Методика Интегральной Йоги. Дневник практики Йоги. Выпуск 1-й. Часть 2-я

Анатолий Новый

Главной частью Интегральной Йоги является Карма-Йога – жизнь, как практика йогической дисциплины. Это выработка нового образа жизни на основе принципов духовного развития, это изучение и осознание себя и окружающего мира. Большинство людей говорит о своём пути каждого, и он имеет либо очень узкий характер, либо вовсе неуловимый и неопределённый. Наша работа посвящена выработке самой широкой жизненной дисциплины, способной вобрать в себя все сложившиеся индивидуальные пути Интегральной Йоги.

Оглавление

  • «Новый Курс»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика Интегральной Йоги. Дневник практики Йоги. Выпуск 1-й. Часть 2-я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Наталья Архипова

© Анатолий Новый, 2023

ISBN 978-5-0060-1763-4 (1-2)

ISBN 978-5-0056-9242-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Новый Курс»

Занятия по Интегральной Йоге

октябрь 2002 — март 2003

часть 2

* * *

Замечание: Далее я поведу изложение на основе конспекта Альбины Александровны Колодяжных, которая целенаправленно занималась конспектированием, выполнив большую работу, что значительно облегчило мою задачу. Конспект Риммы Михайловны служит дополнением к этому, а конспект Татьяны Геннадиевны завершён.

19.01.2003

Занятие 12. Апариграха

Рассмотрим структуру ментального тела. В его основе Разум. Интеллект — это средний Разум. Сейчас человечество концентрируется на нём. Высшей инстанцией является наука, как область высших умственных достижений. Интеллект — великий комбинатор, он обрабатывает информацию, причём способен делать это очень быстро. В своих верхних слоях интеллект соприкасается с интуицией. Серьёзный недостаток интеллекта заключается в отсутствии видения, ему всё нужно поэтому доказывать. Он увлекается комбинированием и ограничивает восприятие, которое может нарушить этот процесс. Отсюда ограничение восприятия и ориентация на внешние энергии, в результате чего развивается сильнейший эгоизм. Всё неподдающееся пониманию интеллект стремится изгнать, а иначе ему придётся признать своё бессилие, чего он больше всего и боится. С другой стороны интеллект всё систематизирует, детализирует. Значит его функция является вспомогательной, а не основной, не главенствующей. Вот это и важно признать, чтобы интеллект занимал своё место, а не навязывал жизни свой научный авторитет. Интеллект не обладает истинным знанием, область знания находится выше. Поэтому обратимся к Высшему Разуму, который обладает интуицией и видением. Здесь истинные мечтания и истинное воображение, которые из грёз желаний здесь превращаются в истинную волю и пророчества. Здесь же вдохновенное творчество. Высший Разум озаряется светом свыше и становится владельцем знания. Переживание, освоение Высшего интуитивного Знания становится глубоким размышлением. Озарённый Высший Разум раскрывает духовную Любовь в сердце. Это единый деятель — Сердце и Высший Разум, как две руки одного существа (рис.1). Раскрытие и преданность деятельности этого духовного существа и есть первое необходимое достижение йоги. При этом раскрывается живая суть Гармонии. А практика законов Гармонии и есть подготовительная работа для такого Высшего раскрытия.

Рис. 1.

Развитие совершается не прямолинейно, а циклично, по спирали или волнообразно по поднимающейся вверх волне. Чувство Гармонии возникает на максимуме в ментальной и витальной чувственной сфере. Ментальное и витальное не обладают изначальной истиной и не являются чистыми, поэтому максимум сменяется минимумом, относительной депрессией. Всякий последующий минимум всё же выше предыдущего минимума, и переносится легче (рис.2).

Рис. 2.

Ментальный разум инертен, он продолжает с напором, с желанием бόльших результатов, действовать в одном направлении, уходит от истины и проваливается, возникает депрессия. Этот опыт остаётся в памяти, последующая подобная ситуация распознаётся быстро, и человек действует осторожнее, снижая скорость действия, ориентируясь больше на чувственно-интуитивную сферу, чтобы не упускать линии истины (рис.3).

Рис.3

При снижении скорости больше работы, меньше отклонение от истины и падение уменьшается ∆2 <∆1, поэтому такое развитие более эффективное, плотное и продуктивное.

Чувственная сфера имеет преимущество перед интеллектом, который ограничен и склонен к ошибкам, выполняя несвойственную функцию. Ментальная чувственная сфера тоже несовершенна, но она может охватить и воспринять больше. Она действует непрерывно. Средний разум действует дискретно, медленнее. Ещё важно то, что Тапас возникает при раскрытии ментального сердца. Тогда обретается непрерывное движение к духовному раскрытию.

Раскрытие только виталического сердца может привести к виталическому видению, к общению с витальными сущностями. Человек впадает в эйфорию, возможны аномальные проявления: прорицательство, целительство. Здесь есть опасность самообмана, когда человек удовлетворяется аномальными эффектами и останавливается в развитии. Ведь при витальном раскрытии Тапас ещё не возникает, желание быть успешным в обществе может легко завладеть человеком.

Отличительная черта практики законов Гармонии — это постановка самой высокой цели, устремление к ней и исследовательский подход, позволяющий ясно распознавать, что есть что.

Главный энергетический центр виталического тела — Манипура — чакра = 3-й центр. Обратим внимание на созвучие: money — деньги. Манипура — центр, полный желаний денег, власти. В обычном состоянии Манипура больше открыта снизу для низших внешних энергий, когда происходит наполнение чужой властью, чужим богатством. В результате зависимость, порабощение. Отсюда следует обратная задача раскрытия Манипуры сверху и очищение. С раскрытием вырабатываются новые качества, внутренние — это сила истинной власти, власти над собой, чтобы быть свободным, это сила истинного богатства, которое помогает развитию, чтобы быть независимым и иметь все необходимые средства для полного, широкого развития и достижения истинных целей. В полном смысле все витальные силы и энергии необходимо одухотворить, в чём заключается полное раскрытие и полная свобода жизни.

Задачи Апариграхи связаны с работой по очищению Манипуры прежде всего. Ставятся задачи ненакопительства, нестяжательства, недостижения цели, независимости, простоты и бескорыстия. И дело не в получении информации, не в ознакомлении с теорией, которой к тому же нет. Всё дело в практике, в собственном постижении, в трудах.

Ненакопительство означает, что на пути свободного течения энергии не образуется завалов, отложенных дел, гор хлама, тогда не возникает застоя и гниения. Тогда энергия работает, расходуется правильно. Правильный расход энергии увеличивает приток внутренних сил.

При застое поступает сигнал о неиспользовании энергии, тогда внутренний источник закрывается, поступление энергии прекращается (рис.4). Поэтому жить следует просто, стремиться максимально использовать то, что есть.

Рис. 4.

Когда энергия течёт свободно и расходуется вовремя и правильно, то это служит знаком или сигналом для увеличения потока внутренней энергии, и внутренние источники энергии раскрываются (рис.5).

Рис.5.

В этом и заключается энергетический бизнес: отдавать бескорыстно, чтобы получить больше энергии для бόльших дел, чтобы взять на себя больше заботы и ответственности, чтобы больше трудиться и расти без всякой конкуренции и борьбы с другими. Эта картина хорошо иллюстрирует, почему надо действовать, отдавать, расходовать энергию, а не копить, не загребать, если хотите стать сильными своею силой, а не чужой волей.

Можно расходовать энергию неправильно, заниматься расточительством. Это значит энергия расходуется на ложные цели, происходит утечка энергии, как через дыру в трубе. В этом случае поступление энергии срочно прекращается. Вселенная вовсе не расточительна в отличие от некоторых людей. Внутренняя энергия иссякает и появляется тяга к чужим внешним энергиям.

Обычно накапливается ненужное, лишнее, не своё; то, что откладывается на будущее, про запас; то, что на самом деле мешает восприятию физическому, ментальному и т. д. Некоторые например не могут понять того, что я излагаю. Они ропщут, что я плохо объясняю, слишком сложно. Однако причина в другом, в том, что их умы полны всякого хлама, который методично накапливался, а теперь мешает пониманию и восприятию важного знания.

«Недостижение цели». Для многих эта странная фраза, обескураживающая. Что же делать ещё, если не достигать цели? До сих пор учили как раз только одному: достижению цели. Что ж, ответ не так уж сложен. Ведь речь идёт о развитии, об обретении того, чего у вас нет, нет даже в знании, в понимании. Необходимо получить то, «не знаю, что». Как тут можно ставить цель, когда не знаете цели?! Можно лишь наметить направление работы, задавшись какой-то ориентировочной целью. Но дойдя до ориентира нельзя считать задачу выполненной и останавливаться, надо двигаться дальше, к следующему ориентиру так, чтобы достигнутый ориентир не отягощал вас, не связывал. В этом смысле его не надо достигать. Им можно воспользоваться и взять с собой только в том случае, если он поможет вам двигаться дальше. Недостижение цели означает, что нужно ставить только самые высокие цели, ничем не ограниченные, которые соответствуют гармонии (рис.6). Нужно отсекать цели, навязываемые чужими энергиями, это ложные, меркантильные цели. Это означает недостижение цели обманом и насилием. Неправедные средства неизбежно ведут к неправедной, извращённой цели.

Рис. 6. Следуя высшей неограниченной цели, вы разрешаете всякую меньшую цель.

Например, В. И. Ленин говорил о высокой красивой цели — о счастливом обществе, о Коммунизме, но пошёл путём жестокого насилия, путём политических хитростей и интриг. И к чему он пришёл? Он привёл к власти Сталина, самого жестокого тирана в истории, самого кровожадного палача. Было достигнуто правление прямо противоположное задуманному.

Недостижение цели означает — не стяжать, не насиловать, не обгонять, а исследовать на основе законов Гармонии. «Лучше меньше, да лучше» — так нужно постепенно продвигаться, не сворачивая, не останавливаясь и не отступая.

Домашнее задание.

Проанализировать жизненные ситуации, связанные с рассматриваемыми вопросами.

Практикуйте освобождение от всего лишнего и ненакопительство. Рассмотрите, что обычно у вас накапливается. Для освобождения от накопившихся дел составьте список дел, требующих срочного решения, выполнения.

* * *

Из домашнего задания.

Татьяна Геннадьевна. «…Получив задание — размышлять об Апариграхе — начала задумываться над важностью этого закона Гармонии для моей жизни. И, незаметно для самой себя, начала избавляться сначала от ненужных файлов на своём компьютере, потом освободила шкаф от некоторых не нужных мне вещей (которые я намеревалась одеть, когда похудею)…»

Комментарий: Накопление — это стремление заполучить гарантии на все случаи жизни. Надо иметь одежду на случай похудения, для выхода в свет, для ежедневной работы, для дома; утреннее и вечернее. Сколько же нужно одежды? Для чего? Для того, чтобы понравиться другим. Опять ориентация на внешние энергии.

Замечательный советский актёр Савелий Краморов в одном из фильмов играет чудака, который бесплатно!, за счёт друзей выпивает 10—12 стаканов газированной воды. Друзья спрашивают: зачем ты это делаешь? «А впрок», — весело отвечает он. Как будто можно впрок напиться и наесться. Это возможно для верблюда. Но человек — не верблюд и доказывать этот факт не нужно, к сожалению не во всех случаях — бывает, что бюрократия требует подобных доказательств. Так вот правильное умеренное питание показывает, что накапливать что-либо не имеет смысла и имеет вредные последствия. Ведь даже два обеда сразу физически съесть возможно далеко не для каждого человека. Также всякое накопительство является нарушением естественного энергетического питания, в результате чего человек получает лишнюю нагрузку и значительно осложняет себе жизнь, ухудшает самочувствие как и в случае с перееданием. Христос предупредил, что не надо накапливать себе сокровища на земле, ибо ржа поест. На самом деле последствия ещё хуже, ибо ржа поест не только внешние сокровища, но и вашу энергетическую структуру.

Татьяна Геннадьевна. «…Потом вдруг откуда-то нашлись силы доделать стул, который я начала модернизировать месяц назад, но сил доделать всё сразу не хватило, потом покрасила лаком столы, которые тоже очень давно собиралась покрасить…

Из этого наблюдения могу предположить, что самое главное для меня в Апариграхе — это вовремя освободиться от ненужных мне вещей и стараться доделывать дела, которые были отложены «на потом» (ненакопительство дел)».

Комментарий: Хочу заметить, откуда берутся силы. Здесь два обстоятельства. Первое — это настрой на дело. Не нужно путать с планированием. Планирование имеет поверхностный, установочный характер. Настрой — это длительный процесс привлечения всей необходимой энергии для дальнейшей физической работы, сам процесс настроя уже и есть первый важнейший этап работы. Сначала необходимо совершить работу мысленно и наполниться желанием, после чего работа физическая будет выполняться свободно, с воодушевлением, без насилия, которое часто имеет место при планировании и назначении сроков.

Второе обстоятельство заключается в том, что когда вы учитесь и сознательно выполняете практику, тогда вы получаете помощь Вселенной, она даёт энергию для практики, в чём и заключается секрет успеха предлагаемой практики.

Татьяна Геннадьевна: «Накопительство знаний. Раньше знания (в частности, в работе) старалась накапливать в своей голове, считала, чтобы быть хорошим специалистом — надо много знать и уметь, поэтому читала необходимую литературу и пыталась знания применить на практике. Сейчас к знаниям, которые мне нужны в работе стараюсь относиться более реально (если так можно назвать), т.е. встречаюсь с какой-то проблемой — и скорее смотрю в книжку, нужный мне учебник. Хотя не совсем ещё уверена в этом методе, потому что постоянно возникает желание посмотреть что-то просто так, ради того, чтобы больше знать, и подсознательно возникает мысль: а вдруг у тебя это кто-то спросит — а ты не знаешь? — ну тогда какой же ты будешь специалист? — Вот с этими мыслями сейчас работаю. Хотя, с другой стороны, понимаю, что всего знать нельзя. Тогда где тот минимум (информации, знаний), без которого никак нельзя обходиться? И где, соответственно максимум? Значит самое главное при Апариграхе в знаниях, перестать беспокоиться о том, чего я не знаю, но и при этом сохранять стремление к получению новых знаний.

Вопрос: Есть ли связь между обменом веществ в организме и Апариграхой?»

Комментарий: Связь между обменом веществ и Апариграхой есть. Ведь есть соответствие между внешней и внутренней жизнью. Внешнее выражает и проявляет то, что есть внутри. И через формирование внешних поступков и движений формируются внутренние привычки. Если в Апариграхе рассматривать практику ненакопительства, то обратим внимание на причину накопительства. Накопительство — это стремление получить как можно больше внешней энергии, чтобы застраховаться на будущее, иметь запасы, чтобы получать удовольствия, чтобы иметь возможность получить власть, делать бизнес и уже обрести тем самым навечно обеспеченный паразитический образ жизни. Так формируются жадность, алчность, жестокость, — это крайний, наихудший случай нарушения Апариграхи. В обычном случае люди стремятся к запасам из-за страха, что материальных благ может не хватить, и из-за стремления удовлетворять желания — это то, что называют «достойной жизнью», а на самом деле инициируется жадностью и уже склонностью к мелкому паразитизму, образующему комфорт и слабоволие. Такой образ жизни часто является причиной тучности, полноты. Такие люди движимы безотчётным страхом к накоплениям, как к защите, к гарантиям обеспеченной жизни. Они очень уязвимы и слабы, поэтому все их помыслы и силы направлены на сокрытие своей уязвимости путём внешнего благополучия. Малейшие потери вызывают жуткое беспокойство и постоянный страх, отчего постоянно хочется есть, и почаще и побольше. Люди ментально сильные, рассчётливые, умеющие добывать себе богатство, уже не испытывают такого страха и у них нет характерной склонности к тучности. Тем не менее у разных людей при накопительстве образуются и внутренние физические накопления: отложение солей и камней, склеротические бляшки, гормональные нарушения, ослабление органов, отложения в кишечнике и т. д. Все эти накопления либо прямо ведут к болезням, либо являются вредными факторами, способствующими болезням. Здесь широкий простор для исследований. Например, накопление старой одежды даёт накопление слизи в органах, ухудшает пищеварение.

О накоплении знаний. Накопление знаний происходит из-за ложных целей. В данном случае ложная цель обозначена явно. Человек хочет соответствовать званию специалиста. Это полный абсурд. Либо вы действительно специалист, потому что владеете предметом, вы им постоянно интересуетесь. Вами движет интерес, стремление открывать новое в своей области, находить радость творчества. Тогда нет никакой необходимости соответствовать. Если вы сталкиваетесь с проблемой и вам не хватает знаний, тогда вы исследуете проблему, при возможности стремитесь почерпнуть где-то нужную информацию. Это всё решается в рабочем порядке и не вызывает необходимости накапливать информацию на всякий случай. Специалист — это не справочное бюро, это не тот, кто может выдать ответ на любой вопрос, а тот, кто способен разобраться в проблеме. По этой же причине не существует минимума или максимума знаний, некого джентльменского набора. Человеком движет интерес к знаниям, поскольку он познаёт мир и себя, он строит мировоззрение, он знает посредством интереса, посредством задаваемых себе вопросов то, что ему нужно. Он всегда в поиске, поэтому для него нет вопроса в минимуме или максимуме, чтобы обозначить себя перед другими как специалиста.

Либо человек не специалист, не владеет предметом и не имеет к нему глубокого исследовательского интереса. Тогда он пользователь, а не специалист, тогда ему действительно нужен джентльменский набор информации и представлений. Но и в этом случае не надо обманывать ни себя, ни других и не выдавать за специалиста. Минимум и пополнение знаний определяется здесь опытом работы, а потому опять же беспокоиться не о чем. Все ложные цели вызываются ложным торгашеским образом жизни, где происходит постоянная борьба за энергии, за получение благополучия, поэтому все пытаются обмануть друг друга, чтобы повыгоднее купить и продать. Вот почему частную собственность и торговлю в смысле купли-продажи необходимо исключить как ложный способ жизни и заменить его на истинный способ жизни как сознательное развитие и обучение истинной жизни.

26.01.2003

Занятие 13. Апариграха — практика непривязанности (освобождение от жадности)

Логическим следствием практики непривязанности является принцип «недостижение цели». «Достижение цели» — это ментальный принцип, духовный принцип — «недостижение цели». Это должно быть понятно: почему «недостижение», — ведь если вы наметите цель и достигнете её, то так и останетесь на ментальном уровне, но необходимо превзойти ментальный уровень и выйти на духовный. Если вы будете преследовать ментальную цель, то только на неё и выйдите, больше никуда, и опять останетесь ни с чем. Как же быть? Надо выработать правильное отношение к поиску-!, а не достижению, цели. Во-первых, цель должна быть вашей. Вы должны знать, в каком направлении вы намерены двигаться. В этом направлении вы должны сориентировать всю свою жизнь. Невозможно туда направить только часть жизни или сил, тогда вы не сможете двинуться с места, как лебедь, рак да щука в басне Крылова, и в результате только почувствуете тяжёлое внутреннее напряжение. Вы должны быть свободны в своём движении, все силы должны быть направлены в одну сторону. Вот тогда цель ваша. Вы ментально определяете цель, но отдаёте себе отчёт в том, что это только ориентир, поскольку ваша истинная цель духовная, которая вам неведома, поэтому остаётся двигаться в направлении ментальной цели широко и открыто с доверием ко Вселенной, что она вам поможет выйти на духовную цель. Открыто, значит надо осознавать, разбираться со всеми трудностями на пути, не пропуская даже мелочей, ибо всё может быть важной подсказкой, всё может быть поводом для прозрения. Ибо если вы проигнорируете трудности и захотите обойти их, то обязательно собьётесь с пути. Вот в этом и заключается принцип недостижения. Когда вы стремитесь схватить цель, тогда вы стяжаете, смотрите узко и ни на что не обращаете внимания, идёте грубо, буквально по головам. Так достигаются только ложные цели. Двигаться, жить надо просто, бесстрашно, исследовательски, открыто, с доверием к Духовной Матери, тогда всё, что вам нужно для развития, для продвижения по пути, будет вам дано, важно только не пропустить, не пройти мимо. О, сколько же их, ещё незрячих и проходящих мимо.

Все средства достижения истинной цели вы встретите на своём пути. А потому не стойте, не ждите. В путь! Всё, что нужно, придёт в своё время, поэтому не стоит беспокоиться и искать гарантий, гарантии уводят в сторону и служат якорем. Желание сначала обзавестись всевозможными средствами и есть стремление к гарантиям, которые заводят в тупик. Вы должны быть свободными от гарантий. Всё современное общество только тем и занято, что создаёт и создаёт себе гарантии на все случаи жизни, обставляя себя тупиками так, что жить скоро станет совершенно невозможно. Люди превращают свою жизнь в тюрьму из тупиков, которые они считают гарантиями. Лишь свободное движение своим мощным потоком притягивает все необходимые средства для достижения истинной цели (рис.7).

Рис. 7.

Мелочей не существует, надо быть очень наблюдательным, очень внимательным. Шри Ауробиндо заметил, что даже слово идиота может оказаться важной подсказкой, ведь Вселенная даёт истинную помощь самым неожиданным образом. Обычно же мелочи не принимаются во внимание, и задача не находит разрешения. В результате бега желаний человек бессознательно относится к жизни, это не даёт покоя уму, который не может сконцентрироваться, чтобы познать что-либо. По этой же причине многие не способны читать писания по йоге, Евангелие, поскольку для восприятия требуется более спокойный ум, нужен настрой ума на вибрации писаний. Из-за разницы вибраций писания не доступны. К тому же книги следует читать вдумчиво, основательно, концентрированно, чтобы восприятие было глубоким, а не поверхностным. Для этого следует применить конспектирование. После основательной, конспективной проработки книги наступает облегчение, завершённость. У вас больше не будет привязанности к книге, она вам больше не нужна. В конспекте остаются ваши мысли, подтверждённые книгой, вы так проявляете себя, встречаетесь с собой. При работе с книгой встречается распространённая ошибка: стремление к накопительству. Хочется прочесть как можно быстрее, как можно больше узнать, но если объём восприятия не велик, то возникает торможение, прочитанное не усваивается и вызывает усталость, дискомфорт. При этом принято жаловаться на память. Память не виновата. Память — это свободный объём восприятия. Когда происходит накопление непереработанной энергии, тогда в уме тесно, вязко. Надо заняться переработкой, чтобы в её процессе, энергии могли продвигаться ниже, усваиваться и превращаться в действие.

Апариграха указывает, что невозможность продвигаться в развитии заключается в привязанностях, в них корень всех проблем. Временно привязанности могут помогать, если их рассматривать как ступени подъёма. Но достигая следующей ступени, осваивая её, надо оставить и эту ступень, не привязываться, чтобы свободно идти дальше. Лишь духовная привязанность истинна и может быть целью всей жизни, первая наиглавнейшая задача — достичь духовного пробуждения. Пробуждение означает нисхождение Духа в сердце — в Анахата-чакру (рис.8).

Рис. 8.

Пока деятельность человека подчинена воздействию внешних сил ментального и витального планов, человек по сути является биороботом, машиной, управляемой внешними силами. Лишь подчинение внутренней воле Высшего духовного «Я» делает человека человеком, а дальнейшая духовная реализация ведёт к Богочеловеку.

Биороботы существуют во Вселенной в больших количествах на ментальном и витальном планах, они ищут физических носителей, которые согласятся их принять в качестве руководителей, так может осуществиться план биороботизации человечества. Это возможно за счёт ослабления эволюционной воли людей, что происходит при неправильном образе жизни, основанном на постоянном нарушении законов Гармонии. Безыдейный, бездуховный, торгово-экономический образ жизни, царящий в нынешней цивилизации человечества, как раз ведёт к биороботизации. Процесс биороботизации уже начался активно в США (и Японии), распространяющей пагубный образ жизни.

Пока духовное влияние в обычном человеке на ментальном, витальном и физическом планах ещё слабое, проявляется как мерцание. Чем выше сознание человека, тем больше его духовное свечение. Духовное рождение происходит тогда, когда духовное «Я» в человеке начинает доминировать. Тогда происходит внутренняя революция сознания, мощный счастливый взрыв, что и является главной целью человека в его развитии, ибо дальше уже наступает качественно новый этап сознательной духовной работы в человеке.

Практика законов Гармонии является постоянным процессом и фундаментом развития, на который опираются, из которого исходят все другие практики и методы. Без этой фундаментальной практики все остальные пути уводят в сторону, не работают. Если упорствовать в неправильном применении практик, то это может привести к психическим отклонениям и даже к суициду. Только на основе практики законов Гармонии можно правильно, с нужной интенсивностью применять энергетические методики и увеличивать свою энергию для работы и для самораскрытия. Таков правильный метод, которому следует учиться, чтобы рассматривать всё, как внутреннюю работу, как поиск. У каждого человека свои трудности, свой путь развития, но характер и закономерности их общие, которые охватываются практикой законов Гармонии. Вот для этого жизнь и даётся, так надо прожить её максимально цельно, насыщенно, сознательно, как присуще человеку Божественному, а не безвольному, пустому, то есть набитому, никчёмному биороботу.

В шутливой форме развитие человека отражено в итальянской сказке про Буратино (Пиноккио) «Золотой ключик». Человек сначала обретает волшебный метод — золотой ключик к собственному развитию, который позволяет ему расти, разрешая трудности на пути, обретая друзей и разоблачая обманщиков, чтобы наконец открыть заветную дверь и войти в мир Любви.

Необходима только одна привязанность — к Высшему Божественному «Я». Нужно медитировать на сердце, слушать его отклик, общаться с ним. Когда возникают дисгармоничные ситуации, тогда возникает беспокойство ниже сердечного центра. При правильном действии, при гармоничном разрешении ситуации происходит внутреннее раскрытие, приходит тихое спокойное блаженство. Часто за блаженство принимается бурная эйфория ума. Такую эйфорию требуется превзойти, не поддаваться ей, сохранять ясное сознание.

Физический труд должен служить духовному проявлению человека. Люди же относятся к труду с точки зрения зарабатывания денег, борьбы за выживание, за низкую власть, чтобы жить за счёт других. Отношение людей к труду, к работе искажено, не соответствует эволюционному предназначению. Необходимо изменить это отношение, чтобы труд способствовал самореализации человека, раскрытию его Божественной потенции. Йога — это метод самоисследования, дарованный людям Богом. Задача заключается в том, чтобы посредством труда в процессе производства всего необходимого для гармоничной жизни людей, для правильного образа жизни без излишеств и без насилия и обмана, наиболее полно раскрыть возможности человека. Для того и живём. Вот цель и смысл, достойные жизни. А иначе зачем? Иначе вечный плен. Надо выбирать тупой, жалкий плен или жизнь Божественную. Посредством методов Йоги необходимо добиться того, чтобы каждая жизненная функция человека, каждое движение стали сознательным служением Божественному. Время достижения самораскрытия установить нельзя: когда надо, тогда и случится, но стремиться к этой цели надо постоянно и всеми силами столько, сколько потребуется. Концентрироваться необходимо на законах Гармонии, а не на желаниях и не на достижении меркантильных целей. Поэтому поиск следует осуществлять в соответствии с рекомендациями по планам:

На ментальном — думать, не думая;

На виталическом — желать, не желая;

На физическом — делать, не делая.

Домашнее задание.

Рассмотреть ситуации на привязанности и

на освобождение от них.

* * *

Из домашнего задания.

Татьяна Геннадиевна:

«Ненакопительство дел». Пыталась вести план дел, которые мне нужно обязательно сделать и которые можно выполнить в перспективе. Не получилось. Забросила это занятие. Например — планировала на день написать статью — садилась, ничего не получалось, «не шло», и откладывала на потом. Вскоре сроки поджимали, садилась и всё сразу быстро и легко излагала на бумаге.

Вопрос: Апариграха и лишний вес. С чего нужно размышлять?»

Ответ: Что касается статьи, то тут вы явно взялись не за своё дело. На ваше дело никто не может вам установить никаких сроков. Апариграха не занимается делами надуманными, навязанными. Сначала нужно пересмотреть отношение к статье и ко всему, что с ней связано. Апариграха рассматривает те дела, которые совершаются по осознанному выбору и которые ведут к освобождению от зависимости.

О лишнем весе вопрос слишком общий, поэтому рассматривать его надо не теоретически, что означает попасть пальцем в небо. Надо задавать конкретные вопросы, практические. Надо поставить вопрос о своём лишнем весе и заинтересоваться собой, вот тогда решение начнёт нащупываться. Серьёзная ошибка заключена здесь в старом подходе к проблеме. Человек боится говорить о себе и поэтому идёт на хитрость. Он формулирует проблему в общем виде теоретически, чтобы получить всю имеющуюся информацию нужную и ненужную, чтобы потом, не раскрывая себя, выбрать и использовать информацию, которая может помочь, как кажется. Хитрость ведёт к самообману, теория ничего не даёт. Даёт только искренний открытый поиск решения своих насущных проблем. Вот с чего нужно начать размышление. Не нужно отделять теорию от себя и создавать базу данных. Надо смотреть в себя, признаваться себе в своих слабостях. Ведь мы имеем дело с исцеляющей, работающей энергией, а не с бессильной информацией о том, что может быть. Нас интересует не то, что может быть вообще, а то, что есть конкретно сейчас в конкретном человеке. В конкретном случае лишний вес означает страх и формирование ложной защиты. Лишний вес — это ложная защита. Так надо формировать истинную защиту, избавляться от страха, применяя метод гармонии.

Татьяна Геннадиевна:

«Ненакопительство денег». На одном из прошлых занятий обсуждали, что накапливать деньги для чего-то для йогов не очень правильно. Тогда как поступать? Мой ежемесячный доход не позволяет мне купить вещь, в которой я нуждаюсь. Тогда я принимаю решение откладывать деньги, отказывать себе в мелочах, которые, может и не совсем нужны, и в конце концов купить нечто стоящее. Причём, когда уже сумма становится близкой к той, которая нужна, интерес к мелочам (вернее покупать мелочи) отпадает. Может, в том случае развивается воля? Или всё-таки такое накопительство не для нас?»

Ответ: Необходимо учиться привлекать денежные средства, чтобы правильно их направлять на то, что необходимо для развития, а не накапливать деньги. Нужно найти гармонию между приходящими средствами и желанием что-то приобрести. Поиск правильного отношения нужен во всём, даже здесь.

Копить деньги на что-то — это старый, известный способ, в нём нет ничего нового, ничего развивающего. Чисто ментальная установка, обслуживающая желание получить вещь. Другой подход: привлекать, а не копить; умерить желание, выделив в нём неотступное намерение, вот и воля будет вырабатываться.

Татьяна Геннадиевна:

«Неприятие подарков». Мне наверное, не так много дарили подарков, чтобы я смогла прочувствовать, что это такое, и как к этому относиться. (Я не говорю про подарки на дни рождения — это особый случай, где отношение понятное для меня), а подарки неожиданные, которые чаще всего бывают приятные. Ведь ощущения не могут обманывать?»

Ответ: Конечно, основываться нужно на своих чувствах, мыслях и ощущениях. Но дело заключается ещё и в развитии, в том, чтобы научиться воспринимать более тонкие энергии, уметь их различать, настраиваться на них, жить ими. И тогда ощущения будут меняться. То, что было приятным, перестанет быть таким, когда появятся другие ценности. Высокие идеи будут цениться выше, чем обыденные радости и удовольствия. Вот что нужно иметь в виду. Поэтому важно не просто ориентироваться на первое впечатление: приятно-неприятно, — а надо идти дальше в постижении этого явления. И тогда целостное восприятие будет более полным знанием. Приятное может очень быстро (или не очень) обернуться весьма неприятными последствиями, которые раньше могли никак не связываться с приятным подарком. Например, секс — это одно из самых сильных приятных явлений, но очень опасен при неосторожном подходе, что может обернуться тяжелейшими болезнями. Если говорить о подарках, то нас интересует различение отношения, с каким дарящий вручает подарок. Ведь люди почти не умеют быть искренними и непривязанными, поэтому когда они дарят, то всё равно имеют какой-то интерес, надеясь установить благоприятные отношения, заполучить дружеское расположение. Ведь чем больше друзей, тем легче жить, всегда к кому-нибудь можно обратиться с просьбой. Вот в каком смысле нужно остерегаться подарков, чтобы сопутствующие подаркам энергии не повязали вас, не сделали энергетическим должником.

02.02.2003

Занятие 14. Апариграха

Рассмотрим вопросы «Ненакопление» и «Непривязанность».

Непривязанность в основе своей означает постоянную практику концентрации на себе. Всё самое необходимое находится внутри человека. Во внешнем мире ничего найти невозможно. При всяком общении с людьми концентрироваться надо на себе. Как же при этом общаться? Минимально, протяните ниточку внимания к человеку. Но на самом деле даже общаясь с другими вы продолжаете общаться с собой. Итак, переключитесь на общение с собой, научитесь общению с собой, только тогда вы сможете правильно общаться с другими людьми и со всем внешним миром. Путь к внешнему миру лежит через постижение внутреннего мира. После общения вы легко оборвёте нить разговора без опасности возникновения привязанности.

В случае перенесения центра внимания на других людей вы неизбежно подвергаетесь сильному влиянию чужой энергии. Если эта энергия низкого качества, то ваша аура начнёт темнеть (рис.9).

После общения остаются не только мысли об этом человеке, но и мысли от этого человека, то есть вам придётся вовлекаться в решение чужих проблем, не зная толком как разобраться со своими. Поэтому возникает отягощённость. Придётся переработать чужую энергию, посветлеть и лишь затем можно будет увеличить свою энергию. Для выполнения такой задачи придётся резко сократить общение или даже уединиться, чтобы не продолжать впитывать чужих энергий.

Рис. 9.

Концентрация на себе, на сердечном центре ведёт к уплотнению внутренней энергии и притягиванию энергии из внутреннего Космоса (рис.10). Духовные практики дают возможность обрести энергетическую мощь как можно быстрее и учат правильно обращаться с такой мощью, чтобы никому не навредить. Истинные Знание и Сила приходят по мере роста Сознания и усвоения энергии посредством правильной жизненной деятельности. И тогда открывается секрет настоящего общения. Ваше сознание растёт, расширяется, тогда ваш собеседник, даже находясь на значительном расстоянии от вас, попадает в поле вашего сознания, и вы можете узнать о нём всё, что вам необходимо в соответствии с законами Гармонии, а не с произволом желаний. Вы даже сможете общаться на любом расстоянии. Вот каков смысл концентрации на себе.

Рис. 10.

То же самое касается познания внешнего мира. Люди постоянно получают информацию о мире, они накапливают её, пытаясь собрать и запасти по возможности всю информацию о мире, чтобы иметь возможность контролировать мир. Такая задача в принципе невозможна для реализации. Если не удастся контролировать хотя бы один атом во Вселенной, значит невозможно контролировать ничего. Поэтому все страны с сильнейшими спецслужбами никак не могут придумать гармоничную жизнь. Все упорно преследуют свои узкие интересы, согласно узости своего сознания, которые постоянно вступают в борьбу между собой.

Пока задача не входит в поле вашего сознания, она остается неразрешимой. Никакая информация не поможет, владея информацией вы не владеете знанием. В виду узости, неразвитости сознания область решения задачи все ещё не может быть достигнута. Когда же широкое развитое сознание полностью охватывает область решения, тогда проблема легко разрешается. В этом и заключается секрет открытий. Я не имею в виду соединение с дисгармоничными, небожественными силами, которые могут быть огромного влияния, которому человечество с несамостоятельным сознанием и подвергается.

Вот почему так важна практика непривязанных отношений. Наиболее сильна привязанность в родственных отношениях, поэтому именно родственные отношения наиболее тяжелы и вредны для человека развивающегося. Заменяйте вредные привязанности полезными. Привязывайтесь к себе в своём сердце, привязывайтесь к поиску и постижению Бога в себе. Привязывайтесь к практике законов Гармонии, настраивайтесь на практику, скажите себе: «Да, я обязательно выполню домашнее задание». Такое решение будет означать ваш запрос, Вселенная сразу же ответит вам, пойдет навстречу, и тут же вы получите нужные жизненные ситуации для практики. А без запроса ничего не произойдет. Надо быть внимательными к каждому событию, держа внимание в себе. Из себя смотрите на мир. Пусть внимание остаётся внутри, но пусть его внутренний взор открыто смотрит на мир.

В нашем смысле всякое накопительство есть накопление проблем, получается постоянное откладывание правильных действий. В результате застой, неразбериха, сверхнагрузка на позвоночник. Ведь за всяким накопительством стоит накопление энергии, возникает энергетическое давление, тяжесть. Накопительство происходит оттого, что человек не реализует энергию, а энергия приходит для работы. Человек должен владеть энергией, иначе большая энергия овладеет сама маленьким человеком (рис.11). Вот к чему приводит накопительство. Но проблема глубже, чем кажется на первый взгляд.

Рис. 11.

Чтобы действительно владеть большой энергией, надо иметь широкое сильное сознание, надо уметь прежде знать себя и владеть собой. Поэтому почти все олигархи старого мира являются не владельцами богатства, а его жертвами. Кроме того должна быть осознанная необходимость в богатстве, знание, как им гармонично распорядиться, и умение практически реализовать богатства. Важно не то, сколько у тебя накоплено денег, а то, сколько денег проходят через твои руки, сколько денег ты отправляешь на созидание. Ведь денежное богатство весьма относительное. Наркобароны очень богаты, главы мафий очень богаты, коррупционеры — тоже, но это всего лишь видимость богатства. Это отрицательное, чёрное богатство, на самом деле они беднее нищих, потому что они в глубоком минусе, они богаты отрицательностью. Беда лишь в том, что им удаётся легко обманывать людей и выдавать чёрное за белое. А люди, введённые в заблуждение, не умеют отличать чёрное от белого, злое от доброго. Естественно задаться вопросом жизни и чести: как различать? Какие ценности выбрать? Что делать? Ответ простой и естественный: надо учиться Правде и другим законам Гармонии и жить, практикуя эти законы, которым учил ещё Иисус Христос. Тогда всё прояснится, тогда всё встанет на свои места.

* Вопрос: Мешает ли практике употребление чая? Чем отличаются зелёный и чёрный чай?

Ответ: Чай — это напиток силы, причём витальной и духовной силы. Не просто так чай чёрный растёт в основном в Индии, в самой духовно богатой стране. Шри Ауробиндо очень любил крепкий горячий чай. Но для тех, кто энергетически слаб, рекомендуется некрепкий и немного охлаждённый чай. В некоторых традициях чай отрицается как возбуждающее средство. Но это может иметь смысл только если вы ограничиваетесь рамками подобной традиции. В более широком смысле чай не вредит, а наоборот помогает. Он освобождает от инертности, активизирует, укрепляет сосуды и сердце. Кровь становится гуще, концентрированнее. В практике интегральной помехой является не чай, не лук или чеснок, а явный недостаток устремлённости к Богопознанию в себе.

Вот зелёный чай я рекомендую пить реже. Считается, что он действует успокаивающе, понижает давление. Нормализовать давление надо правильным образом жизни, надо снять внутренние блоки, зажимы и напряжение. Зеленый чай действует противоположно чёрному. Если чёрный активизирует, тонизирует, то зелёный подавляет, консервирует. Зелёный хорош в очень жаркую погоду, когда организм сильно разгорячён от жары и солнца. В остальных случаях зелёный чай создаёт внутреннее торможение. Скажу ещё определённее: чёрный чай способствует поднятию Кундалини, зелёный — препятствует.

* Вопрос: Что читать по Йоге?

Ответ: Вопрос как раз кстати. Мне недавно дали почитать «Алхимика» Пауло Коэльо, от которого в восторге весь мир. Могу сказать, почему в восторге: потому что написано очень легко. Вроде всё правильно. Есть мистика, есть указания и подсказки Вселенной, даже с перебором. Всё похоже на истину, но и только. Нет наполненности, нет переживания, которым наполнено истинное повествование. Нет Тапаса. Вся лёгкая история совершенно надуманна. Показательно то, куда стремился герой: не к самопостижению, ни к Богу, ни к Учителю, он проникся сумасшедшей идеей лицезреть пирамиду. Нашёл цель жизни. Какой-то мистический водевиль. Конечно, если вы найдёте там для себя ответы на свои вопросы, то это хорошо. Но в целом книжка слабая, пустая и скорее вредная для йога, так как формирует лёгкое, несерьёзное отношение. Многие западные писатели-мистики грешат несерьёзностью, поверхностным отношением: по морям, по волнам. Таков же Ричард Бах, который тоже широко популярен. Чего вы найдёте у таких мистиков? Что будете делать? Вы начнёте играть в мистику. Не жить мистическим постижением мира, чему учит Карлос Кастанеда, а играть в мистику. Играть нестрашно, даже весело и забавно. Всегда можно бросить, если надоест или дойдёт до серьёзного.

Поэтому читать надо настоящих йогов, классиков Йоги. Вот они не популярны, люди не выражают таких бурных восторгов. Читайте Шри Раджниша, он же — Ошо. Каждому следует пройти через Раджниша, если вы стремитесь к радикальному изменению сознания. Он не оставит вас в покое. Он ведёт к внутреннему бунту, к экстазу и к медитации. Особенно рекомендую «Библию Шри Раджниша» в нескольких томах. Она полна сарказмов и сатиры, которые вскрывают ложь и позволяют прикоснуться к истине. Эта работа изобилует автобиографическими историями.

Читайте глубоко философское произведение «Бхагавад-Гита» в переводе любого автора. Рекомендую замечательные книги Парамахамсы Йогананды «Автобиография Йога» и «Семь ступеней самореализации». Читайте книгу «Бабаджи и традиция крийя йоги 18-ти сиддхов» Маршалла Говиндана. Недавно вышла книга ученика Свами Йогананды — Свами Криянанда «Путь».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • «Новый Курс»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика Интегральной Йоги. Дневник практики Йоги. Выпуск 1-й. Часть 2-я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я