Учебное пособие предназначено для проведения занятий и самостоятельной работы студентов по курсу психологии. Обобщаются положения и выводы научного направления хронопсихологии. Анализируются вопросы субъективности времени, сенсорного восприятия и когнитивной обработки темпоральной информации, закономерностей и взаимосвязей биологического, психологического и социального времени, вопросы жизненного пути личности и временной перспективы. Особое внимание уделено методам и методикам исследования психологического времени, эффективным способам использования психологических закономерностей в управлении временем. Пособие является проводником по истории понимания времени в психологической науке и освещает комплексный системный подход к изучению хронопсихологии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология времени (хронопсихология) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Проблематика психологии времени
Психология времени (хронопсихология) является одним из направлений психологической науки. Она не занимается философскими или физическими концепциями времени и не нацелена на изучение объективного времени.
Предмет психологии времени: психическое время.
Объект: закономерности восприятия и репрезентации времени в психике.
Проблемы психологии времени как науки:
— является ли темпоральная организация человека единой, или содержит независимые друг от друга уровни;
— какова единица индивидуального психологического времени человека;
— каковы индивидуальные характеристики переживания времени;
— каким образом происходит интериоризация социального времени;
— каким образом психика конструирует будущее;
— возможны ли коррекционные подходы к темпоральной организации и каковы они, и другие вопросы.
Задачи психологии времени:
— изучение истории исследований времени в психологии (исторический аспект);
— исследование психофизиологии восприятия и оценки времени в рамках задач психологического исследования времени (психофизиологический аспект);
— исследование возрастных особенностей психологии времени (онтогенетический аспект);
— изучение репрезентации и конструирования субъективного времени и временной перспективы личности (психологический аспект);
— изучение социальной психологии времени (социально-психологический аспект);
— изучение методов и методик исследования в психологии времени (диагностический аспект);
— разработка и апробация методов коррекционной и психотерапевтической работы с нарушениями восприятия, репрезентации, конструирования времени, нарушениями временной перспективы и темпоральной мотивации (коррекционный аспект);
— исследование и применение методов и методик повышения эффективности деятельности с использованием разработок психологии времени (консультационно-развивающая работа).
Несмотря на то, что проблематика времени и его связи с мыслящим человеком рассматривалась и до становления психологии как науки (Гераклит, Зенон, Аристотель, Августин, Декарт, Кант, Лейбниц, Ньютон и многие другие), здесь необходимо в краткой форме коснуться исследований проблемы в научной психологии.
О способности приспособления внутренних процессов организма и свойств психики под внешние условия писал еще Г. Спенсер в 1855 году: «приспособление внутреннего под внешние условия». Пожалуй, с этого предположения началась линия концепций, которые говорят о существовании специальных образований в организме, способных подстраиваться и замечать ход физического объективного времени.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология времени (хронопсихология) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других