски для продюсеров как одной, так и другой киностудии. Минимизация рисков для мейджора в данном случае заключается в том, что, покупая проект на более поздней стадии, уменьшается неопределённость. Независимая студия-производитель же получает деньги за свой не до конца реализованный проект.

В качестве альтернативных форм финансирования в США используются также различные субсидии и гранты, пожертвования, средства хедж-фондов, инвестиционные кредиты. Еще один способ финансирования связан с созданием общественных организаций, сосредотачивающих денежные средства физических лиц при помощи эмиссии акций, держатели которых получают свою прибыль после выхода фильма в прокат (Гетигежев, 2012).

В США существуют специализирующиеся на кредитовании киноиндустрии банки,, специалисты которых могут адекватно оценивать риски, связанные с каждым конкретным кинопроектом. Среди европейских стран наиболее благосклонно к предоставлению кредитов на производство кино относятся в Германии и Франции. В Великобритании всего три банка рассматривают киноиндустрию как объект для инвестиций: The Royal Bank of Scotland, Bank of Ireland и Comerica. Правительствами некоторых стран Евросоюза предусматривается компенсация потерь банкам. Так, во Франции, в случае провала картины в прокате, потери банка уменьшаются вдвое, а испанские государственные фонды полностью покрывают банковские риски («Банковское кредитование кино в Европе», 2013).

С некоторых пор европейскими частными фондами практикуется предоставление экспертной помощи банкам при проведении оценки кинопроектов, что способствует более взвешенному принятию решений о кредитовании участников киноиндустрии. Компании, претендующие на финансовую поддержку банка, помимо сведений обо всех реализованных проектах и финансовых активах, должны предоставить бизнес-план, содержащий в себе подробную информацию о проекте, под который берется кредит. В указанный документ входят данные об источнике финансирования картины, ее жанре, составе съемочной группы, планы расходов и ориентировочных доходов. Важным условием для положительного решения о выдаче кредита является анализ успешности деятельности компании за несколько последних лет, что существенно усложняет возможности получения займа небольшими и развивающимися кинокомпаниями.

Высокие риски в киноиндустрии во многом связаны с тем, что производственный бюджет осваивается в короткие сроки, в то время как получение прибыли, размер которой сложно спрогнозировать, может быть растянуто на несколько лет. В связи с этим, управление рисками — одна из ключевых задач при организации финансирования производства кино. Минимизация рисков достигается за счет реализации различных мероприятий, таких как привлечение экспертов в качестве посредников между финансистами и продюсерами. Данная практика достаточно широко применяется в Великобритании, где деятельность по оценке стоимости прав на аудиовизуальное произведение и страхованию рисков осуществляется страховыми агентами по продажам, специализирующимися на кинорынке, что обеспечивает дальнейшее финансовое участие банков. Дополнительное страхование на этапе проката также способствует снижению возможных рисков. В отдельных европейских странах применяется система государственных гарантий, которая позволяет частным инвесторам снижать риски. Еще одним инструментом снижения рисков является диверсификация — инвестирование сразу нескольких проектов крупных киностудий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Кассовые сборы и методы их прогнозирования

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Измерения и прогнозы в киноиндустрии. Модели и эксперименты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Кинопрокат Китая: Итоги 2015 года. Кинобизнес сегодня. [Электронный ресурс] — Режим доступа — [битая ссылка] http://www.kinobusiness.com/news/kinoprokat-kitaya-itogi-2015-goda/?sphrase_id=28831

6

Кинопрокат Японии: Итоги 2015 года. Кинобизнес сегодня. [Электронный ресурс] — Режим доступа — [битая ссылка] http://www.kinobusiness.com/news/kinoprokat-yaponii-itogi-2015-goda/?sphrase_id=28833

7

Китайцы объявили о покупке Legendary Pictures. «Бюллетень Кинопрокатчика» [Электронный ресурс] — Режим доступа — [битая ссылка] http://www.kinometro.ru/news/show/name/Wanda_Legendary__Acquisition_9732

8

«Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год». Журнал «Коммерсантъ Власть» №9 от 10.03.2003, стр. 72. Режим доступа — [битая ссылка] http://kommersant.ru/doc/370022

9

Казаков А. Интересное кино / А. Казаков // Коммерсантъ Секрет Фирмы — №1 — 2007 — 15 января — с. 1008 — Режим доступа — [битая ссылка] http://www.kommersant.ru/doc/858163

10

Болецкая Ксения. Пайщиков зовут в кино. [Электронный ресурс] / К. Болецкая// Ведомости — 2011 — 20 июня — №2876. Режим доступа — [битая ссылка] http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2011/06/20/pajschikov_zovut_v_kino

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я