Смыслы речений Иисуса Христа. Евангелие Фомы

Алексей Козионов

Эта необычная книга посвящена психологической расшифровке скрытых смыслов Евангелия Фомы. Наша книга может стать полезным пособием для профессиональных психологов, а также для исследователей гностических текстов ранних христиан. Кроме того, книга будет интересна всем тем людям, кто занимается изучением проблем христианства, кого волнуют вопросы понимания тайных смыслов и гностического символизма, а также достижения в области современной глубинной психологии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смыслы речений Иисуса Христа. Евангелие Фомы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Алексей Козионов, 2023

ISBN 978-5-0060-1817-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Книга посвящена апостолу Фоме и его удивительному Евангелию. Фома был высокоодарённый человек своей эпохи. Этот апостол сыграл важнейшую роль в становлении раннего христианства во многих странах арабского Востока, а также в Индии и Непале.

Имя Фомы присутствует во всех четырех новозаветных Евангелиях. Знаменательно то, что в трех синоптических Евангелиях Фома упоминается в главных списках апостолов: от Матфея (10: 2—4), от Марка (3: 16—19), от Луки (6: 13—16). Кроме того, его имя мы находим в отдельном списке, представленном в Деяниях апостолов (1: 13—14).

Современная христианская Церковь довольно прохладно, а порою и весьма скептически относится к личности апостола Фомы. В церковных проповедях его имя сопровождается презрительной кличкой — «Фома неверующий». Такое пренебрежительное отношение к Фоме далеко не случайно, поскольку деятельность этого одиозного апостола была направлена не на укрепление веры в иудаизм, а на познание Бога Творца. Позиция апостола Фомы, по внутреннему содержанию, выражала собой взгляды, присущие раннехристианскому гностицизму, т.е. тому учению, которое, начиная с первых веков становления новой религии, несло в себе систему альтернативного мировоззрения, резко отличающуюся от традиционного подхода христианской Церкви. Сегодня апостола принято рассматривать в Церкви как человека, который не имел стойкой веры в Христа как в Сына Божьего, и потому Церковь постоянно намекает своим прихожанам на то, что к нему не стоит относится также почтительно, как к другим ученикам Иисуса.

Настоящее имя этого апостола было — Иуда. Сегодня известно, что в духовной школе Иисуса Христа все его называли Фомой. Имя Фома было арамейским и означало: «сдвоенный, парный», или же, «близнец». Эллинистические иудеи называли апостола, по сути, точно также. На греческом языке его имя звучало — Дидим (т.е. «близнец»). Получается, что полное имя апостола выглядело так: Дидим Иуда Фома, а потому дословно переводилось: Близнец-Иуда-Близнец. Данный факт позволяет сделать предположение, что апостол Фома, либо мог иметь яркое внешнее сходство с Иисусом Христом, либо в духовном смысле был подобен Ему.

Историкам хорошо известно, что до своего призвания к ученичеству апостол Фома проживал в галилейском городе Пансады. Ряд библеистов предполагает, что он, как и большинство учеников Христа, был рыбаком, но к этому мнению не стоит относиться, как к достоверному факту, поскольку в апокрифическом тексте «Деяния Фомы» рассказывается, что Фома ещё в ранней юности (подобно Иисусу) сумел овладеть ремеслом плотника и строителя.

Главным творением апостола стало его знаменитое Евангелие. В научном мире об этом необычном Евангелии учёные начали активно говорить лишь со второй половины ХХ века, т.е. после обнаружения древнехристианской библиотеки в районе Верхнего Египта (селение Наг-Хаммади) в августе 1945 года. Среди пятидесяти двух текстов, общим объёмом 1155 страниц, имелись три текста Евангелия Фомы. Тексты были написаны древними авторами на коптском (т.е. египетском) языке.

После проведения реставрационных работ с текста Евангелия Фомы были сделаны фотокопии, а само Евангелие было переведено на все основные языки мира. Евангелие Фомы включает в себя 114 или 118 стихов в зависимости от разбивки текста на имеющиеся в нём логии. Учёным хорошо известно, что этот текст с благоговением читали и тщательным образом изучали в древности последователи и почитатели Иисуса Христа. Сегодня это удивительное Евангелие религиоведы относят к образцу ранней гностической литературы. По своему внутреннему содержанию, а также по широчайшему спектру рассматриваемых духовных вопросов Евангелие Фомы ярко выделяется на фоне других текстов раннехристианской литературы. Обращает на себя внимание тот факт, что в данном Евангелии нет никаких биографических жизнеописаний Иисуса Христа, а в краткой форме представлены только сокровенные речения Иисуса. Можно заметить, что по внутреннему содержанию, это Евангелие выглядит как гностический учебник. Вполне возможно, что именно по таким необычным учебникам проходили занятия первых христиан в общинах, располагающихся в Палестине, Иудее и в странах Средиземноморья.

Благодаря кропотливым исследованиям лингвистам и историкам удалось выявить интересный факт. Было установлено, что в отличии от текстов Нового Завета, написанных на языке Римской Империи (т.е. на греческом), это Евангелие изначально было написано на сирийском, а затем на арамейском языке, т.е. на том самом языке, на котором говорил Иисус и Его апостолы. Лишь гораздо позднее, т.е. по прошествию примерно 30—40 лет евангельский текст был переписан уже на греческий язык. Некоторые библеисты считают, что время написания Евангелия Фомы следует относить к 40—50 годам нашей эры. Из этого факта следует, что Евангелие Фомы гораздо старше не только всех евангельских текстов Нового Завета, но, даже старше корпуса Посланий апостола Павла. Известно, что данный гностический текст признан научно-достоверным. Многие солидные учёные соотносят Евангелие Фомы со знаменитым Q-источником, т.е. видят в нём, утерянный в веках, знаменитый «Сборник логий Иисуса Христа». Из этого следует необычный вывод, что Евангелие Фомы является наиболее ранним христианским документом, дошедшим до наших дней. К речениям, записанным Фомой, следует относится как к первичным, поскольку, именно они стали фундаментом написания всего корпуса новозаветных текстов, т.е. полностью или частично вошли в состав Евангелий Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Наша книга посвящена итоговым результатам выявления смыслов этого раннехристианского документа. Следует сказать, что в проведённых нами исследованиях мы избегали пересечений с догматическими взглядами христианской Церкви, а опирались в своих умозаключениях и выводах лишь на достоверную систему современных научных знаний. Мы использовали следующие научные дисциплины: психоанализ, аналитическая психология, когнитивная психотерапия, герменевтика, психология смыслов, конфликтология, логика и системный анализ. Применение комплекса разносторонних научных теорий и концепций позволило нам в совершенно в новом ключе определить внутренний слой тех содержаний, которые неявным образом присутствуют в Евангелии Фомы. Вчитываясь в загадочные строки этого гностического текста, мы бережно соотносили современные научные представления о психологических процессах, присущих XXI веку, с непривычной, как по своей форме, так и по глубине содержания древнехристианской смысловой символикой. Сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря именно такому интегративному подходу нам удалось приоткрыть завесу величественной духовной мудрости, которая некогда была запечатлена в тайных смыслах этого древнехристианского манускрипта.

Наша книга, представляет собой краткий по своему объёму сборник смысловых расшифровок речений Иисуса Христа, представлненных в Евангелии Фомы. В процессе работы над книгой мы использовали классический перевод с коптского текста, выполненный М. К. Трофимовой, которая разделила текст на 118 стихов. В книге есть всего три раздела: «Введение», «Основная часть» и «Литература». В «Основной части» представлены аутентичные речения Иисуса Христа из Евангелия Фомы, а также представлены их подробные смысловые расшифровки. Описания психологических смыслов, выявленных в речениях Иисуса Христа, указаны нами в квадратных скобках.

Мы полагаем, что наша книга может стать полезным пособием для исследователей гностических текстов ранних христиан. Кроме того, книга будет интересна всем тем людям, кто изучает проблемы христианства, кого волнуют вопросы понимания тайных смыслов, гностического символизма, а также научные достижения в области современной глубинной психологии.

В нашей следующей книге мы представим на суд читателей текст, включающий в себя в полном объёме результаты многолетних исследований по выявлению скрытых смыслов речений Иисуса Христа, которые имеются в Евангелии Фомы. В этой книге читатели познакомятся с современной методологией изучения природы скрытых смыслов, с системной точки зрения смогут увидеть структуру самого Евангелия Фомы, а так же получат представления о важнейших особенностях учения Иисуса Христа, которые посвящены керигме блаженства и познанию тайн Царства Небесного. Читатели смогут погрузиться в мир сравнительного анализа традиционных взглядов христианской Церкви, рассмотренных с позиции системных знаний современной психологии и гностических представлений ранних христиан. Кроме того, наши читатели получат реальную возможность в сжатом виде изучить научные принципы быстрого преодоления"греховных"эмоций (таких, как страх, обида, злость, вина, стыд), а также в соответствии с психологическими взглядами смогут познакомиться с методами эффективного преодоления дьявольских воздействий на психику. В рамках сугубо научных представлений читатели конкретно узнают как решаются проблемы современной библеистики, герменевтики, социальной психологии, когнитивной психотерапии, системного анализа, конфликтологии и многое, многое другое.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смыслы речений Иисуса Христа. Евангелие Фомы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я