Культурные слои Артуровских легенд

Анастасия Власова, 2022

Я хотела бы, чтобы легенда о Короле Прошлого и Грядущего сохранилась бы пусть не в первоначальном, но хотя бы в исторически сложившемся виде. Ее очарование в том, что цикл Артурианы похож на большой многослойный торт. Его не только вкусно есть, но еще и приятно решать головоломку: из каких же ингредиентов его все-таки спекли? Именно эти ингредиенты и лягут в основу этого исследования. Культурные традиции, вплетающиеся в историю Артура. Уже давно известен и популярен такой тезис: "История Короля Артура, это история самой Британии". И конечно, это неоспоримо. Разобрав Артуриану по слоям, можно четко увидеть, какие страны или народы, оказали историческое, военное или экономическое, но главное, культурное влияние на жителей Туманного Альбиона. Мне не хотелось бы писать серьезную научную работу, скучным официальным языком. Скорее, это будет литературный детектив для всех любителей Артурианы, хотя изложенные в нем данные и выводы, все же будут иметь серьезный характер.

Оглавление

Не-смерть Артура

Для нас, пожалуй, эта история начнется прекрасным летним утром 1278 года. Теплые и ласковые лучи солнца заливают изумрудно-зеленые луга и холмы, уносят прочь клочки вечного английского тумана. Редкий день, когда нет дождя и можно увидеть местность хотя бы на 20 шагов вперед. И в это утро есть, на что посмотреть.

Высокие дубовые врата древнего Гластонберийского аббатства распахнуты, широкий двор, опоясанный галереей из тонких резных колонн и арочных перекрытий, забит народом. Торжественно высится над ними громада собора. Еще играет радугой целое витражное окно-роза, еще не обвалился древний изящный готический неф. Пусть аббатство уже обшарпано и обеднело после пожара 1184 года, но бенедиктинцы еще верят в его стойкость.

Монахи в своих длинных изношенных рясах скромно прячутся между колоннами, чтобы не мешать английской знати, приехавшей сюда в лучших своих нарядах в этот важный день. Аббат в парадном одеянии стоит посреди залитого солнечным светом двора, рядом с двумя самыми важными гостями. Он застыл по левую руку от высокого статного и сильного мужчины, смелого воина и хитрого стратега. Камиза гостя бела и тонка, его котт расшит золотом, длинный алый плащ, подбитый мехом, стелется сзади по земле. Как и шлейф платья его спутницы. Миниатюрной златокудрой дамы, в модном платье с обтягивающим верхом и длинной широкой юбкой. Ее миловидное лицо скрыто вуалью, в прическе и на шее блестят в золоте драгоценные камни.

Главные гости аббатства — Король Англии Эдуард Первый Длинноногий и его Королева — Элеонора Кастильская. Эталонная пара своего времени. Он — солдат и правитель, взявший на себя труд выполнить почти не реальное: объединить после смут земли Британии. Она — его верная спутница, сопровождавшая мужа в каждом походе, мать его 16 детей, друг и советник.

Идеальная королевская семья, в сопровождении двора, приехала сюда лишь с одной целью — отдать последние почести еще более великому Королю и его королеве. Нынешний король Англии провожает в последний путь Короля Прошлого и Грядущего. Потому что в это летнее яркое солнечное утро монахи и монархи хоронят Артура.

Огромный каменный гроб, в котором вроде бы лежат останки могучего воина и изящной прекрасной дамы, будет опущен в крипту под ступенями алтаря Гластенберийского собора. Над их могилой установят каменную монолитную плиту. Настоятель и его братия начинают чтение соответствующих молитв. Торжественный обряд начинается…

Но… мы-то с вами знаем, что Король Артур не умер. Он просто уснул волшебным сном, до той поры, пока не настанут опасные для милой Англии времена, когда Король должен будет вернуться и снова противостоять опасности, снова призовет он своих рыцарей и вернет стране ее великую славу.

В тот день на плите блестели в солнечном свете слова: «Здесь покоится Артур, цвет королей, гордость державы, чьей памяти и делам воздаем мы вечную хвалу». Краткая, но содержательная история Артура.

Сегодня на этом же месте вместо плиты лишь прямоугольник земли, засеянный травой и выложенный по периметру каменным бордюром. Вместо вырезанных в камне букв — простая табличка. Изменилась и надпись. Теперь там можно прочесть: «Здесь покоится прославленный Король Артур вместе с Гвениверой, его второй женой, на острове Аваллоне».

Но ведь не это важно. Могила Артура еще видна и не забыта. Как и его след в истории. В той самой бесконечной легенде, которая каждый раз начинала новый свой виток как раз с очередной смерти Артура.

Именно события того утра 1278 года дали новый толчок к развитию мифа о Короле Прошлого и Грядущего. Не то, чтобы об Артуре вдруг вспомнили в тот год. Нет, просто один славный король кстати возродил память о другом. Ведь у столь великого правителя должен быть и еще более великий предок. Потому этого предка в то утро и хоронили со всеми королевскими почестями.

Буквально за 150 лет до дня торжественных похорон имя Артура (Истинного) было увековечено в «Истории Королей Британии» Гадфридом Монмунтским. А еще спустя примерно 200 лет о великом короле напишут новую версию легенды. И по какому-то странному стечению обстоятельств, произведение Томаса Мэлори выйдет в свет под названием «Смерть Артура». Хотя изначально цикл из 8 книг назвался «Книга о Короле Артуре и его доблестных рыцарях Круглого Стола». И вот уже с момента этой «Смерти» миф о нем полностью будет считаться сложившимся.

Конечно, в этой истории основной движущей силой становится политика и PR. Об Артуре будут вспоминать только для того, чтобы подчеркнуть собственную важность, усилить впечатление от собственных заслуг. Многие амбициозные правители будут стараться доказать, что их славный род ведет свое начало как раз от того самого Короля Королей. Кстати, все тот же Эдуард Первый не постеснялся взять себе некое второе имя и провозгласил себя «Возвратившийся Артур». Кровь Артура, текущая в жилах правителей Британии, становится той самой волшебной силой, что толкает всех этих людей на новые подвиги. Каждому их них будет нужен «кусочек» славы Короля Прошлого и Грядущего.

Но нам не важна политика, не важно, зачем создавался новый миф об Артуре. Важно содержание мифа и его развитие.

Для того, чтобы понять, как, кто, и главное, зачем, что-то привнес в эту историю, надо для начала разобрать саму канву сюжета артуровского цикла. Давайте сделаем «рыбу» мифа. Составим список основных моментов легенды, и тогда нам легче будет понимать, что и когда в этой сказке заняло своей законное место.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я