Человек. Личность. Индивидуальность

Алексей Глазырин

В книге рассмотрены в общих чертах:– зарубежные теории личности,– отечественная теория личности,– православная теория личности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек. Личность. Индивидуальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Зарубежные теории личности

Психодинамические теории

Для всестороннего раскрытия сущности категории «личность» в психологии необходимым является более детальное рассмотрение основных идей зарубежных концепций личности. Существует несколько точек зрения на классификацию теорий личности. По мнению Б. В. Зейгарник, их можно разделить на три основные группы. Так, представители первой считают, что движущей силой развития личности является ее прошлое (З. Фрейд); вторые — что движущую силу человеческой деятельности следует искать в направленности личности в будущее (Дж. Келли); представители последней группы считают, что при изучении движущих сил развития личности нужно исходить из категории настоящего (К. Роджерс). Р. С. Немов, насчитывая около 50 теорий личности, делит их на:

— психодинамические, социодинамические, интеракционистские;

— экспериментальные и неэкспериментальные;

— структурные и динамические.

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856 — 1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению личности. По мере того как человек превращается из младенца во взрослого, происходят определенные изменения в его желаниях и в том, как они удовлетворяются. Меняющиеся способы удовлетворения и физические области удовлетворения — основные элементы фрейдовского описания стадий развития.

Структура личности отделилась от ее развития и динамики. Определяющим для развития личности являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка.

Структура личности по З. Фрейду состоит из трех подструктур: «Оно»

— врожденная подструктура, содержание которой не доступно непосредственному сознанию человека, но именно в «Оно» содержатся инстинктивные и бессознательные мотивы, обладающие побудительной силой (многие считают, что главный вклад Фрейда в науку как раз и заключается в открытии существования бессознательного, но если быть точнее, в открытии способа эффективной психотерапевтической работы с ним). Содержание «Оно» может стать доступно сознанию через анализ сновидений (толкование символов, возникающих в сновидении, поскольку бессознательное функционирует по другим законам, нежели сознание и имеет символическую форму), анализ ошибочных действий (так называемых «оговорок по-Фрейду», забываний и т.п.) и свободные ассоциации (метод свободных ассоциаций, предложенный Фрейдом широко используется в самых разных областях как способ снижения контроля сознания).

Симптомом вхождения индивида в культуру является возникновение другой подструктуры — «Сверх-Я», которая содержит нормы и правила жизни в обществе и первоначально присутствует в виде внешнего контроля (у родителей или замещающих их взрослых), а затем должна интериоризироваться. Процесс взаимодействия «Оно» и «Сверх-Я» является источником психологической травмы. Собственно, культура, по мнению Фрейда, это то, что нужно сообществу людей, но для отдельного индивида — это источник постоянных травм. Поэтому возникает третья подструктура личности — «Я», которая обеспечивает сохранение психики и культурное функционирование индивида, не имеющего возможность выжить вне культуры. «Я» использует различные защитные механизмы — проекцию (когда неосознаваемое в себе приписывается другому человеку), вытеснение (поэтому человек мало что помнит из раннего детства, в период, когда «Я» еще отсутствует, психологических травм слишком много и они вытесняются), рационализация, регрессия, конверсия и многие другие. Особое место в работах Фрейда отводится такой психологической защите, как сублимация, благодаря которой, по его мнению, развивается культура.

Главный смысл психоанализа как психотерапевтического направления выражен формулой — «Там, где было „Оно“, должно стать „Я“».

Наблюдая за многочисленными пациентами, З. Фрейд обнаружил, что за симптомами нарушения психического здоровья у многих из них стоит подавление сексуального влечения. Именно за акцентирование значения сексуальной энергии в жизни человека сам Зигмунд Фрейд и его теория подвергались критике, к которой Фрейд был максимально нетерпим, и из исторических источников известно о разрыве по причине кардинального расхождения взглядов его отношений со многими учениками и коллегами.

Вместе с тем, сексуальная энергия — либидо — понимается в психоанализе максимально широко, и не сводится к процессу размножения и генитальным ощущениям.

Развитие человека (психосексуальное развитие) проходит, согласно теории Фрейда, следующие фазы, каждой из которых соответствует свой способ удовлетворения либидо: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Одним из важных открытий З. Фрейда является открытие возникающего на фаллической стадии периода влюбленности ребенка в родителя противоположного пола и агрессии в адрес соперника — родителя своего пола. Этот феномен З. Фрейд назвал эдиповым комплексом, увидев в известном мифе об Эдипе исторически закрепленный рассказ об этом явлении (сюжет об убийстве отца весьма распространен в сновидениях пациентов, с которыми работал и сам Фрейд, и его коллеги-психоаналитики). Эдипов комплекс должен быть изжит ребенком и сексуальные интересы должны сместиться за пределы семьи. Однако именно по причине этого комплекса юноша всегда выбирает себе в жены женщину, похожую на свою мать (т.е. «мать» с которой можно иметь сексуальные отношения), а девушка — мужчину, похожего на отца.

Примером пересмотра психодинамической теории является аналитическая психология одного из первых учеников З. Фрейда К. Г. Юнга (1875—1961). По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются в сновидениях и творчестве. Юнг ввел понятие Самости — это стремление человека к целостности и единству.

Свое понимание природы личности предлагает основателя индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870—1937). Одно из основных открытий Адлера — введение понятия стиль жизни, который наиболее отчетливо проявляется в установках и поведении конкретной личности и формируется под влиянием социума. Адлер выступил против деления личности на три инстанции, по его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, которая, по сути, свойственна каждому человеку (нам всем чего-то не хватает по сравнению с окружающим миром), люди в течение всей жизни борются за превосходство.

Эрих Фромм (1900 — 1980) является представителем гуманистического психоанализа. Психоаналитическая идея о том, что люди не осознают своего поведения, у Фромма дополняется убеждением, что человек должен и может раскрыть заложенный в нем потенциал. На научное мировоззрение Э. Фромма основное влияние оказали идеи Зигмунда Фрейда о доминирующей роли бессознательного в поведении человека, и Карла Маркса о сильном влиянии на человека социально-политических формаций и культивируемых обществом ценностей. Идея К. Маркса об отчуждении при капитализме понимается Э. Фроммом как психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек. Личность. Индивидуальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я