Эта книга является продолжением ранее изданных монографий «От Кинбурна до Лиссы» и «Бронезавры XIX века» и посвящена боевым кораблям 1885-1895 гг. — периоду, когда формировались классические типы военных судов доцусимской эпохи. В ней приведены тактико-технические характеристики более 200 кораблей этого периода, а также состоявшей на их вооружении артиллерии и минного оружия; рассказывается об основных морских сражениях эпохи. Иллюстрации к книге и изображение на обложке выполнены пензенским художником Владимиром Шарапиным.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Икике до Ялу. Боевые корабли 1885-1895» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
"Не нужен нам берег турецкий…"
Но не только соперничество из-за датских проливов возбуждало “дум высокое стремление” в высочайших кабинетах Российской империи. Еще большее внимание было обращено к Босфору и Дарданеллам. И не только потому, что они запирают Черноморский флот в его “геополитической ловушке” — мысль о повторении деяния Вещего Олега, прибившего щит к вратам Царьграда, не давала покоя правителям России по меньшей мере со времен Екатерины II: ведь, овладев “Вторым Римом”, “Третий” превращается в самого непосредственного наследника “Рима Первого”, владевшего некогда всей Европой и половиной Азии!
Война 1877-1878 гг. вплотную подвела Россию к осуществлению этой мечты; но войска были остановлены у Адрианополя, а последующий мир как бы увенчал победы русского оружия, но при этом между Россией и остатками турецких владений в Европе образовалась череда буферных государств, не только блюдущих под присмотром принцев из немецких династий свой суверенитет, но и готовых, сами по себе, побороться за раздел “имущества больного человека”, как в те времена все чаще именовали Турцию.
Да и далек и труден, горист и реками иссечен сухопутный путь к сердцу Османской империи — что через Балканы, что через Малую Азию. А что, если попытаться взять “Царьград” на манер Вещего Олега, броском через море,"штыковым ударом"высаженного с кораблей десанта? В конце концов, от Севастополя до Стамбула всего-то “два суворовских перехода” экономическим ходом несокрушимых российских броненосцев!
Вся беда была только в том, что этих броненосцев не было: построенные в 1870-х годах “поповки” для морских переходов не годились, а надеяться на то, что вооруженные коммерческие пароходы, на которые был сделана ставка в войне 1877-1878 гг., смогут преодолеть сопротивление турецкого флота и нехилой береговой обороны, не приходилось.
И тут подоспела большая кораблестроительная программа 1881 г., которая не обидела и черноморских мореманов, в планах которых виднелась постройка аж четырех броненосцев для штурма проливов.
По проекту, первый мореходный броненосец для Черного моря напоминал своими очертаниями “Петра Великого”: массивный корпус с небольшой надстройкой в центре, вокруг которой сосредоточена главная артиллерия. Однако, пояс планировался не полный, как на “Петре”, а только в центральной части, зато толщиной 18 дюймов (на 4 дюйма толще). Бруствер “Петра Великого”, защищавший основания башен, шахты подачи боеприпасов, основания дымовых труб и вентиляционных приспособлений, был развит в полноценный каземат, 12-дюймовые стенки которого поднимались непосредственно от плит броневого пояса.
Носовую и кормовую оконечности решено было поднять до уровня верхней кромки каземата, что повышало мореходность корабля; броненосец приобрел внешний вид гладкопалубного судна.
Предполагалось, что для борьбы с береговыми батареями, расположенными на возвышенностях на берегах Босфора, понадобится угол возвышения орудий до 35 градусов. Поэтому от башен отказались в пользу барбетов. Всего на броненосце предполагалось установить три двенадцатидюймовки с длиной ствола в 30 калибров в едином барбете, причем две носовые пушки должны были стоять бок о бок, обеспечивая носовой залп из двух орудий, а кормовая пушка — в диаметральной плоскости, обеспечивая ретирадный огонь из одного ствола и бортовой залп в два орудия. В результате получался барбет треугольной формы обращенный острым концом в корму и с основанием перед рубкой.
Горизонтальное бронирование включало палубу на уровне ватерлинии, толщина которой в пределах каземата составляла всего 12,7 мм, а в носу и в корме — 51 мм.
Водоизмещение первого черноморского броненосца было рассчитано в размере 9217 тонн.
После рассмотрения в высочайших сферах проектантов поправили. Потребовали усилить вооружение: а ну как новым русским броненосцам, успешно преодолев Босфор и Дарданеллы, придется вступить в бой с линкорами британского супостата, имеющими по четыре 12-дюймовки? Да и маловато — 3 орудия главного калибра на 9 тысяч тонн водоизмещения!
Проблема была решена элементарно — заменой ординарных установок на спаренные. Получалось более чем солидное вооружение из шести двенадцатидюймовок, из которых прямо по курсу и на траверз могли стрелять по 4 пушки, ретирадный огонь вести две.
Второе требование — замена короткого броневого пояса только в центральной части корабля на сплошной от штевня до штевня, пусть и меньшей толщины.
Сказано — сделано: в центральной части корпуса были запланированы плиты толщиной в 406 мм, далее в нос и в корму шли плиты толщиной 305 мм, 254 и 203 мм, причем под водой толщина плит к нижней кромке сокращалась. 406-миллиметровых до 305 мм, 203-миллиметровых — до 152 мм.
Заодно была увеличена толщина стенок барбета до 229 мм и толщина броневой палубы до 57 мм по всей длине.
После всех доработок расчетное водоизмещение корабля увеличилось до 9990 тонн, мощность машин, потребная для достижения 15-узловой скорости, была вычислена в размере 9000 л.с.
Новый броненосец решено было назвать “Екатерина II” — в честь императрицы, предначертавшей своим потомкам величественную задачу царьградского направления. Три других корабля серии были поименованы также с прозрачным намеком: “Синоп” и “Чесма” — в память побед русского флота над турецким, “Георгий Победоносец” — в честь христианского святого, жившего в Византии и пострадавшего за христианскую веру.
“Екатерина II” была заложена 14 июня 1883 г., спущена на воду 8 мая 1886 г., введена в строй флота в 1889 г. Уложиться в проектные 9990 тонн не удалось, и водоизмещение первого черноморского броненосца достигло 11050 тонн, что, впрочем, в условиях Черного моря на боевых и мореходных качествах корабля не сказывалось.
На испытаниях “Екатерина II” показала ход 15,2 узла при мощности машин 9101 л.с. Дальность плавания 14,5 узловым ходом была определена в 1367 миль.
Экипаж составили 26 офицеров и 607 нижних чинов.
Основное вооружение состояло из 6 орудий калибром 305 мм и с длиной ствола 30 калибров, установленных попарно на скрывающихся лафетах. То есть, заряжание орудия производилось в то время, когда оно полностью находилось внутри барбета, а перед выстрелом ствол приподнимался двумя компрессорами над кромкой барбета. Скорострельность при этом составляла на момент ввода корабля в строй 1 выстрел за 3 минуты 50 секунд, но постепенно снижалась и к 1905 году составляла не более одного выстрела за 7 минут. Время поворота орудий на 360 градусов составляло 1 минуту. Верхнее прикрытие барбета имело толщину 38 мм.
По баллистике 12-дюймовки “Екатерины II” не отличались от орудий, установленных на балтийских броненосцах.
Средний калибр был представлен семью орудиями калибром 152 мм с длиной ствола в 35 калибров в бортовых батареях, лишенных броневой защиты. Они были разбиты на два плутонга: 4 пушки стояли в носовой части и, благодаря глубоким амбразурам, могли вести огонь на острых курсовых углах.
Еще три орудия были установлены в кормовой части, причем размещенная в диаметральной плоскости пушка могла стрелять через штевневую амбразуру. По баллистике эти орудия не отличались от тех, которые были позднее были установлены на броненосце “Двенадцать апостолов” (тактико-технические данные приведены в предыдущей статье).
Противоминное вооружение составляли 8 револьверных пушек калибром 47 мм и 4 револьверных пушки калибром 37 мм. Для оснащения десантных партий служили две пушки Барановского калибром 63,5 мм. Минное вооружение было представлено 7 торпедными аппаратами для торпед калибром 38 см.
Второй корабль серии — “Синоп” — начали постройкой в сентябре 1883 г., спустили на воду 19 мая 1887 г., ввели в строй в июне 1889 г.
От “Екатерины II” этот броненосец отличался лишь тем, что опускающиеся лафеты для орудий главного калибра заменили на стационарные: на опыте “Екатерины” убедились в ненадежности таких установок и перешли к более простому решению. Угол вертикального наведения 12-дюймовок “Синопа” находился в пределах от — 5 градусов до +15 градусов; угол горизонтального наведения пушек носовых установок составлял 194 градуса, кормовых — 256 градусов.
Толщина верхнего прикрытия установок была увеличена до 51 мм.
После спуска на воду водоизмещение “Синопа” превысило проектное на 639 т. Для облегчения перегрузки решили на 15 дюймов уменьшить высоту броневого каземата. Тем не менее, превышение реального водоизмещения над проектным у"Синопа"оказалось еще больше, чем у"Екатерины II": 11310 тонн. Не смотря на это, корабль развил на мерной миле полагающиеся 15 узлов при мощности машин 8888 л.с.
Третий корабль серии (по датам спуска на воду и ввода в строй — второй) — “Чесму” — заложили 25 сентября 1883 г., спустили на воду 6 мая 1886 г., ввели в строй в мае 1889 г. В процессе достройки"Чесму"решили вооружить новыми, более мощными 12-дюймовками с длиной ствола в 35 калибров. Эти орудия были разработаны фирмой Круппа и в количестве 6 единиц поставлены русскому Флоту; они и пошли на вооружение"Чесмы". Для остальных броненосцев 35-калиберные орудия производились уже в России на Обуховском заводе; когда на"Чесме"в 1892 г. из-за разгара ствола одна из крупповских пушек вышла из строя, то была заменена также обуховской.
Вес крупповских орудий равнялся 56855 кг, обуховских — 55692 кг. Во время испытаний выяснилось, что при развороте всех орудий на один борт у корабля возникает крен в несколько градусов, при этом вращение установок становится затруднительным. Проблема эта, решалась, преимущественно путем разворота пушек нестреляющего борта на траверз.
К этим орудиям применялись четыре основных типа снарядов: легкие и тяжелые стальные бронебойные и легкие и тяжелые фугасные из чугуна.
Тяжелые снаряды были разработаны фирмой Круппа и заказаны для русского флота в 1887 г. в количестве 780 штук. Они весили по 455 кг. Для стрельбы ими использовали заряд в 147,4 кг бурого пороха, который придавал снаряду начальную скорость 547 м/сек. Дальность стрельбы при этом составляла 10058 м.
Для стрельбы"легкими"снарядами весом 331,7 кг использовался пороховой заряд в 153-155 кг, при этом начальная скорость снаряда достигала 637 м/сек.; дальность стрельбы при угле возвышения 6 градусов равнялась 6040 м, при угле возвышения в 15 градусов — 10614 м. Однако таблицы для стрельбы были составлены только до дистанции в 7320 м.
В 1892 г. 12-дюймовки с длиной ствола в 35 калибров были испытаны стрельбой зарядом бездымного (пирокаллоидного) пороха весом 102,4 кг; при этом была достигнута начальная скорость снаряда в 786 м/сек. Тем не менее, на вооружение был принят заряд весом 68,8 кг; при этом начальная скорость снаряда равнялась 735 м/сек., дальность стрельбы — 13168 м.
Остается добавить, что разрывной заряд фугасного тяжелого снаряда составлял 24,5 кг черного пороха, бронебойного — 11,1 кг; разрывной заряд фугасного легкого — 16 кг черного пороха, бронебойного — 8 кг.
Для стрельбы бездымным порохом были разработаны снаряды образца 1895 г. весом 331,7 кг, снаряженные пироксилином. Разрывной заряд бронебойного при этом равнялся 5,3 кг, полубронебойного (тонкостенный снаряд с донным взрывателем) — 12,4 кг, фугасного — 15,6 кг.
Угол вертикального наведения 12-дюймовок"Чесмы"находился в пределах от — 2 градусов до +15 градусов; угол горизонтального наведения для носовых установок 214 градусов, для кормовой 280 градусов. Проектная скорость наведения по горизонту — 3 градуса в секунду.
Толщина верхнего прикрытия барбетов — 38 мм.
Перегрузка"Чесмы"превысила таковую и на"Синопе", и на"Екатерине II", причем занижать высоту броневого каземата, как на “Синопе” не стали для ускорения постройки: “Чесму” планировали ввести в строй одновременно с “Екатериной II”. В результате водоизмещение броненосца достигло 11396 тонн.
Машины для"Чесмы"заказали бельгийскому заводу Коккериля. И тут вышла небольшая накладка: броненосец на испытаниях не развил и 13 узлов вместо проектных 15. Хотя машины были признаны отлично выполненными и лучшими на Черноморском флоте. Но оказалось, что котлы не обеспечивают достаточную паропроизводительность для того, чтобы машины реализовали свою полную мощность. Фирму-производитель обязали установить 8 дополнительных воздуходувных устройств для повышения производительности котлов. На эти работы ушло 8 месяцев.
Тем не менее,"Чесма"так и не развила требуемую скорость: на окончательных испытаниях броненосец показал только 13,53 узла при мощности машин 9059 л.с.
В целом командование Черноморского флота могло быть более чем удовлетворено своими первыми броненосцами: каждый из них в одиночку мог справиться со всем турецким флотом. Проект выглядел настолько удачным, что оставалось только заказать четвертый броненосец этого типа для формирования корабельной дивизии полного состава (в то время обычно это было 4 корабля).
“Георгий Победоносец” был начат строительством в июле 1889 г. Предлагались проекты постройки его как башенного корабля, вооруженного тремя спаренными установками 305 мм орудий, 10 — 152 мм и 6 торпедными аппаратами. Бронирование пояса по ватерлинии вновь предлагалось довести до 457 мм, броню башен — до 356 мм (каземат заменить бруствером с толщиной стенок в 305 мм). Водоизмещение при этом должно было равняться 11000 т, скорость — 16 узлам. Трудно сказать, насколько хорош или насколько плох был этот проект: начальствующие лица решили не мудрствовать лукаво, и"Георгий Победоносец"был достроен по образу и подобию трех предыдущих броненосцев лишь с незначительными улучшениями.
По сравнению со своими предшественниками “Георгий Победоносец” строился очень быстро и сошел на воду 26 февраля 1892 г., был сдан флоту в сентябре 1893 г. Главным улучшением по сравнению с"Чесмой"стали башенноподобные колпаки над установками 12-дюймовых орудий (35-калиберных), схожие с теми, которые были применены на"Двенадцати апостолах". При этом несколько изменились углы горизонтального наведения: для носовых орудий они составили 200 градусов, для кормовой пары орудий — 270 градусов.
Немного была усилена противоминная артиллерия: 8 — 47 мм орудий и 10 — 37 мм.
Водоизмещение"Георгия Победоносца"достигло 11940 тонн, мощность машин — 10600 л.с., скорость на мерной миле — 17 узлов. Дальность плавания — 2160 миль экономическим ходом. Экипаж — 26 офицеров и 616 матросов.
Служба всех четырех кораблей сложилась по разному. “Синоп”, “Чесма” и “Георгий Победоносец” приняли участие в усмирительных акциях против восставшего броненосца"Потемкин", которые обернулись неэффективной демонстрацией силы, в ходе которой"Георгий Победоносец"даже перешел на сторону восставших. Впрочем, вскоре тезка каппадокийского святого вернулся в состав лояльных правительству сил.
"Екатерина II", отслужив положенный срок, в 1907 г.была исключена из списков флота. Относительно новый"Синоп"в 1900-х годах планировалось перевооружить до уровня современного перворангового броненосца: заменить старые 30-калиберные 12-дюймовки четырьмя новыми 305 мм орудиями с длиной ствола 40 калибров в башнях с 203 мм бронированием, а 6-дюймовки — скорострельными пушками Канэ калибром 120 мм в казематах, защищенных 76 мм броней. Но заводы были перегружены заказами, и с этим проектом ничего не вышло.
Броненосцу выпала сомнительная честь буксировать сдавшегося “Потемкина” из Констанцы в Севастополь.
После цусимской катастрофы"Синоп"решено было переделать в учебно-артиллерийский корабль по тому же варианту, по которому перестраивался"Петр Великий". Старую тяжелую и среднекалиберную артиллерию заменили на четыре 203 мм орудия за броневыми щитами и 12 пушек калибром 152 мм. В таком виде"Синоп"дожил до I мировой войны и даже пережил ее. Отличился в Гражданскую войну — под прикрытием его орудий большевики установили Советскую власть в Одессе. Но затем корабль многократно захватывали то белые, то опять красные, то немцы, то англо-французские союзники. После окончательного завоевания Крыма красными остался в Севастополе и в 1922-1924 гг. был разобран на металл.
"Чесма"была использована для опытовых работ: на ней соорудили отсек с копией бронирования первых русских дредноутов и подвергли обстрелу; выяснилось, что бронирование первых дредноутов никуда не годится, но благодаря этим опытам для второй серии дредноутов была разработана более совершенная защита. Ну, а расстрелянная “Чесма” легла на дно Черного моря возле Тендровской косы, где и проводились артиллерийские стрельбы.
"Георгий Победоносец"первые 20 лет службы никаким особым переделкам не подвергался, но перед началом мировой войны был довооружен: его старую среднекалиберную артиллерию заменили на 14 скоростерльных 6-дюймовок Канэ. И не зря. В 1914 г."Георгий Победоносец"вместе с береговыми батареями отразил атаку на Севастополь германского линейного крейсера"Гебен"; затем участвовал в различных операциях Черноморского флота.
При уходе белых войск из Крыма был уведен в Бизерту, причем во время перехода Средиземным морем случилось несчастье: в шторм рухнула проржавевшая дымовая труба, убив двух офицеров и сигнальщика.
После того как в 1924 г. французское правительство признало собственность СССР на угнанные в Бизерту корабли русского флота, “Георгий Победоносец"продолжал еще несколько лет ржаветь в чужом порту, а в начале тридцатых годов был продан “Рудметаллторгом” французской фирме на металл.
Как мы видим из этого обзора, история первых черноморских броненосцев не изобиловала волнительными событиями и закончилась (для большинства из них) разборкой на металлолом. А ведь их могла ждать гораздо более бурная судьба: по планам высшего руководства"Екатерининскому квартету"предстояло стать главной ударной силой при захвате Босфора и Царьграда. О чем, собственно, и говорилось в начале этой заметки. Маленький нюанс заключается лишь в том, что это были не какие-то абстрактные мечтания засевших в петербургских кабинетах Маниловых, а вполне реальные и конкретные планы, которые тщательно прорабатывались и обсуждались на самом высоком уровне, а мобилизационные приготовления производились в столь глубоком секрете, что даже офицеры, которые обслуживали выделяемую для этой операции тяжелую артиллерию, не знали, в какой эскападе им предстоит принять участие.
Первый набросок плана операции был готов уже в 1885 г. — когда, собственно, и кораблей-то для этого предприятия не было. Для осуществления замысла предполагалось привлечь 59 пароходов"Добровольного флота"и РОПиТа вместимостью от 400 до 2000 человек. В Одессе, Севастополе, Николаеве, Феодосии и Керчи на эти корабли должны были быть посажены 13-я и 15-я пехотная дивизия, 4-я пехотная бригада, 3 саперных батальона, один понтонный батальон, железнодорожный парк, 6 полевых батарей, две сотни донских казаков. Итого — 678 офицеров, 24216 нижних чинов, 24 полевых орудия, 1266 лошадей, 332 повозки и зарядных ящика. В случае успеха высадки ее ждала поддержка в виде второй волны десанта: еще две пехотные дивизии и 2 артиллерийские бригады.
Памятуя о том, что штурм Стамбула в 1878 г. был предотвращен, в том числе, вхождением в Босфор английской средиземноморской эскадры, решено было буквально"утыкать"оба берега пролива береговой артиллерией, для чего сформировать"особый запас"тяжелых орудий. К 1894 г. в Одессе в этом"запасе"числилось 78 пушек и мортир:
5 береговых пушек калибром 11 дюймов,
10 береговых пушек 9 дюймов,
36 мортир береговой обороны калибром 9 дюймов,
7 тяжелых полевых пушек калибром 6 дюймов весом 190 пудов;
20 полевых пушек калибром 4,2 дюйма, именуемых на тогдашнем военном сленге"батарейными".
План операции строился на двух факторах: внезапности и надежде на то, что турецкие войска и флот не окажут сопротивления. Вся операция должна была занять не более 3-х дней: таково было расчетное время подхода английской Средиземноморской эскадры от Мальты к Босфору. С учетом этого временного ограничения из"особого запаса"весной 1895 г. было решено вывести тяжелые 11-дюймовые и 9-дюймовые пушки, требующих для своей сборки установки на позиции нескольких дней, и часть 9-дюймовых мортир береговой обороны, и заменить их легкими полевыми мортирами калибром 9 дюймов. Дальность стрельбы из этих орудий составляла всего 3 км, но с учётом того, что их сборка и установка на позиции занимала всего несколько часов, ширина Босфора не превышала 3,7 км, в отдельных местах уменьшалась до 750 м, а 140-килогораммовые снаряды, снаряженные 16,2 кг пироксилина, легко могли пробить 3-дюймовую палубу английских броненосцев, это было"самое то". Поэтому по штатам 1895 г. в"особом запасе"полагалось иметь:
9-дюймовых мортир береговой обороны — 36,
9-дюймовых легких полевых мортир — 20,
6-дюймовых пушек Канэ — 10,
6-дюймовых тяжелых полевых пушек весом 190 пудов — 20,
6-дюймовых тяжелых полевых пушек весом 120 пудов — 20,
57 мм противодесантных пушек Норденфельда — 10,
пулеметов максима — 24. На пополнение"особого запаса"в 1895 г. из небогатого российского бюджета было отпущено 2193500 рублей.
6 июля 1895 г. в Санкт-Петербурге прошло Особое совещание в составе министров военного, морского, иностранных дел, русского посла в Турции А.И.Нелидова и ряда высших чиновников, на котором было резюмирована"полная военная готовность захвата Константинополя". Однако дальше разговоров тогда дело не пошло.
Следующее совещание состоялось 5 декабря 1896 г. под председательством Николая II. На этот раз запахло конкретикой: решено было увеличить численность первой волны десанта до 33750 человек при 64 полевых и 48 тяжелых орудиях. Предварительно должны были начаться маневры Одесского военного округа, в ходе которых планировалась имитация отправки двух дивизий на Кавказ. Для чего осуществлялась мобилизация большинства черноморских пароходов. Прикрывать высадку должен был Черноморский флот почти в полном составе: все 6 броненосцев, единственный крейсер, канонерская лодка"Терец", минные крейсеры Гридень"и"Казарский", 10 миноносцев, минные заградители"Буг"и"Дунай".
Операция должна была начаться по сигналу посла Нелидова, которому предстояло выбрать удобный момент для вторжения. По этому сигналу вышедшие к кавказскому побережью конвои должны были, в темное время суток, развернуться и взять курс на Стамбул. Одновременно должны были быть перерезаны телеграфные провода, связывающие черноморское побережье Турции с Европой.
Ночью десантная армада должна была пройти через Босфор мимо турецких батарей и высадить десант у них в тылу возле Буюкдере. В это время посол Нелидов предъявит турецким властям ультиматум с требованием передать России районы по берегам Босфора. Предполагалось, что турецкие войска либо останутся безмолвными свидетелями происходящего, либо их сопротивление будет моментально подавлено.
После чего русские войска начнут готовить английскому флоту горячую встречу: в последующие 72 часа артиллеристы и саперы должны установить на побережье пушки и мортиры и возвести укрепления; минные заградители выставить 825 мин поперек пролива; миноносцы занять позиции для атаки. И если англичане сунутся, то их ждут неизбежные потери на трех рядах мин — тральщики в то время еще не были придуманы, а если хитроумные бритты надумают использовать для этой цели малые коммерческие пароходы, то их легко расстрелять с берега из 6-дюймовок.
Если англичане прорвутся через минное заграждение, то береговые мортиры примутся мозжить их палубы тяжелыми бомбами, снаряженными пироксилином, миноносцы встретят роем торпед, а довершат разгром могучие залпы русских броненосцев.
Картина вырисовывалась настолько радужной, что Николай II даже назначил первых лиц готовящейся операции: общее руководство должен был осуществлять вице-адмирал Копытов, десантными войсками командовать генерал-лейтенант фон Шток.
Но, опять-таки, дальше словес об “исторической миссии России” и высоких назначений дело не пошло. Почему? Ведь план имел 100-процентные шансы на успех!
Причин тому несколько.
Прежде всего, в русском руководстве, кроме “ястребов”, существовало и более умеренное и прагматичное крыло. Сильное влияние на царя имели такие люди, как тогдашний министр финансов С.Ю. Витте и директор канцелярии Министерства иностранных дел В.Н. Ламсдорф. Которые могли “на пальцах” разъяснить Николаю бессмысленность босфорской затеи. Зачем англичанам лезть в уготованную им в Босфоре “огненную баню”, если они могут с таким же успехом, как русские — Босфор, захватить, хотя бы под предлогом спасения Османской империи, Дарданеллы? И тогда Россия вместо расположенной “за тридевять морей” базы потенциального противника на Мальте получит такую базу у собственных дверей.
А моральное удовлетворение от присвоения “Второго Рима” обернется международной изоляцией: смерти “больного человека” никто в Европе особо не жаждал, а еще меньше европейцам импонировало неуемное приращение и без того безмерной империи Романовых землями своих соседей. Изоляция же — это прекращение потока кредитов и технологий, без которых наметившееся на сломе веков русское экономическое чудо не станет возможным.
Были и другие аргументы. Например, весьма легкомысленным выглядит план десантной операции, построенный на том, что турецкие канониры на береговых батареях проспят прохождение по узкому проливу под дулами их орудий каравана из шести десятков транспортных судов. Конечно, и пушки у них старые, и стрелки из турок не ахти какие, но и промазать с полутора километров по медленно ползущему судну трудно, а думать о том, к чему приведет попадание тяжелых снарядов в набитый битком “пушечным мясом” транспорт, и вовсе не хочется.
Да и мало успешно высадить десант: Турция в конце XIX века — все еще громадная страна, раскинувшаяся от Ирана до африканских пустынь, и одно дело рассуждать о скверном техническом уровне оснащения турецкой армии и низком моральном духе солдат, другое дело — оказаться зажатыми на узкой полоске земли между морем и сотней-другой тысяч этих солдат.
Перебрасывать на поддержку десанта новые и новые дивизии? Развернуть боевые действия в Закавказье, чтобы туркам было не отвоевания Стамбула? А есть ли резон затевать большую войну в Европе, когда на Дальнем Востоке обстановка складывается так, что империи придется напрячь все свои силы, чтобы отстоять очередной “проглоченный” кусок территории?
Кстати говоря, знали ли турки о русских планах планах по овладению Стамбулом, или не знали, но о том, что у них появились общие интересы с империей микадо, они поняли весьма своевременно и даже отправили в 1890 г. один из немногих остающихся на ходу кораблей — фрегат “Естогрул” — с делегацией на борту в Японию. Правда, этот корабль погиб со всеми, кто был на нем, во время тайфуна у берегов Страны Восходящего солнца, и дальневосточно-ближневосточный военно-политический альянс не был заложен.
Тем более, что, как и в годы Крымской войны, у Англии могут найтись союзники, готовые превратить заведомо нерезультативную схватку “кита со слоном” в борьбу между “двумя слонами, одного из которых будет поддерживать кит”.
И, наконец, была еще одна причина. Россия готовила и вскоре выступила инициатором Гаагской конференции по ограничению вооружений. Конференция эта империи Романовых ой-как была нужна: отставание России от ведущих европейских держав в военно-технической сфере становилось все более наглядным, в случае большой войны, запах которой уже начинал ощущаться, стране не светило ничего хорошего; нужно было выиграть время для довооружения, перевооружения, реформирования и пр. А Франция с Германией задавали такой темп гонке вооружений, что времени-то они империи Романовых и не оставляли.
Не имея возможности решить вопрос путем ускоренного развития в военно-технической сфере, империя вынуждена была пойти на политические маневры — на ту самую Гаагскую конференцию. Но уговаривать"партнеров"разоружиться, осуществляя (или осуществив) неспровоцированную агрессию против соседней страны, довольно нелогично. Приходилось выбирать: или успех политического маневра, или невнятные шансы в военной авантюре. Николай II со товарищи выбрал первое. Был он прав или не прав? История сослагательного наклонения не имеет…
Можно предположить, что русский морской атташе в Вене и другие заинтересованные лица были весьма заинтригованы, когда узнали, что на австро-венгерских верфях строится броненосец, подозрительно похожий на изначальный проект"Екатерины II": те же 12-дюймовки в барбетных установках, расположенные треугольником — две впереди, перед рубкой, одна — позади; та же незащищенная броней батарея среднекалиберных пушек на батарейной палубе в корпусе корабля, такой же короткий броневой пояс по ватерлинии, защищенный с концов траверзами. Правда, все это — в водоизмещении менее 7 тысяч тонн, но, тем не менее, сходство наводит на мысль, что какие-то ловкачи то ли выкупили, то ли просто стырили те эскизы, которые впоследствии легли в основу проектов русских черноморских броненосцев.
Но на самом деле объяснение этой интриги гораздо проще.
После создания Тройственного союза у руководства Двуединой монархии перестала болеть голова по поводу защиты своего Адриатического побережья от натиска мощного итальянского флота, и появилась возможность обратить взоры на другую сторону Балканского полуострова и предаться более увлекательному и прибыльному делу — дележу"наследства"вышеупомянутого"больного человека". Тем более, что в 1878 г. австро-венгерская армия оккупировала Боснию и Герцеговину, превратив империю Габсбургов в полноценного конкурента России по разделу османского “имущества”.
Но к сердцу"больного человека"ведут две артерии, и называются они"Босфор"и"Дарданеллы". И если придуман какой-либо инструмент для овладения Босфором, то, очевидно, аналогичное орудие годится и для Дарданелл.
Проще говоря, конструкторская мысль в сходных условиях работает схожим образом; хотя и не исключено, что концепция броненосца для прорыва проливами была австрийцами позаимствована — в то время при строительстве кораблей из их основных параметров особого секрета не делали.
То, что австрийцы готовили"подарок"туркам, подтверждает тот факт, что второй корабль, заложенный на выделенные Венским парламентом средства на обновление флота, был вооружен только парой 12-дюймовок, и обе они стояли в борбетах бок о бок в носовой части, концентрируя огневую мощь судна для прорыва через древний путь аргонавтов.
Венские парламентарии действительно поскупились: у второго броненосца пришлось урезать и водоизмещение, и отказаться от третьего орудия главного калибра, но, зато, увеличить калибр средней артиллерии.
Но и в этих условиях австрийские корабелы сумели получить некоторые плюсы. А именно, опробовали две разные системы бронирования. Если"Кронпринц эрцгерцог Рудольф"был защищен на английский манер коротким (примерно 40% от длины корабля) толстым броневым поясом с траверзами, а оконечности защищались только броневой палубой, то"Кронпринцесса эрцгерцогиня Стефания"несла, на французский лад, сплошной броневой пояс от штевня до штевня с броневой палубой над ним.
Тактико-технические характеристики австро-венгерских броненосцев 1885-1890 гг. постройки
"Кронпринц эрцгерцог Рудольф" — заложен в 1885 г, спущен на воду в 1887 г., передан флоту в 1890 г. Водоизмещение 6870 т, длина между перпендикулярами — 94 м, ширина 19 м, осадка — 7,4 м. Мощность машины 8000 л.с., скорость — 16 узлов.
Бронирование (броня компаунд): пояс по ватерлинии — 305 мм, траверзы — 280 мм, барбеты 250 мм, палуба — 50 мм.
Вооружение: 3-305 мм, 6-120 мм орудий Круппа и 15-47 мм малокалиберных пушек; 2 торпедных аппарата.
"Кронпринцесса эрцгерцогиня Стефания" — заложена в 1885 г., спущена на воду в 1887 г., введена в строй в 1890 г. Водоизмещение 5150 т, длина между перпендикулярами — 85 м, ширина — 17 м, осадка 6,6 м. Мощность машин — 11000 л.с., скорость до 17 узлов.
Бронирование: пояс по всей ватерлинии до 230 мм, стенки барбетов — 200 мм, палуба — 25 мм.
Вооружение: 2-305 мм, 6-15 см, 11-47 мм малокалиберных пушек, 2 торпедных аппарата.
Тактико-технические характеристики артиллерии австро-венгерских броненосцев постройки 1885-1890 гг.
305 мм орудие образца 1880 г. со стволом длиной 35 калибров стреляло снарядами весом 455 кг. Первоначально такой снаряд выстреливается со скоростью 535 м/сек. на дистанцию 10000 м зарядом дымного пороха. На вооружение были приняты бронебойный и полубронебойный снаряды с разрывными зарядами 4,8 кг и 16,2 кг черного пороха.
При использовании медленно горящих порохов начальная скорость снарядов того же веса увеличилась до 600 м/сек., дальность стрельбы — до 11600 м. Дополнительно был принят на вооружение фугасный снаряд, содержащий разрывной заряд в 44,4 кг черного пороха.
15 см орудие образца 1886 г. имело реальный калибр 149,1 мм и длину ствола в 35 калибров. Стреляло снарядами весом 51 кг с начальной скоростью 575 м/сек. на дистанцию 8760 м. После принятия на вооружение медленно горящих порохов начальная скорость снаряда возросла до 650 м/сек., дальность стрельбы — до 9845 м.
Боекомплект включал два основных типа снарядов: бронебойный с разрывным зарядом 0,6 кг черного пороха и"общего назначения"с разрывным зарядом 2,4 кг черного пороха.
120 мм орудие образца 1887 г. имело длину ствола в 35 калибров и стреляло снарядами весом 26 кг на дистанцию 9680 м. Начальная скорость снаряда при этом достигала 580 м/сек. Боекомплект включал два основных типа снаряда: бронебойный с разрывным зарядом 750 грамм черного пороха и"общего назначения"с разрывным зарядом 1,7 кг черного пороха.
После принятия на вооружение медленно горящих порохов в боекомплект были включены снаряды весом 23,8 кг с начальной скоростью 650 м/сек. и дальностью стрельбы 10285 м. Бронебойный снаряд такого веса нес 500 грамм взрывчатки, снаряд"общего назначения" — 1,3 кг черногло пороха.
Обоим австро-венгерским"персонам королевских кровей", как и русским"Екатеринам", не довелось участвовать в штурме турецких проливов. Служба прошла тихо-мирно, оба броненосца дожили до I мировой войны и пережили ее на различных вспомогательных"должностях". Пошли на слом в двадцатые годы как абсолютно лишенные боевой ценности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Икике до Ялу. Боевые корабли 1885-1895» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других