«Всё, что не названо» ― седьмая поэтическая книга члена Союза писателей России Анатолия Смирнова. В этой книге поэт следует многим тенденциям постмодернизма: до предела делает ясным поэтический язык ― основой дискурса является отдельная лексема, а не словосочетание-троп; упрощает композицию стихотворений; прибегает к более схематичной наглядности образов. Но свойственное автору собственное философское понимание мира позволяет не разрывать связь с классическими традициями русской поэзии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всё, что не названо. Стихотворения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Анатолий Смирнов, 2019
ISBN 978-5-4496-3262-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. Очумелые тучки
Хронос и Логос
Хронос и Логос, сбежав на свободу,
парочкой шли по небесному своду.
Хронос выклёвывал зёрна мгновений;
Логос от мыслей отплёвывал тени,
их шелухой осыпая саванны,
в коих стадами паслись обезьяны.
Эти зверьки в пожираньи растений
брали губами и звучные тени,
брали, плевались повсюду тенями,
те прорастали в миру именами
и на полях именных растяжений
вновь вызревали колосья мгновений…
Установил Тот, Кто вечностью правит:
Хронос отнимет, а Логос добавит.
Русский Ваня
1
2
жизнь швыряла от трона до крупа,
от прозрений до злобства души…
много девушек царь перещупал,
много деток своих придушил,
много резал людишек для власти,
ещё больше и чаще зазря…
ах ты, Настенька, Настя, Настасья,
умерла — подменили царя!
Молния
Ломоносов с Рихманом ловили молнию
за сверкающий хвост и погиб Рихман,
измеряя электричества токи горние,
пока Ломоносов размышлял о минералах и шихтах.
Рихман верил: молния, птица с клювом острым,
требует заключения в клетку за блеск и вибро,
но она оказалась киллером «коза ностры»
с револьвером тридцать восьмого калибра.
О вреде подражания
Пётр-I гнул и нравы, и подковы,
а Павел-I гнул и гнал муштру,
и придушил его синклит дворцовый
за глупоподражание Петру:
До линий и углов немецких падкий,
в сородичей не веря ни хрена,
пытался Павел в прусские порядки
простор России уложить сполна.
Но был давно не в меру и не в пору
чужой мундир для воинства мужчин,
где Эверестом высился Суворов
и бить врага Кутузова учил.
Русский роман
небеса поля леса поляны
лещина помещики отчизна…
влюблена в евгения татьяна
но евгений — жертва нарциссизма:
знойно над собой как над цветочком
сохнет в скуке лепестки срывает
нет чтоб завести сынка иль дочку
пулю в грудь приятелю вбивает
бегство ницца тропы перевалы
желчь в лицо и вновь вокруг столица
где она — супруга генерала
высший свет звезда венера львица…
и евгений падает романно
в ноги к ней а с ним его харизма
но верна в супружестве татьяна
муж её — не жертва нарциссизма
Пушкин
«На свете счастья нет, а есть покой и воля.»
А. Пушкин
…историки к его обидам нижут,
мол, Пушкин шалым юношам в пример
был властью камер-юнкерством унижен,
другое дело — стал б он камергер.
Но тяготил любой капкан мундирный
его, певца свободы и любви
с умом провидца, с русской и всемирной
душой, со знойной Африкой в крови.
Что Гекерн, Бенкендорф, Дантес и доля,
глупцов вокруг терпеть иль не терпеть,
какой там выбор, — в мыслях только воля,
а если воли нет, то лучше — смерть!
Лермонтов
кусал доносов лёд подлючий,
глотал войны мертвящий сок,
к виску прикладывал падучей
звезды промёрзнувший кусок…
весь лёд, шипя, вздымался паром
туда, где небо, вечность, тьма…
ничто не остужало жара
его души, его ума.
Либерал и консерватор
Вот Родион Романович Раскольников,
производитель топорных покойников;
не профессионал и не любитель, —
просто топорный производитель;
героики, славы, власти искатель,
мятежник, топорный предприниматель…
А вот Порфирий Петрович следователь,
скрытных чувств и мыслей выведыватель;
барбос, ищейка, всё нюхающий в мире,
слуга государства в царской порфире, —
читает по жесту, по взгляду, по брови
преступные умыслы Порфирий Петрович…
А между ними закона пупок и экватор,
ибо первый — либерал, а второй — консерватор…
Чеховское
1
у Толстого в бороде полешко,
Горький ваксой вычернил усы,
ну а Чехов всё грызёт орешки
с белкой среднерусской полосы.
осень… сыро… под окном рябеет
жёлтым и бордовым лещина…
у калитки унтер пришибеев,
и в театр уехала жена.
2
хряснет в темя унтер пришибеев,
сунет под надгробную плиту
и в полку червей и скарабеев
станешь тем, чем не был на свету:
персть земли без страха и страданья,
пыль земли без боли и невзгод.
а душа, беспёрое созданье,
скаплет с гроба в ток подземных вод.
понесёт её кругами ада
сквозь бесчувствие, камень и века,
где одна надежда и отрада —
выйти к свету горлом родника.
Ильич
избегая города, двориков опричь,
в единично-общее вляпался Ильич.
уходил от сыщика, шедшего хвостом,
в единично-общее впёрся под кустом.
то ли человечье, то ли кобеля
единично-общее кучила земля.
почесала лысину крепкая ладонь:
«в общем единичное, ты — такая вонь!
раскачаем общество, завоюем мир, —
спустим единичное в лагерный сортир!»
Шалаш на озере Разлив
Очумелые тучки над озером, иней, сквозняк октября…
Сталин лысину Ленину трёт в шалаше скипидаром,
чтоб ломота в подкорке прошла
и взметнулись пожаром
пролетарские мысли вождя
на Керенского и на царя.
У обоих усами сокрыты клыки, словно в ножны палаш.
Скипидарная мысль, скипидарные жирные ручки…
Перекоп… Беломор… Колыма… Очумелые тучки…
И не выдаст полиции
знающий фин волкдлакский шалаш.
«Седлает Копёнкин с утра Пролетарскую Силу…»
Седлает Копёнкин с утра Пролетарскую Силу,
с шашкой наголо вихрем летит на врагов…
Гладит наган, как бабу, в любви к революции милой
контуженный на голову Макар Нагульнов…
Вокруг — русская степь
и одна и та же людская фактура
но Шолохов смотрит с кургана, а Платонов — с Луны,
и «Поднятой целины» не понять без «Чевенгура»,
а «Чевенгур» не понять без «Поднятой целины».
Хармс
…и взнуздав словами мустанга абсурда,
уходил он от красных знамён и колонн,
но за волю к свободе, к наивности мудрой
был не раз то в тюрьму, то в дурдом заключён.
Где напыщенных маршей и од тарарамсы
над равниной летели в Коцит по косой,
среди фальши и хамства стал, всё-таки, Хармсом —
хищной щукой стиха, а не тощей хамсой.
«князь мышкин и художник шишкин…»
князь мышкин и художник шишкин
в лесу ловили медведя
летел по небу ас покрышкин
на лес цилиндрами гудя
и мышкину заметил шишкин:
мы не поймаем медведя
всех распугал их ас покрышкин
на лес цилиндрами гудя
и шишкину ответил мышкин:
наверно хочет медведя
забрать на небо ас покрышкин
на лес цилиндрами гудя
Герой
Он был штурманом у лётчиков-налётчиков
на «ил-четвёртом» фрицам на беду,
с таких Берлин бомбили между прочим
в августе в сорок первом году.
Он к нам приезжал, толстенький, лицо овалом,
на груди — червонная звезда и орденских планок ряд,
герой Союза полковник Андрей Коновалов,
чьё имя носил наш пионерский отряд.
Из тринадцатилетних семиклассников
выше его ростом
был каждый второй,
а он о том, как их дважды сбивали,
рассказывал так спокойно и просто,
что сразу было видно — герой.
Усы
по саду в тёмные часы
порхают мотыльком
средь яблонь чёрные усы
под драным котелком
а в дебрях тьмы где сеть плетёт
меж трав челнок росы
бой гитлер с чаплином ведёт
за чёрные усы
Дадоны
Ощипали с российской истории перья,
опалили, довольные тушкой вполне
со слюной аппетита за кухонной дверью
жадно жарят её на бесстыдном огне…
И не видит их глаз, и не слышит их слух,
что нацелился в темя им новый петух.
«на перепутьи ночь над линзой льда…»
на перепутьи ночь над линзой льда,
и, как всегда, пошли мы не туда:
хотели в дом родной — попали в лес,
хотели к Богу — встретил мелкий бес,
хохочет, кувыркается в траве:
вам нет царя ни здесь, ни в голове…
встаёт рассвет… далёк ещё закат…
брысь, мелкий бес! потопаем назад…
На издание переписки последнего русского императора и его супруги
Под книжной обложкой собрание эпистол:
историк с дотошным вниманьем чекиста
по числам развёл, уложил на страницы
интимные чувства царя и царицы.
Теперь может каждый, как дыни и груши,
полапать ручищами царские души, —
что было любовью, ознобом и жаром,
в наш век обернулось базарным товаром.
Какие там тайны открылись?.. Не знаю:
я писем любовных чужих не читаю.
«От рэпа и брейк-данса…»
От рэпа и брейк-данса
Да прочей кутерьмы
В эпоху декаданса
Сворачиваем мы.
Фас государства гадок.
Культуры храм снесён.
Безверье и упадок
Свистят везде во всём.
Закон разбойной плетью
Взлетает над плечом.
Меж жизнию и смертью
Нет разницы ни в чём.
Сквозь выговор московский
Грядут к нам с ядом губ
И новый Мережковский,
И новый Сологуб.
«Время снами сплющено, леденеет высь…»
Время снами сплющено, леденеет высь…
Человек грядущего, где ты?.. Отзовись!
В центре ль, на окраине ль, век сомкнув в кольцо,
Из толпы измаянной покажи лицо!
В церкви ли, на площади ль в нас вдохни огонь,
Сущее и прошлое вскинув на ладонь!
Пушкина иль Пущина внук с линейкой «пра»,
Человек грядущего, вынь нас из вчера!
«Когда плывём в словесной глубине…»
Когда плывём в словесной глубине,
дай нам, Господь, без злобности и фальши
быть в ощущеньях с веком наравне,
а в мыслях встать в грядущее подальше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всё, что не названо. Стихотворения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других