Ораторские упражнения. Практика студии «Аргументъ»

Александр Кукушкин

В этой книге собраны упражнения для развития речи, которые преподаватели студии риторики «Аргументъ» успешно используют во время своих занятий как со школьниками-пятиклассниками, так и с участниками списка Forbes. Упражнения, которые развивают язык, делая речь более точной, гибкой и сильной.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ораторские упражнения. Практика студии «Аргументъ» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Упражнения простые и обязательные

Если из всего сборника вы сделаете только упражнения этого раздела и ничего больше, вы уже очень сильно улучшите свою речь.

Возможно, настолько сильно, что никакие другие упражнения вам не понадобятся.

1

Был такой великий русский поэт — Александр Пушкин. Однажды он решил, что нечего быть ему поэтом, и пришло время стать ему прозаиком. Так появился великий русский прозаик — Александр Пушкин. Можно сказать, Пушкин-прозаик убил Пушкина-поэта. За это Пушкина-прозаика убил некто д’Антес. Д’Антеса за это никто не убил, он прожил до 83 лет, сделал блестящую карьеру во Франции и до самой смерти имел импозантный вид и прекрасную осанку. Где в нашем мире справедливость?

Но пока Пушкин был жив, он успел сделать одну очень важную вещь. Он создал русский язык. До Пушкина не было того языка, который мы называем сейчас русским литературным. А после Пушкина этого языка у нас сколько угодно, и даже любой автор каких-нибудь детективов может этим языком пользоваться в свое удовольствие, не платя при этом потомкам Пушкина авторских отчислений. Нет в нашем мире никакой справедливости.

Если вы хотите хорошо владеть русским языком, вам нужно обратиться к оригиналу. То есть к прозе Александра Пушкина. Можно и к поэзии, но лучше к прозе. Потому что вы, скорее всего, говорите прозой, и проза ваша не вполне совершенна. А у Пушкина проза гениальна. Нет в нашем языке ничего более простого, точного и ёмкого одновременно. Любой после Пушкина старался доказать, что «он не Пушкин, он другой», но что тут доказывать? Никто не Пушкин.

Вы будете читать прозу Александра Пушкина. Он не так много написал, кстати. Не поленитесь, купите печатное издание и вырывайте по одной странице в неделю, носите её с собой и читайте. Да, вам не показалось — в неделю. Читать надо медленно.

Ведь как обычно читают? Быстро. Потому что читают ради смысла, ради содержания текста, ради сюжета. Но если стоит задача улучшить свою речь, читать надо очень медленно. Читать ради языка автора. Читать, наслаждаясь не тем, что он говорит, а тем, как он это делает. Буквально заставлять себя тормозить, не переворачивать страницу в спешке, не гнаться за сюжетом. Только язык. Смотреть на то, как автор цепляет одно слово к другому, как одно предложение ставит перед следующим и так далее. Научить себя получать удовольствие от стиля писателя. И Пушкин тут лучше всех, потому что он… Пушкин.

Одна вырванная страница в неделю. Причешите свой язык языком того, кто этот язык создал.

2

Когда вы последний раз пересказывали прочитанный текст? Наверное, в третьем классе. После этого вам сказали, что пересказывать больше не надо, и вы ничего с тех пор не пересказывали. Знайте, вас обманули. Пересказывать надо обязательно.

Пересказ хорош тем, что во время пересказа ваша голова свободна от создания смыслов, ведь работает только память. И потому все силы идут на формулирование мыслей. Не на их придумывание, а на их оформление. Для развития языка нам именно это и надо.

Раз в день вы будете прочитывать в каком-нибудь достойном издании статью и пересказывать её вслух. Ничего сложного, но вы удивитесь, как ощутимо это примитивное упражнение улучшает вашу речь.

3

В русском языке есть очень мало слов, значения которых вы не знаете, и есть очень много слов, которые вы никогда не используете в своей речи. Так называемые пассивный и активный словарные запасы. Знаете всё — используете малую часть. Принято считать, что свой активный словарный запас следует пополнять, и это правда. Но — чем? Какими именно словами?

Станет ли ваша речь намного точнее и ярче, если в ней появятся слова «эсхатология», «фат» и «манкировать»? Вопрос. Но она станет точнее и ярче, если вместо слова «банальный» вы однажды скажете «избитый», «заурядный», «истёртый», «тривиальный», «затасканный» или «шаблонный».

Легче всего обогатить свою речь синонимами тех слов, которые вы употребляете постоянно. Вот есть у вас две тысячи слов, которыми вы регулярно пользуетесь в своей жизни (да, так мало). Добавьте к ним ещё триста слов, каждое из которых будет синонимом к уже употребляемым словам. Это будет очень, очень серьёзное изменение активного словарного запаса и существенное увеличение точности вашей речи.

Делается это следующим образом. Вы берёте словарь синонимов, находите в нём самое обычное слово и выписываете себе его синонимы. Вы все их знаете, но редко используете, сейчас нужно лишь сделать их привычными для вашей речи. Для этого необходимо в течение одного дня употребить одно новое слово в пяти разных предложениях в реальном общении с настоящими людьми. И оно навеки ваше, всегда под рукой.

Один день — одно новое слово. Один год такой практики — новый словарный запас. Богаче и точнее предыдущего.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ораторские упражнения. Практика студии «Аргументъ» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я