Эта книга является продолжением ранее изданных монографий «От Кинбурна до Лиссы» и «Бронезавры XIX века» и посвящена боевым кораблям 1885-1895 гг. — периоду, когда формировались классические типы военных судов доцусимской эпохи. В ней приведены тактико-технические характеристики более 200 кораблей этого периода, а также состоявшей на их вооружении артиллерии и минного оружия; рассказывается об основных морских сражениях эпохи. Иллюстрации к книге и изображение на обложке выполнены пензенским художником Владимиром Шарапиным.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Икике до Ялу. Боевые корабли 1885-1895» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Реминисценции по"Девастейшну"
В то время как Барнаби рекламировал свою систему защиты броненосцев из короткого пояса, траверзов и подводной палубы в оконечностях, британские моряки с грустью вспоминали фундаментальную защиту от штевня до штевня на"Девастейшне"и его систершипах. И хотели чего-то подобного на новых кораблях. А спрос, как известно, рождает предложение. Тем более что Барнаби, долгое время работавшему вместе с создателем"Девастейшна"Ридом, воспроизвести нечто подобное было вовсе не трудно.
Пару новых броненосцев назвали в честь громких побед Нельсона"Трафальгар"и"Нил"(египетская деревушка Абу Кир, возле которой Нельсон разгромил наполеоновскую эскадру, находится вблизи устья Нила, и поэтому англичане именуют то сражение, которое всем прочим нациям известно как битва при Абукире, битвой при Ниле).
В плане защиты эти корабли действительно были возвращением к"Девастейшну". Правда, вновь вводить сплошной пояс от носа до кормы Барнаби не стал, но зато его толщина в центральной части достигала 20 дюймов, утоньшаясь к оконечностям до 14 дюймов и завершаясь траверзами толщиной в 16дюймов.
Нижний пояс накрывала 3-дюймовая палуба, оконечности за пределами вертикальной брони пояса защищала карапасная палуба такой же толщины.
Узкий бруствер"Девастейшна"на"Ниле"и"Трафальгаре"развился в полноценный каземат от борта до борта протяженностью в 2/3 длины корабля с толщиной бортов 18 дюймов и траверзами в 16 дюймов. Такой каземат надежно защищал основания башен, шахты подачи боеприпасов артиллерии, нижнюю часть дымовых труб и часть вспомогательных механизмов. Оконечности корабля в нос и корму шли вровень в верхней кромкой каземата — корабль получился гладкопалубным.
Главное вооружение располагалось в двух башнях — носовой и кормовой, со стенками толщиной до 18 дюймов; кроме того, орудия были снабжены щитами толщиной в 2 дюйма, предотвращающими поражение комендоров влетевшими в амбразуры осколками снарядов и, собственно, снарядами малокалиберной артиллерии. Между башнями располагался 8-угольный каземат среднекалиберной артиллерии с толщиной бортов в 4 дюйма и траверзами в 5 дюймов. Первоначально в нем разместили 6 скорострельных пушек калибра 120 мм, отделенных друг от друга 2-дюймовыми броневыми экранами, но, со временем, когда на вооружение были приняты скорострельные пушки калибром 152 мм, 120-миллиметровки были заменены этими новыми 6-дюймовками.
Рубка имела толщину стенок 14 дюймов. Вся толстая защита (то есть броня кроме палубной и верхнего каземата) была выполнена из брони компаунд.
В архитектурном плане интересной особенностью этих кораблей было заимствованное у французов расположение дымовых труб не одна за другой вдоль диаметральной линии корабля, а рядом, бок о бок. Считалось, что при таком размещении труб одна будет защищать в бою другую, по крайней мере, от осколочных попаданий, и в кочегарках удастся поддерживать хорошую тягу.
"Трафальгар"был заложен в 1886 г., спущен на воду в 1887 г. и вошел в строй в 1890 г.,"Нил"присоединился к нему в следующем году. Служба этих кораблей не изобиловала событиями и, отслужив положенный срок, они пошли на слом в 1911-1912 гг.
Подобно тому как закладка в Англии"Девастейшна"имела своим откликом строительство в России"Петра Великого", так и постройка"Трафальгара"дала толчок строительству в России аналогичного броненосца, также названного в честь крупнейшей морской победы — "Наварин". И основания к такому параллелизму были.
Начав в ответ на появление в Германии четырех линкоров типа"Заксен"неспешное строительство серии"таранных"броненосцев с головным кораблем"Александр II", отечественные морские начальники вроде как бы успокоились, посчитав такой"асимметричный ответ"достойным и достаточным. Но"Императоры"еще только достраивались, когда, как гром, грянула весть о закладке на немецких верфях громадных и мощных"Бранденбургов". Срочно нужен был адекватный ответ, но под Адмиралтейским шпилем даже не знали толком, какого типа корабль противопоставить"Бранденбургам"и даже где его строить: казенные верфи, как водится в таких случаях, были чем-то архизаняты, а на частные такой лакомый заказ отдавать не хотелось.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Икике до Ялу. Боевые корабли 1885-1895» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других