Празднику быть! 24 сценария и 98 игр

Алиса Закс

На примере полной программы выездного детского лагеря будет возможность проследить весь путь детского мероприятия от идеи до проведения программы. Утренние зарядки, тематические праздники, спортивные часы, прогулки и дискотеки. Вы узнаете, как на самом деле проходят детские праздники. Какие ошибки совершают аниматоры, и какие выводы из ошибок делают. Для аниматоров, педагогов, вожатых.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Празднику быть! 24 сценария и 98 игр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая. Техническое задание

Что такое техническое задание

Любое мероприятие начинается с технического задания. Термин кажется слишком далеким от творчества, чтобы быть использованным в теме детской анимации, но именно эта штуковина ⎼ один из лучших помощников при общении заказчика и исполнителя. Особенно на начальном этапе.

Используете этот инструмент в своей работе?

Если нет ⎼ попробуйте хотя бы раз. Очень удобно!

У меня есть длинная бриф-анкета1 специально для этих целей. Однако большинство клиентов теряются при виде большого количества вопросов. Поэтому чаще всего я пользуюсь вот таким простым алгоритмом:

— Расспросить заказчика о его ожиданиях, пожеланиях, надеждах, требованиях, возможностях относительно предстоящего праздника или мероприятия.

— Пока заказчик говорит, внимательно слушать и записывать все, что он говорит. Вот прямо все, а не только то, что кажется важным. Ибо всегда есть что-то, что поначалу выглядит незначительным, а в итоге оказывается критически важным.

— Убрать из написанного эмоции и превратить рассказ в список.

Все. Техническое задание готово.

Итак, с чего мы начинаем:

Необходимо разработать, подготовить и провести серию мероприятий для детей 1 ⎼ 6 класса.

Количество детей: 15—20 человек.

Количество аниматоров: 2.

Место проведения: подмосковный отель.

Виды, количество и продолжительность мероприятий:

Зарядка. 6 раз. Продолжительность 30 минут. Желательно включить в зарядку какой-нибудь элемент мотивации, который будет помогать детям включаться в выполнение зарядки.

Дневная тематическая анимация: развлекательная игровая программа. 5 раз. Продолжительность 45—60 минут. Тематическая анимация не должна выглядеть как «бесилово с клоунами». Нужно что-то, чтобы дети могли и подумать, и подвигаться, и повеселиться. Но не перегружать их. Чтобы было и интересно, и полезно, но не похоже на уроки.

Вечерняя анимация. Развлекательная программа. 4 раза. Продолжительность 60—90 минут. Задача: занять чем-нибудь ребят перед сном.

Спортивный час или прогулка. 5 раз. Продолжительность 60—90 минут.

Два праздника: праздник-знакомство и финальный. Продолжительность 60 минут.

Дополнительная информация: кроме анимации дети будут заниматься английским языком. Расписание и продолжительность мероприятий должно совпадать с общим распорядком дня. В распоряжении аниматоров: спортивный зал, площадка на улице, пустая прямоугольная аудитория 30 м2. В аудиторию можно поставить любое количество столов и стульев.

Примерное задание понятно. Конечно, все еще будет немного видоизменяться, уточняться, корректироваться. Но в целом объем и формат работы ясен. Можно приступать к разработке программ.

При подготовке и проведении мероприятий я придерживаюсь ряда правил. Они ⎼ мой главный ориентир, позволяющий готовить качественные программы.

Аниматор для детей, а не дети для аниматора.

То, что я делаю ⎼ делаю в первую очередь для детей. Не для того, чтобы использовать реквизит, удачно купленный по случаю, не для того, чтобы родители смогли сделать красивые фоточки в процессе праздника, а для того, чтобы ребятам было интересно. Такие праздники (мероприятия) снаружи могут выглядеть непонятно, они не дают красивый постановочной картинки для фото. Зато они наполнены изнутри. А фоточки можно будет сделать после окончания мероприятия. Но еще проще. если родителям нужны красивые фотографии ⎼ съездить в фотостудию и не смешивать 2 такие разные задачи, как красивые фото и детский настоящий, живой праздник. Идем за детьми, оставаясь в рамках главной идеи программы.

Возможность первична, механика вторична.

Для меня каждый праздник, каждое мероприятие, это какая-то возможность, которую я могу предоставить детям. Что-то, что в обычной жизни им чаще всего недоступно. И каждый раз выстраивать программу я начинаю отталкиваясь от этой возможности, а уж потом подбираю необходимую механику.

Если какой-то элемент программы ни на что не влияет ⎼ это лишний элемент. Он должен быть удален.

Игра, реквизит, элемент костюма или даже костюм целиком. Не важно что это, если элемент не помогает раскрыть поставленную задачу, он должен быть исключен из программы. Точно также в празднике нет места напрасным игровым стараниям. Если мы в какой-то момент говорим делят, что сейчас будем тренировать ловкость, что сейчас мы посмотрим, кто из детей самый ловкий, то дальше наша задача, наша прямая обязанность объяснить, где чего это нужно и как-то использовать только что тренированную ловкость.

Крепкая мотивация персонажей ⎼ залог успеха мероприятия.2

Данный пункт чем-то перекликается с предыдущим. Только там мы говорили о том, что лишний элемент должен быть удален, а тут о том что каждый оставленный элемент должен быть объяснен. Главный вопрос всегда зачем герои пришли к детям? Почему дети должны помогать героям? До тех пор, пока нет ответы на эти вопросы не получены, программа не может считаться сформированной.

Данные правила отлично помогают в решении ряда вопросов. Например, выбор костюмов для программ. Мы остановили свой выбор на нейтральной форме: серые джинсы и цветная (однотонная) футболка. Все мероприятия проводили в этом костюме (кроме спортивных занятий и финального праздника). В случае необходимости дополняли форму элементом костюма, который помогал создавать образ того или иного персонажа.

Мы ни пользовались так называемой фоновой музыки. Большая часть программ проходила в тишине.

Нам очень хотелось создать атмосферу домашнего камерного театра, чтобы ребятам было уютно играть, чтобы они могли смело обращаться с предложенным реквизитом. Для достижения этой цели мы старались по максимуму использовать самодельный реквизит.

Вот в этом месте я скажу, что, на самом деле, есть нечто большее, важное, нежели то, как мы используем музыку, какие костюм и реквизит выбираем. Самое главное ⎼ установить границы дозволенного: общие правила, сразу договориться об условиях игры, условиях, которые будут распространятся на все мероприятия без исключения. При этом правил не должно быть много. Максимум пять. Я поделюсь своими правилами, а вы подумайте над своими. Что для вас важно?

Разумеется, правила необходимо не только продумать, записать, но озвучить детям и убедиться в том, что они с этими правилами согласились.

Правило №1: мы не причиняем вред друг другу и предметам, которые нас окружают.

Правило №2: ты имеешь право не играть, но должен находиться в месте проведения мероприятия.

Правило №3: во время проведения мероприятий мы разговариваем по очереди.

Правило №4: брать реквизит, который лежит в специальном месте (тут обозначаем что это за место), без разрешения аниматоров нельзя.

Все. Четыре правила. Они распространяются на все наши мероприятия без исключений. Даже на зарядку, с которой начинался каждый день. С нее же мы и начнем основную часть повествования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Празднику быть! 24 сценария и 98 игр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Бриф-анкета ⎼ техническое задание для запроса одной из сторон более детальной, предварительной информации о сделке. (Источник: Википедия)

2

Выносим за скобки умение придумывать, организовывать и проводить детские интерактивные мероприятия, а также соответствие программы возрасту и количеству участников.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я