Интеллект-стек 2023

Анатолий Левенчук

Курс «Интеллект-стек» раскрывает понятия интеллекта и мышления, предлагает усиление естественного и искусственного интеллекта за счёт изучения лучших (SoTA, state-of-the-art) мыслительных практик, основанных на трансдисциплинах понятизации, собранности, семантики, математики, физики, теории понятий, онтологии, алгоритмики, логики, рациональности, познания/исследований, эстетики, этики, риторики, методологии, системной инженерии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интеллект-стек 2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Собранность

Агенты

Всё больше и больше физиков, которые вдруг занялись физичностью жизни, включая физичность интеллектуальной жизни, прибегают к использованию физики частиц119. Частицы/particles — это с одной стороны части, с другой стороны — «что-то особенное, обособленное от остального». В физике такие объекты обычно называют системами/systems: они состоят из чего-то внутри себя (подсистем, частей систем) и находятся в окружении/среде (environment), которое тоже состоит из систем — и имеют границу, которая различает их и окружение (то есть не расплываются в среде, а как-то поддерживают свою «самость», отдельность, автономность).

Физики описывают состояния этих систем, давая эти состояния как точки в пространстве состояний (не только точка положения частицы в 3D пространстве, но и температура, цвет, даже структура их строения из подсистем, а также какие-то характеристики производных по времени — скорость, ускорение и т.д., всё это может быть размерностями пространства состояний). И вот дальше частицы могут быть инертными по отношению к изменению своих состояний и активными — и некоторые частицы настолько «странны», что планируют изменения своих состояний, ставя целью достижение выгодных для них состояний и при этом намеренно проходя состояния, которые для них менее выгодны, чем исходные — ожидая в конечном итоге получить результат лучше, чем у них сейчас. Грубо говоря, эти частицы имеют межвременные предпочтения и готовы чем-то пожертвовать сейчас, чтобы получить результат потом. По факту это поведение деятеля — он планирует путь через пространство состояний, предполагающий достижение конечной потенциально выгодной точки, хотя на этом пути могут встречаться и какие-то отдельные ухудшения. Такие «странные» автономные частицы, способные к планированию, называют агентами120.

По сути дела, в таком подходе победили панпсихисты121 в той их ветви, где живое и неживое, а потом сознательное и несознательное представляют собой некоторый континуум, а не противоположности122. То есть в природе существует «нечто», которое как-то ухитряется поддерживать свою отдельность по отношению к окружению — хоть атом, который довольно долго живёт не распадаясь, хоть капля масла в воде, хоть инфузория туфелька, хоть кошка, хоть человек в батискафе на дне Марианской впадины. Частица, или чувствующее (sentient) существо, или даже разумное существо с сознанием.

Примерно та же линия рассуждения об эволюции у Виталия Ванчурина123 со товарищи, но там чуть другие слова: про многомасштабную/multiscale эволюцию и IPU/information processing unit как «единицы информационной обработки». Астрофизики (они и сами вполне себе физические объекты, IPU) всполошились, что системная (в том числе инопланетная) жизнь проходит мимо них, и выдали статью про планетарный интеллект124. Это продолжение линии рассуждений Вернадского и гипотезы Гайи125 (при всей её критике), работ Varela и Maturana по autopoiesis126, идеи complex adaptive systems (CAS) /complexity science127. Статья приходит к странным выводам о том, что в атмосфере цивилизация проявляется в запрещении выпуска фреонов и прочему влиянию на атмосферу (для астрофизики это важно: состав атмосферы можно измерить!). To conclude, an exploration of an exploration of planetary intelligence can draw together three domains of study: the evolution and function of Earth’s biosphere; the current emergence of the technosphere in the Anthropocene; and the astrobiology of worlds inhabited by technologically capable exo-civilizations.

Такого сорта статьи о Земле-существе физически вполне осмыслены, хотя вполне могут быть поставлены на одну полку с текстом о специальном компьютере Deep Thought, который в результате семи с половиной миллионов лет непрерывных вычислений наконец-то выдал ответ на ultimate question of life, the universe, and everything: «42». Deep Thought предложил создать другой, ещё более великий компьютер, который будет включать в себя живых существ как часть вычислительной системы, чтобы узнать, в чём, собственно, состоит Вопрос. Этот компьютер был назван Земля и был настолько огромен, что некоторыми по ошибке воспринимался как планета. Сами исследователи, которые управляли программами, выглядели как обычные мыши. Так что астрофизики в своём тексте просто начали догадываться о том, что давно было уже известно даже мышам128!

Вообще, в этом направлении «агенты в физике» типичны статьи типа написанных Artemy Kolchinsky129 «Semantic information, autonomous agency and non-equilibrium statistical physics» и «A thermodynamic threshold for Darwinian evolution». Все эти статьи говорят об одном: понятие агента вполне физично, оно не требует какой-то теории витализма130, признания особости живых разумных существ как агентов в части описаниях их поведения как чего-то, не укладывающегося в законы физики, существование каких-то трансцедентных (по ту сторону физического мира) свойств агентов.

Есть множество самых разных определений для агентов, но все они сводятся к тому, что речь идёт частицах, которые ставят целью улучшить своё состояние, активно влияя как на себя, так и на окружающий мир — и для этого они имеют модели себя, модели окружающего мира и занимаются постановкой целей и планированием достижения этих целей. И, конечно, сразу заходит речь о том, что агенты могут быть разной степени разумности. И вслед за этим приходится обсуждать самые разные смежные с агентностью системы понятия. Вот глоссарий технологического подхода к вездесущости разума TAME (Technological Approach to Mind Everywhere)131, там всё крутится вокруг понятия «Я»/Самость/Self, как некоторой автономной сущности (частицы) с различными свойствами, и в самом глоссарном определении видно, что это «Я» имеет тип «система», то есть что-то более-менее устойчивое, отделяемое от окружающей среды, и далее мы будем постепенно разбираться с этими понятиями в самых разных практиках интеллект-стека:

Агентность/agency — набор свойств системы, тесно связанных с принятием решений и действиями по приспособлению к обстоятельствам. Агентность определяет степень, в которой оптимальные способы взаимодействия с этой системой (в терминах коммуникации, предсказания и контроля параметров состояния) требуют моделей все более высокого уровня, определенных в терминах масштаба целей, стрессов, возможностей и предпочтений этой системы как воплощенного в ней «Я», действующего в различных проблемных пространствах. Это представление об агентности связано с представлениями о том, что некоторые системы могут перестраивать себя (autopoiesis, «создание себя»)132 и они могут предвосхищать изменения в себе и окружении (anticipatory systems)133.

Сознание/consciousness — феноменальный опыт от первого лица любого «Я» — то, что делает мою зубную боль несводимо отличной для меня от зубной боли любого другого человека или описания зубной боли от третьего лица. Степень и содержание сознания — это «каково это» быть этим «Я», в отличие от изучения его извне, независимо от того, достаточно ли развито это «Я», чтобы быть в состоянии что-то об этом сказать или даже как-то об этом думать. Сознание здесь не обязательно означает развитое, рефлексивное, вербальное самосознание, а скорее как чувство из цикла «чувство-обработка/вычисление-ответ», которое рассматривается как что-то непрерывное от самых примитивных проявлений у клеток или даже компьютерного AI до полноценного сознания, каким оно известно у человека. А поскольку все мыслящие/cognitive агенты неизбежно состоят из частей, то и любой человек тем самым будет коллективным интеллектом — то, каково быть «Я-человеком», в точности соответствует тому, каково быть «Я-хитро организованный коллектив не очень осознанных клеток».

Мышление/cognition — вся деятельность (включая действия не только «ума», но и «тела» — в кавычках тут только потому, что это необязательно мышление человека!), осуществляемая «Я» любого масштаба и варианта материального воплощения, которая лежит в основе сбора, обработки и действия с информацией в целях приспособлений к условиям окружения и по возможности превентивной защиты от рассеивания (буквально: рассеивания молекул, смерти) системы этого «Я» в окружающей среде. Мышление включает активное (то есть с возможным включением операций с телом и окружающими предметами, меняющее ситуацию) умозаключение, познание/learning/обучение и базовую целенаправленную деятельность по изменению себя, мира, моделей себя и мира, а также сложные мыслительные навыки, такие как символические рассуждения, составление концепций, язык и мета-познание (познание того, что такое познание).

Решение/decision — событие во время прохождения состояния системы через некоторое релевантное пространство (помним, что это не только 3D пространство, но обобщённое пространство каких-то состояний, каждое из которых может быть описано многомерным вектором в пространстве состояний), которое эффективно моделируется как выбор между различными вариантами целевого состояния. Степень «принятия решения» любой данной системы пропорциональна пространственно-временному (в 4D) и сложному (с учётом других характеристик пространства состояний, не только пространства-времени) расстоянию между событиями, которые в конечном итоге приведут к определенному результату, и самим результатом. Продвинутые «Я» учитывают в их механизме принятия решений контрфактические будущие состояния. Речь идёт прежде всего об опоре в решениях на объяснения.

Разум/ум/mind — функциональный, динамический аспект «Я», являющийся результатом всех его мыслительных и соматических (сома — тело, как оно ощущается «Я» изнутри этого тела) действий, который представляет собой склонность к определенным типам действий в перспективе от первого лица, и эта разумность сохраняется при изменениях тела. То есть это определённого сорта «вычислитель» (хотя в эти вычисления может входить и тело!).

Интеллект/intelligence — функциональная способность «Я» решать проблемы в различных пространствах состояний (не обязательно в трехмерном пространстве), не привязанная к конкретным реализациям «Я», анатомическим структурам или временным шкалам. Сила интеллекта пропорциональна умелости в ориентировании и перемещениях по этим пространствам, включая, в частности, способность определять пути, которые временно ведут дальше от состояния цели, но в конечном итоге позволяют достичь лучших результатов. Сила интеллекта оказывается несводима к результатам простых классических IQ-тестов на обнаружение паттернов и удержание внимания на паттернах, она отражает не только наличие адекватной «аппаратуры» (фактор G) для вычислений интеллекта, но и результаты познания агентом окружающего мира и познания агентом себя. Продвинутый интеллект использует дополнительные уровни самомоделирования, что позволяет осуществлять многоуровневое самомоделирование «Я» и внешнего мира в его возможных будущих состояниях (контрфактическое мышление), а также включает тревожность и креативность (выявление возможных проблем, в отличие от решения только существующих сейчас проблем). Интеллект тоже «безмасштабный», ибо не существует разумного агента/системы, который не состоит из частей, поэтому интеллект всегда коллективный, и нет отдельного вида «Я» во многих системных уровнях, который только и будет обладать интеллектом.

Иерархия потребностей Маслоу/Maslow’s hierarchy of needs — мотивационная теория в психологии, которая фокусируется на относительных типах предпочтений и целей, которые преследуют человеческие (или другие) системы на различных стадиях и масштабах наблюдения (Maslow, 1943)134. Она также подчеркивает степень интеграции подсистем и модуляцию высших уровней уровнем стресса для частей. Помним, что мы пересказываем тут глоссарий TAME, поэтому сохранили тамошнюю отсылку к довольно старой идее иерархии потребностей. Вполне возможно, что в более свежих версиях TAME эта отсылка будет заменена на какую-то более современную.

«Я»/Самость/Self — целостная система, состоящая из совместно действующих (интегрированных в неё) частей, которая служит функциональным владельцем ассоциаций, воспоминаний (то есть это не эргодическая система из физики, а имеющая память) и предпочтений (имеет предпочтения находиться в каких-то точках пространства состояний), которая действует для достижения целей в конкретных проблемных пространствах, где эти цели принадлежат коллективу подсистем как целому «Я», а не какой-то отдельной подсистеме. «Я»/самость определяется пространственно-временным масштабом (системным уровнем) и характером типов целей, которые она может преследовать (то есть каких мест в пространстве состояний она может достичь, и по каким путям) — ее «мыслительным световым конусом»135. «Я» имеют функциональные границы и материальные реализации, но не идентичны какому-либо конкретному типу несущей «Я» системы и могут пересекаться с другими «Я» на том же, более высоком и более низком системном уровне (то есть уровнях «часть-целое»). «Я»/самость — это теоретическая конструкция, представляемая внешними по отношению к «Я» системами (такими как ученые, инженеры и другие «Я») и самими системами по отношению к себе (через внутренние модели «Я»). Концепция «Я» облегчает прогнозирование изменений и приспособление к изменениям в окружении и самой системе-носителе «Я», сохранение «Я» служит эффективной высокоуровневой целью для стратегий вмешательства и контроля в «естественный» (без участия «Я») ход событий.

Стресс/Stress/неудовлетворённость — удалённость целой системы «Я» от желаемого нахождения в каком-то желаемом/целевом месте пространства состояний, запускающая активные (мыслительные, включая телесные) действия по попаданию в это желаемое место пространства состояний, чем больше стресс, тем более активные действия предполагаются (хотя при огромном стрессе состояние такое, что действовать уже невозможно: система ломается, так что лучше бы ей действовать заранее, пока стресс не так велик). Пространственно-временной масштаб и масштаб сложности событий, которые могут вызвать стресс в системе, являются хорошим показателем мыслительной сложности системы. Стресс может возникнуть из-за несоответствия между внешними состояниями и потребностями «Я», между воспринимаемым миром и собой и ожиданиями того, что должно было бы восприниматься, или между целями нескольких подсистем внутри агента, как на одном, так и на разных уровнях организации. Таким образом, неустроенности/geometrical frustrations136 между системными уровнями, представления материаловедов о нагрузке (и возможной из-за неё поломке) как высокоуровневом факторе, влияющем на поведение системы во времени — это минимальные примеры фундаментальной концепции стресса. Стресс в его общем виде определяется так же, как метаболический стресс у бактерий, конкурирующие силы выравнивания клеток при образовании тканей и «настоящий психологический стресс» у разумных организмов.

Повторимся, что все эти важные понятия в разных школах мысли определяются немного (а иногда и совсем) по-разному, у каждого из них есть множество синонимов, но общая суть остаётся:

• Есть некоторый набор частей, которые в каком-то смысле «разумны» (но необязательно это осознают, хотя могут выполнять довольно сложное поведение, причём обучаться этому поведению), и из этих частей каким-то образом создаётся система, у которой есть «Я». То есть любой интеллект оказывается коллективным, собранным из частей.

• Эта система «Я» по мере роста разумности не просто избегает плохих для себя состояний «меня съели» или «я умер от голода или холода» (по большому счёту, это и есть «цель жизни» — «выжить сейчас и в будущем»), но и начинает предсказывать наступление этих состояний (тревога и креативность) и планировать, а также выполнять действия, которые уводят от этих состояний, возможно, проходя состояния ещё хуже текущего (агентность).

• Часто в таких рассмотрениях указывается, что клетка печени лучше выживает, если не мешает организму в целом добиваться улучшения условий существования организма — тогда её шансы уцелеть (и шансы её генов быть отреплицированными в печени новых поколений организмов) сильно растут.

• Это всё абсолютно физично, эти все рассмотрения не зависят от масштаба (клетки, организмы, популяции) или вида субстрата (живые существа, роботы), на котором реализованы «Я». Но обязательно, чтобы были датчики состояния среды и себя, эффекторы, влияющие на среду и себя, возможности вычислений, а также память (без которой обучение невозможно). Более того, это не зависит и от масштаба времени (филогенез как «развитие вида систем» и онтогенез как «развитие организма из генома или технической системы из мемома» рассматриваются одинаковым образом, разве что «время развития системы» и «время эволюции системы» по их масштабу могут различаться в тысячи раз).

Собранность: владеть умом и телом

Итак, мышлением как деятельностью, посвящённой достижению цели занимается агент, который:

• Сам по себе внутри себя имеет разных других агентов «поглупее», которые играют в нём какие-то роли, заняты выполнением тех или иных функций и имеют какие-то свои цели — и цели верхнеуровневые им могут быть в том числе и неизвестными (или известными, и тогда требуют принятия решений: соглашаться или не соглашаться, ибо если «моя рука вдруг меня не слушается, делает что-то своё» — это может привести к изменению поведения верхнеуровневого агента).

• Планирует свой маршрут через пространство состояний и отслеживает его прохождение — и тут важно, что это не всегда приятное путешествие (меняется мир вокруг, меняется своё собственное состояние, а также меняются модели мира/окружения и себя, и меняются ожидания от прохождения ранее придуманного плана в новых обстоятельствах). Тут нужно ещё и указать, что часто приходится идти в прямо противоположном направлении, не теряя из виду общей цели.

• Состоит в составе «объемлющего агента», как-то соотнося свои цели с целями этого надагента (скажем, понимая, каких целей хочет добиться команда проекта, в которой участвует наш агент-человек).

Можно исходить из того, что агент, его подагенты и его надагент (все — коллективные интеллекты!) играют какие-то роли в одновременно идущих на разных уровнях не столько даже «спектаклях» (ибо там не только роли, но и реплики записаны), сколько в ролевых играх137 (типа «дочки-матери», или ролевых играх по отыгрыванию каких-то миров, известных как «игры живого действия» где известны только роли и связанные с ними возможные паттерны действий, и только общая канва сюжета — и важно импровизировать все реплики, поведение и часто даже намерения роли).

Агент должен удерживать внимание на важных объектах всех этих многоуровневых отыгрышей ролей в разных играх (которые кажутся внешним наблюдателям «импровизационными спектаклями»). Агент не должен просто рассеяно блуждать по пространству состояний, ибо как в природе: зазевался — тебя съедят. Если вы пошли днём в магазин, чтобы не голодать вечером, нельзя забывать, что а) вы не просто так идёте, а чтобы вечером быть с едой и б) вы идёте в магазин, а не в цирк или просто дышите свежим воздухом: надо-таки не забыть дойти и купить еды. Если вы на большой скорости движетесь на автомобиле по хайвею, у вас нет автопилота, и ваше внимание блуждает — то от аварии вас отделяют считанные секунды. Всё это верно и для агентов-команд, агентов-предприятий: они не должны забывать, какими проектами заняты, какие цели преследуют. И не должны забывать, что это всё отыгрыш ролей — и роли можно менять. Если не удалось что-то сделать в одной роли, можно занять другую роль и попробовать другие паттерны действий. Если Василий Пупкин отыгрывает роль принца Гамлета, и вдруг вообразил себя и впрямь принцем Гамлетом, то он сумасшедший, а не «вошедший в роль». Это же верно для ролей инженера-электронщика, менеджера по развитию, бизнесмена: ежели Вася Пупкин вообразил, что он и есть инженер-электронщик, а не отыгрывает роль электронщика, то он сошёл с ума. Если кто-то вообразил, что отыгрывающий роль электронщика Вася Пупкин и есть электронщик — то да, на момент отыгрыша это правда, но когда Вася Пупкин пошёл обедать, то это не электронщик пошёл обедать, а агент-актёр. Это всё «ролевое мастерство», сродни актёрскому мастерству как его учат в театральных училищах: играй, но не «перевоплощайся всерьёз», если тебе надо отыграть персонажа из сказки, или говорящее дерево, и ты забудешься в том, что это роль — жди беды. В жизни ровно то же самое со всеми другими ролями! Жизнь при таком описании становится многоуровневой ролевой игрой всех-со-всеми в самых разных ролях, отыгрыванием самых разных «миров».

Актёр/актор/агент, добивающийся успеха (регулярно избегающий попадания плохих состояний, потому как вовремя предпринимает действия по их избеганию) во всех своих многочисленных ролях во всех своих многочисленных проектах рабочих и личных (как играх живого действия, и этих проектов множество! должен быть собранным, то есть отлично владеть собой (и умом, и телом), он должен понимать, что происходит в проекте как игре живого действия, кто ещё с ним играет в каких ролях, предугадывать их возможные действия (predictive coding138 на многих уровнях), то есть иметь какие-то порождающие модели мира и себя, включающие достаточно деталей для точных предсказаний.

Понятизация учит обращать внимание на какие-то сложные ситуации в окружающем мире, называть объекты внимания в этих ситуациях, даже если по поводу этих объектов есть поначалу просто смутное ощущение. Собранность (и роль там «собранный», а поскольку задействуем экзокортекс, то иногда говорят «киборг») учит удерживать затем внимание на этих объектах, причём в ситуациях, когда «аппаратной поддержки» самого агента катастрофически не хватает для удержания этого внимания: попросту, собранность учит людей пользоваться для удержания внимания и себя, и коллективов ресурсами не только биологического мозга, но и экзокортексами в виде бумаги-ручки и бумажных книг раньше, компьютеров сейчас. Как в компьютере есть небольшая оперативная память и довольно обширная внешняя (дисковая) память и ещё большая глобальная (базы данных в датацентрах где-то интернете), так и в случае агентов-людей есть иерархия памяти:

• «мокрая» нейросетка головного мозга. Можно поднять вероятность того, что мозг что-то вспомнит вовремя, удерживая размышления на какую-то тему достаточное время. Например, можно что-то писать, тщательно формулируя (например, час править какой-то абзац содержательного текста). Это означает, что содержание понятого за тридцать секунд обдумывания абзаца вспомнится менее надёжно, чем содержание обдумываемого час абзаца. Как удержать внимание на этом содержании на час? Записать, переписать, перевести на другой язык, разметить типы — любые операции, которые позволят удержать «мокрую» нейронную сетку человеческого мозга на содержании, которое когда-нибудь может пригодиться. Заучивание наизусть тут не поможет, ибо требуется разбирательство с содержанием, а не с формой.

• Если в ходе разбирательства с текстом что-то запомнено на внешнем носителе (экзокортекс/картотека/база данных: вынос мышления, в том числе используемой памяти и поиска в этой памяти вовне кортекса, то есть живого мозга), то это может быть найдено поиском и затем прочитано. Память и поиск перестают зависеть от прихотей природы, от аппаратных возможностей человеческого мозга. Блокнот для записей, персональная картотека, бортовой, или лабораторный, или производственный журнал (лог, записи происходящего — для памяти и последующего разбирательства) решают проблему.

• Память человечества — если какие-то мысли записаны в экзокортексе, то можно искать содержание во всех экзокортексах сразу. Есть разные варианты устройства такой системы: большие языковые модели (в том числе мультимодальные), например текстовая модель LLaMA содержит 220GB преднастроенной нейронной сети, в которые сжата текстовая информация объемом примерно в 1.4 триллиона токенов (частей слов, цифр, знаков препинания). Но поисковые системы типа Google дают и другой вариант: централизованно хранится индекс, по которому в датацентре довольно быстро находится адрес документов, наиболее вероятно содержащих нужные ключевые слова — и дальше можно уже обращаться к исходным документам. И это только два варианта устройства такой «памяти уровня человечества в целом». В бумажные времена такое тоже было, например, Библиотека Конгресса, только «память» эта не давала возможностей поиска нужной информации. Компьютеры решили и проблему хранения/памяти, и проблему поиска — причём поиск становится всё более изощрённым (например, поиск среди всех документов на всех языках сразу, а потом автоматический перевод найденного на язык, удобный человеку, которому эта информация потребовалась).

Но мало владеть собственным умом и уметь его усиливать, надо ещё владеть телом: вокал/голос (выразительная речь) — это мышечная работа, работа на клавиатуре — это мышечная работа, сидеть восемь часов так, чтобы тело не отвлекало внимания на свои проблемы — это тоже мышечная работа, уметь расслабиться, чтобы считать невнятные кинестетические сигналы, которые даёт тело — это тоже мышечная работа. Уметь завязать себе шнурки в 60—80 лет — это мышечная работа, равно как и необходима мышечная работа, чтобы сохранить своё тело и мозг работоспособным на много лет. Это фитнес/fitness, как тренировка готовности к действию. А мышечная работа координируется мозгом, то есть тоже требует собранности и какой-то тренированности в управлении телом/body control.

Конечно, не нужно быть готовым в 21 веке к работе землекопом, к тяжёлому физическому труду «синих воротничков» (кнопки на станках нажимать сегодня не требует физической силы и выносливости), но поддержание не только собранности ума, но и собранности тела, готовности ума и тела к действию, а не к рассеянному «броуновскому» движению — это важная задача. Собранности ума и тела надо научить, причём это научение должно быть не только на личном уровне, но и уровне команды, коллектива как команды команд, организации как множества коллективов. Политтехнологи ставят задачи собранности для крупных сообществ и даже для обществ (все эти «всё для фронта, всё для победы» и «пятилетку в четыре года» — попытки удержать внимание многих людей на каких-то аспектах их жизни). Так что в обучении собранности нужно ещё разбираться: что надо удерживать во внимании, а на чём внимание надо наоборот, не удерживать, и предлагаемые объекты внимания «выкинуть из головы», хотя какие-то люди получают свою зарплату за попытки привлечь внимание личности, команды, коллектива, организации, сообщества/клуба, общества в целом. Надо быть разборчивым по поводу тех проектов, для которых нужно быть собранным.

Собранность как часть актёрского/ролевого мастерства

Мы уже рассмотрели ту часть, где актёров/акторов/агентов учат распознавать, в какую они попали пьесу/проект и какие проектные роли играют окружающие их участники проекта — для этого мы ввели идею трудового кругозора. В мире искусства это эквивалентно «насмотренности», начальному обучению нейронной сетки, чтобы дальше она могла воспользоваться и другими уровнями памяти и внимания, могла задействовать разные механизмы мышления и действия.

Но мы ещё не касались того, как человеку или даже подразделению самому научиться хорошо исполнять проектную/организационную/деятельностную/трудовую роль. Лидерство, которое изучают в системном менеджменте, учит «режиссёров» помогать «актёрам» хорошо исполнять их актёрские роли. Учительское мастерство — ровно то же самое: умение учителей помочь студенту стать мастером, хорошо исполнять какую-то роль, быть мастером какой-то практики. В искусстве мастерство лидера, мастерство учителя — это «режиссёрское мастерство». Актёрское/ролевое мастерство учит тому, как актёру/агенту/исполнителю роли выбирать роль (соглашаться, или не соглашаться на роль), входить в роль, выходить из роли, улучшать свою игру по роли. Нам нужно мастерство, аналогичное актёрскому.

Увы, знание того, как проходит обучение настоящих актёров актёрскому мастерству помогает, но не сильно. Актёров учат, например, изображать рассуждения своего персонажа, рассуждения роли — но нам-то нужно учить не изображать прикладные рассуждения или даже мышление, а именно мыслить, решая проектные проблемы, которые нужно решать актёру согласно своей роли. Актёров учат эмоционально реагировать — но нам-то нужно содержательно реагировать, эмоции тут бантики сбоку (хотя их и нельзя игнорировать, но главным образом для того, чтобы замеченные эмоции держать под контролем, а не отпускать на самотёк). Агентам/акторам в проектных ролях нужно содержательно реагировать на проектные ситуации рассуждениями, в том числе мышлением (познавательными рассуждениями по трансдисциплинам интеллект-стека) и действием, а не эмоционально достоверно изображать своё отношение!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интеллект-стек 2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

119

https://arxiv.org/abs/2210.12761 от Friston со товарищи, https://arxiv.org/abs/2301.10077 от Ванчурин со товарищи, https://www.mdpi.com/1099-4300/25/1/129 вот от от Hoffman со товарищи, https://writings.stephenwolfram.com/2023/02/computational-foundations-for-the-second-law-of-thermodynamics/ от Wolfram, constructor theory https://www.constructortheory.org/ по факту про то же.

120

https://arxiv.org/abs/2210.12761

121

https://plato.stanford.edu/entries/panpsychism/

122

https://arxiv.org/abs/2112.15242

123

https://scholar.google.com/citations?hl=en&user=nEEFLp0AAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate

124

https://www.cambridge.org/core/journals/international-journal-of-astrobiology/article/intelligence-as-a-planetary-scale-process/5077C784D7FAC55F96072F7A7772C5E5

125

https://en.wikipedia.org/wiki/Gaia_hypothesis

126

https://en.wikipedia.org/wiki/Autopoiesis

127

https://en.wikipedia.org/wiki/Complex_adaptive_system

128

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_The_Hitchhiker%27s_Guide_to_the_Galaxy_characters#Deep_Thought

129

https://scholar.google.ru/citations?hl=en&user=RmRwJJIAAAAJ&view_op=list_works&sortby=pubdate

130

https://ru.wikipedia.org/wiki/Витализм

131

https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnsys.2022.768201/full

132

https://en.wikipedia.org/wiki/Autopoiesis

133

https://en.wikipedia.org/wiki/Anticipation_(artificial_intelligence)

134

https://en.wikipedia.org/wiki/Maslow%27s_hierarchy_of_needs

135

https://en.wikipedia.org/wiki/Light_cone

136

https://en.wikipedia.org/wiki/Geometrical_frustration

137

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ролевая_игра

138

https://en.wikipedia.org/wiki/Predictive_coding

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я