Книга об инструментах управления бизнес-процессами независимого автосервиса. Основана на успешной практике и годится как сборник готовых идей и концепций для внедрения в бизнес. По мнению коллег автора, в большинстве своём это новые подходы, о которых мало кто слышал. Адаптируйте, перерабатывайте если надо, и используйте. Свежая точка зрения через рассуждения и интерпретации автора — подсказка собственникам и руководителям автосервиса для переосмысления оргструктуры и стратегии развития бизнеса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Винегрет смыслов про автосервис» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 1. МОТИВАЦИИ
Истоки
Идея написать книгу про нюансы автосервиса у меня давнишняя. И хотя я сам внутри этого бизнеса, и не первый день, но вот чтобы книга… Я долго откладывал даже первый шаг: изучить вопрос что, кого и где искать, чтобы написать книгу. Идея зрела так долго, что превратилась в волнообразный зуд. Увлечённость бизнес-проектами и занятость как главные отмазки гасили каждую волну желания заняться книгой, и со временем я даже перестал помнить причинно-следственные связи зарождения самой идеи и её трансформации.
В один прекрасный день, во внутреннем диалоге с самим собой я всё-таки решил разорвать круг привычного состояния забывания и вспоминания про идею книги. И тогда поручил своему помощнику найти в интернете специалистов, которые знают что такое писать книгу и как её издать. Посчитав, что мне надо для начала получить консультации у них, я даже не знал, как правильно называются их специальности. Кого искать? Писателей, редакторов, издателей, корректоров?
Первой мне попалась девушка, представилась специалистом книгоиздания.
Она сразу же обескуражила меня цепочкой жёстко поставленных вопросов:
«Какая цель? Для какой это аудитории? Автосервис? Что? Вы просто хотите написать книгу для себя? Хотите просто погладить своё эго и говорить всем, что у вас есть книга?»
И тараторила она всё это в такой насмешливо-агрессивной форме, что я реально испугался… И застопорился… Застеснялся… Ну, во-первых, девушка с красивым фото в мессенджере «Телеграм»… А я такой стеснительный с женщинами… Писать книгу представлялось мне абсолютно непонятным миром, а тут первое, что меня встретило в нём — насмешка. Но сомнение в себе вытащило на поверхность ключевой для любого дела вопрос: «Действительно, а какова у меня цель?»
Чтобы преодолеть ступор, я начал рассуждать.
Упаси боже кого-то учить и поучать, когда самому учиться и учиться. Поэтому я чуть позже перефразирую Бернарда Шоу, цитату которого взял в эпиграф.
Тогда зачем?
Может, чтобы погладить своё эго?
Есть такое, грешен, может, даже и бороться с личным эго надо. Но для самореализации в автосервисной отрасли масса знакомых возможностей — например, трибуна таких НКО как «Союз автосервисов» или РАСТО. Хоть угладься.
Привлечь внимание?
Ну возможно. Правда, скорее буду рад отклику единомышленников. А прямо такой цели, чтобы меня кто-то заметил, точно нет.
И уж точно не для извлечения прибыли от продаж в книгоиздательском бизнесе.
Тогда, наконец, зачем?
Настоящий ответ нашёлся в мотивации и мотивах.
Мотивы
Мотив — конструктивное слово. Они, мотивы, в итоге и определили мою организованность, активность и устойчивость в движении от идеи книги к цели «книга» как совершенно новая для меня потребность. Глобальные эпидемиологические и военно-политические стресс-факторы, как ни странно, лишь укрепили возникшее осознание: пришла пора выделить время на… мир искусства.
Удивлены?
Я поясню. Часто человек вообще не подразумевает, что кто-то другой будет его творение непременно оценивать — он вроде бы делает это «нечто» для себя. Но с моей книгой сразу пошло по-другому. Когда-то давно я был на лекции по современному искусству. Вела её престарелая дама. То ли доцент, то ли профессор в области искусствоведения.
С её слов:
«Искусство есть явление, отражающее взаимодействие между людьми. Например, творить — это одновременно потребность людей и человеческая природа».
«Вот живет человек, — говорила она, — и что-то его теребит внутри, он смотрит на звёзды, или на облака, или на океан, и что-то чувствует. И он это хочет как-то проявить — нарисовать, слепить, собрать, что-то сделать этакое. И вот этот творец, например, художник… приступает к рисованию, скажем, картины маслом. По завершению она ему может сильно понравиться, или, наоборот, он не в состоянии даже дать этой картине оценку. Но он искренне нарисовал её, от души, словно стал ретранслятором по передаче данных откуда-то извне!» Со слов дамы-искусствоведа, картина в таком статусе «ещё не искусство, а только предпосылка к его зарождению». А вот как только этот художник выставляет свою картину на всеобщее обозрение и люди начинают её смотреть и изучать, вот в этот момент и начинается, с её слов, само искусство! То есть искусство зарождается, если и когда находятся зрители, которым творение откликается! Именно в момент возникновения отклика как будто что-то узнаётся, понимается, затрагивается, чувствуется, нащупывается! И эти отклики, как чувства, мысли, эмоции, начинают жить своей жизнью среди людей.
Суть заключительной формулировки в её речи была такова: кроме того, что какой-то художник что-то творит, он должен осознать и нести бремя духовной ответственности. По отношению к себе, окружающим и даже будущим поколениям и сразу в нескольких смыслах:
а) что его творение несёт в мир и людям?
б) каковы будут последствия,
деструктивные или конструктивные?
в) приведёт ли оно к дальнейшему развитию
или депрессивно-обратным процессам?
Так вот, по мнению искусствоведа-лектора ответственность — весьма важный аспект взаимосвязи искусства с окружающим миром.
Вал новых возможностей, удешевление технологий для творчества, отсутствие или нехватка мер и методов регулирования ответственности творцов (я не про запретить и уничтожить) привели к тому феномену, когда фейковый, лживый и неграмотный контент стали королями в информационном поле. Особенно отчётливо это утверждение иллюстрируют современные социальные сети. Конспирологические теории, дискурсы, плоские упрощения, вводящие в заблуждение… Зачастую доходит до абсурда.
И получается, что каждый сейчас может написать книгу на любую тему или изготовить контент о чём угодно, представляя за истину.
Выходит, что в море информации в интернете сложно найти что-то стоящее?
Лично я в статусе автора книги ощущаю ответственность…
Вышеприведённый пример с цитатами объясняет мотивы создания этого творения — потребность в творчестве для искусства, где в аналогии с картиной в мире искусства выступает книга из автосервисной отрасли нашей страны. С полнотой осознания ответственности, за созидательную роль в этом бурлящем потоке предпринимательской деятельности я сотворил свою первую книгу и выставляю на обозрение.
Аудитория
Эта книга точно не для новичков автосервиса, и точно не про то, как построить автосервис с нуля, и точно не про то, как правильно должен быть устроен автосервис.
Эта книга так же точно не про то, что:
«Смотрите, какой он молодец! Пусть рассказывает, какой у него и его команды автосервис и как там всё круто!»
Хотя формат «поделиться опытом» или «как всё тут устроено» вполне приемлем и полезен для профессионалов, которые занимаются руководством, развитием и текущими процессами в отдельных автосервисах, объединениях или в автосервисной отрасли в целом.
В первую очередь эта книга для бывалых и опытных сервисменов, собственников и руководителей. Отчасти она и для мастеров-консультантов (приёмщиков), бригадиров. Для тех, кто участвует в общем автосервисном процессе, и, как правило, у кого из-за цикличности/повторяемости замылен глаз на многие аспекты в работе.
Насчёт замыливания, кстати, я и по себе сужу. Поэтому я предлагаю заинтересованному читателю на привычные вещи и известные процессы взглянуть под другим углом и поразмышлять вместе с автором.
По тексту книги я затрагиваю многие аспекты и моменты в самых разных областях, которые так или иначе касаются любой компании, занимающейся услугами, будь то ресторан, салон красоты и т. д.
С другой стороны, мои главные рассуждения и умозаключения в книге присущи больше автосервису. Именно рассуждения и размышления, наблюдения, и, отчасти, проводившиеся мной исследования открывали лично мне ту или иную картину происходящего. На основании таких картин мира я принимал те или иные решения, как тактические, так и стратегического масштаба. И именно эти размышления и становились основой для принятия тех решений, которые помогали мне достигать желаемых объективных результатов — и коллективного производственного, и личного финансового.
Получается, моя книга — по оригинальному рецепту нашинкованный винегрет смыслов про автосервис. Его я вам и предлагаю.
Деньги
Помните про девушку из «Телеграм»?
Один из прозвучавших от неё вопросов — ключевой для любого бизнеса:
«Какая цель? Вы хотите заработать на продаже?»
Странный вопрос к предпринимателю. Ибо, как гласит толковый словарь, «бизнес» означает дело, занятие, предприятие. И автосервисный бизнес, мой и моей команды, по сути термина, как и у всех бизнесов, есть деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
А её ответ на свой же вопрос меня в итоге и подзадорил:
«Так у Вас аудитория ничтожна — никто не купит!»
В случае с книгой я хочу прежде всего поделиться, чтобы помочь заработать и вам. Если я занимаюсь своим делом уже достаточно лет и у меня накопилось много полезной информации, это правильный ход — растить грамотную конкурентную среду. А делать деньги на увеличении оборотов или сокращении издержек — уже ваша внутренняя кухня.
Да, я и сам хочу найти свою аудиторию и заработать. Хотя и не преследую цель заработать деньги непосредственно на книге. Как предприниматель я понимаю: деньги являются мерой, а их сумма — показателем. Но для меня тут важнее косвенный заработок — через востребованность и пользу творческого труда. Моя цепочка рассуждений такова. Если эта книга будет востребована и будет нести пользу предпринимателям и руководителям, её будут покупать, рекомендовать коллегам, то и результат я увижу в деньгах. Деньги от продажи моего творения будут радовать меня больше всего именно в этом логическом смысле. Ведь на самом деле в правильной экономике и правильном обществе деньги — благо. И их большое количество есть следствие и результат той полезности, которую я смог дать обществу и людям.
В плане денег не подумайте, что я некий бизнес-романтик.
В цитате от Гюстава Флобера:
«Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, — вы погибли. Думать нужно только об искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Всё остальное вторично».
…я нашёл ключевой смысл: создать классную книгу, через развитие мастерства в её написании помочь совершенствованию и моего бизнеса.
Боюсь ли я роста конкуренции после распространения своей книги? Да, опасаюсь.
Поэтому в делах и расту, и двигаюсь дальше каждый день. Зарабатываю деньги путём создания полезности и востребованности для своих клиентов за счёт услуг моей компании.
Уверен, польза от книги будет для каждого из моей аудитории. Если мы с вами занимаемся автосервисом как предпринимательством, каждый обнаружит рациональное зерно в сборнике практической информации об автосервисе как успешном бизнесе и распробует мой винегрет смыслов.
Предыстория
Краткое лирическое обращение к опыту 30-летней давности.
Шёл 2010 год. Я устроился по найму мастером-приёмщиком в дилерский центр премиального бренда, подразделение известной крупной компании Москвы. Спасибо этой компании и автопроизводителю бренда — обучение там проходило регулярно и разнообразно: по технической части, по «продажному» направлению, тренинги по тим-билдингу и т. д. Те, кто вели те или иные коучинги, лекции, тренинги, в целом были интересными и эрудированными преподавателями. Редко попадались средней руки, а совсем никакие — ещё реже. Но образовалась одна печальная закономерность — ни разу к нам не пришёл тренер или спикер с опытом работы в должности именно мастера-приёмщика или бригадира в автосервисе! Реально опытный человек, на себе испытавший все сервисные процессы, а самое главное, прошедший через стрессовые ситуации и нюансы руководства коллективом механиков и взаимодействия с разномастными клиентами и проверяющими органами. И экстра важное, который имел бы за спиной отличный результат от сложной работы!
Может, просто мне не везло? Проявив любознательность, после опроса многих знакомых мне сервисменов я выяснил: им не повезло, как и мне. Почему-то и там чаще приглашались спикеры, в лучшем случае, поработавшие директорами ОД и продажниками АМ, и реже директорами автосервиса, или техническими директорами (ещё реже). Но никогда эти спикеры не имели опыта работы мастера-приёмщика. Общая выходила закономерность.
Между тем, квалифированный мастер-приёмщик, на мой взгляд, сочетает в себе такие многие сущности, как: продажник, управленец (руководитель), переговорщик, конфликтолог, технический специалист, отчасти диагност, администратор, оформитель документов, и ещё можно перечислять… Ищите, привлекайте и берегите таких специалистов. И как важных сотрудников, и как эффективных преподавателей, тренеров и спикеров. Они и есть ключевой сгусток истинных смыслов работы автосервиса. Но об этом мы поговорим в разделах далее.
На занятиях же в нашем премиальном дилерском центре раз от разу вырастали своего рода стены непонимания. Когда действующие МП задавали преподавателю такие насущные вопросы, на которые, к сожалению, не получали ответы. Им не могли дать ни подсказок, ни, тем более, готовых решений или каких-то более-менее наработанных конкретных методики, даже концепции подхода к решению. Так чтобы МП в конце концов ушли на рабочие места либо с какими-то готовыми инструментами, которые им помогут, либо с какими-то новыми смыслами, которые пригодятся в их работе.
И я прогнал внутри своей головы мысль:
«А неплохо было бы эту стену непонимания если не разрушить, то как-то преодолеть…»
Получается, в начале 2010-х я впервые задумался, что надо найти вариант делиться опытом. Когда спустя несколько лет — а я уже погрузился в море частного бизнеса — стали приходить первые положительные результаты от внедрения в сервисное предприятие своих же идей, — очень захотелось этим поделиться, получить признание у таких же предпринимателей, как я. Это перворождение случилось восемь лет назад, и я быстро прокачал потребность поделиться через тренинги и наставничество различного типа. Но, оказалось, идея поделиться знаниями и суждениями отпала лишь на время и на новом витке интереса трансформировалась в идею книги.
Ну а дальше вы уже знаете…
Отклики
Я не скрываю, что буду рад, если книга понравится и мне дадут обратную связь, и огорчусь, если она окажется не интересной никому. Но я точно жалел бы всю свою жизнь, если бы не написал эту книгу!
По моим наблюдениям, многие предприниматели, приходящие на лекции и форумы что-то послушать и набраться новых инсайтов, информации, знаний, применяют своего рода набор проверочных фильтров:
«А кто это передо мной? Кто это меня тут собирается учить? А какой бизнес у тебя, а чего ты добился сам?»
Однозначно, спикер, у которого в резюме есть конкретные факты достижений, вызывает больше доверия.
Но я зайду шире. Есть коучи и спикеры, которые свои транслируемые наблюдения и выводы пропускают сквозь свой большой опыт в широких областях знаний и деятельности. Именно они, даже не имея опыта в конкретном деле или объекте доклада или презентации, могут охватить и представить слушателям более полную картину, в отличие от узкоспециализированных профессионалов-практиков. Как говорится, широкий взгляд на вещи раздвигает горизонты.
Кстати, а вы в курсе, что мало кто из хороших шеф-поваров может обучить правильному рецепту приготовления своего фирменного блюда и как его ресторан выбился в лидеры рейтинга (я исключаю тут случаи, когда он категорически не хочет)? Первоклассный повар не означает эффективный тренер. Очень трудно передавать опыт, не имея готовых методик и не владея подходами к людям не как к подчинённым и членам команды, а как к ученикам.
Обещанное перефразирование цитаты Бернарда Шоу из эпиграфа. В полном смысле, на мой взгляд, она применима только в узком диапазоне случаев. Я просто хочу вместе с вами порассуждать о привычных, казалось бы, вещах. Понятных, банальных аспектах автосервисных процессов, но в самобытном ракурсе. Он, безусловно, откроет новые грани для переосмысления и даст импульсы к развитию.
В конце концов, тот же Бернард Шоу сказал:
«Вы видите вещи, и вы спрашиваете: «Почему?»
А я мечтаю о вещах, которых никогда не было, и говорю:
«Почему бы и нет?»
Дальше продолжится винегрет смыслов, со своими разнообразными историями, выводами и аргументами, как бы в составе компонентов полезного «блюда».
Если для кого-то из вас откроется очевидное и понятное, нечто давно известное, то будет повод лишний раз самоутвердиться и поставить себе галочку:
«Есть ещё такой же практик, как я, одинаково думающий,… значит, я не один такой!»
А другой увидит явное противоречие и заблуждение на моей стороне, и тогда моё изложение станет почвой для конструктивной критики. А третий читатель откроет для себя вполне полезные готовые и развёрнутые смыслы, идеи, доводы и аргументы. Немного повертит это в голове и расширит картину своего мира и происходящих событий и тенденций. В каких-то направлениях, в отдельных областях бизнеса или по предприятию в целом. Что в итоге подтолкнёт к принятию тех или иных решений с надеждой и верой в положительные результаты.
Жизнь есть движение. Это как езда на отлично отремонтированном автомобиле.
Приятного аппетита, оговорился, полезного прочтения!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Винегрет смыслов про автосервис» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других