Автор книги «Жемчужины Москвы», часть 3, Александр Валентинович Надысев, продолжает увлекать читателей в мир исторических событий, связанных с возведением уникальных московских зданий. Герои его книги, реально существовавшие заказчики, архитекторы и реставраторы, создатели памятников архитектуры, поистине «жемчужин» Москвы XIX-XX веков
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Святой Трифон
Храм святого Трифона
Глава 1
1493 год. В Сокольниках раннее майское утро. Просыпаясь, природа старалась разогнать над болотистыми берегами озёр, висевшие огромными клоками туманы. Они, цепляясь за развесистые ивы, травы и камыши, сопротивлялись в надежде понежиться на дремавших болотах. Но вот проснулось лёгкое дуновение ветра, и туманное царство лениво стало расчищаться, а вскоре вообще растворилось в лучах восходящего солнца.
А на холме, вглядываясь в болотистые берега озёр, стояли конные охотники — московские бояре, во главе которых красовался на вороном коне великий князь Иван III Васильевич. Среди бояр выделялся своей богатой одеждой глава сокольничий охоты боярин Иван Патрикеев.
— Слава Богу, туманы сходят, — поглядев на великого князя, воскликнул Патрикеев. — Государь, охоту можно начинать?
— Готовь соколов и правь охоту, — ответил Иван Василевич и, нахмурившись, добавил, — только смотри, не спугни птицу на озёрах.
— Как можно, государь? — ответил испуганно Патрикеев и, махнув рукой, тихо приказал сокольникам: — Поднимай птицу с болот, живо!
И сокольники поскакали в объезд озёр, стараясь не растревожить дремавших там птиц.
Великий князь, поглаживая своего коня, нетерпеливо всматривался в рассеивающийся туман и думал: «Когда же поднимут птицу с болот? Ждать нет мочи!»
А в его голову лезли разные мысли: «Мои бояре своевольничают, и особенно Патрикеев. Ишь, как разоделся и сбруя на коне серебряная, вся каменьями сияет! Слыхал, что он за моей спиной «шашни» водит с иноземцами, можа заговор вьёт литовский прихвостень?»
И он, с недоверием посмотрев на Патрикеева, продолжал рассуждать: «Тяжело мне править на Руси, вокруг ссоры. Ведь после смерти моего сына Ивана Молодого возникло противостояние бояр, поддерживающих наследников, кто за внука Дмитрия, а кто и за сына моего Василия от второй жены Софьи. Князья Патрикеевы, Семён Ряполовский, и ещё дьяк Фёдор Курицын горой стоят за внука Дмитрия, хотя более достоин — Василий. Бояре клевещут друг на друга, и разобраться мне в этом труднее трудного».
Тем временем Патрикеев, чувствуя досаду великого князя, с дрожью в сердце соображал: «Видимо доложили о моих переговорах с литовцами, и не избежать мне опалы. Слишком переменчив наш Иван Васильевич, и рубит с плеча, не подумавши. Будь, что будет, а можа и обойдётся».
И увидев, наконец, над болотистыми берегами озёра поднимающуюся стаю птиц, он крикнул своему сокольничему:
— Подай мне великокняжеского сокола!
Когда птицу посадили на перчатку Патрикеева, тот спросил Ивана Васильевича:
— Государь, позволь пустить твоего любимца-сокола!
— Поспешай боярин, уж сокольники подняли птиц с болот, — быстро ответил великий князь. — Вона, какая стая летит к нам! Смотри боярин не промахнись!
— Будь уверен, государь, твой сокол не подведёт!
Патрикеев снял колпачок с головы сокола, отвязал шнурок с лапы птицы и вытянул руку. Сокол широко расправил крылья и, услышав протяжный свист Патрикеева, стремительно сорвался с руки, навстречу летящей стае птиц.
— Пошёл, родимый! Пошёл! — дружно кричали бояре, а вместе с ними свистел и улюлюкал Иван Васильевич. И вся эта разноцветная конная толпа бояр спустилась с холма, и помчались по лугу, на скаку любуясь соколиной охотой.
Сокол легко взвился ввысь. Птицы, увидев хищника, в ужасе стали разлетаться во все стороны, а сокол взмыл ещё выше и камнем упал на самого крупного гуся. И только перья полетели в разные стороны, а обе птицы сцепились и, кружа, стали падать на луг. Сокол придавил гуся к земле и, вцепившись в него клювом, не отпускал свою добычу. А по лугу к сцепившимся птицам неслись охотники. Первый к месту побоища прискакал Патрикеев. Он соскочил с коня и подсунул соколу перчатку с кусочком мяса, забыв привязать лапу птицы. Сокол отпустил свою добычу и, проглотив лакомство, вдруг, взмыл ввысь. Патрикеев, вытянув руку, стал призывно свистеть, но где там, сокол не вернулся. В этот момент, вдруг, над ним на вороном коне возник государь и, усмехнувшись в бороду, сказал с упрёком:
— Упустил моего любимца-сокола, приспешник литовский! Взять его под стражу!
Патрикеев встал на колени и стал умолять великого князя:
— Не губи меня, государь! — запричитал Патрикеев. — Дозволь искупить свою вину.
— Тогда сыщи сокола, не то лишишься своей головы! — усмехнулся Иван Васильевич.
Патрикеев вскочил на коня и, махнув рукой сокольникам, помчался с ними вслед улетевшему соколу.
Великий князь, увидев, что со стороны болот опять полетели стаи птиц, велел готовить соколов к охоте.
— Кажись, утки летят, государь! — крикнул кто-то из бояр.
— Живей, живей! — торопил он сокольников и, не выдержав, закричал. — Подайте мне кречета. Сам пущу птицу на уток!
Глава 2
Поиски великокняжеского сокола не увенчались успехом и Патрикеев, выбившись из сил, прилёг у дерева, и с молитвой обратился к святому мученику Трифону, покровителю сокольников и града Москвы. Ведь он знал легенду о Трифоне, уроженце Фригии из Малой Азии, который изгнал беса из императорской дочери, помогал людям и просил их веровать в Иисуса Христа. Когда же на престол сел жестокий император Декий, гонитель христиан, то Трифон был схвачен и казнён. Перед казней Трифон обратился к Господу, и попросил у него особую благодать — кто будет призывать его имя на помощь, тому помогать. А утром боярин Иван Патрикеев, проснувшись, закричал во весь голос:
— Мне во сне было явлено Чудо — сам святой Трифон в виде всадника с соколом в руках указал мне место улетевшей птицы. Вона на дереве! А я даю обет выстроить храм во имя мученика Трифона на месте обретения великокняжеского сокола.
Сокольники сняли великокняжескую птицу с дерева, а митрополит Симон, услышав крики боярина Патрикеева, благословил его на это святое дело — возведение храма. И в тот же день Патрикеев, выполняя обет, велел заложить фундаменты под строительство будущей церкви святого Трифона, а первый камень закладки храма освятил митрополит Симон.
Великий князь Иван Васильевич осерчал, когда узнал о новом самовольстве Патрикеева, который посмел строить храм в великокняжеском селе Напрудном. И только своими мольбами митрополит уговорил государя, чтобы разрешил Патрикееву за свои деньги строить храм божий. Он напутствовал великого князя:
— Ведь в великокняжеском селе Напрудном святой Трифон нашёл твоего сокола, так порадей во имя Господа.
— Уговорил, — хмуро ответил великий князь, и велел боярам направить в село Напрудное зодчего Фиораванти на постройку храма Святого Трифона и прибавил, — да чтоб храм был не хуже московских.
А ещё великий князь, нахмурившись, повелел:
— С великокняжеского герба снять всадника с соколом в руке, и заменить его на двуглавого орла.
Вскоре в селе Напрудном появился чудесный белый храм, выложенный из каменных блоков. Круглый барабан храма и сложный карниз зодчие выложили из мелкоштучного кирпича. Великолепные фасады с килевидными завершениями, пересеченные дивными лопатками, придавали храму необыкновенную стройность, вызывая восторги у государя и бояр, которые были традиционны для Москвы того времени.
— Хороша храмина, — радовался Патрикеев, в который раз обходя храм с боярами, — и государь меня простил. Надолго ли?
Несколько лет спустя, в 1496 году, Патрикеев со своим семейством всё-таки попал в опалу, и вновь митрополит Симон заступился за него. Великий князь, вспомнив святого Трифона, заменил смертную казнь боярину Патрикеева на монашеский постриг. Так в последний раз святой мученик Трифон спас жизнь Ивану Юрьевичу Патрикееву.
Настал XX век — век великих перемен.
В 1931 году храм был закрыт, а в 1932 году по настоянию реставраторов был взорван, но таким образом, что древнее сооружение освободилось от поздних многочисленных пристроек, в том числе и высокой колокольни. В 1940-х годах реставраторы Петр Барановский и Лев Давид реконструировали храм святого Трифона, освободив его от поздних наслоений, придав памятнику архитектуры первозданный вид времён великого князя Ивана III.
И опять звучит имя Пётра Барановского, замечательного архитектора-реставратора. Сколько же древних памятников архитектуры он сумел сохранить для нас потомков, и не перечесть, и потому низкий ему поклон!
Так что в Москве на Трифоновской улице №38 стоит небольшой, но редкой красоты храм святого мученика и чудотворца Трифона — жемчужина русского зодчества. Это один из самых древних памятников архитектуры средневековой Москвы XV века, которым можно полюбоваться, в храме у иконы помолиться, а может и попросить святого Трифона о помощи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других