Урал православный

Александр Чумовицкий

«Урал православный» рассказывает читателям о церковных традициях и праздниках, об истории христианства на Южном Урале, о роли Русской Православной Церкви в духовно-нравственном развитии общества и ее помощи нуждающимся, знакомит со священнослужителями и мирянами, которые восстанавливают храмы, занимаются благотворительностью, помогают другим стать лучше.

Оглавление

«В ней мы будем рассказывать о церковных традициях и праздниках. Познакомим с замечательными священниками и мирянами — с теми, кто трудится с нами бок о бок, восстанавливает храмы, занимается благотворительностью, помогает другим стать лучше. Уделим внимание истории христианства на Южном Урале, поговорим на страницах газеты о семейных ценностях, о трезвенном движении, о помощи Церкви нуждающимся, об интересных книгах, фильмах и многом другом».

Первая публикация в новой рубрике вышла под заголовком «Вера — подлинное богатство России». Ею мы открываем и этот сборник, в который вошли наиболее значимые и интересные публикации за прошедшие три года.

Редактор-составитель Александр Чумовицкий

Дизайнер обложки Алла Перфилова

Корректор Марина Кондратьева

Фото и тексты: из архива газеты «Ветеран Урала»

© Алла Перфилова, дизайн обложки, 2022

ISBN 978-5-0056-9308-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вера — подлинное богатство России

«Наше сокровище, во-первых, вера православная, на которой возросла вся современная русская культура. Во-вторых, чудотворцы, то есть святые, а шире — весь народ, любящий свою Родину и Церковь. И наконец, наше главное богатство — помощь Бога и Пречистой Матери Его, которая чудом спасла Россию — тому примеры даёт история».

Святейший Патриарх Кирилл

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учреждён в 2004 году в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. А православные христиане в этот день отмечают ещё и День Казанской иконы Божией Матери.

День народного единства напрямую связан с историей России, а именно с окончанием Смутного времени, когда по призыву патриарха Ермогена началось мощное патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

Митрополит Челябинский и Миасский Алексий: «Россия сохранилась благодаря заступничеству Божией Матери»

В 1611 году «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более десяти тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.

Во всенародном ополчении против иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав державы. А в Ярославле в то время находилась чудотворная икона Божией Матери, которую за несколько десятилетий до этого обрели в городе Казани. Икону торжественно передали войскам, и ратники, помолившись, отправились в бой с образом Пресвятой Девы впереди.

В конце лета произошёл решающий бой у Новодевичьего монастыря, разбиты были венгры, поляки, литовцы… Но долог был путь от окраин Замоскворечья до сердца столицы. И только 22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю) была одержана окончательная победа. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение вошло в Кремль и изгнало поляков из Москвы. Самоотверженность, с которой вся Россия поднялась на борьбу с врагами Отечества, продемонстрировала всему миру силу русского духа и русского единства.

Об удачном совпадении светского и православного праздника рассказывает Павел Уваров, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета:

— Когда пятнадцать лет назад появилась идея праздника народного единства, наша «прогрессивная» общественность резко воспротивилась его появлению, даже не попытавшись всерьёз разобраться. А на самом деле, замысел этого праздника имеет под собой серьёзное историческое основание, которое даже в наше время не выглядит архаично. И вот почему.

Второе ополчение освобождало Москву от поляков в тот период истории России, когда казалось, что всё развалилось: легитимная верховная власть не существует, управление на территории страны практически не функционирует, вооружённые банды бродят по стране, с экономикой тоже всё непросто, никакого экономического подъёма не намечалось.

И когда святой патриарх Ермоген чётко сформулировал призыв к народу твёрдо стоять за свою страну как «за дом Пречистой, за чудотворцев и веру», так как появилась угроза вере, произошёл перелом настроений. Неожиданно в Нижнем Новгороде и других городах стало собираться ополчение без какого-то внешнего управления, и пошёл народ защищать тот уклад жизни, которому возникла реальная угроза. По-моему, нет наиболее яркого в истории России примера, когда народ поднялся самостоятельно, организовался и двинулся самостоятельно решать.

Смутное время началось, по одной из версий, с момента смерти царя Феодора Иоанновича, с 1598 года. То есть системный кризис длился уже пятнадцать лет. Народное ополчение освободило столицу и восстановило через несколько месяцев легитимную власть, вернув порядок. Ничего в политической и экономической ситуации не изменилось, кроме одного — восстановлена легитимная фигура во власти.

Михаил Фёдорович Романов был помазан на царство. Благодаря народной инициативе и усилиям миссия по стабилизацию и спасению страны была выполнена. Русский народ остался верен своему вероисповеданию и, исполнив свой долг, вернулся к повседневным делам и заботам. Никто не стал бороться за власть, не стали выдумывать парламент. Здорово, что такой праздник у нас появился. Он логичен, ненадуман и связывает современное поколение с почти разрушенной православной традицией.

(«Ветеран Урала», №164, 30 октября 2019 г.)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я