Внешне не эффектная, но чудовищно эффективная управленческая технология структурирования общеобразовательного процесса на жёсткий, полужёсткий и гибкий модули представлена в этой книге самим разработчиком. Именно эту технологию в своё время поддержал клуб «Эврика».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О школах. Терри Торри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКА
Предисловие автора
Нам надлежит разобраться с одним весьма важным элементом любой образовательной структуры, любой образовательной организации, любого образовательного учреждения.
Нам необходимо пристально всмотреться в то, как, куда и на что тратит свое время школьник.
На уровне обыденного сознания наш ребенок «ходит в школу».
Красиво сказано!
Мне довелось этот момент (ничего себе — «моментик»! ) прочувствовать на своей шкуре.
Дело в том, что мои бабушка, тётя и мама вообразили, что я достоин обучения в специальной «английской» школе и перевели меня «по случаю» в школу, располагавшуюся весьма не близко от дома.
Если бы сегодня вам предложили отправлять второклассника пешком через семнадцать гигантских кварталов в школу, вы бы рискнули?
Меня много лет не покидала боком прибившаяся в моё подсознание мысль, что в силу моей крайней болезненности и явных вывихов сознания мои дорогие родственнички втайне надеялись, что передвигаясь по криминальному городу я рано или поздно просто сгину и с глаз и вообще…
Но это так, к слову. За давностью лет не имеет значения.
Случилось теоретически невероятное.
Я выжил.
Мало того, что меня направили по предельно опасному маршруту.
В центре Свердловска тех лет были своеобразные «узловые пункты» криминала.
Это в городе в целом районы ВИЗа и Уралмаша, а вот в центре районы улицы Горького и двор Ленина, 5. Мне повезло жить бок о бок с улицей Горького, и учиться на окраине двора Ленина 5.
И там и там своих били, чтобы чужие боялись. И там и там хватало рисков на улице и без трансгородских перемещений. Но мне выпало счастье ежедневно восемь учебных лет перемещаться и по этим пунктам и пересекать город между оными. Уже в конце обучения я, между прочим, осилил подсчёт числа шагов на некоторых участках трассы. Например от моего дома до угла улиц 8 марта и Радищева было семьсот шагов. Семьсот шагов восьмиклассника, бегавшего, практически, быстрее всех в городе. В пробеге на 8 километров второго мая 1968 года я лидировал почти всю дистанцию и только в самом финишном створе меня опередили два взрослых соперника — юниоры бежали со взрослыми. Через год я стал чемпионом Краснодара среди юношей в беге на 3000 м и на 5000 м. Конечно это не бог весть, какие достижения, но шаги у меня были не хилые. Но этими семьюстами шагами (650 метров!) трасса только начиналась. Теперь следовало подняться на гору до улицы Московской (ровно 1000 метров!) и по ней спуститься до Дворца Молодежи и студентов (ещё 450 метров!).
450 м 1000 м 200м 150м и 300 м всего 2100 м (измерено по Яндекс. Картам)
2100 метров туда и 2100 метров обратно. 4200 метров по весьма темным местам. Это сегодня по Радищева и Московской вдоль всей этой трассы ходит трамвай. Во времена моей учебы там было тихо и спокойно. То есть группа подростков могла спокойно вас окружить и избить, ограбив при этом практически безнаказанно. Вот благодаря этим ежедневным тренировкам я и стал самым быстрым бегуном в городе. Во втором классе я обгонял практически любого восьмиклассника. Легко. А ещё мастерски попадал обломками кирпичей в лица нападавших. Техника была проста и на диво эффективна. Группа гналась за мной и нападавшие понемногу «растягивались». В какой-то момент я начинал, как раненная утка припадать на одну ногу, спотыкаться, и лидер догонявших стремительно приближался к «жертве» незаметно подбиравшей кирпичи. И вот здесь я встречал его лицом к лицу летящим в морду лица обломком.
После чего легко набирал ход и уходил от погони. Где-то, с шестого класса начиная, местные грабители ко мне предпочитали не приближаться. Все знали что я «ненормальный» и кличка у меня была «пробей голова».
Но к числам! Два километра — это сорок минут хорошего хода для второклассника, если в пути нет помех. Какие «помехи» встречались регулярно, вы уже поняли. Они же довольно сильно меняли, порою, маршруты и трасса автоматически удлинялась и становилась непредсказуемой. Потому выходил я в школу за час до начала занятий. В первую смену это было семь утра. Большую часть года это было тёмное время. Ну вот. А еще предстояла обратная дорога. С теми же проблемами. Если это была вторая смена, то это было шесть-восемь часов вечера. И опять же по большей части учебного года в темноте. Таким образом либо туда, либо обратно я брёл «втёмную». Были и другие веселые трассы. Но по Горького это было почти гарантированное избиение, по Ленина почти гарантировано выбитые зубы, по Гоголя и Пушкинской почти гарантированные гонки преследования… Не все гладко проходило и по Московской, где уже бушевали группы с ВИЗа.
Так или иначе но два часа в учебный день занимала дорога.
Дорога в школу и обратно.
В сутках на всё остальное оставалось двадцать два часа.
Примем неизбежное. В десять меня укладывали спать и в шесть утра поднимали.
Таким образом еще восемь часов уходило на законный сон.
Оставалось 14 часов. Один час на подготовку к выходу в школу.
Пятнадцать минут на очередь в единственный в доме туалет — на девять квартир и примерно тридцать жильцов. Еще пять-семь минут на очередь к единственному в коридоре умывальнику.
Завтрак — десять минут максимум. Заправка постели, одевание, проверка портфеля. Это еще минут десять-двенадцать. Напутствие на учебный день. Выход. От 14 часов нам остается тринадцать. В школе мы пребывали либо с восьми до двух либо с двух до восьми — шесть часов.
Все эти часы мы еще рассмотрим наивнимательнейшим образом в дальнейшем. Пока же оценим оставшиеся семь часов. Предположим с трёх дня до десяти вечера, если мы учились в первую смену. На домашние задания в среднем я тратил два часа в день при любой погоде. Оставалось пять часов. Последние два часа перед сном никто уже не гулял. Это были вечерние семейные посиделки, ужин и подготовка ко сну. Оставалось три часа. Если я не болел (боже! Бывало же и такое!) то это были три часа на улице, во дворе, из которых один час, минимум, уходил на обязательные походы в магазины за молоком и хлебом, и с Роной на рынок. Поскольку я пристрастился к зоопарку, то почти каждый день час или полтора я проводил в этом богоугодном заведении, благо располагался он в десяти минутах быстрой ходьбы от дома. Со второго шестого класса (в шестом я учился дважды — из-за болезней) я подружился с Юрой Мещеряковым и потому всё оставшееся время проводил с ним и у него. А его отец — папа Вова — стал мне по сути заменой моего родного отца.
Ну, вот я и отчитался о том, как строился и тратился бюджет моего личного времени во время обучения в школе. Для понимания того, как и почему я пришел к мысли о подобных подсчётах.
Общий бюджет времени школы
Уже в третьем классе я начал задумываться о том, как мы тратим время в школе.
Посмотрим на итоги моих скромных подсчётов, каковые я осуществлял, когда на уроках мне становилось невыносимо скучно. Да-да! Я скучал на уроках и среди прочего занимал себя самыми разными подсчётами. Например, такими:
Школа «работает» круглый год.
То есть здание школы круглый год занято именно школой.
Рассмотрим простейший случай двусменной школы.
Школа работает с восьми утра до восьми вечера.
То есть половину суток.
А еще половину суток она стоит закрытая.
Получается, что школа половину года стоит закрытая!
У меня было с чем сравнивать.
Поверьте мне на слово!
Я пятнадцать раз лежал в больницах по месяцу с воспалением легких.
Реально!
И я точно знал: больница работает и днём и ночью и не знает выходных.
А вот школа их знает.
И любит!
И поэтому надо сразу вычесть из бюджета времени школы минимум 52 воскресения в году.
Итак: 365 дней. Минус 52 выходных остается 313 дней.
Минус три раза по восемь дней каникул (это я выходные учел!) то есть 313 минус 24 равно 289 дней.
Минус лето — минимум два месяца — 60 дней равно 229 дней. Их делим честно пополам так как ночами мы отдыхаем, и оказывается, что из 365 суток школа открыта и работает как школа 115 суток! КПД здания — 30 процентов!
Вот такая вот арифметика!
Академик Любищев и его открытия
Академик Любищев прославился тем, что предельно честно отсмотрел свой собственный «рабочий» трафик времени. Он пришел к грустному выводу, что собственно делом он занят едва ли не меньше часа в сутки.
Всё остальное время уходит куда угодно, но только не «на дело».
Всем желающим настоятельно рекомендую открытия и труды этого гениального ученого.
Урок и школьная перемена
Введено понятие «академический час».
А по-русски — сорок пять минут.
То есть говоря о 113 сутках школы мы еще не присмотрелись ко многим важным элементам.
И в первую очередь надо признать, что три четверти часа школа «обучает», а еще четверть часа дети проводят вне официального времени на «обучение».
Систему эту придумали давно.
Время отмерялось ударами колоколов, которые звонили каждую четверть часа.
Это было очень удобно.
Сорок пять минут «работаем» и пятнадцать минут «отдыхаем».
На самом деле здесь скрыто так много всего, что я предлагаю просто перевести дух и дождаться продолжения публикации… если конечно Бог даст…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О школах. Терри Торри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других