Первопроходчество – сам ли распался исполин СССР

Альберт Савин

Как бы ни оценивались поступки разными поколениями – бесспорно то, что дерзновенное первопроходчество к вершинам – куда как ярче всяких экскурсий по уже истоптанным дорогам! Но что же выбирает трудовой народ России – тысячелетние ли Имперские тракты к закатам, или всего лишь сто лет дерзновенного первопроходчества?(Рукопись – переработанная из предыдущих авторских изданий: «СССР. Ошибки, успехи и память» и «Насколько русский – «Русский мир»).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первопроходчество – сам ли распался исполин СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Кто нацелил мир на призрак комммунизма

(Из Википедии — свободной энциклопедии. Авторские комментарии выделены курсивом или подчёркнутым курсивом).

Манифест Коммунистической партии — авторы: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Язык оригинала — немецкий. Оригинал издан 21 февраля 1848 года.

Состоит из преамбулы и четырех разделов, последний из которых представляет собой краткое заключение.

Вступление начинается так: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все державы старой Европы заключили священный союз, чтобы изгнать этот призрак. Указывая на то, что партии повсюду — и в правительстве, и в оппозиции — бросают друг другу «клеймо коммунизма», авторы делают из этого вывод, что власть имущие признают коммунизм властью самой по себе.

Впоследствии введение призывает коммунистов открыто публиковать свои взгляды и цели, чтобы «встретить эту детскую сказку о призраке коммунизма манифестом самой партии»

Первый раздел Манифеста «Буржуа и пролетарии» разъясняет материалистическое понимание истории, что «история всего, существующего до сих пор, общества есть история классовой борьбы». Общества всегда принимали форму угнетенного большинства, эксплуатируемого под гнетом угнетающего меньшинства.

При капитализме промышленный рабочий класс, или пролетариат, ведет классовую борьбу против собственников средств производства — буржуазии. Как и прежде, эта борьба закончится революцией, перестраивающей общество, «общим разорением борющихся классов».

Буржуазия, благодаря «постоянному перевороту производства и непрерывному нарушению всех общественных условий», стала высшим классом в обществе, вытеснив все старые силы феодализма. Буржуазия постоянно эксплуатирует пролетариат ради его рабочей силы, создавая себе прибыль и накапливая капитал. Однако при этом буржуазия служит «своим собственным могильщикам»; пролетариат неизбежно осознает свой собственны потенциал и придет к власти через революцию, свергнув буржуазию.

Второй раздел «Пролетарии и коммунисты» начинается с изложения отношения сознательных коммунистов к остальному рабочему классу. Партия коммунистов не будет противостоять другим партиям рабочего класса, но в отличие от них она будет выражать общую волю и защищать общие интересы мирового пролетариата в целом, независимо от всех национальностей.

Далее этот раздел защищает коммунизм от различных возражений, включая утверждения о том, что он пропагандирует коммунальную проституцию или лишает людей возможности работать. прогрессивный подоходный налог; отмена наследства и частной собственности; отмена детского труда; бесплатное государственное образование; национализация средств транспорта и связи; централизация кредита через национальный банк; расширение государственной собственности на землю и т. д. — осуществление которых привело бы к появлению апатридов.

Апатрид — физическое лицо, не имеющее какого-либо гражданства или подданства и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к какому-либо гражданству или подданству. Бипатриды — множественное гражданство

Третий раздел, «Социалистическая и коммунистическая литература», отличает коммунизм от других социалистических доктрин, преобладавших в то время, — они широко классифицируются как реакционный социализм, консервативный или буржуазный социализми критико-утопический социализм и коммунизм.

В то время как степень упрека в отношении конкурирующих точек зрения различна, все они отвергаются за пропаганду реформизма и неспособность признать выдающуюся революционную роль рабочего класса.

«Позиция коммунистов по отношению к различным оппозиционным партиям», — заключительный раздел Манифеста, кратко обсуждает коммунистическую позицию по борьбе в конкретных странах середины XIX века, таких как Франция, Швейцария, Польша и Германия, причем последняя находится «накануне буржуазной революции» и предсказывает, что вскоре последует мировая революция. Она кончается провозглашением союза с демократическими социалистами, смелой поддержкой других коммунистических революций и призывом к объединенному международному пролетарскому действию: «Рабочие всех стран, соединяйтесь!».

====

Весной 1847 года Маркс и Энгельс вступили в Лигу справедливых, которых быстро убедили их идеи «критического коммунизма». На своем Первом съезде 2—9 июня Лига поручила Энгельсу разработать «исповедание веры», но впоследствии такой документ был признан неуместным для открытой, неконфронтационной организации. Тем не менее Энгельс написал «Проект исповедания коммунистического веры», подробно изложив программу Лиги.

Несколько месяцев спустя, в октябре, Энгельс прибыл в парижское отделение Лиги и обнаружил, что Мозес Гесс написал неадекватный манифест для группы, называемой Лигой коммунистов.

В отсутствие Гесса Энгельс резко раскритиковал этот манифест и убедил остальных членов Лиги поручить ему составление нового. Это стало проектом Принципов коммунизма, описанным как «меньше кредо и больше экзаменационная работа».

23 ноября, незадолго до Второго съезда Коммунистической лиги (29 ноября — 8 декабря 1847 года), Энгельс написал Марксу, выражая желание отказаться от формата в пользу манифеста, поскольку он чувствовал, что он «должен содержать некоторую историю».

28-го Маркс и Энгельс встретились в бельгийском Остенде, а через несколько дней собрались в Сохо, лондонской штаб-квартире Немецкой ассоциации рабочего образования, чтобы принять участие в конгрессе.

В течение следующих десяти дней между функционерами Лиги бушевали напряженные дебаты; в конце концов Маркс одержал верх над остальными и, преодолев «жесткую и длительную оппозицию» к словам Гарольда Ласки, обеспечил себе большинство голосов за свою программу.

Таким образом, Лига единогласно приняла гораздо более воинственную резолюцию, чем та, которая была принята на Первом конгрессе в июне. Впоследствии Марксу (особенно) и Энгельсу было поручено составить манифест Лиги.

Вернувшись в Брюссель, Маркс, по словам его биографа Фрэнсиса Уина, «постоянно медлил». Работая над Манифестом лишь изредка, он проводил большую часть своего времени, читая лекции по политической экономии в Немецкой ассоциации образования рабочих, сочиняя статьи для «Дойче-Брюсселер цайтунг» и произнося длинную речь о свободной торговле. После этого он даже провел неделю (17—26 января 1848 года) в Генте, чтобы основать там отделение Демократической ассоциации. Впоследствии, не имея известий от Маркса в течение почти двух месяцев, Центральный комитет Коммунистического союза направил ему ультиматум 24 или 26 января, требуя, чтобы он представил законченную рукопись к 1 февраля.

Это навязывание подстегнуло Маркса, который изо всех сил старался работать без крайнего срока, и он, похоже, поспешил закончить работу вовремя. В доказательство этого историк указывает на отсутствие черновых набросков, из которых сохранилась только одна страница.

Всего Манифест был написан за 6—7 недель. Хотя Энгельсу приписывают роль соавтора, окончательный проект был написан исключительно Марксом. Из письма от 26 января Ласки делает вывод, что даже Коммунистическая лига считала Маркса единственным рисовальщиком и что он был всего лишь их агентом, которого неизбежно можно было заменить.

Далее, сам Энгельс писал в 1883 году: «Основная мысль, проходящая через Манифест принадлежит исключительно и исключительно Марксу». Хотя Ласки не возражает. Он утверждает, что при написании Манифеста Маркс черпал из «совместного фонда идей», который он разработал вместе с Энгельсом, «своего рода интеллектуальный банковский счет, на который любой из них мог свободно черпать деньги».

В конце февраля 1848 года Манифест был анонимно опубликован Рабочей просветительской ассоциацией, в Бишопсгейте в Лондонском сити (Kommunistischer Arbeiterbildungsverein).

Написанная на немецком языке брошюра из 23 стр — называлась «Манифест коммунистической партии» и имела темно-зеленую обложку. Она была переиздана три раза и опубликована в «Дойче Лондонер цайтунг», газете для немецких газет.

4 марта, через день после того, как началась публикация в «Цайтунг», Маркс был выслан бельгийской полицией. Две недели спустя, около 20 марта, тысяча экземпляров Манифеста добрались до Парижа, а оттуда в начале апреля-в Германию. В апреле—мае текст был исправлен на типографские и пунктуационные ошибки; Маркс и Энгельс будут использовать этот 30-страничный вариант в качестве основы для будущих изданий Манифеста.

Хотя «s prelude» объявила, что она «будет опубликована на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках», первоначальные тиражи были только на немецком языке. Польский и датский переводы вскоре последовали за немецким оригиналом в Лондоне, а к концу 1848 года был опубликован шведский перевод с новым названием — «Голос коммунизма: декларация Коммунистической партии».

В июне—ноябре 1850 года Манифест Коммунистической партии был впервые опубликован на английском языке в переводе Джорджа Джулиана Харни Хелен Макфарлейнв его журнале «Красный республиканец».. Ее версия начинается так: «Страшный хобгоблин бродит по всей Европе. Нас преследует призрак, призрак коммунизма».

Для ее перевода Макфарлейн из Ланкашира, вероятно, консультировался с Энгельсом, который на полпути отказался от своего собственного английского перевода. Введение Харни впервые раскрыло личности до сих пор анонимных авторов Манифеста.

Сразу же после Кельнского коммунистического процесса в конце 1852 года Коммунистическая лига распалась.

Вскоре после Манифеста в Париже вспыхнула революция, направленная на свержение короля Луи Филиппа. Манифест не играл в этом никакой роли; французский перевод был опубликован в Париже только перед самым подавлением восстания рабочего класса в июньские дни.

Его влияние в общеевропейских революциях 1848 года было ограничено Германией, где базирующаяся Коммунистическая лига и ее газета Neue Rheinische Zeitung под редакцией Маркса играли важную роль. В течение года после своего основания, в мае 1849 года, «Цайтунг» был подавлен;

Маркс был изгнан из Германии и вынужден был искать пожизненного убежища в Лондоне. В 1851 году члены центрального совета Коммунистической лиги были арестованы прусской тайной полицией. На суде в Кельне 18 месяцев спустя, в конце 1852 года, они были приговорены к 3—6 годам тюремного заключения.

Для Энгельса революция была «отодвинута на задний план реакцией, начавшейся с поражения парижских рабочих в июне 1848 года и окончательно отлученной „по закону“ в результате осуждения кельнских коммунистов в ноябре 1852 года».

После поражения революций 1848 года Манифест погрузился в безвестность, где и оставался на протяжении 1850-1860-х годов. Хобсбаум говорит, что к ноябрю 1850 года Манифест «стал достаточно редким, чтобы Маркс счел нужным перепечатать раздел III в последнем номере своего лондонского журнала».

В течение следующих двух десятилетий было опубликовано лишь несколько новых изданий; к ним относятся (несанкционированный и иногда неточный) русский перевод Михаила Бакунина 1869 года в Женеве и издание 1866 года в Берлине — первый раз, когда Манифест был опубликован в Германии.

По словам Хобсбаума: «К середине 1860-х годов практически ничего из того, что Маркс написал в прошлом, уже не было напечатано». Однако Джон Коуэлл-Степни опубликовал сокращенную версию в журнале Социальный экономист в августе-сентябре 1869 года как раз к Базельскому конгрессу.

Значит, до России идея коммунизма дошла ещё позже — в 1870 году, за полвека д о т о г о, как прозвучал набат русского гения поэта о «диком барстве» в патриархальной Руси. (А.С.Пушкин, «Деревня», 1819 г. и Восстание Декабристов, 1825).

====

Обычно оригинал публикации преподносится в предельно сокращённом виде, как работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которой авторы декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий.

В этом важном марксистском сочинении констатируется, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов.

Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата, которому предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс излагают своё видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства. Важное место в «Манифесте» занимает критический обзор различных немарксистских теорий социализма и реакционных «псевдосоциалистических» учений.

Так, жёстко критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Кроме того, в «Манифесте» говорится, что коммунисты как самая решительная часть пролетариата «не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран».

«Манифест» начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».

Заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», — за которыми следует знаменитый исторический лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Энгельс отмечал: «Однако „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя более вправе».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первопроходчество – сам ли распался исполин СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я