Обзор плана
Название.
Вступление. (Крючок)
Посылка.
Вопросительное предложение
Связка
1.Пункт
а) Объяснение. Что это значит? (Крючок)
б) Аргументация. Почему это правильно?
в) Иллюстрация. На что это похоже?
г) Применение. Что с этим делать?
Связка.
2.Пункт.
1) Подпункт
а) Объяснение (Крючок)
б) Аргументация
в) Иллюстрация
г) Применение.
Связка.
2) Подпункт.
Связка.
Заключение. (Крючок)
Что такое посылка?
Это филигранный элемент. Тему можно переформулировать в слоган, который будет звучать на протяжении всего выступления и именно этот слоган вы будете объяснять и обосновывать своим выступлением.
Например, ваша тема: важность духовного фундамента — звучит скучно, вы переформулируете — Духовный фундамент — ключ к твоему счастью, и начинаете это объяснять. Почему духовный фундамент — ключ к счастью? Сейчас мы рассмотрим 4 причины…
Что говорить в основной части-2
Объяснение, аргументация, иллюстрация, применение
А теперь мы углубляемся ещё дальше. Конечно, мы можем назвать пункты — первый, второй, третий, четвёртый — да хоть 25-ый. Самое сложное, что говорить внутри пункта?
Некоторых людей я слушаю с замиранием сердца. Они говорят по полчаса, а я ничего не понимаю и ощущение, что человек тоже ничего не понимает, но он старательно говорит. И, на заре своего обучения ораторскому мастерству, я пытался разобраться — что же говорить там, внутри, что должно входить в пункт?
Сегодня я это точно знаю.
Если посмотреть на выступление чуть-чуть сверху, то мы имеем
1) вступление.
2) Пункт первый — внутри пункта есть объяснение, иллюстрация, аргументация и применения.
3) Есть пункт второй, который по логике построен совершенно точно так же. В принципе, пунктов сколько угодно, и в конце мы делаем заключение.
Что такое объяснение, иллюстрация, аргументация применение?
Объяснение — это та часть ваших слов, которая отвечает на вопрос: «Что это значит?».
Аргументация — это та часть ваших слов, которая отвечает на вопрос: «Почему это правильно?».
Иллюстрация — это та часть ваших слов, которая отвечает на вопрос: «На что это похоже?».
И применение — та часть ваших слов, которая отвечает на вопрос: «Что с этим делать?»
Давайте теперь по порядку.
Первая часть пункта — Объяснение
Дело в том, что все люди живут в разных мирах. Даже если мы сидим рядом за одним столом — посмотрите на того человека, который, возможно, сидит рядом с вами — осознайте, что он живёт в другом мире. Вы живёте в одном мире, а он живёт в другом мире. Этот мир ограничен нашим понятийным аппаратом. То, о чём я думаю, то, как я воспринимаю окружающие объекты действительности, то, какими смыслами я наделяю термины, определяет тот мир, в котором я живу.
И когда я, оратор, начинаю общаться с людьми, то я живу в своём мире, транслирую людям информацию из своего мира, а слушатели воспринимают её внутрь своего мира. И что получается? Возможно, мы так никогда и не встретимся. Возможно, всё, что я говорил, пройдёт мимо.
Поэтому объяснение необходимо для того, чтобы познакомить людей с терминами и объектами моего мира, в котором я живу. Договориться о том, как мы будем использовать те или иные понятия. Дать людям понимание того, откуда берутся те или иные мысли в моих фразах, в моей речи.
Какие можно использовать инструменты для объяснения? Какие есть законы объяснения?
От известного к неизвестному.
Поймите следующую вещь: человек воспринимает только то, о чём он уже немного знает. Только то, что увязывается с чем-то в его сознании, находит какие-то ассоциативные связи или напрямую смысловую связи.
Поэтому когда вы пытаетесь чему-то научить, очевидно новой информации для людей — постарайтесь учить от известного к неизвестному. Сначала найдите то… Или догадайтесь о том, что человек об этом уже знает. А только потом к тому, что он знает, добавляете новую информацию.
В этом комплексе то, что вы говорите, будет усваиваться намного более эффективно. Это базовый подход к объяснению и обучению вообще.
Используйте определения.
Большая проблема в том, что есть многозначные слова, во-первых. Есть термины, с которыми одни знакомы, а другие не знакомы.
Мы читаем книги умнейших людей — ясно, что это очень умные люди, академики. Такие книги написали! А, ты студент ты читаешь эти книги и понимаешь, что академик пишет академику на языке, который сам придумал. А мне это нужно изучать. Не нужно быть такими академиками, когда вы говорите. Говорите понятно.
Бизнес тренеры тоже грешат профессиональными терминами. Лиды, конверсия, ЛПР, корпоративная этика, СМАРТ и много выдуманных ими самими слов и аббревиатур.
Много раз клиенты, оставляя мне отзыв, говорили спасибо, за то что я понятно объясняю и не использую заумных слов.
Если вы используете профессиональные термины, то сразу их объясняйте. Есть такая проблема, что люди прячутся за профессионализмами, чтобы скрыть свою некомпетентность. Не надо этого делать — лучше подготовиться посерьёзнее и говорить понятно.
Если вы хотите использовать какое-то слово, которое, очевидно, другими будет воспринято неоднозначно — дайте к нему рабочее определение. Договоритесь с людьми как вы будете это слово понимать.
К примеру, слово любовь. Это же вообще можно с ума сойти, с любовью! Мы любим маму, кто-то любит мороженое, кто-то любит собаку, кто-то любит себя, кто-то любит Бога, кто-то любит футбол. Так много различных явлений описано одним словом — «любовь».
Для греков попроще — у них чуть ли не 5 слов позволяют разные оттенки слова «любовь» объяснить.
Так вот, я хочу для своей аудитории использовать слово «любовь». Для того, чтобы мы друг друга понимали, нужно ввести рабочее определение. Прямо по буквам, по словам сказать — что лично вы имеете ввиду под этим словом.
— Итак, друзья, сегодняшняя тема — это тема как любить своих близких. Под словом «любовь» я понимаю желать и достигать самого лучшего для объекта своего внимания. В рамках такого определения я буду использовать слово «любовь». Желать и достигать самого лучшего для объекта своего внимания. Ни больше, ни меньше — рабочее определение.
УПРАЖНЕНИЕ
Дайте определение словам «ответственность, лидерство, увереность».
Конец ознакомительного фрагмента.