Морской министр Французской республики. Действия французского флота 1896—1901

Алексей Николаевич Кукушкин

Флот Французской республики периода 1890—1905 годов провел мирно. Постоянные плавания, смотры, боевая подготовка и бездействие в портах. В данной книге я дал волю фантазии, поставив руководство французского ВМФ в сложное положение. Морской министр республики старается как может, постоянно конфликтуя с разными странами на морях и океанах, отправляя, как продолжение своих замыслов, эскадры к разным берегам, а сам посещает верфи республики, рассчитывает бюджет. Морские сражения захватывают дух.

Оглавление

  • Вступление
  • 1897

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морской министр Французской республики. Действия французского флота 1896—1901 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1897

© Алексей Кукушкин, 2023

ISBN 978-5-0060-6305-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

«Опять бунтует эта матросня, — подумал адмирал русского флота, находясь в своей каюте эскадренного броненосца „Император Павел I“. — Три года войны не прошли даром. Враг, не только внешний, но и внутренний не дремлет и использует все способы, для достижения победы».

К обычным матросам, которые являются хорошими специалистами, соблюдают порядок, дисциплину и усердны он относился с уважением и отеческой любовью, как и предписывает морской устав и лютеранская мораль. Но, к бездельникам, которые берут деньги от революционеров всех мастей, а за это портят материальную часть кораблей, подсыпают в еду всякую гадость и распространяют прокламации он испытывал не просто отторжение, а прямо ненависть.

Адмирал служил честно, будучи мичманом, на корвете «Витязь» с Макаровым, и старшим офицером на «Адмирале Нахимове». В Североамериканские Соединенные Штаты ходил с Францией, разгадал всю эту придумку с открытием Америки и Колумбом. Затем с Великим князем Александром Михайловичем на «Ростиславе» и тут узнал всю правду о царской семье и правлении Наполеона III, под личиной Александра II три десятилетия тому назад.

Император выполнил своё обещание, как на счет метрической системы, летоисчисления и крестьян он от крепостной зависимости, всё таки освободил, что бы не говорили злые языки. Узнал адмирал, и о том, что сейчас Георг V управляет Россией по типу Канады или Австралии, а в финансовых кругах его именуют не иначе, как барон Ротшильд. Служил пятидесятидвухлетний адмирал и на «Авроре» в позорном Цусимском сражении. Он слышал, как застрелился командир крейсера, не вынеся позора бегства от погибающих товарищей, правда, как это водиться, все списали на вражеский осколок, которых было не просто много, а очень много. Но не это его задевало, а мысль о том, что во вранье жить не правильно. Не зная прошлого, нормальное будущее не построишь.

Он чуть опять задремал, выпив горячего крепкого чая с французской булкой, намазанным весьегонским сливочным маслом с дурманящим ароматом. Ему снилось море, разное море, спокойное и бушующее, светлое и темное, лучи солнца пробивались сквозь облака. Он вел свою эскадру из пяти, нет десяти, нет пятнадцати кораблей, и все у него было в порядке. Он принимал участие в проектировании, вводе в строй и командованием той эскадры, которую хотел получить, чтобы сразиться с достойным противником, испытав себя и тот металл из которого конструкторы и рабочие верфей сделали самые лучшие корабли. Он не слышал в этой реальности нытья:

«Нет денег, дай откат, гнилые доски или давай поставим эти пушки, потому, что мадам Ксешинской так выгодно. Тьфу господа, противно…»

Стук в дверь прервал сон. И не просто робкий стук, а прямо так кулаком, а затем ногой.

«Вообще невероятно, что так стучат, — подумал адмирал, — такого не может быть на „Андрее Первозванном“. Я ведь не просто капитан корабля, я командующий 2-й эскадры линейных кораблей Балтийского флота. Надо выйти и прекратить подобное безобразие».

Он на бегу доел кусочек французской булки, хоть подобный поступок не был допустимым, допил глоток чаю, вытер рот салфеткой, подошел к зеркалу, осмотрел свой внешний вид, поправил фуражку и с силой распахнул дверь, врезав зазевавшемуся матросу дверью прямо в лоб. Тот отлетел на три метра. Его товарищи ждать не стали и выстрелили в распахнувшуюся дверь, решив, что адмирал применил оружие. Душа покинула бренное тело и только вкус булки во рту были последними ощущениями флотоводца, честно прожившему свою жизнь здесь. Адмирал умер, но совокупность факторов: созданный им мыслеобраз, а он в определенных смыслах вполне реален и вкус на губах, предопределили дальнейшие события.

Вице-адмирал Беснар

Первый бой он трудный самый

Согласно закону перерождения, произошла с ним реинкарнация. Попал наш герой не в тихий французский городок, а прямиком на палубу боевого корабля, а точнее крейсера под триколором, только, сине-бело-красные полски были не горизонтальные, а вертикальные и размещены в другой последовательности. Как он определил, в своей голове, с использованием бортового журнала и валявшихся рядом газет, сейчас на дворе 1896 год, а ситуация в этом мире, для человека из нашего мира, вообще абсурд.

Французская республика, совместно с Латинским союзом, куда входят помимо его новой родины, под триколором, но с несколько другим расположением цветов, еще и Испания с Италией, а также Российская империя, ведут войну с Германской империей, впрочем, которую совсем недавно разбили в ряде сражений, а немцы не успокоились, мобилизовались и решили взять реванш, Соединёнными Штатами Америки и Империей Цин. Вот с флотом последней ему, в роли командующего Французской Индокитайской эскадрой и предстояло прямо сейчас сразиться.

Флот Поднебесной империи прислал к главной базе Французского флота — Гуанчжоувань, расположенной в Южном Китае, три своих кургузых броненосца, под названиями: Pak, Mingchen, Decai, пусть и не новых, но вполне боеспособных.

Дополнительно в эскадру адмирала империи Цин входили два крейсера: броненосный — Nenjiang, водоизмещением в четыре тысячи тонн, и бронепалубный — Rizhao, водоизмещением в половину меньше. Сопровождали эскадру и пара миноносцев, именно каких, издалека было не разобрать. Всего семь кораблей сейчас готовы были разорвать, как тузик грелку, французскую эскадру.

Наш герой оказался в обличие нового адмирала, в слегка другой исторической реальности. Здесь, на палубе французского, колониального бронепалубного крейсера «Талисман», его звали не иначе как Густав Беснар. Он быстро всё узнал все из донесения флаг-офицеров, а также из морского справочника. Про себя любимого он тоже знал достаточно:

«После окончания Военно-морской школы в 1852 году Беснар быстро продвигался в звании и в период с 1867 по 1892 год командовал двенадцатью военными кораблями (фрегатами, легкими крейсерами, тяжелыми крейсерами) во всех частях света (Средиземноморье, Северная Атлантика, Южная Атлантика, Индокитай, Китай). Он занимал ряд престижных береговых должностей, таких как начальник штаба ВМС (1881), начальник штаба ВМС (1887—1889), морской префект Бреста (1893—1895)».

Встречать противника у берегов Индокитая вышли французские бронепалубные крейсера: «Талисман», «Лавуазье», имевшие хорошую скорость в двадцать узлов и вооруженные восемнадцатью скорострельными 10-см орудиями, а также тремя аппаратами для пуска самодвижущихся мин, обладавшие грациозными обводами и узнаваемым силуэтом.

Бронепалубный крейсер « Лавуазье»

За двумя крейсерами французской школы кораблестроения и постройки шел крейсер «Инсбрук», в своё время взятый по репарациям с Австро-Венгрии, в данной реальности, и имевший принципиально другой состав вооружения, а именно пару 16-см орудий в каждой из двух башен и батарею, из девяти на каждый борт 9-см орудий.

У Австро-Венгров был позаимствован и еще один бронепалубный крейсер — «Нимфа», входивший сейчас в состав французской эскадры. Перевооружить его, из за загруженности верфей, ещё не успели, и он гордо нес пятнадцать 11-см орудий фирмы «Шкода». Скорость у корабля Австро-Венгерской постройки была почти такая же, как у французских бронепалубных крейсеров и уступала всего на три пятых узла.

«Хорошо, что нам на помощь пришли испанцы, в виде эскадры контр-адмирала Серверы», — сказал перекрикивая шум ветра французский адмирал капитану корвета Тома.

«Действительно, наш броненосный и три бронепалубных флот империи Цин может отправить на дно, а миноносцы — лотерея, могут удачно пустить мину, а могут и сами взорваться со всем боезапасом, от малейшего, самого пустячного попадания».

«Нам пришли на помощь, направляющиеся на Филиппины броненосный крейсер „Зачатие Зубелзу“ с десятью 19-см орудиями в пяти башнях, а также три 2500-тонных крейсера: „Дон Альваро де Базан“, „Сателлит“ и „Консуэлло“, каждый с 15-см орудием фирмы „Онтория“ на носу и корме, а также с внушительной батареей из двух десятков орудий мелкокалиберных пушек, но что более важно, на каждом из них есть аппараты для пуска самодвижущихся мин», — ответил капитан «Талисмана».

«Именно их в первую очередь и пустим в ход, — согласился Беснар, он проводил многочисленные опыты с минным оружием, когда был морским префектом Бреста, — что нам известно о флагмане флота империи Цин?»

«Броненосец с иероглифами, которые было сложно разобрать, или, по нашему, просто Pak, я не знаю как еще истолковать данные каракули, имеет водоизмещение, на глаз, в десять тысяч тонн, защищен броней „компаунд“ — сэндвича из чугуна и стали. Экипаж на корабле, по моим данным из новобранцев, общей численностью пятьсот человек. Толщина брони до шестнадцати дюймов, скорость шестнадцать узлов, вооружение из 24-см орудий Круппа, по паре в двух башнях, которые представляют наибольшую опасность для наших кораблей».

На бронепалубный крейсер «Талисман» прибыл с визитом, испанский учтивый адмирал Сервера, и галантно поклонился.

Портрет испанского адмирала Паскуаля Сервера-и-Топете (1839—1909)

«Рад видеть Вас как союзника в данном регионе Южно-Китайского моря. Наши страны состоят в союзе, так что я предлагаю разбить этих зазнавшихся манчжурских флотоводцев».

«Не забывайте милейший, что мы еще лет сто назад были вообще одной страной, простиравшейся на всю планету, но глобальный катаклизм, изменение климата все это нарушили», — произнес французский адмирал Беснар, мысливший уже частично по-русски.

«Мне всё это, не хуже Вас известно милейший, но спешу напомнить, что историю про Трафальгар, испанские галеоны и завоевание Нового Света я лично тоже придумывал, да так реалистично, что сам в это поверил», — сообщил испанский адмирал.

«Не будем углубляться в историю, в конце концов, это для будущих поколений, а действовать предлагаю по ситуации. Вы своим отрядом, я своим, и раздавим противника».

«Estoy de acuerdo, eso es exactamente lo que vamos a hacer1», — произнес Сервера и отправился на паровом катере на своё «Зачатие», тем более, что адмирал Цинов — Тинг устал ждать и сам устремился в атаку.

Флоты французов и испанцев, словно, как тогда, при Трафальгаре действовали совместно.

Отряды шли по четыре корабля в каждом, на расстоянии двух — трех кабельтовых друг от друга. Но, у французов имелся козырь в рукаве, в виде четырех миноносцев, державшихся чуть поодаль, во главе с новейшим 500-тонным Т-15 под командованием лейтенанта Ришара. К сожалению, вице-адмирала Беснара, все остальные три миноносца принадлежали к типу 275-тонных и несли всего по два минных аппарата.

Враг показался с норда и дальность до него, по докладам поста, оснащенного угломерными дальномерами Понтуса и Терроди, составила 32 кабельтова.

Одиночный, бронепалубный крейсер, который первым вышел на объединенную франко-испанскую эскадру стал Rizhao или «Первые лучи Солнца», что французским офицерам, на мостике флагманского крейсера, показалось весьма символично. Корабль был не большим, водоизмещением всего в две тысячи тонн. Шесть узких труб подчеркивали, что он отличный ходок и свои двадцать один узел разовьет при любом волнении моря, причем, легко и играючи.

«Этот крейсер несет по три аппарата для пуска мин с каждого борта, а общий их запас на данной посудине составляет две дюжины, по сути, это огромный миноносец», — прокричал капитан Тома на ухо вице-адмиралу, прибывшему во Французский Индокитай для кратковременной проверки, а угодившего в настоящий морской бой.

По крейсеру Цинов, так неосторожно показавшемуся первым, стали стрелять все корабли двух отрядов, так как цель была всего одна — разведчик неприятеля, и более целей перед объединенной эскадрой на данный момент времени не было.

Французы и испанцы понимали, что надо быстрее сбить ему скорость, пока он не ушел и не сообщил, какой состав флота здесь увидел и направление движения. Корабль поднебесной, через несколько минут после своего внезапного обнаружения, с дальности семь кабельтовых получил, почти одновременно, три 4-дм попадания. Первый чиркнул рикошетом о броневую палубу, а два других совершили частичное пробитие и вызвали пожар, ко всеобщему ликованию команд на французских и испанских кораблях.

Далее произошло эффектное попадание, еще одного, 4-дм французского (20-кг, бронебойного снаряда) в 14-см орудие Круппа левого борта противника, выведшее его из строя, рикошет с пробитием палубы и выводом из строя второй паровой машины с затоплением машинного отделения и гибелью десяти членов экипажа.

«Отличная стрельба! Капитан передайте комендорам от меня благодарность», — горячо произнес вице-адмирал, наблюдавший, как флагман Серверы вынес и носовое 10-см орудие на китайце.

Минеры бронепалубного «Талисмана», по приказу капитана, пустили 15-дм мину, но не рассчитывая попасть, а блокируя возможный разворот корабля противника бортом, для исключения пуска его собственных мин.

К данному моменту, враг находился на дальности, уже, всего трех кабельтовых и в него вновь угодил 20-кг снаряд и вызвал детонацию готовой к запуску мины! На небольшом корабле противника раздался мощный взрыв. Сколько и чего там взорвалось понять было невозможно, но что-то очень взрывоопасное. Далее, последовало прямое попадание в боевую рубку с потерей китайским крейсером управления.

«К данному моменту, в него угодило около трех десятков снарядов из них точно один 6-дм, четырнадцать 4-дм, причинивших наибольший ущерб и до двадцати 3-дм и 2-дм», — подсказал вице-адмиралу флаг-офицер Аллер, чья семья прибыла из Северной Америки, когда Наполеон продал Луизиану.

Крейсер противника остановился, горел ярким пламенем, стал крениться на правый борт. В конце-концов, команда стала выбрасывать шлюпки и быстро погружаться.

«На потопление крейсера противника наша эскадра потратила примерно восемьсот снарядов, точность 4,3%, что вполне себе не плохо», — сообщил артиллерийский офицер при адмирале Клутье, чей род прославился производством гвоздей для парусного флота.

«Спасаем утопающих, и идем на следующий корабль противника», — распорядился вице-адмирал, довольный тем, что удалось так быстро и бескровно выбить скаут неприятеля.

Только удалось спасти до сотни узкоглазых моряков, так на горизонте показался еще один корабль.

«Попросить испанцев сигналами не отставать! А то, мы даем пятнадцать узлов, а наши союзники лишь триннадцать, так не пойдет», — произнес вице-адмирал.

Но, ожидаемо, показался не одиночный разведчик, а вся эскадра империи Цин, шедшая, раздавить как тараканов, французов и испанцев, ведь по техническим характеристикам, корабли с флагом дракона превосходили сводный отряд двух европейских флотов на порядок.

Корабли противника были опознаны быстро и сразу. Впереди, как и ожидалось, шли три броненосца, чуть в стороне одинокий броненосный крейсер, а на французов на всех парах летел ещё и миноносец, неизвестно где набравшийся храбрости, идти в одиночку против восьми крейсеров, пусть и имея за спиной три броненосца. Ведь они там, а он здесь.

Вот на нём и приказал вице-адмирал сосредоточить огонь. Через несколько минут Y-7, так звали безрассудного храбреца, получил ожидаемый 11-см снаряд с крейсера «Нимфа» капитана Роббера. Пятитрубный красавец (причем четвертая труба сдвоенная) нес пятнадцать подобных орудий со снарядом весом в 37-кг, что практически в два раза тяжелее, чем стандартный снаряд французской 4-дм пушки. Миноносец сразу был пробит на сквозь с дистанции одиннадцать кабельтовых. Последовало еще несколько попаданий, что-то на Y-7 загорелось и взорвалось. Из девятнадцати человек экипажа, почти никто не уцелел и миноносец быстро затонул.

«Des torpilles attaquent un croiseur blindé ennemi2!» — отдал приказ вице-адмирал и четыре французских миноносца устремились на врага превосходящего их по всем статьям. Водоизмещение у крейсера врага, названного в честь города Нэньцзяна — жуткого захолустья великой империи Цин, составляло четыре тысячи тонн. Скорость была просто фантастической для кораблей несущих бортовую броню в два десятка узлов, броня борта «компаунд» доходила до 4,5-дм (как в нашей реальности на броненосном фрегате «Владимир Мономах»). Орудия в 16-см грозно смотрели из носовой и кормовой двухорудийной башни.

Но и французские торпиллёры своё дело знали. Они храбро ринулись выполнять приказ своего вице-адмирала, которого знали и любили. На данный момент боя, опасность, для восьми крейсеров объединенного флота французов и испанцев, пришла с другой стороны. Броненосцы империи Цин сосредоточили свой огонь на единственном, французском броненосном крейсере «Инсбрук» и поразили его парой своих тяжелых, 138-мм снарядов. Снаряды то, вроде, не очень большие, весом всего 41-кг бронебойный и 30-кг фугасный, но они попали так удачно, в носовую часть корабля полученного по репарациям от Австро-Венгрии, что вызвали затопления, о чем капитан фрегата Мартен незамедлительно сообщил сигналами и их разобрали на идущем следом флагманском «Талисмане».

Беснар принял незамедлительное решение, которое и озвучил: «Оставив „Инсбрук“ с кораблями Серверы, сам на трех скоростных бронепалубных крейсерах, решил проскочить под носом у головного броненосца империи Цин и пустить в него мины». Риск был огромный. «Но, кто не рискует, тот не пьет шампанского», — пронеслась в голове, как снаряд, мысль у адмирала.

Тем временем, единственный броненосный крейсер, который имелся в распоряжении Беснара — «Инсбрук» оправившись от нескольких попаданий, отремонтировал руль, о чем подал сигнал, а головной броненосец врага — Mingchen, названный в честь знаменитого чиновника, загорелся, от попадания 4-дм фугасного снаряда с бронепалубного «Лавуазье». Бронепалубные крейсера, при определенных обстоятельствах, могут стать для броненосцев серьезной проблемой. На другом фланге сражения броненосный крейсер поднебесной пустил мину по юркому Т-15 лейтенанта Ришара, а «Инсбрук», получивший уже два затопления в носу и корме вынужден выйти из боевой линии и откачивать воду.

Пущенная наугад, но вовремя замеченная, мина сбила все планы Т-15, по пуску мин собственных, его капитан замешкался и своё главное оружие, на которое возложено столько надежд, не успел применить.

Миноносец Т-2 вынужден был сбавить скорость, для избежания столкновения с Т-15, но еще два миноносца Т-6 и Т-8 пытаются сблизиться с небольшим, вражеским броненосцем 2-го ранга, водоизмещением в четыре тысячи тонн и поразить его своими «рыбками» с взрывоопасной начинкой.

Вице-адмирал Беснар на, уже слегка поврежденном, «Талисмане» выполняет намеченный им же план и его новый флагман сблизился с броненосцами врага на шестнадцати кабельтовых. Крейсер «Талисман» и еще два бронепалубных корабля, следующих за флагманом, пустили дымы, чтобы затруднить наводку крупных орудий врага.

Было ли французам страшно? Конечно было! Идти на скорлупках, защищенных только карпасной броней3, против полноценных кораблей линии способных выдержать мощные удары.

«Одно попадание и ты не ходок, еще одно и поплавок», — пошутил капитан «Талисмана» Тома.

Внезапно, а по другому и не бывает, миноносец Т-8 получает 11-см снаряд с «Нянчена» весом в 30-кг, и более того, враг пускает в француза свою мину! За ним, следует дубль попадание 16-см 81-кг снарядов с колоссальным уроном и гибелью одного моряка. На Т-8 вышла из строя паровая машина с котлом локомотивного типа, но отважный лейтенант Моро пускает и сам мину, идущую прямо и управляемая прибором Обри4. Она настигает обидчика и задорно взрывается зарядом в 80-кг.

«Учитесь ребята», — обращается лейтенант Моро к своим товарищам на других миноносцах, хоть они его и не слышат, круто закладывая руль в право.

На Миноносце Т-6 лейтенант Дюран будто услышал товарища и тоже пускает мины, но не с правого борта неприятеля, оседающего кормой и теряющего скорость, а с левого. К сожалению, мины в цель не попали, так как французский лейтенант поторопился.

Зато, лейтенант Ришар с Т-15, ловко подойдя всего на один кабельтов, разрядил сразу все три аппарата, готовых к пуску, и три взрыва раздалось у борта врага. После такого эпического удара долго не живут и вражеский броненосный крейсер Nenjiang, а теперь уже просто дырявое корыто, сперва выпрыгивает из воды, затем идет вниз, и вода, мощным водопадом, устремляется в его нутро. Разбитый гидродинамическими взрывами корпус сильно крениться и переворачивается, словно, удивленно кланяется маленькому кораблику, сумевшему потопить его!

Ликованию французов и испанцев нет предела, так как все понимают, что это лишь успешное начало тяжелой схватки. Расслабляться еще рано, самые грозные противники — три броненосца целы и не вредимы, но оружие французов и испанцев, что орудия, что мины, на деле доказано, работают великолепно.

Но адмирал и офицеры, к сожалению, знали, что самодвижущихся мин осталось на Т-15, Т-6, Т-8 по две, а на Т-2 все четыре. Значит, есть силы лишь на один решающий удар и не более того. Его надо нанести быстро и точно.

Хуже для французских миноносников, только что одержавших оглушительную победу, выпрыгнувший из за трех броненосцев империи Цин маленький юркий кораблик, который как ложка дегтя в бочке меды, может спутать все планы атакующих. Интересно, что французы не знали, что именно Y-3 попал своим 4-дм снарядом по Т-6 и убил четырех матросов, а не броненосный крейсер врага, уже ушедший под воду.

В этот момент боя, крейсер «Талисман» подошел на три кабельтова к броненосцу Mingchen и пустил мину. Ситуация более чем опасная для французов, так как враг не поврежден, и даже в случае попадания в него мины, с убийственной дистанции он имеет возможность стрелять из 10-дм и 9-дм своих орудий. Что могло произойти, то и случилось. Попадания не заставляют себя ждать и 10-дюймовый (фугасный, весом 194-кг, начинённый 11-кг пороха) снаряд врезается в носовую часть «Талисмана». Удар очень болезненный. Французский крейсер к такому обращению не привык. Капитан Тома, не смотря на повреждения, решает развернуться носом к броненосцу Pak, а затем и левым бортом выпустить по нему мину. С кормы к китайцу подкрадываются Т-15 и Т-6, но аппараты на них всё еще не успевают перезарядиться, после потопления броненосного крейсера, и они яростно всаживают снаряды в Y-3, чтобы не тратить время в пустую, и миноносец врага, в свою очередь, не смог причинить вреда. Вскоре, миноносец империи Цин получает роковые три попадания, а также взрыв собственной мины и, почти мгновенно, тонет. Большего ему и не надо.

Бронепалубный, три тысячи пятисоттонный тонный «Лавуазье» пускает мину по «Мингчену», с дистанции всего, с одного кабельтова. Китаец к этому времени уже получил до полутора десятков 4-дм попаданий и еще столько же мелких. Мина штатно взрывается и носовая часть 6500-тонного корабля, перегруженного броней и артиллерией, значительно садиться в воду, а переборки сдают одна за другой. По нему, как на учениях, тут же сосредоточивает огонь вся испанская эскадра Серверы.

Тем временем «Талисману», находящемуся в опасной близости от флагмана Тинга броненосца Pak, приходиться очень туго. Вышла из строя от попадания крупнокалиберного снаряда, одна из трех машин, уже убито до шестидесяти трех человек, вышло из строя кормовое орудие и есть затопления. Но, есть и надежда в душе, в виде подходящего с противоположного борта китайца миноносца Т-2 лейтенанта Пети. Но, тот отчаянно тупит и вместо образцовой минной атаки устраивает удар своим хрупким бортом, о бронеплиты броненосца, с вполне ожидаемыми последствиями. Раздаётся скрежет металла о металл, так и рвутся листы обшивки в борту хрупкого кораблика, под триколором.

Броненосец «Мингчен» испанцы удивительно быстро, для себя, пускают на дно. Но он тонет не из за испанских снарядов, а из за обширных затоплений, вызванных подрывом мины с бронепалубного «Лавуазье» с капитаном Шарлем Дюбуа. Миноносец Т-2 вообще, в конце концов, взрывается, доказывая правило:

«Если ты не убьешь противника, то утопят тебя».

Два оставшихся на плаву китайских броненосца упорно бьют по «Талисману» — виновнику всех их бед, получившему уже шесть десятков попаданий, в том числе пару 10-дюймовых и пару 9-дюймовых, что, для бронепалубного крейсера ой как много.

В данный момент боя, достаётся и миноносцу Т-8, причем, с обоих броненосцев. Они вероятно целят в «Талисман», но миноносец с ним не удачно створился, вот и получил, не причитающиеся ему попадания.

«В данном бою, флот Цин ведет огонь вообще отлично, достигнув 8,7% попаданий против 5% у нашего флота», — доложил вице-адмиралу флаг-офицер Клутье.

Миноносец Т-8, через некоторое время, не смог справиться с полученными повреждениями и утонул на ровном киле, сумев спасти весь свой экипаж. У китайцев небольшой броненосец «Декай», водоизмещением шесть тысяч пятьсот тонн уже садиться кормой, а Pak, как заговоренный, ведет огонь. У него в погребах еще есть достаточно снарядов всех калибров, как бронебойных, так и фугасных.

В данном рассказе, подобную схему имели броненосцы империи Цин «Мингчен» и «Декай»

Крейсер «Нимфа» капитана Роббера пускает мину по «Декаю», но промахивается, а вот китаец 9-дм снарядом весом 181-кг нет. У грациозного француза образуются обширные затопления в носу, образовалась пробоина, в которую хлынула вода, а выше что-то загорелось. Броненосец «Декай» самостоятельно, вообще откачал всю воду из почти всех отсеков, что говорит, о выдающихся системах живучести установленных на китайских кораблях.

Броненосный крейсер «Инсбрук» поразил Pak миной, но и она не взорвалась. Испанский флагман всаживает в «Декай» снаряд за снарядом, но тот словно не чувствует ударов.

Потом, вице-адмирала французского флота слегка контузило. Он не видел подробностей, но ему рассказали наперебой Клутье с Аллером, что нервы у Серверы не выдержали, его корабли пошли на таран, как тогда при Лиссе, и ценой гибели «Зачатия Зубелзу» и «Дон Альваро де Базана» уничтожены оставшиеся два китайских броненосца. В итоге у. врага погибло семь кораблей, из них три броненосца и две тысячи пятьсот моряков. У французов сто сорок четыре моряка и пара миноносцев, а у испанцев, к сожалению, два крейсера, что можно назвать большой победой!

После боя Сервера, изрядно промокший и слегка обгорелый пригласил французскую эскадру в Манилу, на ремонт и изрядную попойку.

Начало — половина дела

После тяжелого и кровавого боя вице-адмирал отправился прямиком на больничную койку проходить всевозможные обследования в колониальный госпиталь. Голова болела, из носа иногда шла кровь, все-таки шестьдесят третий год идет, а в такие годы к здоровью надо относиться более чем внимательно и не пренебрегать советами врачей.

«Угораздило меня попасть в тело старика, со всеми его болячками», — думал русский адмирал.

Климат и должный уход сделали своё дело и после пары недель ничего не делания Густав прочитал в газетах, как хвалебные речи о себе любимом и всей Французской эскадре на Дальнем Востоке, так и о недавно произошедшем бое в Атлантике у Бреста броненосного крейсера французского флота «Пантера» и миноносца S-6 с германским броненосным крейсером «Орион», водоизмещением в пять тысяч пятьсот тонн.

Ход противостояния описывался в газете, которая дошла до Беснара, каким то непутёвым писакой:

«Алеман5 был крупнее практически в два раза, он нес четыре 8-дм и четыре 6-дм, против четырех 6-дм орудий, на бывшем Австро-Венгерском трофее. Оба французских корабля после яростного боя были затоплены, не взирая на то, что германец выдержал три попадания самодвижущихся мин, которые галлы умудрились в него всадить, проявив всю свою доблесть, маневренность и героизм. Корабль врага потерял 52 человека экипажа, три отсека были затоплены, но переборки сдержали напор воды. Германец продемонстрировал отличную точность в 12%, так как из 172 выпущенных снарядов 21 попали в цель. Именно ими он и нанес максимальный урон, настигшему его патрулю, отправив и отважный миноносец, и слабый трофейный броненосный крейсер в царство Нептуна».

«Данный бой подчеркнул, — решил вице-адмирал, — что надо строить корабли самим, а не выпускать в море хлам, который мы получили по репарациям. Реквизированные корабли, в случае невозможности модернизации следует продавать или безжалостно пускать на разборку и утилизацию извлекая из этого хоть какие-то средства».

Ещё одна новость гласила:

«Империя Цин отбила наступление французских войск в Южном Китае. Потери составили у девять тысяч человек, против двенадцати тысяч в пользу обороняющегося».

То, что большинство французских солдат были набранные здесь же, из народов вьетнама и лао Густав Беснар знал не понаслышке, так что, восстановление боеспособности сухопутных войск дело временное, так как достаточно кинуть клич и одеть аборигенов в новую форму, привезенную первым же пароходом, вооружить винтовками Манлихер M1895 или вообще пиками с луками, вот тебе и готово новое войско.

Гуанчжоувань на карте 1896 года

Другое дело флот. Сейчас его крейсера отправлены из уютного, но недостаточно технически оснащенного форта Байяр провинции Гуанчжоувань6 в Манилу, где у испанцев могут чувствовать себя, как у Христа за пазухой. Крейсерам «Лавуазье» и «Нимфа» требуется ремонт в один месяц, а флагманскому «Талисману», здорово продырявленному, целых два.

Он остался здесь без своей доблестной эскадры, готовой после данного столкновения пойти за ним в огонь и в воду, лишь со своими флаг-офицерами Аллером и Клутье, да лейтенантами, потерявшими свои корабли в славном бою: Пети и Моро.

«Я хотя бы в броненосный крейсер мину всадил, — хвастался Моро, — а ты удачный момент упустил и подставил свой кораблик под таран броненосца неприятеля».

«Реально страшно, когда рядом такая громада проплывает, — оправдывался неудачный лейтенант Пети, — ты просто в моей ситуации не был»,

«Я был в своей и не растерялся».

«Зато вторая твоя мина не взорвалась», — съязвил капитан утопленного Т-2.

Вскоре, прибыл новый и на данный момент единственного французский дирижабль «Звезда» — смесь самолета и газового баллона. На нем прибыл посланник от президента Французской республики Феликса Фора, в прошлом морского министра, и привез отличившимся офицерам и матросам ордена с медалями, а вице-адмиралу Беснару назначение морского министра республики и кучу макулатуры в виде трудов действующего президента:

1) «Гавр в 1878 г.» (Гавр, 1879 г.),

2) «Современные бюджеты: бюджеты Франции за 20 лет и главных государств Европы с 1870 г.» (Пар., 1887).

3) Свежую анонимную брошюру «Mr. Феликс Фор, президент Французской Республики» (1896 г.)

«Зачем мне это графоманское7 творчество?» — удивился выздоровевший Беснар.

«Ну президент же написал, хотя бы из уважения прочитайте, чтобы знать ход его мыслей», — ответил полковник одетый с иголочки.

«Так и быть ознакомлюсь», — смилостивился Густав.

«Вообще рекомендую Вам поскорее убираться отсюда, так как после провала нашего наступления, сюда движется орда монголов, которые всё съедают на своём пути, с армией, чуть ли не миллион солдат. Колонны видны до самого горизонта».

«Ё-моё — второе монголо-татарское нашествие8. Мои корабли в Маниле, здесь только миноносцы Т-1 и Т-4, а море так и кишит броненосцами империи Цин. Мы уничтожили целых три из них, но это стоило нам больших трудов», — ответил Густав Беснар.

Вымышленный дирижабль из рассказа 1894 года Над Андами с Фрэнком Ридом-младшим на его новом воздушном корабле

«Предлагаю свой „Таинственный дирижабль“, на котором я к Вам сюда прибыл. Пару дней и мы в Париже или Бресте, куда Вам, как новому морскому министру удобно. Позвольте представиться я Шарль Ренар, заслуженный воздухоплаватель и изобретатель рядов предпочтительной последовательности чисел в технике».

«Не грузите меня, и без Вашей последовательности голова раскалывается, не знаю что делать, — ответил Густав, — рад познакомиться. Ваш аппарат готов к полету?»

«Можем тотчас отправиться, — ответил бодро Шарль, — только позвольте душ приму, а то три дня не мытый, да предлагаю вкусно поесть перед дорогой, а то у меня на борту лишь тушенка и галеты, любой огонь на борту „Звезды“ под строгим запретом, то есть вообще исключён».

Так все и поступили. Через три дня, за которые новые воздухоплаватели посмотрели и джунгли Индокитая с заброшенными городами, и Тибетские горы, некоторые из которых даже не смогли перелететь и огибали их, горную Индию, Малую Азию, Болгарию, Австро-Венгрию, Швейцарию и наконец — цветущий Париж, не отказав себе в удовольствии облететь и знаменитую Эйфелеву башню, построенную талантливым инженером.

Эйфелева башня и квартал зданий вокруг неё

После посещения гостиницы и приведения себя в порядок новый морской министр и теперь уже просто адмирал флота Густав Беснар предстал перед умным и пронзительным взором нового президента Феликса Фора, назначенного всего в прошлом году.

«Рад Вас Приветствовать дорогой Густав в столь сложное для нашей страны время. На суше огромная, отлично вооруженная и оснащенная семисоттысячная армия Алеманов с двумя дивизиями Цинских войск, до двадцати тысяч, будто воины Персидского царя Дария идут походом на нашу Республику».

«Что мы можем противопоставить?» — с ужасом, от возникшей ситуации спросил Беснар, и думая, что может ответ Феликса Фора его порадует.

«У нас на данный момент в обороне лишь пятнадцать дивизий, что соответствует ста пятидесяти тысячам солдат, но они уже нанесли сильному потери сопоставимые со своей численностью, правда, и в наших соединениях произошла практически полная ротация личного состава. Германцы прут и прут. Русские прислали дивизию и бригаду, Испанцы и Итальянцы по одной бригаде, — начал свой рассказ о положении дел президент, — но это мертвому припарка».

«Испанцы очень храбро сражались в прошедшем морском сражении при Маниле, возможно, чтобы не ударить в грязь лицом перед горожанами, но я назначен Вами именно морским министром, расскажите мне, что происходит в водах, омывающих нашу любимую Францию и чем мы располагаем?», — поинтересовался Беснар.

«У нас в строю шестью броненосцев и десять броненосных крейсеров, и прошу запомнить данную цифру, бронепалубных крейсеров тоже десять, а миноносцев двадцать шесть», — сообщил Фор.

«Совсем не густо, — с грустью в голосе произнес новый морской министр, — морские флоты тех стран, с которыми мы находимся в состоянии войны значительно нас превосходят».

«Ну мы же, как Вы знаете в предыдущие годы сражались с Австро-Венгрией и Германией, были существенные потери, как в крейсерах, так и миноносцах. Реквизированные корабли еле-еле покрыли потери, но качество флота наоборот ухудшилось. Да и для наших союзников: Аргентины, Румынии, Колумбии, Дании и Бразилии кораблей много построили», — сообщил президент республики.

«Сейчас для них тоже что-то строим? Хотя и нашему флоту — Marine Nationale кораблей не хватает».

«Вот сейчас строим для Бразилии два броненосца. Первый типа: Magnanime (Великодушный), а второй типа Suffren — mod.3, видимо хотят сравнить. Для Аргентины тоже Suffren — mod.3, президент Хосе Феликс Эваристо де Урибуру—и — Альварес де Ареналес долго сравнивать не стал, доверился мнению наших экспертов, заказал сразу, а возможно средств у аргентинцев меньше чем у соседей любящих бесстыдный карнавал. В характеристики углубляться не буду, основное Вы и так знаете, а детали обсудите с Главным судостроителем Эмилем Бертеном, я ему доверяю».

Броненосец типа Magnanime (Великодушный) первой и второй серии

«А может корабли у союзников реквизировать? Включить в состав собственного флота?» — предложил Беснар.

«В Вас говорит горячность и не дальновидность, а правильнее сказать сиюминутный порыв, — ответил президент, — любой, даже самый современный корабль когда ни будь состариться, его надо содержать и модернизировать, а союзника мы за такие действия потеряем. А если его иметь в прямом и переносном смысле, то мы получим дивиденды и в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в виде баз по всему миру. Так что, крутитесь вертитесь, но обходитесь теми ресурсами, что есть. Неблагодарно поступила Португалия во главе со своим королем Карлом I9, они расторгли союз с нами и переметнулись к Алеманам, и мы на полном праве забрали у них три броненосца типа „Великодушный“ mod.2 и вскоре включим в состав собственного Средиземноморского флота. Корабли сейчас проходят модернизацию в Тулоне, после чего, из них можно будет организовать дивизию броненосцев Средиземноморского флота, а то у нас там сейчас только броненосные крейсера», — заявил президент.

«Про особенности наших кораблей я вскоре знания наверстаю в Бресте и Тулоне. Хочу узнать, от меня Вы что ждете? Оборонительной стратегии или наступательной?»

«Германцы на море самые слабые из наших противников, у них три броненосца, семь броненосных крейсеров 1-го ранга, без одного три десятка бронепалубных 2-го и 3-го ранга, а также чертова дюжина миноносцев, общим водоизмещением в сто двадцать тысяч тонн. Империя Цин располагает шестнадцатью броненосцами, десятью броненосными крейсерами и семью бронепалубными, а также семью миноносцами. Общий тоннаж флота Поднебесной — сто девяносто тысяч тонн. Флот Североамериканских Соединенных Штатов превосходит оба предыдущих и состоит из кораблей общим водоизмещением в триста тридцать тысяч тонн! Всего: десять броненосцев, броненосных крейсеров, без одного сорок бронепалубных и четыре десятка миноносцев!», — со знанием дела, он сам когда-то был морским министром, заявил Феликс Фор.

«Это самоубийство! У нас сто пятьдесят тысяч тонн тоннажа, по броненосцам и защищенным крейсерам мы уступаем в пять раз, по бронепалубным в семь с половиной, по миноносцам, правда, всего в два», — быстро подсчитал Густав.

«Как говорил заслуженный Федор Федорович Ушаков: „Врагов не считают, их бьют“, подходящая для нас фраза. Я Вас более не задерживаю, разберитесь. Учитывайте только еще мощь союзных: Русского, Испанского и Итальянского флотов».

«Но, Теодор Теодорович говорил: Feinde werden nicht gezählt, sie werden geschlagen, эту же фразу, только на немецком языке, который был государственным в империи Габсбургов, именно ей он и служил во главе не с выдуманной Екатериной 2, а с вполне конкретной Марией Терезией».

«Да Вы что!» — удивился Фор.

«Вижу и Вас эта зараза новой, выдуманной истории успела зацепить? Наш император Наполеон III, который в России стал править как Александр II, в этом деле большой мастак был. Но к текущей ситуации это отношения не имеет, сделаю все что смогу. Честь имею!»

Морской министр первым делом прибыл в штаб флота, расположенный в солнечном Гавре. Его сопровождали его флаг-офицеры Клутье — специалист по артиллерии и Аллер — по составу флота, как французского, так и всех других стран. Пока ехали в поезде разговорились:

«Как нам ярко заявить о себе?» — спросил у офицеров, только что назначенный, морской министр.

«Необходимо совершить рейд к берегам Германской империи, ведь там расположен наш остров Гельголанд, который мы получили по результатам удачной прошлой войны. Империя Цин за океаном, американцы тоже, а здесь, после победы, мы сможем и наступление по суше прекратить, двинем все ресурсы на флот», — здраво рассудил Аллер.

«Ставку на артиллерию надо делать. В прошлом столкновении в германский броненосный крейсер три самодвижущихся мины угодили и даже взорвались, что могло и не произойти, а он взял и из орудий утопил наш броненосный крейсер и миноносец», — сообщил свою мысль Клутье.

«Корабль был не нашей судостроительной школы, а Габсбургов, они мало внимания уделяют огневой мощи и дальности плавания, вот за это и поплатились», — произнес Аллер.

«Там в Гавре командует эскадрой Франсуа Эрнест Фурнье, ему сейчас 54 года, морское дело он знает на отлично, так что прикажу ему выдвигаться с берегам Германии и бить бошей10, — сказал Беснар, — но и мины самоходные надо калибром не 15-дюймов ставить, а 16-дюймов, в них взрывчатки в половину больше, а значит и взрыв получается мощнее и эффектнее, тем более, если еще не одна мина взорвется, а сразу две или три!».

Дорога до Главной базы французского флота в Ла-Манше, прошла на комфортном поезде, прошла быстро и вот уже наш герой в данной реальности морской министр Беснар, а в прошлом, застреленный и затем, поднятый на штыки известный русский адмирал, слишком сильно пожалевший о не сделанном и попавший сюда, для исправления профуканных лет, обозревал надежду всей страны.

Вице-адмирал Фурнье четко доложил по форме, произведя самое благоприятное впечатление на своего непосредственного командующего.

«Эскадра вверенная под моё командование пребывает в полном порядке, насчитывает пять броненосцев, бронепалубный крейсер и пару миноносцев. Готовы немедленно выйти в море, куда прикажете».

«Сперва хочу побывать на каждом корабле, осмотреть команду и положение дел, а затем отдам приказ куда идти и с какой целью», — спокойно и уверенно сообщил морской министр.

«Прошу первым посетить мой флагман, красавец — Diderot», — попросил командующий эскадры броненосцев Атлантического океана.

На борту огромного броненосца Diderot водоизмещением 12740 тонн, морского министра поприветствовал его капитан Нойер.

«Команда нашего корабля и все офицеры рады приветствовать Вас», — сообщил командир французского флагманского корабля.

«Какими орудиями Вы располагаете, чтобы утопить корабли Алеманов, Американцев и Цинов, ведь именно эти страны наши враги сейчас», — задал вопрос Беснар.

«У всех броненосцев типа Suffren 3-й модификации установлены четыре 12-дм орудий в двух башнях, и еще десять башен с двумя в каждой 6-дм орудиям», — четко ответил командир.

«6-дм орудия у Кане, что ли купили? Этот прохиндей на дугах для орудий экономит! Ведь в нашем флоте используется калибр 6,5-дм или 164,7-мм производства фирмы „Колонель Филло“», — поинтересовался морской министр.

«Не могу знать, но по видимому да, — ответил Нойер, — Пока жалоб не было. При последующей модернизации, видимо уже после войны, наверняка появиться возможность, перевооружить, так как первоначально у броненосцев нашего типа были лишь с каждого борта по пять одноорудийных башен с 5,5-дм орудиями, во второй модификации установили по четыре с каждого борта но 6-дм орудий, и лишь в третьей еще нашли место для двух башен на верхней палубе с возможностью вести огонь на оба борта. Установили оптический дальномер, загрузили заряды с бездымным порохом и приделали небольшие були, как простейшую противоторпедную защиту», — доложил командир броненосца.

Морской министр прошелся от носа до кормы броненосца, остался доволен и далее посетил однотипный Suffren c капитаном Жубером, толстяком и сибаритом.

Третьим броненосцем французской эскадры Атлантического океана стал Magnanime капитаном Леми, чем-то похожим на Дон Кихота11. Про вооружение морской министр задавать вопрос не стал, и так зная, что в толстопузый корпус влезли лишь одна башня с парой 12-дм орудий, но за то целых шесть с парой 8-дм орудий в каждой, что делало французский корабль опасным противником на ближних и средних дистанциях. На каждый борт действовали четыре таких башни, на корму три, а на нос две. Но, спросить то у капитана что-то надо было и Беснар не растерялся:

«Как обстоят дела с броневой защитой и скоростью Вашего корабля?»

«Корабль не мой, я просто управляю им от имени Французской республики, — скромно ответил Леми, — броня стальная с добавлением никеля, чтобы не крошилась при попаданий снарядов противника, одна из лучших заводов Крезо. Толщина брони борта составляет 9-дм, нос и корма по 5-дм. Броневая палуба на всем протяжении 1-дм, броня цитадели (вторая палуба) 3/5-дюйма. Рубка защищена 13,8-дм броней, надстройки 3-дм, башня главного калибра 16-дм, её не должен поразить ни один снаряд, трубы подачи боезапаса 9-дм, как и борт нашего корабля, ну а вся дюжина башен среднего калибра защищена 10-дм броней, что в совокупности и их небольшим размером делает их крепкими орешками».

«Вы не упомянули про скорость», — сделал замечание морской министр.

«Прошу прощения не успел. Скорость нашего броненосца 18 узлов, машины две, котельных отделений тоже два. Дальность экономическим ходом составляет семь тысяч миль. Котлы с наддувом, паровая машина тройного расширения, работает как часы».

Морской министр остался доволен, как докладом, так и кораблем и по ускоренной программе посетил однотипные броненосцы Lorraine и Vergniaud. На бронепалубный крейсер буквально забежал, а миноносцы вообще осмотрел с пирса.

«Я устроил смотр Вашей эскадре, — сказал морской министр вице-адмиралу Фурнье, — остался весьма доволен, лучше чем Вы, вероятно, порядок бы ни кто ни навел. Приказываю Вам отбыть к Гельголанду и патрулировать вокруг него неделю. Если никого не встретите не беда, просто прихватывайте все торговые корабли неприятеля и те, что заметите с контрабандой. Если встретите флот Алеманов — возвращайтесь с победой и отомстите за наш броненосный крейсер и миноносец. Если погода будет позволять, то совершу облет Вашей эскадры на своём летающем средстве „Звезда“ с Шарлем Ренаром».

Под исполнение «Марсельезы» духовым оркестром эскадра броненосцев Атлантического флота ушла выполнять боевую задачу:

Сыны Отечества, вставайте,

Великий, славный день настал!

Врагам на вызов отвечайте,

Их стан кровавый флаг поднял, (дважды)

Услышьте, как страна стенает

Под гнётом страшной солдатни,

В ваш дом врываются они,

И дочь и матерь убивая!..

К оружью, гражданин!

Сомкнём наши ряды,

Вперёд, вперёд!

И нивы наши и сады,

Вмиг кровь нечистая зальёт!

Морской министр на другой день засел за справочные данные, и увидел, как глобальную проблему, в виде ежемесячной дыры в бюджете размером девятнадцать миллионов франков, так и возможность, заложить боевых кораблей водоизмещением до 17800 тонн, без ущерба уже строящимся кораблям флота, а также ремонтируемым.

Вечно занятого Главного судостроителя Эмиля Бертена Морской министр решил пока не беспокоить, а пригласил, сюда в Гавр, в арендованный им особняк с охраной, она ой как понадобилась бы в прошлой жизни, и прислугой, но о ней позже, дела не ждут, пожалуй лучшего строителя миноносцев в мире — Жака Огюста Нормана.

Гость оперативно прибыл, по приглашению столь важного человека, благо расположение его верфи, недалеко от Гавра, это позволяло. Судостроитель вошел с огромной картонной коробкой в руках.

«Что в ней?» — спросил Морской министр заинтригованно. Он сам уселся в кресло, времен Людовика XIV, и усадил в аналогичное и гостя.

«Я хоть и простой строитель миноносцев, не семи пядей во лбу, но и я могу мечтать, и хотел бы Вас попросить помочь с воплощением моей мечты в реальном мире», — своей фразой он заинтриговал Густава и у того, лишь вырвалась слово: «Продолжайте».

Миноносец «Дюрандаль» Французского флота

«Вы знаете мой проект миноносца „Дюрандаль“, водоизмещением в триста тонн, скоростью двадцать шесть узлов, дальностью плавания две тысячи триста миль, экипажем из шестидесяти четырех человек и вооруженного одним 65-мм и шестью 47-мм орудиями, а также двумя 15-дм (381-мм) аппаратами для пуска самодвижущихся мин».

«Мне знаком подобный проект, но я также знаю, что поддержал его в своё время», — важно сообщил морской министр.

«Теперь смотрите, что я в своей мастерской сделал, — с горящими глазами заявил Норман и достал из картонной, серой коробки узкую длинную модель миноносца в масштабе 1:200, — водоизмещение пятьсот тонн, скорость тридцать узлов, одно орудие 3,9-дм и девять 1,9-дм, а также четыре аппарата для пуска скоростных мин калибром 16-дюймов с восемью минами на борту, экипаж семьдесят шесть моряков», — радостно заявил Норман.

Морской министр внимательно, минут пять, рассматривал корабль, ходя вокруг модели, как кот у миски сметаны, и заявил:

«Дальность три тысячи двести миль велика для миноносца, запас мин недостаточен для современного боя, так как в последнем бою у Манилы наш 500-тонный миноносец вражеский броненосный крейсер утопил единственным тройным минным залпом и остался всего с двумя „рыбками“. Орудие главного калибра всего одно, а оно и у миноносцев роль свою выполняет, так как именно из орудий Т-15 и Т-6 уничтожили миноносец врага. Вам надо его еще немного поправить».

«Прошу подсказать, каким образом?» — спросил Норман.

«Вот смотрите. Берем корпус пятисоттонного миноносца. Котлы с дутьем, паровую машину тройного расширения, в расчете на достижение тридцатиузловой скорости. Чтобы поставить побольше орудий противоминного калибра 47-мм расширяем корпус, а два орудия в 10-см, на носу и корме или 3,9-дм, как Вам угодно его называть. Трубы две, как и котельных с машинными отделениями, разнесенными по кораблю, чтобы не обездвижить корабль одним попаданием».

Далее продолжил уже Норман:

«Рубку ставим самую хорошую, блин она ни куда не влезает, аппаратов для пуска мин калибром 16-дюймов со скоростными минами и увеличенным боекомплектом, по Вашему желанию ставим четыре штуки, таким образом, общий боезапас составляет дюжину штук».

«Рубку, не выпендривайся, ставь от предыдущей серии миноносцев и тогда ширину можно сократить, водоизмещение падает на двадцать восемь тонн, а цена на сто шестьдесят тысяч франков, что при условии массового строительства весьма значительно».

«На сколько массового? — с придыханием спросил Норман и сам испугался своей смелости, — четыре, шесть, восемь…»

«Давай сразу три десятка!» — произнес морской министр.

Второе пришествие или гром и молния прямо здесь и сейчас не произвели бы на Жака Огюста такого эффекта как слова Беснара, он воздел руки к небу и упал на колени перед благодетелем. Ведь если контракт будет заключен, то он обеспечит себя и свою семью, до конца своих дней на сносное существование.

«Так много, потому что, два миноносца у нас утонуло при Маниле, сейчас эскадра Фурнье вышла в море и при ней два заморыша, а не нормальных 500-тонных кораблика, так что строй свои миноносцы типа „Пистолет“, хочу так назвать, а там, будь что будет! Меня, конечно, порвут в прессе, но есть же определенный карт-бланш, вот я им и воспользуюсь. Пусть наш дефицит морского бюджета повыситься до двадцати семи миллионов франков в месяц, но оно того стоит. Кстати, через сколько сможете сдать заказ?»

«Через семь месяцев, зуб даю!»

«Нет, — вполне серьезно, смотря прямо в глаза произнес Беснар, — ты даешь по одному своему зубу за каждый миноносец, а через семь месяцев в начале июля и поглядим сколько у тебя их останется»…

Конец года

Декабрь встретил морского министра чудесами. Во-первых, империя Цин, где были все в шоке, от победы, одержанной Дальневосточной эскадрой французского ВМС сама предложила мирный договор и, что более важно, для сложившейся ситуации — контрибуцию в виде восьмидесяти пяти миллионов лян серебра или, чтобы было понятнее слитков по 37,3 грамма, или три тысячи и девяносто шесть тонн серебра12.

Когда делегация Французской республики, в составе администрации Французского Индокитая прибыла на переговоры, то ей, в кулуарных разговорах, после кумыса и курения гашиша предложили еще Бутан и Монголию, под управление на двадцать пять лет! Что означало, фактически начало присоединия данных территорий к Французской республике. Это было не просто вишенкой на торте, а слоном на торте или, вообще, шоком для газетчиков всех мастей. Телеграф раскалился до бела, а затем вообще сломался, такой был объем передаваемой информации по нему, во все столицы мира.

Беснар на переговоры не поехал, так как был страшно занят. Он лишь передал свою просьбу:

«Брать прибрежные территории, а на оставшиеся средства взять самые мощные броненосцы и сделать из них волноломы или отправить на переплавку».

Но, это все знали и хотели без него, точно такая же логика господствовала тогда в высших политических кругах, окружавших Феликса Фора. Так как процесс демилитаризации империи Цин, от оружия произведенного в Германской империи, совсем недавно, по историческим меркам, необходимо было начинать незамедлительно и вести его до логического конца.

После недели переговоров, реальность оказалась куда банальнее, чем планировалось. Были изъяты из флота империи Цин четыре самых мощных броненосца, один миноносец, видимо на сдачу, но самое главное, в короне колониальных владений Французской республики мог появился — Бутан, но данная информация оказалась ложью и дымом от многочисленных воскурений, так что всё обошлось лишь контрибуцией в размере сорока пяти миллионов лянов серебра, которого у Цинов было предостаточно. Можно сказать, что правящая элита страны ела и спала на нем. Срединное государство, почти, не заметило победы над собой, хоть и потеряло семь кораблей защищенных броней, да еще и броненосный крейсер, который тоже можно было считать броненосцем, но 2-го класса.

В начале декабря, пришла информация о потере двадцати девяти транспортов, от американских и германских пиратов, использующих как военные крейсеры, так и пароходы оснащенные орудиями.

«Необходимо срочно с ними разобраться, ведь не один или пять! В разы больше!», — в истерике ходил по кабинету морской министр.

Закладка крупной серии миноносцев типа «Пистолет» осталась не замеченной не только во Франции, но и во всем мире, а особенно у союзников. Страна Колумбия, где у власти находился Мигель Антонио Каро Тобар, ему сейчас шел пятьдесят первый год, колумбийский учёный и политик, философ, переводчик, лингвист, заказала сразу три единицы, и готов был выложить 1442 тысячи франков сейчас и остаток семь миллионов, когда заказ будет сдан, что эквивалентно прибыли в 48%.

«Разумеется, да», — ответил на запрос Беснар, а сам отправился на самолете с огромным газовым баллоном в Брест, куда по воле Рока прибыл крейсер французского флота «Пантера» и миноносец S-6.

Их все считали погибшими, но уцелевшие экипажи, после тяжелого боя с германским рейдером «Гнейзенау», смогли подвести пластыри, откачать воду, заделать повреждения. Кончился уголь, так как трубы были повреждены и расход был бешенный, и корабли с ополовиненными командами просто дрейфовали, и вот морским течением их привело обратно в родную гавань. Случай уникальный, и все в дивизии крейсеров, что была расквартирована в данном городе были поражены случившимся, обрадовались и обнимались.

Пришло время морскому министру осматривать и трофеи флота империи Цин. Их было четыре, черных и немного ржавых. Они своим ходом, на последних тоннах угля, который кочегары лопатами выгребали из всех щелей вместе с крысами и змеями, с французскими моряками на борту пришли в Форт Байяр.

Два корабля постройки десятилетней давности: Zhixin и Guanwen решено было утилизировать немедленно. Беснару не нравилось решительно всё. От водоизмещения в 6500 тонн, мощности машин, всего, в 3300 л/с, простой железной брони, видимо, германцы продали все остатки куда подальше, разнотипные орудия калибром 9-дм и 10,5-дм, установленные по принципу — две башни с более легкими орудиями на носу и корме, а с каждого борта, палубой ниже еще по две башни, каждая с одним орудием.

«Такие корабли флоту Французской республики не нужны», — поставил резолюцию Беснар и одним росчерком пера отправил на переплавку два трофейных корабля. Что либо полезное извлечь из данных технических сооружений не представлялось возможным, даже такой передовой промышленности как французская.

Другие два корабля, водоизмещением каждый в 8300 тонн, под названием Koxinga и Zexu (иероглифы было не разобрать, так как в надпись попал снаряд) тоже были не лучше. Орудия на них стояли британские калибром 9,3-дюйма или 234-мм, но очень короткие, всего в 22 калибра, не выстреливающие, а буквально выплевывающие снаряды. Обычно, при слабом главном калибре сильный средний, но не в данном случае. Установлены на каждом корабле по четыре 4,5-дм орудия, десять 3,2-дм и десяток 2, — дм и 1,7-дм. Скорость составляла лишь шестнадцать узлов, дальность минимальная одна тысяча шестьсот миль.

«Вот по этому они еле доползли до порта Гуанчжоувань», — сообразил Беснар. («У „Петра Великого“ тоже дальность была никакая, вот он на Балтике и служил», — подсказал русский адмирал).

Но, если артиллерия на броненосце маньчжурской династии была английской, то корпус — немецкий. Переборок было установлено много, броня «компаунд» толщиной 11,8-дюйма, нос и корма 4,5-дюйма, даже броневая палуба в 1,5-дюйма давала хорошую защиту, более того, её подкрепляла еще и 4/5-дм внутренняя палуба. Орудийные башни защищены 13-дюймами брони.

«Стоит признать, что корабль весьма хорошо защищен. Недаром адмирал Сервера зная всё это пошёл на таран и жертву собственных кораблей, лишь бы одержать победу», — решил Беснар, но на письме о списании Koxinga и Zexu написал: «Тоже списать», так как тратить на каждый «утюг» по семьсот тысяч франков в месяц, на содержание, совершенно не хотелось.

Схема броненосца «Сюффрен» 1-й и 3-й модификаций

Встреча с главным судостроителем Эмилем Бертеном произошла тут же в Гавре, где он склонился в своём кабинете над чертежами броненосца «Сюффрен13», рассматривая уже произведенную модернизацию в предыдущие годы с первоначального проекта, когда еще не было скорострельных орудий к третьей, когда они появились и стали грозной силой в морском сражении.

«Рад познакомиться, — произнес Эмиль Бертен, — протягивая руку. И сразу хочу высказать своё недоумение о разрешения Вами построить сразу тридцать 500-тонных миноносцев типа «Пистолет».

«Нам надо срочно усилить флот, свободных судостроительных мощностей 17800 тонн, денег тоже в обрез, кубышку дербаним».

«Вы поймите, я не против постройки современных и стремительных кораблей, но однобокие решения всегда парируются противником. Сейчас Германия и США сразу заложат бронепалубные крейсера, которые смогут наши миноносцы догнать и утопить артиллерийским огнем, сами оставаясь под прикрытием палубной и бортовой брони», — разъяснил свою мысль, пожалуй, лучший судостроитель в мире.

«В будущем постараюсь с Вами согласовывать количество заложенных кораблей и их типы, просто срочно надо было принять решение о усилении нашего флота, война ведь ведется, — извиняясь произнес Беснар, — над чем сейчас работаете?»

«Да вот кручу — верчу проект „Сюффрена“ — наиболее нового и совершенного нашего броненосца и ничего не выходит. Вооружение, если оставить главного калибра, и усилить средний путем установки 194-мм орудий, то на каждый борт, по весу, будут вести огонь три башни, остальное место займут спаренные 10-см. Если снизить броню башен, то возможно и еще две в корму поставить, но корабль из надежно защищенного превратиться в картонный, на что я пойти не могу».

«Надо думать над новым проектом броненосца не 11500 — 11800 тонн, а о 15000 тонном корабле с внушительной артиллерией среднего калибра», — предложил Беснар.

«Вы поддержите подобный проект? Выделите деньги?» — это настоящее чудо, я им сейчас же займусь и через пару месяцев представлю Вам достойный проект.

Бразильский президент прислал письмо на имя морского министра, в котором просил построить для его страны на Французских верфях броненосный крейсер Duquense (1890) — mod.2 обещая предоплату в 1254 тысячи франков, и последующую доплату в размере 5238 тысяч франков, что обеспечивает нормальную прибыль в 31%.

Морского министра заинтересовало предложение, но он подумал: «Что за чудо-юдо такое этот крейсер „Дюкень“ и сколько таких в нашем флоте?»

Эволюция броненосных крейсеров «Дюкень» и Gloire (Победа).

Вскоре, по запросу он получил и ответ в виде справки от своего секретаря Аллера. Она гласила:

«Броненосный крейсер „Дюккень“ достаточно старый тип корабля, который строился еще десять лет назад. В нашем флоте всего два таких корабля. Сам „Дюкень“ и Gloire (Победа). Технические характеристики достаточно скромные. Водоизмещение 3600 тонн, стоимость 4,85 миллиона франков, 19,5 узла, вооружен четырьмя 6,5-дм орудиями и восемью 4,4-дм. В ходе модернизации улучшена броня с железной на „компаунд“, усилена артиллерия среднего калибра путем установки шести башенных 5-дм пушек, а так же двадцати 2-дм скорострельных».

Беснар недолго думая, письменно ответил:

«Да, строительство нового броненосного крейсера для флота Бразилии разрешаю и одобряю».

Из внешнеполитических новостей можно отметить, что Болгария в лице своего короля Александра Баттенберга встала на верный путь и расторгла союз с империей Цин, в связи с её поражением в прошлой войне с Францией и бездарной утерей целых восьми капитальных кораблей.

1897

Оглавление

  • Вступление
  • 1897

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морской министр Французской республики. Действия французского флота 1896—1901 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Согласен все именно так мы и сделаем

2

Торпидерам атаковать броненосный крейсер неприятеля

3

Карпасная броня — как панцирь черепахи, полусферическая в разрезе, прикрывает и машинное отделение, так что новый бронепалубник с таким бронированием мало уступает слабо бронированном (со сравнительно тонкой броней, а то и вовсе небронированными оконечностями — носом и кормой) броненосным крейсерам старой постройки.

4

Основная часть прибора Обри — массивный волчок, укрепленный в двух подвижных кольцах, образующих карданов подвес. Волчок располагается так чтобы его ось, будучи горизонтальной, лежала поперек торпеды. Наружное кольцо подвеса соединяется с воздушной рулевой машинкой, так что при прямом правильном движении торпеды ее рули остаются неподвижными. Но торпеда отклонилась от прямого пути. Так как ось быстро вращающегося волчка сохранила свое положение в пространстве, а торпеда изменила свое направление, то тяги, соединяющие через рулевую машинку волчок с рулями, начинают перекладывать вертикальные рули. Соединение волчка с рулями устроено так, что если торпеда повернула влево, рули переложатся вправо — придется и торпеде поворачиваться вправо и возвращаться на правильный курс.

5

Французское слово allemand происходит от названия одного из союзов германских племен — алеманнов (Alemanni). Те, кто изучает французский язык, знают, что многие географические названия созвучны с русскими: France, Russie, Angleterre, Espagne, Italie… Но вот когда речь заходит о Германии, то здесь мы обнаруживаем слово, которое совершенно не ассоциируется с этой страной — Allemagne. Алеманны жили в районе Верхнего Рейна, у гор Юра (район современного Эльзаса). Для французов алеманны были самыми ближайшими соседями, говорившими на германском языке.

6

В 1896 году в соответствии с договором между Францией и Цинской империей прибрежные зоны уезда Суйси Лэйчжоуской управы и уезда Учуань Гаочжоуской управы были переданы в аренду Франции.

7

Графоманскими называют такие произведения, которые не представляют культурной, научной ценности. Они не помогают людям в интеллектуальном, духовном, художественном и ином развитии. Это словесный мусор. Вспомните людей в караоке, которые не умеют, но любят петь, или тех, кто приходит на музыкальные конкурсы и поет так, что уши в трубочку сворачиваются. Это пример «графомании» в музыке.

8

Термин Татаро-Монголы был введен лишь в 1823 году российским историком Наумовым. Его не найти в русских летописях, и трудах древних историков. Монголы никогда так себя не называли. Зато на древних картах можно найти огромную империю — Тартарию. Так же, созвучное с монголией слово «могол», что в переводе означает великий, могучий.

9

Карлуш (Карл) I Мученик (порт. Carlos I o Martirizado, 28 сентября 1863, Лиссабон — 1 февраля 1908, Лиссабон) — король Португалии с 19 октября 1889 года по 1 февраля 1908 года. Принадлежал к дому Саксен-Кобург-Гота, официально считаясь представителем династии Браганса-Кобург.

10

Бош (боша; фр. boche) — презрительное прозвище немцев во Франции. Из французского языка проникло в другие — русский, английский, португальский и т. д. Особенно популярным это слово становилось во время франко-германских военных конфликтов. Несмотря на сходство с распространённой немецкой фамилией Bosch, этимология прозвища иная. Слово boche — афереза слова alboche, которое было образовано из «al» (французское название немецкого языка — allemand) и «boche» (от фр. caboche — башка). Первое употребление слова было зафиксировано в 1860 году в выражениях «au truc, si l’Alboche est grossier». Так же употреблялось в Эльзасе в качестве названия немцев (упоминается уже в le Dictionnaire de l’Argot moderne de Rigaud (1881)). При этом tête de boche (голова боша) означало иногда tête de bois (деревянная голова).

11

Дон Кихот — это Иван Грозный; Санчо Панса — это его Соправитель Симеон Бекбулатович; Дульсинея Тобосская — это Софья Палеолог, жена грозного; астурийка мариторнес — это Елена Волошанка, она же Библейская Эсфирь; бакалавр Самсон Карраско — это князь Андрей Курбский. 16. История Есфири в насмешливом изложении Сервантеса.

12

Что составляет 226 миллиардов рублей на июль 2023 года

13

Пьер-Андре́ де Сюффре́н де Сен-Тропез (фр. Pierre-André de Suffren de Saint-Tropez; 17 июля 1729 — 8 декабря 1788) — французский адмирал, признаваемый соотечественниками одним из величайших адмиралов в истории французского флота. Отличился рядом побед над британским флотом в Ост-Индии в период войны за независимость США.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я