1. Книги
  2. Руководства
  3. Александр Жигалов

Винегрет смыслов про автосервис

Александр Жигалов
Обложка книги

Книга об инструментах управления бизнес-процессами независимого автосервиса. Основана на успешной практике и годится как сборник готовых идей и концепций для внедрения в бизнес. По мнению коллег автора, в большинстве своём это новые подходы, о которых мало кто слышал. Адаптируйте, перерабатывайте если надо, и используйте. Свежая точка зрения через рассуждения и интерпретации автора — подсказка собственникам и руководителям автосервиса для переосмысления оргструктуры и стратегии развития бизнеса.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Винегрет смыслов про автосервис» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1. МОТИВАЦИИ

Истоки

Тот, кто умеет — делает, кто не умеет — учит других.Джордж Бернард Шоу

Идея написать книгу про нюансы автосервиса у меня давнишняя. И хотя я сам внутри этого бизнеса, и не первый день, но вот чтобы книга… Я долго откладывал даже первый шаг: изучить вопрос что, кого и где искать, чтобы написать книгу. Идея зрела так долго, что превратилась в волнообразный зуд. Увлечённость бизнес-проектами и занятость как главные отмазки гасили каждую волну желания заняться книгой, и со временем я даже перестал помнить причинно-следственные связи зарождения самой идеи и её трансформации.

В один прекрасный день, во внутреннем диалоге с самим собой я всё-таки решил разорвать круг привычного состояния забывания и вспоминания про идею книги. И тогда поручил своему помощнику найти в интернете специалистов, которые знают что такое писать книгу и как её издать. Посчитав, что мне надо для начала получить консультации у них, я даже не знал, как правильно называются их специальности. Кого искать? Писателей, редакторов, издателей, корректоров?

Первой мне попалась девушка, представилась специалистом книгоиздания.

Она сразу же обескуражила меня цепочкой жёстко поставленных вопросов:

«Какая цель? Для какой это аудитории? Автосервис? Что? Вы просто хотите написать книгу для себя? Хотите просто погладить своё эго и говорить всем, что у вас есть книга?»

И тараторила она всё это в такой насмешливо-агрессивной форме, что я реально испугался… И застопорился… Застеснялся… Ну, во-первых, девушка с красивым фото в мессенджере «Телеграм»… А я такой стеснительный с женщинами… Писать книгу представлялось мне абсолютно непонятным миром, а тут первое, что меня встретило в нём — насмешка. Но сомнение в себе вытащило на поверхность ключевой для любого дела вопрос: «Действительно, а какова у меня цель?»

Чтобы преодолеть ступор, я начал рассуждать.

Упаси боже кого-то учить и поучать, когда самому учиться и учиться. Поэтому я чуть позже перефразирую Бернарда Шоу, цитату которого взял в эпиграф.

Тогда зачем?

Может, чтобы погладить своё эго?

Есть такое, грешен, может, даже и бороться с личным эго надо. Но для самореализации в автосервисной отрасли масса знакомых возможностей — например, трибуна таких НКО как «Союз автосервисов» или РАСТО. Хоть угладься.

Привлечь внимание?

Ну возможно. Правда, скорее буду рад отклику единомышленников. А прямо такой цели, чтобы меня кто-то заметил, точно нет.

И уж точно не для извлечения прибыли от продаж в книгоиздательском бизнесе.

Тогда, наконец, зачем?

Настоящий ответ нашёлся в мотивации и мотивах.

Мотивы

Мотив — конструктивное слово. Они, мотивы, в итоге и определили мою организованность, активность и устойчивость в движении от идеи книги к цели «книга» как совершенно новая для меня потребность. Глобальные эпидемиологические и военно-политические стресс-факторы, как ни странно, лишь укрепили возникшее осознание: пришла пора выделить время на… мир искусства.

Удивлены?

Я поясню. Часто человек вообще не подразумевает, что кто-то другой будет его творение непременно оценивать — он вроде бы делает это «нечто» для себя. Но с моей книгой сразу пошло по-другому. Когда-то давно я был на лекции по современному искусству. Вела её престарелая дама. То ли доцент, то ли профессор в области искусствоведения.

С её слов:

«Искусство есть явление, отражающее взаимодействие между людьми. Например, творить — это одновременно потребность людей и человеческая природа».

«Вот живет человек, — говорила она, — и что-то его теребит внутри, он смотрит на звёзды, или на облака, или на океан, и что-то чувствует. И он это хочет как-то проявить — нарисовать, слепить, собрать, что-то сделать этакое. И вот этот творец, например, художник… приступает к рисованию, скажем, картины маслом. По завершению она ему может сильно понравиться, или, наоборот, он не в состоянии даже дать этой картине оценку. Но он искренне нарисовал её, от души, словно стал ретранслятором по передаче данных откуда-то извне!» Со слов дамы-искусствоведа, картина в таком статусе «ещё не искусство, а только предпосылка к его зарождению». А вот как только этот художник выставляет свою картину на всеобщее обозрение и люди начинают её смотреть и изучать, вот в этот момент и начинается, с её слов, само искусство! То есть искусство зарождается, если и когда находятся зрители, которым творение откликается! Именно в момент возникновения отклика как будто что-то узнаётся, понимается, затрагивается, чувствуется, нащупывается! И эти отклики, как чувства, мысли, эмоции, начинают жить своей жизнью среди людей.

Суть заключительной формулировки в её речи была такова: кроме того, что какой-то художник что-то творит, он должен осознать и нести бремя духовной ответственности. По отношению к себе, окружающим и даже будущим поколениям и сразу в нескольких смыслах:

а) что его творение несёт в мир и людям?

б) каковы будут последствия,

деструктивные или конструктивные?

в) приведёт ли оно к дальнейшему развитию

или депрессивно-обратным процессам?

Так вот, по мнению искусствоведа-лектора ответственность — весьма важный аспект взаимосвязи искусства с окружающим миром.

Вал новых возможностей, удешевление технологий для творчества, отсутствие или нехватка мер и методов регулирования ответственности творцов (я не про запретить и уничтожить) привели к тому феномену, когда фейковый, лживый и неграмотный контент стали королями в информационном поле. Особенно отчётливо это утверждение иллюстрируют современные социальные сети. Конспирологические теории, дискурсы, плоские упрощения, вводящие в заблуждение… Зачастую доходит до абсурда.

И получается, что каждый сейчас может написать книгу на любую тему или изготовить контент о чём угодно, представляя за истину.

Выходит, что в море информации в интернете сложно найти что-то стоящее?

Лично я в статусе автора книги ощущаю ответственность…

Вышеприведённый пример с цитатами объясняет мотивы создания этого творения — потребность в творчестве для искусства, где в аналогии с картиной в мире искусства выступает книга из автосервисной отрасли нашей страны. С полнотой осознания ответственности, за созидательную роль в этом бурлящем потоке предпринимательской деятельности я сотворил свою первую книгу и выставляю на обозрение.

Аудитория

Эта книга точно не для новичков автосервиса, и точно не про то, как построить автосервис с нуля, и точно не про то, как правильно должен быть устроен автосервис.

Эта книга так же точно не про то, что:

«Смотрите, какой он молодец! Пусть рассказывает, какой у него и его команды автосервис и как там всё круто!»

Хотя формат «поделиться опытом» или «как всё тут устроено» вполне приемлем и полезен для профессионалов, которые занимаются руководством, развитием и текущими процессами в отдельных автосервисах, объединениях или в автосервисной отрасли в целом.

В первую очередь эта книга для бывалых и опытных сервисменов, собственников и руководителей. Отчасти она и для мастеров-консультантов (приёмщиков), бригадиров. Для тех, кто участвует в общем автосервисном процессе, и, как правило, у кого из-за цикличности/повторяемости замылен глаз на многие аспекты в работе.

Насчёт замыливания, кстати, я и по себе сужу. Поэтому я предлагаю заинтересованному читателю на привычные вещи и известные процессы взглянуть под другим углом и поразмышлять вместе с автором.

По тексту книги я затрагиваю многие аспекты и моменты в самых разных областях, которые так или иначе касаются любой компании, занимающейся услугами, будь то ресторан, салон красоты и т. д.

С другой стороны, мои главные рассуждения и умозаключения в книге присущи больше автосервису. Именно рассуждения и размышления, наблюдения, и, отчасти, проводившиеся мной исследования открывали лично мне ту или иную картину происходящего. На основании таких картин мира я принимал те или иные решения, как тактические, так и стратегического масштаба. И именно эти размышления и становились основой для принятия тех решений, которые помогали мне достигать желаемых объективных результатов — и коллективного производственного, и личного финансового.

Получается, моя книга — по оригинальному рецепту нашинкованный винегрет смыслов про автосервис. Его я вам и предлагаю.

Деньги

Помните про девушку из «Телеграм»?

Один из прозвучавших от неё вопросов — ключевой для любого бизнеса:

«Какая цель? Вы хотите заработать на продаже?»

Странный вопрос к предпринимателю. Ибо, как гласит толковый словарь, «бизнес» означает дело, занятие, предприятие. И автосервисный бизнес, мой и моей команды, по сути термина, как и у всех бизнесов, есть деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

А её ответ на свой же вопрос меня в итоге и подзадорил:

«Так у Вас аудитория ничтожна — никто не купит!»

В случае с книгой я хочу прежде всего поделиться, чтобы помочь заработать и вам. Если я занимаюсь своим делом уже достаточно лет и у меня накопилось много полезной информации, это правильный ход — растить грамотную конкурентную среду. А делать деньги на увеличении оборотов или сокращении издержек — уже ваша внутренняя кухня.

Да, я и сам хочу найти свою аудиторию и заработать. Хотя и не преследую цель заработать деньги непосредственно на книге. Как предприниматель я понимаю: деньги являются мерой, а их сумма — показателем. Но для меня тут важнее косвенный заработок — через востребованность и пользу творческого труда. Моя цепочка рассуждений такова. Если эта книга будет востребована и будет нести пользу предпринимателям и руководителям, её будут покупать, рекомендовать коллегам, то и результат я увижу в деньгах. Деньги от продажи моего творения будут радовать меня больше всего именно в этом логическом смысле. Ведь на самом деле в правильной экономике и правильном обществе деньги — благо. И их большое количество есть следствие и результат той полезности, которую я смог дать обществу и людям.

В плане денег не подумайте, что я некий бизнес-романтик.

В цитате от Гюстава Флобера:

«Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, — вы погибли. Думать нужно только об искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Всё остальное вторично».

…я нашёл ключевой смысл: создать классную книгу, через развитие мастерства в её написании помочь совершенствованию и моего бизнеса.

Боюсь ли я роста конкуренции после распространения своей книги? Да, опасаюсь.

Поэтому в делах и расту, и двигаюсь дальше каждый день. Зарабатываю деньги путём создания полезности и востребованности для своих клиентов за счёт услуг моей компании.

Уверен, польза от книги будет для каждого из моей аудитории. Если мы с вами занимаемся автосервисом как предпринимательством, каждый обнаружит рациональное зерно в сборнике практической информации об автосервисе как успешном бизнесе и распробует мой винегрет смыслов.

Предыстория

Краткое лирическое обращение к опыту 30-летней давности.

Шёл 2010 год. Я устроился по найму мастером-приёмщиком в дилерский центр премиального бренда, подразделение известной крупной компании Москвы. Спасибо этой компании и автопроизводителю бренда — обучение там проходило регулярно и разнообразно: по технической части, по «продажному» направлению, тренинги по тим-билдингу и т. д. Те, кто вели те или иные коучинги, лекции, тренинги, в целом были интересными и эрудированными преподавателями. Редко попадались средней руки, а совсем никакие — ещё реже. Но образовалась одна печальная закономерность — ни разу к нам не пришёл тренер или спикер с опытом работы в должности именно мастера-приёмщика или бригадира в автосервисе! Реально опытный человек, на себе испытавший все сервисные процессы, а самое главное, прошедший через стрессовые ситуации и нюансы руководства коллективом механиков и взаимодействия с разномастными клиентами и проверяющими органами. И экстра важное, который имел бы за спиной отличный результат от сложной работы!

Может, просто мне не везло? Проявив любознательность, после опроса многих знакомых мне сервисменов я выяснил: им не повезло, как и мне. Почему-то и там чаще приглашались спикеры, в лучшем случае, поработавшие директорами ОД и продажниками АМ, и реже директорами автосервиса, или техническими директорами (ещё реже). Но никогда эти спикеры не имели опыта работы мастера-приёмщика. Общая выходила закономерность.

Между тем, квалифированный мастер-приёмщик, на мой взгляд, сочетает в себе такие многие сущности, как: продажник, управленец (руководитель), переговорщик, конфликтолог, технический специалист, отчасти диагност, администратор, оформитель документов, и ещё можно перечислять… Ищите, привлекайте и берегите таких специалистов. И как важных сотрудников, и как эффективных преподавателей, тренеров и спикеров. Они и есть ключевой сгусток истинных смыслов работы автосервиса. Но об этом мы поговорим в разделах далее.

На занятиях же в нашем премиальном дилерском центре раз от разу вырастали своего рода стены непонимания. Когда действующие МП задавали преподавателю такие насущные вопросы, на которые, к сожалению, не получали ответы. Им не могли дать ни подсказок, ни, тем более, готовых решений или каких-то более-менее наработанных конкретных методики, даже концепции подхода к решению. Так чтобы МП в конце концов ушли на рабочие места либо с какими-то готовыми инструментами, которые им помогут, либо с какими-то новыми смыслами, которые пригодятся в их работе.

И я прогнал внутри своей головы мысль:

«А неплохо было бы эту стену непонимания если не разрушить, то как-то преодолеть…»

Получается, в начале 2010-х я впервые задумался, что надо найти вариант делиться опытом. Когда спустя несколько лет — а я уже погрузился в море частного бизнеса — стали приходить первые положительные результаты от внедрения в сервисное предприятие своих же идей, — очень захотелось этим поделиться, получить признание у таких же предпринимателей, как я. Это перворождение случилось восемь лет назад, и я быстро прокачал потребность поделиться через тренинги и наставничество различного типа. Но, оказалось, идея поделиться знаниями и суждениями отпала лишь на время и на новом витке интереса трансформировалась в идею книги.

Ну а дальше вы уже знаете…

Отклики

Я не скрываю, что буду рад, если книга понравится и мне дадут обратную связь, и огорчусь, если она окажется не интересной никому. Но я точно жалел бы всю свою жизнь, если бы не написал эту книгу!

По моим наблюдениям, многие предприниматели, приходящие на лекции и форумы что-то послушать и набраться новых инсайтов, информации, знаний, применяют своего рода набор проверочных фильтров:

«А кто это передо мной? Кто это меня тут собирается учить? А какой бизнес у тебя, а чего ты добился сам?»

Однозначно, спикер, у которого в резюме есть конкретные факты достижений, вызывает больше доверия.

Но я зайду шире. Есть коучи и спикеры, которые свои транслируемые наблюдения и выводы пропускают сквозь свой большой опыт в широких областях знаний и деятельности. Именно они, даже не имея опыта в конкретном деле или объекте доклада или презентации, могут охватить и представить слушателям более полную картину, в отличие от узкоспециализированных профессионалов-практиков. Как говорится, широкий взгляд на вещи раздвигает горизонты.

Кстати, а вы в курсе, что мало кто из хороших шеф-поваров может обучить правильному рецепту приготовления своего фирменного блюда и как его ресторан выбился в лидеры рейтинга (я исключаю тут случаи, когда он категорически не хочет)? Первоклассный повар не означает эффективный тренер. Очень трудно передавать опыт, не имея готовых методик и не владея подходами к людям не как к подчинённым и членам команды, а как к ученикам.

Обещанное перефразирование цитаты Бернарда Шоу из эпиграфа. В полном смысле, на мой взгляд, она применима только в узком диапазоне случаев. Я просто хочу вместе с вами порассуждать о привычных, казалось бы, вещах. Понятных, банальных аспектах автосервисных процессов, но в самобытном ракурсе. Он, безусловно, откроет новые грани для переосмысления и даст импульсы к развитию.

В конце концов, тот же Бернард Шоу сказал:

«Вы видите вещи, и вы спрашиваете: «Почему?»

А я мечтаю о вещах, которых никогда не было, и говорю:

«Почему бы и нет?»

Дальше продолжится винегрет смыслов, со своими разнообразными историями, выводами и аргументами, как бы в составе компонентов полезного «блюда».

Если для кого-то из вас откроется очевидное и понятное, нечто давно известное, то будет повод лишний раз самоутвердиться и поставить себе галочку:

«Есть ещё такой же практик, как я, одинаково думающий,… значит, я не один такой!»

А другой увидит явное противоречие и заблуждение на моей стороне, и тогда моё изложение станет почвой для конструктивной критики. А третий читатель откроет для себя вполне полезные готовые и развёрнутые смыслы, идеи, доводы и аргументы. Немного повертит это в голове и расширит картину своего мира и происходящих событий и тенденций. В каких-то направлениях, в отдельных областях бизнеса или по предприятию в целом. Что в итоге подтолкнёт к принятию тех или иных решений с надеждой и верой в положительные результаты.

Жизнь есть движение. Это как езда на отлично отремонтированном автомобиле.

Приятного аппетита, оговорился, полезного прочтения!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Винегрет смыслов про автосервис» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я