Месть вогулов

Александр Манин, 2015

15 век, далёкая окраина великого царства Московского. Маленькая лесная застава с трудом удерживает бешеный натиск диких вогульских племён. В редкий момент перемирия русский царь посылает в крепость отряд с особой миссией, но бывалые воины неожиданно погибают в тайге при загадочных обстоятельствах. Командир гарнизона, князь Михаил, начинает собственное расследование, стремясь отвести подозрение в убийстве царских людей. Перед ним стоит непростая задача: спасти от государева гнева подвластный ему город, сохранить хрупкое перемирие с могучими варварами и остановить таинственную силу, пробуждающуюся в глубине таёжных лесов…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Месть вогулов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава V

Русские, опасливо оглядываясь, вошли в небольшой лагерь вогулов, состоящий из нескольких чумов, едва заметных среди пожелтевшей листвы. На поляне виднелись следы недавно горевшего костра, трава вблизи пепелища была красной от крови. Дружинники невольно вздрагивали, видя следы жертвоприношения. Чья жизнь оборвалась недавно в лесной чаще? Уж не человеческая ли? Им не суждено было узнать об этом.

Осмотрев место ночной трагедии, предводители отрядов ушли беседовать в просторный чум шамана. Воины, не зная чем себя занять, с любопытством разглядывали друг друга. Не часто удавалось вот так вблизи посмотреть на чужаков, разве что на поле брани. До чего же они казались непохожими! Люди Сотамына были невысокими и кряжистыми. Благодаря смуглой коже и по-восточному раскосым глазам они немного напоминали татар. Тёмные, курчавые волосы жителей тайги порой украшали разноцветные нити и медные побрякушки. Вся одежда и снаряжение их были дарами леса. Куртки-волчёвки, оленьи штаны, тёплая обувь на зверином меху делали и самих воинов похожими на диких животных. Острый взгляд, грация рыси и крепкие мускулы выдавали в воинах-зверях опасных хищников. Каждый из них был вооружён коротким тугим луком. Из колчанов за плечами виднелись стрелы, некоторые весьма причудливой формы. Дополняли снаряжение небольшие топоры, явно удобные для метания, и крепкие копья с железными наконечниками. На поясе у каждого висел длинный нож с костяной или деревянной рукоятью.

Словом, вид у лесных жителей был очень воинственным. Но в их тёмных внимательных глазах не читалось вызова, как это порой бывало у заносчивых татар. Напротив, они с дружелюбным любопытством разглядывали удивительных ратников, закованных в железо. Некоторые явно были не прочь подойти и поговорить, но природная скромность не позволяла им сделать этого.

„Как же мирные вогулы не похожи на вогулов в бою“ — размышлял Олег, десятник Михаила. Не верилось, эти что застенчивые лесные люди могли становиться неистовыми, одержимыми войной бойцами, не страшащимися ни боли, ни ран.

Русские, не менее храбрые в бою, в остальном были совершенно иными. Они не носили длинных волос, зато лица многих украшали усы и густые бороды; кожа дружинников была гораздо светлее. Одежда их тоже выглядела иначе. Стальные шлемы с бармицами[5], защищающими шею и плечи, кольчуги двойного плетения резко отличались от убранства лесных воинов. Круглые тяжёлые щиты со стальными полосами казались тем и вовсе чем-то невиданным. Мечи и кривые сабли были более привычны вогулам, такое оружие они не раз встречали в стычках с татарскими отрядами. Поглядывали русские недобро и с опаской — всё ещё ждали, не полетят ли из кустов странные воющие стрелы, ранее нигде ими невиданные. Только десятник был спокоен. По опыту он знал, что если вогулы не напали сразу, то вряд ли нападут и потом.

Помявшись, Олег подошёл к четвёрке лесных жителей, стоящих отдельно от остальных. Навстречу ему шагнул крепкий воин, лицом похожий на волка. Вогул вопросительно посмотрел на десятника, трое молодых охотников за его спиной настороженно замерли. Не придумав, что сказать, Олег коротко, но вежливо поклонился. Вогулы переглянулись между собой. Подумав, воин с волчьим лицом ответил на поклон. Охотники за его спиной тоже торопливо закивали.

— Меня зовут Олег, а тебя? — спросил десятник.

— Потыр. — ответил вогул, приложив ладонь к груди. Олег протянул ему руку. Воин отступил на полшага, с непониманием глядя десятнику в глаза.

— Это русский обычай — пояснил тот. Мы жмём друг другу руки, чтобы показать, что не прячем оружие. Вогул не спеша, аккуратно пожал руку русскому, затем с удивлением посмотрел на свои пальцы. Внезапно широко улыбнулся, сразу перестав быть похожим на волка.

— Хороший у вас обычай, Олег! Мне нравится.

После этого он что-то сказал молодым охотникам. Те тоже стали по очереди подходить к десятнику и опасливо здороваться.

— Скажи, Потыр… — начал Олег, поздоровавшись со всеми. — А почему у тебя в колчане стрелы разные? Никогда таких не видал.

Вогул удивился вопросу. Сняв колчан, он начал показывать стрелы. Объяснил, какая лучше бьёт рыбу, какая для зверя лесного, а какая… для защиты, осторожно закончил он.

Олег с удивлением брал в руки необычные зазубренные стрелы. Некоторые из них походили на вилки, другие были в виде ножа — для зверя, третьи с зубцами — для рыбы, которую тоже стреляли вогулы. Две были и вовсе диковинными — с железным шаром вместо наконечника. Потыр объяснил, что такой стрелой можно сбить с дерева белку, не портя её шкурку. Прочие дружинники, заинтересовавшись разговором, подошли тоже, стали разглядывать непривычное оружие. Тогда один из вогулов помоложе спросил:

— А можно посмотреть это? — он указал на большой круглый щит Олега. Десятник кивнул, улыбаясь. Щит быстро пошёл по рукам. Вогулы с удивлением разглядывали его, как дети необычную игрушку. Кто-то попробовал постучать по щиту, как по шаманскому бубну. Услышав знакомый звук, он начал изображать шаманский танец с бубном, ритмично постукивая. Русские ратники грохнули со смеха.

— А десятник-то у нас, шаман, оказывается! — Смеялись они. — вот зачем свой щит в походы носит! Вогулы, глядя на русских, тоже заулыбались.

После этого стена отчуждения между воинами рухнула. Все наперебой начали расспрашивать друг друга, рассматривать одежду и оружие. Объяснялись где словом, где жестом. При этом подняли такой шум, что Михаил и Сотамын настороженно выглянули из чума: не случилось ли беды? Каково же было их удивление, когда они увидели русских и вогулов, наперебой здоровающихся и весело болтающих друг с другом. Олег и вовсе учился стрелять из вогульского лука, а Потыр терпеливо объяснял ему, почему стрела „поёт„в полёте, показывал незаметные прорези на острие. Подивившись, князь и шаман вернулись к своей невесёлой беседе.

— Я ждал тебя, Михаил. Садись, потолкуем. — сказал шаман, едва из-за откинутого полога показалась высокая фигура князя.

— Ждал меня? Но как ты узнал, что я приду? — удивился Михаил.

— Просто знал и всё. Не о том сейчас речь.

Князь с пониманием кивнул, удивляться тут было нечему. С детства общаясь с вогулами, он знал, что странный лесной народ обладает необычным свойством — умением видеть ближайшее будущее. Даром этим владело большинство вогулов, поэтому их трудно было удивить внезапным визитом. Чаще всего гостя с порога ждал тёплый приём, так как хозяева уже видели его приход во сне и с утра готовили угощение. Это же свойство помогало вогулам и на войне, врагам редко удавалось напасть врасплох. Чаще набежники сами попадали в засаду, устроенную лесными воинами.

Говорили Михаил и Сотамын вполголоса. Килим сидел возле входа, потупив глаза в пол. Чуял парнишка, что попадёт ему за то, что сразу к шаману не пришёл. Потому и сидел тихо, как мышь, делая вид будто и нет здесь его. Но князь знал, что смекалистый вогул внимательно вслушивался в каждое слово. Его живой ум рисовал красочные картины, стараясь понять, что же всё-таки произошло тогда в лесу…

— Когда, говоришь, ты первый раз увидел мёртвых? — спросил Килима шаман.

— Да недавно же! Два дня как. Когда ты к Чопырр пошёл, я на охоту собирался. А как выгнала она тебя, уже по лесу бежал… — начал было парнишка. Но старик вдруг так цыкнул на него, что Килим оборвал речь на полуслове.

— Ну что за дурень! — в сердцах воскликнул шаман. — Мало тебя били, всё одно дураком остался. Килим скромно потупился. Опять ругают… А за что? Он же правду сказал.

— Ладно. — кивнул шаман князю. — Про это после речь будет. Объясни, Михаил, что это за люди такие были? Почти все воины, а один уж больно человек непростой. Одет богато, да и денег у него ваших много было. Кто он? Уж не князь ли, вроде тебя?

— Не князь это. — огорчённо покачал головой Михаил. Царя грозного посланник. Шёл ко мне, в Чердынь. Указы важные нёс. Остальные — просто охрана.

— Это плохо. — сказал шаман. — Разгневается царь твой, коли узнает, что такого человека в лесу убили.

— Разгневается — мало сказано — ответил Михаил. — Как бы вовсе голову не снял. Давно он зуб точит на Чердынь-град. А на меня — особе.

— А много ли у него воинов? — поинтересовался шаман.

— Больше, чем людей в здешних лесах. Случись что, ни в жизнь мне не отбиться. — печально закончил Михаил. — Ты мне лучше вот что скажи, Сотамын… Знаешь ли, что с людьми царскими случиться могло? Ведь не вогулы их побили и не разбойники. Деньги в кошелях остались, и оружие дорогое не — Не знаю, как и сказать тебе, княже, чтоб поверил. Человек ты умный, знаешь много, но об ужасах старых времён, верно не слыхивал.

— Всякое я слышал, Сотамын. Но царские посланники не были разорваны чудовищами, их сразило людское оружие.

— Создания тьмы тоже носят оружие, Михаил. Тот, кто убил русских, говорят, тоже был когда-то человеком. Но теперь это ночной шайтан[6], убийца, не знающий жалости. Пришёл он из далёких северных земель в те годы, когда и деда моего на свете не было.

— Дивные вещи ты говоришь, шаман. — поразился Михаил. — Кому другому бы не поверил, а тебе верю. Скажи, что нужно этому чуду-юду? И как от него защититься?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Месть вогулов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Бармица — кольчужная сетка, прикреплённая к шлему сзади, для защиты шеи, затылка и плеч.

6

Шайтан — бог, демон, дух у вогулов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я