Урал православный

Александр Чумовицкий

«Урал православный» рассказывает читателям о церковных традициях и праздниках, об истории христианства на Южном Урале, о роли Русской Православной Церкви в духовно-нравственном развитии общества и ее помощи нуждающимся, знакомит со священнослужителями и мирянами, которые восстанавливают храмы, занимаются благотворительностью, помогают другим стать лучше.

Оглавление

Голос Танкограда

В рамках VI областных «Рождественских образовательных чтений Челябинской митрополии» состоялась встреча в Музее трудовой и боевой славы Челябинского тракторного завода.

Встреча началась с интереснейшей экскурсии по музею. Она получилась эмоционально насыщенной: экскурсовод затронула струны души каждого участника встречи.

— Осенью 1929 года было начато строительство ЧТЗ. В чистом поле с помощью лопаты, кувалды и энтузиазма первостроителей к маю 1933 года завод построили и собрали первый трактор, — начала рассказ экскурсовод Ольга Котова. — А ещё через три года на нём ежесуточно выпускали по сто тракторов. Шестидесятисильные «Сталинцы» использовали не только в колхозах, но и в экстремальных условиях. Например, в Якутии, при минус пятидесяти градусах. В 1940 году заводом был собран стотысячный трактор, а также первый танк «КВ-1»…

Когда рассказ экскурсовода подходит к годам Великой Отечественной войны, Ольга Александровна, которая работает в музее уже более тридцати лет, каждый раз, говоря о подвиге трудившихся на заводе подростков, женщин, не может удержать слезу.

— Осенью 1941 года на ЧТЗ были эвакуированы два Харьковских завода, Ленинградский Кировский, три завода из Москвы, позже — заводы из Сталинграда и Воронежа. Был образован мощный танковый комбинат, получивший в народе название «Танкоград». Ещё в июне 1941 года был пересмотрен график работы завода. Ввели две смены по двенадцать часов каждая. Все отпуска, выходные были отменены. Многие заводчане призывного возраста были мобилизованы на фронт и за станками их заменили женщины, подростки… 44 процента женщин работали на заводе в годы войны, 36 процентов молодых рабочих в возрасте до восемнадцати лет.

Летом 1941 года на заводе решили собрать сверх плана семь танков и укомплектовать экипажи машин работниками ЧТЗ. Нужно было набрать 35 человек, но за неделю в партийный комитет завода добровольно было подано пять тысяч заявлений. Отбирали самых лучших. Семь челябинских экипажей защищали Москву осенью 1941 года. Вернулись живыми только три человека…

Посмотрите внимательно на эти фотографии: подростки, едва достающие до станков, фронтовые комсомольские бригады, стахановцы военного времени… Возможно, кто-то узнает на этих снимках родных и близких людей, — призвала Ольга Александровна собравшихся.

И точно — экскурсантка Ирина Олиференко узнала на фотографии своего отца! Конечно, расплакалась, а слегка успокоившись, поведала историю своих родителей.

— Мою маму, Лидию Рафаиловну, выпускницу школы, эвакуировали из Москвы. В ноябре 1941 года она сошла с поезда в Челябинске и первые две недели ночевала с другими людьми на бетонном полу в фойе здания Дома культуры ЧТЗ, — делится воспоминаниями родных Ирина Андреевна. — А поскольку не было ни тёплой одежды, ни обуви, то мужчины на станках вытачивали из дерева подошву «сабо», обшивали её брезентом и вот так вот спасались от лютых морозов. А папа, Андрей Иванович приехал сюда ещё до войны. К концу войны он стал начальником дизель-моторного цеха. Когда родители поженились, они жили тогда по две семьи в одной комнате. Норма расселения была по два квадратных метра на человека.

Настоятель челябинского храма Вознесения Господня отец Игорь Ермаков узнал на фотографии своего деда.

— Мой дед с четырнадцати лет практически жил в цехе, только изредка удавалось переночевать дома. Его звали Пётр Радышев, по юности лет на фронт его не взяли, а на завод приняли. Вот эти дети и выиграли войну. До своей пенсии он проработал на ЧТЗ. Когда деду исполнилось шестьдесят, он по просьбе гостей поднял 32-килограммовую гирю шестьдесят раз. Какой дух был в людях, которые не получали нормального питания, тяжело трудились и за короткое время делали большое количество танков. Закалка на всю жизнь у них осталась!

Танки называли именами святых. Один из танков был назван именем святого Ильи Муромца, танковая колонна — в честь легендарного полководца Куликовской битвы Дмитрия Донского.

Завершилась экскурсия просмотром фильма с документальными кадрами работы ЧТЗ в годы Великой Отечественной войны и чаепитием. Прихожане храма Вознесения Господня делились воспоминаниями о своих родных, ковавших Великую Победу. Наталья Ниловна Радаева рассказала о духовном подвиге своего духовного отца Мисаила, который пришёл к вере во время войны. Миланья Козлова рассказала о своей прабабушке Марии, которая вернулась из концлагеря живой.

— Немец просчитался, когда начал войну 22 июня — в праздник всех святых, в земле Русской просиявших. Начал войну не только для того, чтобы захватить наши красивые земли, но и чтобы уничтожить православную веру, — резюмировал отец Игорь. — Перед войной в нашей стране расстреливали священников, разрушались храмы. И перелом в войне произошёл тогда, когда люди раскаялись, разрешено было публично вынести икону Казанской Божией матери, все обратились к ней с молитвой и одержали Победу.

Современные представления о патриотизме тем или иным образом преломляются через события Великой Отечественной войны. Для меня эта встреча закончилась постановкой вопроса «Возможен ли патриотизм без веры?». Ведь в христианстве один из основных постулатов «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». А русский народ в те годы поступал именно так, жертвовал собой ради своих близких, ради соотечественников. Значит, вера была, и в годы войны она многократно укрепилась в людях.

(Виктория Сорокина, «Ветеран Урала», №166), 30 ноября 2019 г.)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я