Остров Харона. The Island of Charon. Премия им. А. де Сент-Экзюпери / A. de Saint-Exupery Award (Билингва: Rus / Eng)

Александра Крючкова

Философско-мистический триллер в духе Экзюпери и Хичкока. На острове, маяком которого является Дерево Желаний, колдуны исполняют мечты всего за пару фонарей, но Алисе снятся кошмары о собственном утоплении, её преследует тень покойного Пасечника, а чужой ребёнок называет мамой. Смогут ли жертва и палач, влюблённые друг в друга, разгадать секрет хозяина острова, живущего на Кладбище Воспоминаний, и покинуть проклятое место навсегда? На русском и английском языках (ранее – отдельными изданиями).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остров Харона. The Island of Charon. Премия им. А. де Сент-Экзюпери / A. de Saint-Exupery Award (Билингва: Rus / Eng) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О КНИГЕ / About the BOOK

«ОСТРОВ ХАРОНА» — философско-мистический триллер в духе А. де Сент-Экзюпери, Л. и Д. Андреевых, А. Хичкока. На острове, маяком которого является Дерево Желаний, колдуны исполняют мечты всего за пару фонарей, но главной героине снятся кошмары о собственном утоплении, её преследует тень покойного Пасечника, а чужой ребёнок называет мамой… Смогут ли жертва и палач, влюблённые друг в друга, разгадать секрет хозяина острова, живущего на Кладбище Воспоминаний, чтобы покинуть проклятое место навсегда?

КРЮЧКОВА Александра Андреевна — Заслуженный писатель Московской городской организации Союза писателей России, переводчик. Лауреат премий: «Наследие», «Лучшая книга года», М. Булгакова, Ф. Достоевского, Л. и Д. Андреевых, А. Сент-Экзюпери, О. Уайльда, Э. По, К. Кастанеды и др. Гос. стипендиат в категории «выдающиеся деятели культуры и искусства РФ». Автор бестселлера «Книга Тайных Знаний». Ученица легендарной Р. А. Мансуровой, участница экспериментов над временем, пространством и скрытыми ресурсами человека. Выдвинута на Нобелевскую премию по литературе 2023.

Книга на русском языке / The book in Russian only:

ISBN 978-5-0056-0964-9, M.: — Издательские решения, 2022. — 224 pages.

Amazon, Ozon, Wildberries, Litres, Aliexpress

«THE ISLAND OF CHARON» is a philosophical thriller in the spirit of A. de Saint-Exupery. The lighthouse of that Island is the Wish Tree. Magicians fulfill dreams for a couple of lanterns, but Alice has nightmares about her own drowning, she is haunted by the shadow of the late beekeeper, and a strange child calls her mom. Can the victim and the executioner, in love with each other, unravel the secret of the Island’s owner, who lives in the Cemetery of Memories, to leave the cursed place forever?

KRYUCHKOVA Alexandra, Honored Writer of the Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia, interpreter, is a laureate and winner of international literary awards: «Heritage», «Book of the Year», after M. Bulgakov, F. Dostoevsky, A. Saint-Exupery, O. Wilde, E. Poe, С. Castaneda, etc. Author of the bestseller «The Book of Knowledge» in the «Playing Another Reality» series. Being a student of the legendary R.A. Mansurova, she took part in experiments on time, space and hidden human resources. State scholarship holder in the category «prominent figures of culture and art of the Russian Federation». Nominated for Nobel Prize Award in literature 2023.

The book in English only / Книга на английском языке:

ISBN 978-5-0056-3940-0, M., — 2022, 216 pages.

Amazon, Ozon, Wildberries, Litres, Aliexpress

За кулисами «Острова Харона»

В феврале 2014 года внезапно для себя самой (конечно же, не случайно!) я оказалась на затерянном в Тихом Океане угрюмом острове Камотес, где, как потом выяснилось, живут настоящие хилеры и маги.

Помню, как в кромешной тьме под чернокнижным Небом с миллиардом мерцающих фонариков я размышляла на берегу Океана (действительно Тихого — он наступал на берег молча и медленно поглощал его, кусочек за кусочком, в качестве «десерта на ужин» под аккомпанемент цикад): будь я Агатой Кристи, написала бы здесь свой самый сильный детектив, а будь я Альфредом Хичкоком, сняла бы свой самый страшный триллер!

Но тогда, в 2014-м, ко мне постучалось лишь очаровательное стихотворение («Фонарик лунный юным месяцем на пальме вкрадчиво завис…»), включённое в мой «Остров», материализованный в виде философско-мистической истории через… семь лет, — мысль о загадочном Камотесе прочно засела в голове, проросла и, набирая силу, разветвилась, превратившись в настоящее Дерево Желаний.

Весь июль 2021 «Остров» закипал в моём сознании, подобно зелью в колбе алхимика — отдельные ингредиенты сливались в единое и магическое нечто. Точка кипения настигла меня в Полнолуние, случившееся на Афоне в Пятницу, 13-го… (августа 2021), накануне православного праздника Успения Пресвятой Богородицы, отмечаемого в Греции с 14 на 15 августа (на две недели раньше, чем в России). Именно эта полночь с 13-го на 14-е, сталкивающая Силы Зла и Добра, и становится роковой для главных героев «Острова» — Алисы и Марка — на долгожданном первом свидании вместо любви их поджидает… жуткая ирония судьбы.

Да, я начала писать «Остров Харона» в греческой деревне Урануполи, расположенной на границе с православным Афоном, в доме пасечника, где я жила летом (как раз начиная с 2014 года — года знакомства с языческим Камотесом) в маленькой келье, окна которой выходят на крошечный остров Амульяни — бывшее владение афонского монастыря Ватопед. Так, в книге появляются два Острова — до сих пор «принадлежащий» колдунам (Камотес) и до недавнего времени принадлежавший монахам (Амульяни). Они создают Портал искушением для душ, раздираемых своим Низшим и Высшим Я не только при жизни, но и в посмертном пространстве, для душ, которые рано или поздно должны сделать-таки свой окончательный выбор в пользу Сил Света или Тьмы.

Я начала писать книгу, ещё не зная, доберётся ли Марк до Афонских старцев, кто встретит Алису в Тонком мире, как именно сложится судьба моих героев в Иной Реальности, смогут ли они избежать ловушек Астрала и покинуть призрачный Остров…

Неужели все эти семь лет я вынашивала убийство, совершённое Силами Тьмы на территории Сил Света? — звучит страшновато. Но нет, конечно же, перед Вами — мистическое путешествие с элементами философии и «детектива с изнанки».

Всему виной — моя привычка смотреть на Землю и земную жизнь со стороны Иной Реальности, то есть из Зазеркалья, из Тонкого мира, расположенного за гранью нашего бытия.

Почему? — спросите Вы. Мне интересно смотреть «оттуда сюда», а не «отсюда туда». Интересно с детства (все мы родом из детства, а у меня оно связано со многими смертями), и мои романы из серии «Игра в Иную Реальность» — попытка понять земную жизнь, выйдя за её рамки — посмотрев на неё «сверху», а заодно — исследовать и то, что там, «наверху».

Так, в обычных детективах все ищут убийцу и рано или поздно находят его, при этом причина убийства, как правило, объясняется автором с точки зрения логики человеческого (!) разума, чувств и эмоций (желание наследства, месть, зависть, ненависть и т.п.).

В «Острове» же личность убийцы в итоге не имеет значения (хотя она, естественно, откроется читателю), да и истинная причина убийства вряд ли будет верно установлена даже самым опытным сыщиком — она известна Творцу…

Почему? — снова спросите Вы. Потому что эта история — совсем о другом…

Она — о Вечном и преходящем. О двойственной душе и божественном Духе. О жажде Любви и её подобии. О поиске Настоящего среди фантомов и иллюзий. О праве выбора и предопределённости. О том, что жизнь заключается в постоянном движении вперёд, и о Надежде, которую нельзя терять, даже если всё уже позади… ведь это только так кажется!

Александра КРЮЧКОВА,

Заслуженный писатель

Московской городской организации Союза писателей России

Журнал «Москва литературная» №1/2022.

Preface

(«Behind the Scenes of «The Island of Charon’»)

In February 2014, suddenly (not by accident, of course, there are no coincidences!) I found myself on the gloomy island of Camotes, lost in the Pacific Ocean, where, as it turned out later, the real healers and magicians live.

I remember me thinking in pitch darkness under the black-book Sky with a billion flickering lanterns, on the shore of the Ocean (really Pacific, it stepped on the shore silently and slowly swallowing it, piece by piece, as a dessert for dinner to the accompaniment of cicadas), «if I were Agatha Christie, I would write my strongest detective story here, and if I were Alfred Hitchcock, I would shoot my scariest thriller!»

However, then, in 2014, only a charming poem knocked on my door («A lunar lantern is hanging on a palm tree»), further included in my «Island», which was materialized in the form of a philosophical and mystical story in… seven years. Due to the spirit of the mysterious Camotes, firmly settled in my heart, it sprouted and, gaining strength, branched out, turning into a real Tree of Wishes.

Throughout July 2021, «The Island» was boiling in my mind like a potion in an alchemist’s flask — individual ingredients were merging into a single and magical something. The boiling point reached me on the Full Moon, which happened on Athos on Friday, August 13, 2021, on the eve of the Orthodox holiday of the Assumption of the Blessed Virgin Mary, celebrated in Greece from the 14th to the 15th of August (two weeks earlier than in Russia). It was the midnight between Friday the 13th and Saturday the 14th that collided the Forces of Evil and Good and became fatal for the main characters of «The Island», Alice and Mark, — instead of love, on the long-awaited first date a horror irony of fate met them.

Yes, I started writing «The Island of Charon» in the Greek village of Ouranoupolis, located on the border of Orthodox Athos, in the house of a beekeeper, where I lived in the summer (just since 2014, the year of my acquaintance with the pagan Camotes) in a small cell overlooking the tiny island of Ammouliani, the former possession of the Athos monastery of Vatopedi. Thus, two Islands appeared in the book, the one still «owned» by the magicians (Camotes) and the one, until recently, owned by the monks (Ammouliani). They create a Portal as a temptation for the souls, tearing between their Lower and Higher Selves not only during life, but also in the afterlife, for the souls, which sooner or later must make their final choice in favor of the Forces of Light or Darkness.

I started writing the book without knowing whether Mark would reach the Athos monks, who would meet Alice in the Other World, which way exactly the fate of my characters would be developed in the Other Reality, whether they would be able to avoid the traps of the Astral and leave the ghostly Island…

Have I been nursing a murder committed by the Forces of Darkness in the territory of the Forces of Light for all these seven years? It sounds scary. But no, of course, this is a mystical journey with elements of philosophy and the inside-out detective.

The reason for this is my habit of looking at Earth and earthly life from the Other Reality, that is, from the Looking Glass, from the Subtle World, located beyond our existence.

«Why?» you ask. I’m interested in looking at everything here from the Outside, from the Sky, not vice versa. It has been interesting since childhood (we all come from our childhood, and mine one is associated with many deaths), so my novels in the series «Playing Another Reality» are an attempt to understand earthly life, going beyond its framework and looking at it from the «Outside», and at the same time to explore the «Outside».

Thus, in ordinary detectives everyone is looking for a murderer and sooner or later finds him, and the reason of the murder is usually explained by the author in terms of logic of the human (!) mind, feelings, and emotions (desire for inheritance, revenge, envy, hatred, etc.).

However, in «The Island» the identity of the murderer does not matter much after all (although, of course, it will be revealed to the reader), and the real reason of the murder is unlikely to be correctly established even by the most experienced detective, it is known only to the Creator.

«Why?» you ask me again. Because this story is about something else… It is about the Eternal and the Transient, the Dual Soul and the Divine Spirit, the thirst for Love and its likeness. It is about the search for the Real among phantoms and illusions. About the right of choice and predestination. About the fact that life is a constant movement forward, and about Hope that cannot be lost, even if everything is already behind… because it only seems so!

Alexandra KRYUCHKOVA,

Honored Writer of the Moscow Сity Organization

of the Union of Writers of Russia,

laureate of international literary awards

The magazine «Literary Moscow»/ «Moskva literaturnaya» No. 1, 2022.

IN BRIEF

«Для любителей нестандарта! Здесь всё не так, «как принято». Эта история расширяет сознание. У каждого — свой остров, но взгляд из Иной реальности на земную жизнь простых смертных — прекрасная возможность сделать паузу и поразмышлять о настоящем и вечном…»

«For lovers of non-standard! It is not „business as usual“ here. This story expands the mind. Everyone has the own island, but a look from an Other Reality at the earthly life of mere mortals is a great opportunity to pause and reflect on the present and the eternal…»

«Потрясающий мистический триллер для экранизации! Всё начинается с загадок таинственного острова, на котором шаманят колдуны, растёт Дерево Желаний и функционирует Портал в иные миры. Затем сюжет плавно перетекает в историю одного убийства, но в итоге личность убийцы становится уже и не столь важной, потому что жизнь после смерти продолжается, и ты сам выбираешь, каким именно образом!»

«An amazing thriller for a screen adaptation! It begins with the secrets of a mysterious island, where magicians practice Voodoo, the Wish Tree grows and the Portal to other worlds functions. Then the plot smoothly flows into the story of a murder, but the identity of the murderer becomes not so important in the end, because life after death goes on, and you choose which way yourself!»

«Остров-искушение, экзамен, через который предстоит пройти каждому. Книга заставляет посмотреть на собственную жизнь иначе, а „смерть вторая“ на кладбище воспоминаний переворачивает всё внутри. Впечатлил финал…»

«The island is a temptation, an exam that everyone has to go through. The book makes you look at your own life differently, and the „second death“ in the cemetery of memories turns everything inside. I am impressed by the ending!»

«Лаконично и философски-глубоко! Волна превращается в цунами и погружает тебя с головой в Океан небесного света через историю о любви и смерти, в которой побеждает Творец и его замыслы на каждого из нас…»

«It is laconic and philosophically profound! A small wave turns into tsunami and plunges you headlong into the Ocean of the Divine Light through a story about love and death, in which the Creator and his plans on each of us win…»

«Дерево Желаний — ловушка для души! Интересно, какие три желания загадал бы я на месте персонажей. Получилось бы у меня разгадать загадку Харона и свалить с этого проклятого острова?»

«The Wish Tree is a trap for one’s sole! I wonder… what three wishes I would make if I were there. Would I be able to solve the riddle of Charon and get off this damned island?»

Е. Талленика: «Магический плен»

В моих руках философско-мистический триллер — книга «Остров Харона», получившая в 2021 году сразу несколько литературных премий: «Океан, ветер, песок и звёзды» им. А. де Сент-Экзюпери (Открытый Литературный Клуб «Отклик»)1, «Иная реальность» им. Леонида и Даниила Андреевых (Творческий центр «Облака вдохновения»)2, «Бегущие по волнам» им. А. С. Грина (МГО СП России с музеями А. С. Грина в городах Феодосия и Старый Крым), «Дело №2021» им. Альфреда Хичкока и «Книга XXI века» в номинации «Крылья» им. А. де Сент-Экзюпери (Московская городская организация Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика»)3. Но я изучаю отзывы, чтобы решить: читать или не читать…

И я читаю книгу под музыку из фильма Кристофера Нолана «Interstellar», возникающую почти из ниоткуда и звучащую рефреном на том самом Острове, — воссоздаю реальность событий, ведь именно под эту музыку читатель вот-вот узнает, как нежны могут быть объятия даже самой жуткой смерти.

«Здесь у каждого — свой остров»…

Музыка звёзд и планет переносит меня в пространственно-временной тоннель «Остров» — «Остров», один из которых находится в Книге Солнца, а другой — в Книге Луны. В памяти всплывает Тallinn, 2019 год, и Кристофер Нолан с его съёмочной группой на улице Tatari под окнами моей гостиницы. Я вижу процесс создания его нового фильма «Tenet» изнутри.

Нолан сконцентрирован, серьёзен, сосредоточен.

Он даёт команду: «Мотор… начали!»

И я вижу, как Александра пишет свой «Остров»:

…Творец, Океан, Небо, Дерево Желаний, Книга Луны и Книга Солнца…

— именно так: с заглавной буквы и никак иначе.

И это не художественный приём, а суть величин автора — система координат её Мироздания, где главное слово «Любовь» оказывается столь невозможно огромно и свято, что становится непроизносимым!

Но именно Любовью пронизано всё и вся вокруг: и случайно встреченный человек, не имеющий анатомических примет, и Девочка, ищущая в Океане свою маму, и Мальчик, её «маленький принц», который просит фонарик не для себя, а для Девочки, — ибо всё на этом Острове может исполнить Дерево Желаний, и даже босой Старик, у которого не осталось ничего, кроме чёрных птиц и чужих воспоминаний, — факт, трогающий меня до глубины души…

Этой хрупкой, не слишком-то общительной девочке-женщине с цветаевской чёлкой, без обиняков сообщающей, что все те, кто западает в душу, врёт, мускулом не поведя, — это и есть ТЫ САМ! — удаётся добиться очевидно простым, но явно магическим повествованием града моих слёз!

Непостижимо, но Александра Крючкова, уже выросшая в творчестве до уровня философской Мысли, замахнувшаяся на проникновение в глубины Мироздания и проводящая нас, читателей, ступень за ступенью по Лестнице в Небо каждой своей книгой, остаётся в душе наивным ребёнком, всё ещё открывающим для себя Любовь и Мир, Добро и Зло, и удивляет чистотой и искренностью произнесённого: «ХОЧУ!»

И я!

Я тоже хочу на этот Остров!

Туда, где нет электричества, интернета, кондиционера, а сознанию всё равно: «происходит нечто только в мыслях или на самом деле, ведь реакция организма всегда одинакова».

Где вода из Озера Влюблённых — не простая, не минеральная, а мёртвая и без газа, ибо другой здесь просто нет, зато в такой воде нельзя утонуть, потому что в ней можно дышать!

Где филиппинский Рыбак с афонскими чётками взламывает и глючит моё время, будто на Острове магов оно может иметь хоть какое-то значение, ведь на часах — Полнолуние, и это Время — лучшее (!), но только для ловли Рыбы с длинным носом и шаманского угощения — кровью с молоком (!) — зелья с ограниченным сроком годности, главное — не попасться на удочку колдунов, вселяющих в привораживаемого человека духа умершего…

Уплыть!

Уплыть из мира, где возможно разрушение старинной готической церкви ради добычи каменного угля, самоубийство из-за невыплаченных банку процентов по займу для бизнеса, и воровство идей не считается зазорным — вот если бы чужую сумку, тогда — да… а так…

Уплыть на Остров, где «снятся не сны — воспоминания!» — из которых я, наконец-то, узнала бы, почему «мы подсознательно боялись потерять друг друга, так и не встретившись в новом качестве, и откладывали все разговоры на потом…»

На Остров, где вряд ли с ходу ответишь на вопрос Звездочёта: «Ты действительно веришь в то, что оказался здесь случайно?» И будет возможность подумать о смысле своей жизни, но только до прилива, наползающего тихой (!) водой, как любвеобильный монстр, ведь «Океан приходит сюда молча»…

На Остров, с которого так сложно исчезнуть, ибо «у каждого — свой паром», но он имеет право не приплыть за тобой никогда, потому что у него не существует расписания, вернее, оно зависит исключительно от тебя.

На Остров, где убить можно лишь собственное эгоистичное Я, и никакое воровство уже невозможно, потому что воровать здесь нечего, ведь самое ценное — это свет… фонарика, и он — эксклюзивно — ТВОЙ…

Конечно, и сам Остров, и его главные герои, существующие в реальности, имеют свои прекрасные имена, но для меня лично они уже не столь важны — их вытеснит из памяти потрясающее ощущение свободы (!) от настоящего, прошлого и предполагаемого будущего, которое я получила, сидя, укутав ноги в плед… вернее, в плен — да, в магический плен прозы Александры Крючковой.

Елена ТАЛЛЕНИКА,

поэт и писатель, член Союза писателей России,

лауреат международных премий в области литературы

Газета «Литературные известия» №11—12 (197—198), 2021.

http://litiz.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30039

E. Tallenika, «Magic captivity»

I am holding in my hands a philosophical and mystical thriller «The Island of Charon», which received several literary awards in 2021: «Ocean, Wind, Sand and Stars» after A. de Saint-Exupery (Open Literary Club «Response»)4, «Another Reality» after Leonid and Daniil Andreev (Creative Center «Clouds of Inspiration»)5, «Running on the Waves» after A. S. Grin (Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia together with the Museums of A.S. Grin in Feodosia and Stary Krym), «Case No.» 2021 after Alfred Hitchcock and «The Book of the XXI century» in the nomination «Wings» after A. de Saint-Exupery (Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia together with Non-commercial Partnership «Literary Republic»)6. However, I’ve studied some reviews to decide whether to read it or not.

And I begin reading the book to the music from Christopher Nolan’s film «Interstellar», which appears almost out of nowhere and sounds like a refrain on that very Island. I recreate the reality of events, because it’s to this music that the reader is about to learn how tender the embrace of even the most horrible death can be.

«Everyone has their own island here…»

The music of the stars and planets places me to the space-time tunnel «Island» — «Island», one of them is in the Sun Book, and the other one is in the Moon Book. Christopher Nolan with his film crew beneath my windows of the hotel on Tatari Street in Tallinn, 2019, immediately came up to my mind. I was watching the process of making his new film «Tenet» from the inside.

Nolan was focused and serious. He gave the command to start.

And I see Alexandra writing her «Island»:

…The Creator, the Ocean, the Sky, the Wish Tree, the Moon Book and the Sun Book…

Yes, that’s right, like that — with a capital letter and nothing else.

And this is not an artistic technique, but the essence of the author’s values — the system of coordinates of her Universe, in which the main word «Love» turns out to be so impossibly huge and holy that it becomes unpronounceable!

However, it is Love that permeates everything and all around: a randomly met person without anatomical signs, and the Girl looking for her mother in the Ocean, and the Boy, her «little prince», asking for a lantern not for himself, but for the Girl, because on this Island every wish can be fulfilled by the Wish Tree, and even the barefoot Old Man, who has nothing left but black birds and other people’s memories, the fact that touches me to the core…

This fragile, not too sociable girl-woman with Tsvetaeva’s haircut, who frankly informs that all those, who has sunk into her soul, lie without moving a muscle, and they are YOU yourself (!), manages to achieve by an apparently simple but obviously magical narration a hail of my tears!

It is incomprehensible, but Alexandra Kryuchkova, who has already grown in her literary work to the level of philosophical Thought, penetrating into the depths of the Universe and leading us, readers, step by step along the Stairway to the Sky with each of her books, remains in her soul a naive child, still discovering Love and Peace, Good and Evil, and surprising us with the purity and sincerity of the pronounced, «I WANT!»

And ME TOO!

I want to visit this Island, too!

The Island with no electricity, Internet, air conditioning, where «our consciousness does not care if something happens only in thoughts or in reality, because the reaction of the body is always the same.»

The Island, where the water from the Lake of Lovers is not usual, not mineral, but dead and not sparkling, because there is simply no other water there, however, you cannot drown in such water, because you can breathe in it!

The Island, where a Philippine fisherman with Athos rosary hacks and glitches my time as if it could have any meaning on the Island of Magicians, because it is always the Full Moon on the clock, and this Time is the best (!), although only for catching Fish with a long nose and shamanic treats, such as blood with milk (!), the potion with a limited shelf life; the main thing is not to fall for the bait of black magicians, who put the spirit of a dead person into a bewitched one…

To sail away!

To sail away from the world where it’s possible to destroy an ancient Gothic church for the sake of a coal mining, to suicide due to unpaid bank interest on a business loan, and it is not considered shameful to steal ideas — if it were someone else’s bag, then — yes… otherwise…

To sail away to the Island, where one’s dreams are memories, from which I would finally find out why «we were subconsciously so afraid of losing each other even before meeting in a new quality, that we put off all conversations for later…»

To the Island, where you’ll hardly be able to answer immediately the question of the Stargazer, «Do you really believe that you ended up here by accident?» But you’ll have an opportunity to think about the meaning of your life, although only until the high tide, creeping as quiet (!) water, like a loving monster, because «The Ocean comes here silently».

To the Island, from which it is so difficult to disappear, because «everybody has their own ferry», but it has the right never to come for you, because it does not have any schedule, or rather, it depends solely on you.

To the Island, where you can kill only your own selfish Self, and no theft is possible, because there is nothing to steal there, the most valuable thing is the light… of a lantern, and it is exclusively YOURS…

Of course, both the Island itself and its main characters, existing in reality, have their own beautiful names, but, as for me personally, they are no longer so important, because they would be displaced from memory by an amazing feeling of freedom (!) from the present, the past and the future, which I got while sitting, wrapped my legs in a plaid… or rather, in captivity — yes, in the magic captivity of Alexandra Kryuchkova’s prose.

Elena TALLENIKA,

member of the Union of Writers of Russia,

laureate of international literary awards

The newspaper «Literary News» («Literaturnye Izvestia»)

No. 11—12 (197—198), 2021.

http://litiz.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30039

Л. Королёва: «Ветер, песок и звёзды»

Море, море, море, острова…

Произведения Александра Грина вдохновляли и продолжают вдохновлять многих поэтов и писателей, а уж о появлении на горизонте «Алых парусов» мечтает практически каждая из нас! Главная героиня «Острова…» — не исключение, но, к сожалению, далеко не всегда в реальности девушки, судьба которых изначально схожа с Ассоль, встречают настоящего Грея, даже если тот называет себя данным именем и действительно является капитаном корабля.

«Остров Харона» — это искушение, экзамен, через который предстоит пройти каждому из нас. В своём «Острове» (как и в «Ловушке для Мыслеформы») Александра Крючкова филигранно-лаконична, многое остаётся «за кадром», спрятано «сокровищем» между строк — читатель чувствует недосказанность, которая влечёт его всё дальше и дальше — исследовать «Остров» в поисках ответов и разгадок очередных шарад, пока в итоге он не остаётся наедине с… самим собой, вернее, со своим Духом…

Надо сказать, что автор «Острова Харона», несмотря на непростую судьбу, а, возможно, и благодаря ей, обладает железной волей и незаурядной силой Духа, и не только пишет книги, но и уже более 15 лет ведёт активную деятельность в сфере литературы: проводит литературные вечера и семинары для современных поэтов и писателей, организует коллективные, в том числе и зарубежные, проекты, помогает начинающим авторам на пути к признанию, неоднократно работала в жюри.

В 2013 году Александра Крючкова отмечена Префектурой ЮЗАО Москвы дипломом почётного члена жюри фестиваля «Славянский родник». В 2014 — благодарственным письмом Зам. председателя Правительства Забайкальского края, руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края за активное участие в подготовке и проведении мероприятия, посвящённого 90-летию члена Союза писателей и журналистов, заслуженного работника культуры РСФСР, народного поэта Бурятии Арсалана Жамбалона. В 2015 — дипломом Администрации и Совета депутатов МО «Черёмушки» (ЮЗАО, Москва) за организацию и проведение литературного фестиваля «Славянский родник». В 2016 — дипломом Оргкомитета «Ассамблеи Искусств», проводимой при поддержке Министерства Культуры РФ, за высококвалифицированную работу в составе Экспертного Совета литературного конкурса и конкурса чтецов Всероссийского фестиваля дебютных проектов молодых авторов и исполнителей «Кубок России по художественному творчеству „Ассамблея Искусств“». В 2018 — благодарственным письмом за вклад в развитие культурной жизни района Черёмушки, активную творческую деятельность и верность художественному слову. Награждена медалью префекта ЮВАО Москвы «За доблестный труд» (2007).

Поскольку Открытый Литературный Клуб всегда приветствует и поощряет активных членов клуба, Александра награждалась дипломами за вклад в развитие литературы и сохранение культурных традиций (2010), за верное служение отечественной литературе и достижения в области поэзии и прозы с вручением памятной медали клуба (2011), за весомый вклад в развитие российско-венгерских отношений в области литературы и культуры (2012), за сохранение и приумножение культурных традиций, активную деятельность в области литературы и преданность клубу «ОткЛиК» (2013), за весомый вклад в развитие книгоиздания и активную творческую и организационную деятельность в рамках Года литературы в РФ (2015), за вклад в развитие культуры и активную творческую деятельность (2016).

Однако одна из отличительных особенностей прозы Александры Крючковой, несмотря на её собственный положительный образ в литературных кругах, — явная нелюбовь к «положительным» героям. И здесь, на «Острове», мы обнаруживаем, что главная героиня («Ассоль», нашедшая чужого Грея), от лица которой ведётся повествование, — хоть и не колдунья, но далеко не святая. Предельно открыто беседуя с читателем, листая свои вспоминания и сны, Александра (ведь вся проза Крючковой автобиографична, о чём часто упоминалось ею на творческих вечерах) показывает нам жизнь «как есть», не приукрашивая её, но и — что важно! — никого не осуждая. Хотя, на мой взгляд, самое главное даже не это. Посредством книги автор берёт читателя за руку и уводит его от Тьмы в «Океан Небесного Света» — очистить душу от всего «низшего» и «эгоистичного», «отделить зёрна от плевел», чтобы в итоге:

«…Дух впитал в себя то, что сочтёт достойным быть частью Творца…»

Эта книга заставляет задуматься над собственной жизнью, разобраться в себе, понять своё Высшее и Низшее Я. Меня лично впечатлил неожиданный финал — «смерть вторая» на кладбище воспоминаний… переворачивает всё внутри…

В светлую, но печальную сказку Александры Крючковой в качестве иллюстраций удачно встроены её «морские» стихи, как, впрочем, и миниатюра «Девочка и море», с которой начинается книга, — они придают утончённости повествованию и позволяют почувствовать душу главной героини. Данные произведения были представлены Крючковой на конкурс имени Александра Степановича Грина «Бегущие по волнам» 2021, организованный Московской городской организацией Союза писателей России совместно с МБУК «Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина» и Домом-музеем А. С. Грина в г. Старый Крым (Республика Крым). По результатам работы жюри Александра была объявлена лауреатом конкурса, и это неслучайно, ведь её «Остров» — одна из немногих книг, которые можно прочитать всего за день, но получить пищу для размышлений на долгие годы.

Надо отметить, что Александра Крючкова — настоящий мастер слова, чья проза не только метафизично-мистична, но и поэтична. Неоднократно она становилась победителем литературных конкурсов и лауреатом литературно-общественных премий, в том числе — Открытого Литературного Клуба «ОткЛиК». Так, роман «Ангел-Хранитель» получил премию «Серебряный ангел» 2015 имени Ф. Саган, роман «Исповедь Призрака», на мой взгляд, близкий по духу к «Острову Харона», отмечен премией «Творец миров» 2019 имени Д. Андреева, а бестселлер «Книга Тайных Знаний» (тираж превысил 10 000 экземпляров) в 2020 году стал победителем конкурса «Магический реализм XXI» имени Карлоса Кастанеды и Георгия Гурджиева.

Однако лично для меня «Остров Харона» в большей степени ассоциируется с Экзюпери, поэтому от лица Открытого Литературного Клуба «ОткЛиК» я с радостью объявляю Александру Крючкову лауреатом литературно-общественной премии имени А. де Сент-Экзюпери «Океан, ветер, песок и звёзды» 2021!

Людмила КОРОЛЁВА,

поэт, писатель, член Союза писателей России,

руководитель

Открытого Литературного Клуба «ОткЛиК»

Газета «Поэтоград» №3 (399), 2022.

http://www.poetograd.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30502

L. Koroleva, «Ocean, wind, sand and stars»

Oh… sea, sea, sea, islands…

The books of Alexander Grin inspired and continue to inspire many poets and writers, and almost every girl dreams of seeing the «Scarlet Sails»7 on the horizon! The main character of «The Island…» is not an exception, but, unfortunately, it doesn’t often happen in reality that all girls whose fate is initially similar to Assol meet the real Gray, even if he calls himself by this name, being the captain of a ship in fact.

«The Island of Charon» is a temptation, an exam that each of us has to go through. In «The Island» (as well as in «A Trap for a Thought-Form») Alexandra Kryuchkova is filigree-laconic, much remains behind the scenes, being hidden as the real treasure between the lines. The reader feels an understatement that draws him further and further to explore «The Island» in search of answers and clues to the next charades until in the end he is left alone with… himself, or rather, with his Spirit…

It must be said that the author of «The Island of Charon», despite the difficult fate, or, perhaps, thanks to it, has an iron will and an extraordinary strength of the Spirit, and she doesn’t only write books, but she has been active in the field of literature for more than 15 years: holds literary evenings and seminars for contemporary poets and writers, organizes collective projects, including foreign ones, helps new authors on their way to recognition, repeatedly serves on the jury. <…>

Since the Open Literature Club «Response» always welcomes and encourages active members of the club, Alexandra got many diplomas of our Club for her contribution to the development of literature and the preservation of cultural traditions, for faithful service to literature and achievements in the field of poetry and prose, for a significant contribution to the development of Russian-Hungarian and other foreign relations in the field of literature and culture, for a significant contribution to the development of book publishing and active creative and organizational activities within the framework of the Year of Literature in the Russian Federation, etc.

However, one of the distinguishing features of Alexandra Kryuchkova’s prose, despite her own positive image in literary circles, is her obvious dislike of «positive» heroes. So, we find out in «The Island» that the main character, on behalf of which the narrative is conducted, although not a witch, is far from being a saint. In an utterly frank conversation with the reader, leafing through her memories and dreams, Alexandra (because all her prose is autobiographical, as she often mentioned at literary evenings) shows us life as it is without embellishing it and, this is important, without judging anyone. Although, in my opinion, the most important thing is not even that. The author takes the reader by hand and leads him away from the Darkness into «the Ocean of the Divine Light» to cleanse the soul of everything «lower and selfish», to «separate the wheat from the chaff», so that in the end «The Spirit would absorb worthy to be a part of the Creator.»

The book makes you look at your own life differently and understand yourself, recognize your Higher and Lower Selves. I was personally impressed by the unexpected ending, the «second death» in the Cemetery of Memories turns everything inside. The «sea» poems8 in the book as well as the miniature «The Girl and the Sea», starting the novel, are successfully built into this bright but sad fairy tale, adding refinement to the narrative and allowing the reader to feel the soul of the main character. These works were presented by Kryuchkova to the competition after Alexander Grin «Running on the Waves» 2021, organized by the Moscow City Organization of the Union of Writers of Russia together with the MBUK «Feodosia Literary and Memorial Museum of A. S. Grin» and the House-Museum of A. S. Grin in the town of Stary Сrym (Republic of Crimea). According to the decision of the jury, Alexandra was declared the winner of the competition, and this is no coincidence, because her «Island» is one of the few books that you can read in just a day, getting food for your mind for many years.

It should be noted that Alexandra Kryuchkova is a true master of words, whose prose is not only metaphysical and mystical but also poetic. She repeatedly became the winner and laureate of literary competitions and awards, including those of the Open Literary Club. So, the novel «Guardian Angel» received the «Silver Angel» award 2015 organized in honor of Francoise Sagan, the novel «Confessions of a Ghost», in my opinion, close to «The Island of Charon» in spirit, got «The Creator of the Worlds» award 2019 after Daniil Andreev, and her bestseller «The Book of Secret Knowledge» (circulation exceeded 10,000 copies) became the winner of the «Magical Realism of the XXI century» competition after Carlos Castaneda and George Gurdjieff in 2020.

However, as for me, «The Island of Charon» is more associated with Exupery, therefore, on behalf of the Open Literary Club «Response», I am pleased to announce Alexandra Kryuchkova the laureate of the literary award «Ocean, wind, sand and stars» 2021 after Antoine de Saint-Exupery!

Lyudmila KOROLEVA,

member of the Union of Writers of Russia,

Head of the Open Literary Club «Response», laureate of literary awards

В. Шильцын: «Роза мира Маленького принца»

Если бы представлялось возможным классифицировать литературу, то книгу «Остров Харона» Александры Крючковой вполне логично было бы поставить на одну полку с «Маленьким принцем» Антуана Де Сент-Экзюпери. Трепетное отношение к чуду бытия, построенные от внутренних причин и протянувшиеся во всю вселенную модели взаимосвязей, выглядят у этих авторов похожими, несмотря на разницу исходных обстоятельств и диаметрально противоположные финалы.

Правы и те критики, которые сравнивают прозу Александры Крючковой с Даниилом Андреевым. Множество миров и параллельных вселенных, отражённых в его «Розе мира» вполне могли бы включить в себя и конструкции, обнаруживаемые в романе «Исповедь призрака» и в повести «Остров Харона». Сила логических зависимостей, филигранно выстроенных Крючковой, делает эти произведения не менее правдоподобными, чем философский бестселлер знаменитого мистика.

Проза Александры Крючковой возводит незримый мост между двумя, ничем прежде не связанными авторами прошлого. «Маленький принц» Экзюпери заботился о розе, и вселенский феномен Даниила Андреева тоже оказывается розой, но у него это уже «Роза мира». Принимая эстафету поколений, за той же розой незримо и деликатно ухаживает Александра Крючкова.

Вадим ШИЛЬЦЫН,

писатель, член Союза писателей России

Газета «Поэтоград» №4 (400), 2022.

http://www.poetograd.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30662

V. Shiltzyn, «The Little Prince’s Rose of the Universe»

If it were possible to classify literature, then «The Island of Charon» by Alexandra Kryuchkova would be quite logical to put on the same shelf with «The Little Prince» by Antoine de Saint-Exupery. The reverent attitude to the miracle of being and the models of interconnections, built from internal causes and stretched throughout the entire Universe, look similar in these authors, despite the difference in their initial circumstances and diametrically opposite endings.

Those critics who compare the prose of Alexandra Kryuchkova with Daniil Andreev are also right. The multitude of the worlds and parallel universes reflected in his «Rose of the World» could as well include the constructions found in her novel «Confessions of a Ghost» and in the story «The Island of Charon». The power of logical dependencies, filigreed by Kryuchkova, makes these works no less plausible than the philosophical bestseller of the famous mystic.

Alexandra Kryuchkova’s prose built an invisible bridge between two previously unconnected authors of the past. «The Little Prince» of Exupery took care of the rose, and the universal phenomenon of Daniil Andreev also turned out to be a rose, but for him it was already the «Rose of the World». Taking up the relay race of generations, Alexandra Kryuchkova invisibly and delicately takes care of the very same rose.

Vadim SHILTZYN,

member of the Union of Writers of Russia,

laureate of literary awards

The newspaper «Poetograd» No. 4 (400), 2022.

http://www.poetograd.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30662

С. Берсенев: «Иная Реальность»

С творчеством известного московского писателя Александры Крючковой я знаком не понаслышке. Ещё в 2012 году мне посчастливилось присутствовать на её авторском вечере в Доме ближнего зарубежья им. А. Солженицына на Таганке, где она прекрасно выглядела сразу в двух ипостасях — поэта и автора-исполнителя. Её выступление настолько вдохновило меня, что я написал одно из значимых для себя стихотворений — «Говорю тебе — здравствуй!», в эпиграфе которого стоят строчки Александры. Позднее, в январе 2017 года, там же пройдёт презентация грандиозного кинофильма А. Кулямина «Русь Святая», снятого по мотивам одноимённой книги «Русь Святая. Голоса русских поэтов», в котором звучат проникновенные стихи А. Крючковой.

И вот теперь, спустя несколько лет, когда я, будучи председателем жюри и руководителем Творческого Центра «Облака вдохновения», ознакомился с представленной ею на литературный конкурс «Иная реальность» имени Леонида и Даниила Андреевых мистической повестью-триллером «Остров Харона», Александра Крючкова раскрылась для меня ещё в одной ипостаси — как глубокий и вдумчивый прозаик.

Уже само название книги даёт понять, что нам предстоит не тривиальное перелистывание обыденных банальностей, а путешествие в кропотливые философские размышления. С первых же страниц мы погружаемся в ту самую Иную Реальность, где земная жизнь и смерть главной героини тесно взаимосвязаны с незримыми потусторонними силами — Тьмы и Света, а сюжет разворачивается на загадочном острове, где «всё не так…», поскольку расположен он… в Астральном мире. Но существует ли посмертное бытие в принципе? И если «да», то как устроен тот мир? Что представляет собой суд над душой? Какой ответ каждому из нас придётся держать за совершённые поступки?

Нерешённые задачи и недоделанные дела, допущенные при жизни ошибки, привязанности к земному и даже неисполненные мечты приводят душу на остров, чьим маяком является Дерево Желаний, но: «Дерево Желаний — это ловушка…» Да и хозяин острова неслучайно живёт в доме на Кладбище Воспоминаний, ведь воспоминания о дорогих сердцу людях постоянно преследуют главную героиню.

Может ли описанное Александрой Крючковой в «Острове…» происходить именно так и на самом деле? Нам это неведомо, но наверняка каждый из нас, подходя к последней черте, задастся вопросами, на которые ищет и находит ответы главная героиня. Сама же автор открыто выражает своё мнение о возможности познании Истины в диалоге с Хароном:

«…всё, что окружает тебя, — иллюзия. Только тот, кто сможет отказаться от неё, познает Истину.

— Познать происходящее целиком и полностью возможно, лишь выйдя за рамки происходящего. Значит, чисто теоретически, каждому, кто находится здесь, необходимо покинуть Астральный мир?

— Правильно… Персонаж картины не увидит картины целиком, пока не окажется в зрительном зале…»

В отличии от большинства бессвязных и надуманных фэнтези, «Остров…» Александры Крючковой, возникший на стыке жанров (любовный роман, детектив, мистика и философия), держит читателя в напряжении с первой до последней страницы: поиск взаимной любви приводит к расследованию собственного убийства в духе триллеров Альфреда Хичкока, а заканчивается разгадкой секрета Харона для осуществления перехода души на следующую ступень бесконечной лестницы в небо.

На мой взгляд, одна из основных целей произведения — донести до читателя важность признания ответственности за собственные поступки, поскольку каждый человек практически всегда обладает свободой выбора: «Но… обрати внимание: Творец не действует против твоей воли и никогда и никого не лишает права выбора…»

А ещё — важность прощения, ведь главная героиня смиряется с замыслом Творца на собственную смерть и в итоге прощает своего убийцу: «Я не желаю тебе зла… Ты прав — так зачем-то было нужно… Прощай…»

В книге нет ничего «лишнего» — все события и диалоги персонажей тщательно выверены и продуманы. Нет и искусственно встроенной «зауми» — «Остров Харона» читается легко, но при этом является серьёзным произведением, заслуживающим внимания не менее, чем аналогичные философские работы в области так называемой «Иной реальности», от «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери до «Розы мира» Даниила Андреева.

Решением жюри Творческого Центра «Облака вдохновения» Александра Крючкова объявлена победителем конкурса «Иная реальность» имени Леонида и Даниила Андреевых за 2021 год. Желаем Александре неиссякаемого творческого вдохновения и очередных побед на Литературном Олимпе!

Сергей БЕРСЕНЕВ,

Заслуженный писатель Московской городской организации

Союза писателей России, поэт,

руководитель Творческого Центра «Облака вдохновения»

Газета «Литературные известия» №3 (201), 2022.

http://litiz.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30735

S. Bersenev, «Another Reality»

(«Alexandra Kryuchkova revealed the secret of Charon»)

I am familiar with the work of the famous Moscow writer Alexandra Kryuchkova not by hearsay. Back in 2012, I was lucky enough to be present at her personal literary evening at the House of the Near Abroad by A. Solzhenitsyn at Taganka, where she looked great in two capacities at once: as a poet and as a songwriter. Her performance inspired me so much that I wrote one of my most significant poems «I say you „hello“!», quoted in the epigraph Alexandra’s words. Later, in January 2017, at the same House took place a presentation of the grandiose film «Holy Russia» by A. Kulyamin (based on the book «Holy Russia. Voices of Russian poets»), which features the heartfelt poems of A. Kryuchkova as well.

And now, a few years later, when, being the chairman of the jury and head of the Creative Center «Clouds of Inspiration», I got acquainted with her mystical thriller «The Island of Charon», submitted to the literary competition «Another Reality» organized in honor of mystical writers Leonid and Daniil Andreev, Alexandra Kryuchkova revealed herself to me in yet another capacity — as a deep and thoughtful prose writer.

The very title of the book makes it clear that we are not going to have a trivial turning over of mundane platitudes, but a journey into painstaking philosophical reflections. From the first pages, we are immersed in that very «Another Reality», where the earthly life and death of the main character are closely interconnected with invisible otherworldly Forces of Darkness and Light, and the plot unfolds on a mysterious island, where «everything is wrong», since it is located in the Astral World. But does an afterlife exist in principle? And if so, how is that World organized? What is it «the judgment» of a soul? What price does each of us have to pay for our deeds?

Unresolved tasks and unfinished works, mistakes made during life and affection for earthly things, and even unfulfilled dreams lead the soul to the island, whose lighthouse is the Wish Tree, but «The Wish Tree is a trap…»

And it is no coincidence that the owner of the Island lives in a house in the Cemetery of Memories — the reminiscences of dear to the heart people are haunting the main character.

Can the described by Alexandra Kryuchkova in «The Island…» be exactly like this in reality? We don’t know, but surely, each of us, approaching the last line, asks the same questions, to which the main character is looking for and finds answers. The author openly expresses her opinion on the possibility of cognition the Truth in a dialogue with Charon.

«…everything that surrounds you is an illusion. Only those who can refuse it will discover the Truth.»

«But the only way to understand completely what’s going on here is to go beyond what’s going on. So, theoretically, everyone who is here now needs to leave the Astral World?»

«Correct. The character of the movie will not see the whole movie until he moves himself in the auditorium.»

Unlike most incoherent and far-fetched fantasy, «The Island», emerged at the intersection of genres (love story, detective, mysticism and philosophy), keeps the reader in suspense from the first to the last page. The search for mutual love leads to the investigation of one’s murder in the spirit of Alfred Hitchcock’s thrillers and ends with unraveling of Charon’s secret to realize the transition of the soul to the next step of the endless staircase to the Sky.

In my opinion, one of the main goals of the book is to convey to the reader the importance of taking responsibility for his own deeds, since each person almost always has the freedom of choice,

«But… pay attention to the fact that the Creator doesn’t act against your will and never deprives anyone of the right to choose.»

…as well as the importance of forgiveness, because the main character accepts the Creator’s plan for her own death and eventually forgives her murderer.

«I don’t wish you any harm… You are right. It was necessary for some reason. Goodbye…»

There is nothing superfluous in the book. All the events and dialogues of the characters are carefully verified and thought out. There is no artificially built-in abstruse, «The Island of Charon» is easy to read, but at the same time it is a serious work that deserves attention no less than similar philosophical works in the field of so-called «Another Reality», from «The Little Prince» by Antoine de Saint-Exupery to «The Rose of the World» by Daniil Andreev.

According to the decision of the jury of the Creative Center «Clouds of Inspiration», Alexandra Kryuchkova was announced the winner of the «Another Reality» 2021 competition after Leonid and Daniil Andreev. We wish Alexandra inexhaustible creative inspiration and new victories on the Literary Olympus!

Sergei BERSENEV,

Honored Writer of the Moscow City Organization

of the Union of Writers of Russia, poet,

Head of the Creative Center «Clouds of Inspiration»

The newspaper «Literary News» («Literaturnye Izvestia»)

No. 3 (201), 2022.

http://litiz.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30735

Б. Михин: «Сказка-детектив»

Ни в чём не стоит быть уверенным, ведь «Остров — у каждого свой», и не всегда это — именно остров, да и не везде…

Тогда что же такое «Остров» Александры Крючковой?

Сказка для взрослых? — Да, конечно. Полная романтики и грусти от Экзюпери и чувства «стояния на краю» от Макса Фрая.

Мистический детектив? — Безусловно. Классическая драматургическая «горка», трёхактная схема, держит в напряжении и неведении до самой кульминации.

Женский роман? — Тоже верно. Эмоции, скрытые под внешним спокойствием главной героини, зашкаливают! До последнего вдоха и даже после него она ищет земную любовь и познаёт реальность (ну, или не-реальность, — как вам будет угодно) не рационально, не «линейно».

«Остров Харона» Александры Крючковой «разномастен» и «многолик», но тем он и замечателен! Да и самые яркие творческие успехи обычно случаются где-то на стыке, а гениальность проявляется в нестандарте — в том, что выходит за среднестатистические рамки.

Хотя… ни в чём не стоит быть уверенным, ведь…

«Остров — у каждого свой»!

Борис МИХИН,

поэт, писатель, член Союза писателей России,

лауреат литературных премий

Газета «Поэтоград» №4 (400), 2022.

http://www.poetograd.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30662

B. Mikhin, «A detective fairy tale»

You shouldn’t be sure of anything, because «everyone has their own island here», although not always it is an island, and not everywhere…

Then, what is «The Island» by Alexandra Kryuchkova?

Is it a fairy tale for adults? — Yes, sure. It is full of romance and sadness of Antoine de Saint-Exupery and of «standing on the edge» from Max Fry.

Is it a mystery detective? — Undoubtedly. We see the classic dramaturgical «slide», a three-act scheme, and it keeps you in suspense till the end.

Is it a love story? — It’s also true. The emotions hidden beneath the outward calmness of the main character are going wild! Until the last breath and even after it, she is looking for earthly love and cognizes reality (well, or non-reality, as you like) in a not rational, not linear way.

«The Island of Charon» by Alexandra Kryuchkova is variegated and multifaceted, but that’s what makes it so remarkable! Besides, the brightest creative successes usually happen somewhere at the junction, and the genius manifests itself out of standards, going beyond the statistical average.

However, you shouldn’t be sure of anything, because…

…«everyone has their own island here!»

Boris MIKHIN,

member of the Union of Writers of Russia,

laureate of literary awards

The newspaper «Poetograd» No. 4 (400), 2022.

http://www.poetograd.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30662

И. Антонова: «Корабль призраков»

«Остров Харона» А. Крючковой прочитала на одном дыхании. Потрясена. На мой взгляд, это шедевр! Ничего похожего не читала ранее. Современная притча, в которой за прозрачной выверенной формой спрятан глубокий философский смысл. Автор предлагает свою концепцию бессмертия.

Образы героев напоминают персонажей А. С. Грина, маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери и печальную русалочку Г. Х. Андерсена. В главной героине угадываются черты Ассоль, но вместо счастливых «Алых парусов» её ждёт встреча… с кораблём призраков.

Грани реальности и фантазии настолько размыты, что повороты сюжета невозможно предугадать! В книге нет случайных деталей, все они глубоко символичны, а греческие мифы, пропущенные через сердце, обретают вторую жизнь.

В каждую главу гармонично вкраплены стихотворения (впрочем, весь текст — чистой воды поэзия!)9, придающие повествованию особую задушевность. Кажется, что перед глазами разворачивается волшебная лента кинематографа: стихии воды и неба, любви и смерти.

Безусловно, проза Крючковой заслуживает самой высокой оценки. Уверена, её переведут на многие языки мира и блестяще экранизируют!

Ирина АНТОНОВА,

член Союза писателей России,

лауреат литературных премий

Газета «Поэтоград» №4 (400), 2022.

http://www.poetograd.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30662

I. Antonova, «The Ghost Ship»

I read «The Island of Charon» by Alexandra Kryuchkova in one breath. I am shocked. In my opinion, it is a masterpiece! I haven’t read anything like this before. It is a modern parable with a deep philosophical meaning, hidden behind a transparent, well-balanced form. The author offers her own concept of immortality.

The main characters have something in common with the characters of Alexander Grin, with the little prince of Antoine de Saint-Exupery and with the sad mermaid of Hans Christian Andersen. Assol can be guessed in the protagonist’s features, although, instead of the happy «Scarlet Sails»10, she is destined to meet the Ship full of Ghosts.

The boundaries between reality and fantasy are so blurred that the plot twists and turns are impossible to predict! There are no random details in the book, they are all deeply symbolic, and the Greek myths, passed through the heart, gain a second life. Poems are harmoniously interspersed in prose, giving the story a special intimacy11. However, the entire text is pure poetry! It seems that a magical film about the worlds of water and sky, love and death is unfolding before your eyes.

Of course, Kryuchkova’s prose deserves the highest praise. Surely, it will be translated into many languages and brilliantly filmed!

Irina ANTONOVA,

member of the Union of Writers of Russia,

laureate of literary awards

The newspaper «Poetograd» No. 4 (400), 2022.

http://www.poetograd.ru/arch.html

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30662

Посвящение / Dedication

Я посвящаю свой Остров каждому его читателю!

I dedicate my Island to every reader!

А также / As well as to:

сыну Андрею и нашей кошке Жозефине,

my son Andrey and our cat Josephine,

прототипам / the prototypes:

Боре, Грише и Серёже,

Boris, Grigory and Sergey,

моим греческим друзьям / my Greek friends:

Димитре и её мужу Димитрису,

пасечнику Никосу и его жене Николетте,

Dimitra Drosinos and her husband Dimitris,

Nikos Lageris, the beekeeper, and his wife Nikoletta Firai,

моей любимой / my beloved:

деревне Урануполи, расположенной на границе

со Святой Горой Афон в Греции, настоящему Раю на Земле,

где я написала эту книгу,

Ouranoupolis, a village on the border of

Mount Athos, Greece, the real Paradise on Earth,

where I wrote this book,

островам / the Islands:

Амульяни (Греция), Ammouliani, Greece,

Камотес (Филиппины), Camotes, the Philippines…

с благодарностью…

with thanks…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остров Харона. The Island of Charon. Премия им. А. де Сент-Экзюпери / A. de Saint-Exupery Award (Билингва: Rus / Eng) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Газета «Поэтоград» №3 (399), 2022, статья Л. Королёвой «Ветер, песок, океан и звёзды»

2

Газета «Литературные известия» №3 (201), 2022, статья С. Берсенева «Александра Крючкова открыла секрет Харона».

3

Газета «Литературные известия» №11—12 (197—198), 2021, статья «Итоги МГО СПР за 2021 год».

4

The newspaper «Poetograd» No. 3 (399), 2022, article by L. Koroleva.

5

The newspaper «Literary News» («Literaturnye Izvestia») No. 3 (201), 2022, article by S. Bersenev

6

The newspaper «Literary News» / («Literaturnye Izvestia») No. 11—12 (197—198), 2021, «The results of the literary awards 2021» by the press-secretary of the Moscow State Organization of the Union of Writers of Russia, https://reading-hall.ru/publication.php?id=30044

7

The most famous novel of Alexander Grin is called «Scarlet Sails». The main character, named Assol, lives in a seaside village and believes that one day a ship with scarlet sails will come to their pier, and the captain of the ship, named Gray, will marry her.

8

Are published only in the original Russian edition.

9

Стихотворения представлены только в издании на русском языке.

10

*The most famous novel of Alexander Grin is called «Scarlet Sails». The main character, named Assol, lives in a seaside village and believes that one day a ship with scarlet sails will come to their pier, and the captain of the ship, named Gray, will marry her.

11

Poems are present in the original. There is only one of them included by the author into English version of the book.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я