Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Маркетинг». В книге раскрыты основные понятия и содержание маркетинга, сущность систем маркетинговых исследований, стратегии и планирование маркетинговой деятельности. Особое внимание уделяется основам комплексного исследования рынка, товарной и сбытовой политике, стратегии ценообразования и маркетинговых коммуникаций. Предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5. Субъекты маркетинга
Субъекты маркетинга классифицируют следующим образом:
1) производители — предприятия различных форм собственности или частные лица, выпускающие товары, оказывающие услуги или выполняющие работы;
2) потребители — конечный потребитель, т. е. человек, покупающий товары и услуги для личного потребления. Организация-потребитель — организация, приобретающая товары и услуги для использования в своей деятельности;
3) посредники — организации или частные лица, оказывающие услуги по продвижению товаров и по их сбыту.
Выделяют три разновидности посредников:
1) оптовая торговля — организации или люди, приобретающие продукцию для перепродажи розничной торговле либо промышленным или коммерческим потребителям;
2) розничная торговля — организации или люди, деятельность которых связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям;
3) специалисты по маркетингу — организации или люди, специализирующиеся на конкретных маркетинговых действиях.
Последний вид посредников необходим, т. к. существует ряд причин, несущих в себе невозможность выполнения субъектами маркетинга всех маркетинговых функций:
1) многие руководители предприятий не располагают достаточными финансовыми возможностями для прямого маркетинга;
2) организация может не желать выполнять отдельные маркетинговые функции и занимается поиском специалистов по маркетингу;
3) отдельные организации слишком малы для выполнения определенных функций;
4) многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, при этом самостоятельно забирать товар, пользоваться самообслуживанием и т. д. При использовании концепции маркетинга обязательно изучается фирменная структура рынка. Для того чтобы ответить на вопрос, какие участники рыночных отношений и как действуют на интересующем компанию рынке, какие фирмы и организации могут оказать содействие в продвижении продукта компании на выбранных рынках, кто и как может противодействовать коммерческой работе, рекомендуется провести систематизацию и изучение участников рыночных отношений.
Исследования проводятся по трем группам участников:
1) фирмам-контрагентам или фирмам-покупателям;
2) фирмам-конкурентам;
3) фирмам-посредникам.
Что касается фирм-контрагентов, то это настоящие и потенциальные покупатели продукции. Любой поставщик заинтересован в том, чтобы иметь как можно больше покупателей своей продукции, и через сегментацию фирм-покупателей компания вправе выбрать наиболее интересных ей потребителей с коммерческой точки зрения. При этом критерии выбора фирм-покупателей практически полностью совпадают с критериями, которые применяются при сегментации товаров производственного назначения. Отдельно следует рассмотреть сегмент потребителей товаров индивидуального потребления и культурно-бытового назначения. В любом случае основное внимание следует обратить на солидные фирмы, которые характеризуются крупными закупками интересующей компанию продукции на долговременной основе, а также на фирмы с безупречной деловой репутацией и устойчивым финансовым положением. В том случае, когда компания выступает в роли заказчика определенной товарной продукции или услуг, всегда стоит изыскивать реально возможные альтернативные варианты удовлетворения потребностей. Наличие альтернативных вариантов сделок особенно важно при осуществлении закупочных операций. Как правило, переговоры ведутся с несколькими фирмами, что позволяет достичь оптимальных условий сделки. При анализе фирм-конкурентов компания должна рассматривать наиболее сильные стороны их деятельности. Если в процессе изучения будут обнаружены недостатки и упущения в работе конкурентов на конкретном рынке, то полученные таким образом знания позволят сделать технические и коммерческие новшества более привлекательными для покупателя по сравнению с предложениями конкурентов. Изучение фирм посредников позволяет на основе объективных данных выбрать наиболее эффективного коммерческого посредника, который в состоянии оказать компании поддержку в коммерческой деятельности на данном рынке.
При выборе коммерческого посредника или агента для реализации продукции компании рекомендуется использовать следующие критерии:
1) посредник не должен представлять на выбранном рынке другие иностранные или национальные компании, которые изготавливают аналогичную продукцию;
2) посредник должен располагать соответствующим торговым, демонстрационным и складским помещениями;
3) торговый и технический персонал посредника должен обладать необходимыми знаниями и опытом работы с соответствующей продукцией;
4) финансовое положение и деловая репутация посредника должны быть безукоризненны.
Помимо коммерческих посредников, которые могут выступать в качестве агентов, заметную пользу при подготовке выхода продукции на рынок приносит изучение других посреднических фирм и организаций, которые в совокупности образуют рыночную инфраструктуру, а именно — это вся система банков и других финансовых институтов, транспортно-экспедиторские службы, рекламные агентства, страховые компании, фирмы, занимающиеся консультационным и информационным обслуживанием участников рыночных отношений, аудиторы и др.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других