В книге изложено содержание внеклассных занятий с учениками 2–4 классов для формирования логических действий построения рассуждений на основе 16 видов логических задач. Книга включает четыре главы: первая – о занятиях с второклассниками, вторая – с третьеклассниками, третья – с четвероклассниками. Четвертая глава – рекомендации к проведению занятий: методы управления решением задач и приемы помощи детям. Для учителей начальных классов, школьных и практических психологов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование логических действий построения рассуждений у младших школьников. Методическое пособие для начальной школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Анатолий Зак, 2019
ISBN 978-5-4496-8907-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Значительные возможности для формирования у детей логических действий построения рассуждений, а также познавательных действий, связанных с пониманием условий задач и планированием шагов по достижению требуемого результата, имеются во внеклассной работе.
Так, вполне возможно организовать во внеурочное время занятия, на которых дети будут просто решать разнообразные логические задачи, в частности, представленные в этой книжке.
Важно отметить, что включение детей в регулярную умственную деятельность, направленную на поиск решения логических задач создает им хорошие условия для формирования логических действий построения рассуждений, поскольку в этом случае они постоянно ставятся в такие ситуации, где есть возможности развертыватьпонимание условий, осмысливать общность и различие своих действий при решении однотипных и разнотипных задач, строить разные планы для достижения требуемого результата.
Более сложная (по организации) форма внеклассной работы на материале занимательных задач (в том числе и разработанных нами) состоит в том, чтобы не просто их решать, а еще и коллективно обсуждать. В этом случае на собственно решение задач достаточно отводить 10—15 мин., а остальное время следует посвящать разбору правильных и ошибочных действий в ходе решения задач. Смысл такого разбора состоит в том, чтобы побудить детей к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу сходства и различий в способах и условиях решения. При этом создаются дополнительные условия для углубления понимания детьми условий задач, расширения осознания ими своих действий и улучшения умений планировать мыслительную деятельность.
Систематически разбирая решение, дети постепенно усваивают приемы анализа задач, которые им демонстрируются. У них появляются возможности точнее выделять в своих действиях общее и различное, увереннее их планировать, продумывая их состав заранее, до практического выполнения.
Наиболее благоприятные условия для развертывания отмеченного выше рассмотрения способов решения задач создаются в том случае, когда детям на протяжении ряда занятий предлагается решать задачи разных видов и разной сложности.
Хорошим материалом для проведения эффективных развивающих занятий служат сюжетные задачи, в которых логические отношения предметов и их свойств представлены в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций. Такие задачи интересны детям, побуждают их к размышлениям. Эти задачи хороши еще и тем, что к их решению может быть допущен любой ученик: здесь имеется в виду то обстоятельство, что ребенок, который пропустил много занятий, например, по математике или по русскому языку, при решении задач на неучебном материале (т.е. таких задач, для решения которых не нужно специальных знаний, а достаточно хорошо понять их условия) вполне может действовать успешно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование логических действий построения рассуждений у младших школьников. Методическое пособие для начальной школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других