С чего начинается проект?.. Подготовка проектного предложения практико-ориентированного проекта в общем образовании

Алексей Корнилов

Данный методический материал предназначен, прежде всего, для организаторов проектной деятельности, руководителей, наставников и кураторов команд, с тем, чтобы познакомить их с базовыми понятиями проектной деятельности и наиболее эффективно организовать сопровождение выполнения проектов обучающимися, при этом упор сделан на самом сложном, как показывает практика, вопросе – выборе темы и подготовке проектного предложения практико-ориентированного проекта по ФГОС.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги С чего начинается проект?.. Подготовка проектного предложения практико-ориентированного проекта в общем образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Владимир Маяковский

© Алексей Корнилов, 2021

ISBN 978-5-0055-0917-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вот и проекты делают, потому что это кому-то нужно… И умение достигать поставленного результата в заданные сроки и в соответствии с заданными требованиями является ключевым для жизни в современном обществе, и еще большее значение приобретает в условиях цифровой трансформации и перехода к новому технологическому укладу. Поэтому владение навыками проектной деятельности стало обязательным требованием федеральных государственных образовательных стандартов и отнесено ими к категории универсальных учебных действий.

С организационно-методической точки зрения, ценность проектной деятельности в учебном процессе состоит в том, что она позволяет развивать универсальные ученые действия и демонстрировать способность обучающийся их использовать, сразу в комплексе, делая таким образом учебный процесс максимально эффективным.

Федеральный государственный стандарт среднего общего образования полагает способность осуществлять проектную деятельность как одну из важных черт личностных характеристик («портрета») выпускника школы, а овладение соответствующими навыками является частью требований к результатам освоения основной образовательной программы1.

При организации проектной деятельности в образовательной организации актуальным становится также вопрос мотивационного фактора, влияющего на выбор темы проекта. К мотивам выбора темы можно отнести ее связь с будущей профессией, желание получить информацию по теме, положительную оценку по предмету (например, индивидуальный проект), возможно желание получить опыт командной работы, прокачать коммуникационные навыки, научить чему-либо или научиться самому.

Важную роль тут также играет воспитательная составляющая, предусмотренная новыми федеральными образовательными стандартами общего образования.

С учетом данных требований, в программе «Практика в образовании» была предложена и сейчас применяется на практике модель дистанционного сопровождения практико-ориетнированной проектной деятельности, которая включает:

• обучение участников проектов, их преподавателей и наставников практикам проектного управления; разработка шаблонов проектной документации;

• определение необходимых для реализации проекта компетенций и выстраивание персонализированных образовательных траекторий;

• контроль за правильностью применения принятой проектной методологии;

• экспертную поддержку участников и проектных команд; аудит идущих проектов и т. п.

Данный методический материал предназначен, прежде всего, для организаторов проектной деятельности в таком формате, а также для руководителей, наставников и кураторов проектных команд, с тем, чтобы познакомить их с базовыми понятиями проектной деятельности и наиболее эффективно организовать сопровождение выполнения проектов обучающимися.

Поскольку теме проектной деятельности в образовательной организации в настоящее время посвящено уже огромное количество разнообразных методических материалов, упор сделан на самом сложном. как показывает опыт, для педагогов, наставников и организаторов проектной деятельности вопросе: выборе темы и подготовке проектного предложения практико-ориентированного проекта.

Дело в том, что никакой проект не существует сам по себе, он всегда является частью какого-то более общего процесса, и в нашем случае — процесса образовательного, осуществляемого в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов, а выполнение проекта обучающимся решает вполне конкретные задачи, связанные с достижением им личностных, метапредметных и предметных результатов.

Другими словами, если уж звезды зажигают, потому что это кому-то нужно, так проекты — тем более! Поэтому проект появляется в тот момент, когда у кого-то уже есть представление для чего он делается, в чьих интересах, чьи и каким именно образом проблемы решает — начиная с самого обучающегося, его педагога, образовательной организации и, конечно, же — декларируемого потребителя предлагаемого в проекте решения!

К примеру, ФГОС среднего общего образования прямо указывает, что обучающийся делает индивидуальный проект «по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области»2 и «используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей», то есть цель индивидуального проекта состоит в том, чтобы через его реализацию продемонстрировать усвоение обучающимся пройденной учебной программы, показать наглядно, чему научился!

Итак, к моменту принятия решения о запуске проекта — вот, хотя бы в форме утверждения преподавателем темы проекта, — основная информация о сути проекта, его целях, как «прикладных», так и связанных с освоением учебной программы, уже должна быть в наличии. Тому, как эту информацию подготовить, и посвящен данный методический материал…

Если соотнести выбор темы проекта в общем образовании с реальной проектной деятельностью, то в практике управления проектами это будет примерно соответствовать этапу предпроектной подготовки и сбору информации, необходимой для принятия решения о запуске проекта, а также подготовке устава проекта или аналогичного документа с основными характеристиками проекта, необходимого для его запуска.

Предмет данного пособия — этап подготовки запуска проекта, исходя из целей реализации программы общего образования для получения требуемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися программы образования

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги С чего начинается проект?.. Подготовка проектного предложения практико-ориентированного проекта в общем образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // 2010

2

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // 2010

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я