Понятия со словосочетанием «массовое потребление»
Связанные понятия
Товарное производство — это такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи. Возникает из-за общественного разделения труда и ведётся экономически обособленными производителями.
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Постфорди́зм — современная система экономического производства, потребления и сопутствующих социально-экономических феноменов, ставшая доминирующей в наиболее экономически развитых странах с конца XX века. Название подчёркивает новый этап по отношению к фордизму, системе, сформулированной в массовом конвейерном производстве Генри Форда. Неразрывно связан с процессами глобализации и становления постиндустриального общества.
Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.
Производный спрос — спрос на производственные ресурсы (факторы производства), определяемый спросом на товары, для производства которых эти ресурсы используются.
Структурная безработица (англ. structural unemployment) — безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.
Това́ры наро́дного потребле́ния — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного и домашнего использования (непосредственного использования их для удовлетворения материальных и культурных потребностей). Приобретение этих товаров, как правило, не связано с их использованием в коммерческих целях.
Эффект сноба отражает противоположно направленное изменение величины спроса на блага одним потребителем, в ответ на изменение величины спроса других потребителей.
Товарный дефици́т (от лат. dēficit «не хватает, недостаёт») — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.
Товары повседневного спроса (ширпотре́б, сокр. от широкое потребление, также FMCG — англ. Fast Moving Consumer Goods) — общее название для товаров повседневного потребления (особенно продуктов лёгкой и пищевой промышленности) широким кругом покупателей, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Информация о товарах повседневного спроса должна обеспечивать возможность их правильного выбора.
Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.. Термин был введён французским философом и социологом...
Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы протекционистские методы регулирования: тарифные и нетарифные.
Товарный излишек (или товарный профицит) — превышение величины предложения над величиной спроса на товар из-за факторов, воздействующих на спрос, т.е. избыток отдельных товаров, которые покупатели не способны приобрести. Появление товарного излишка свидетельствует о несовпадении спроса и предложения, отсутствии уравновешенной цены на товар, исходя из конъюнктуры рынка.
Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Эффект Веблена — демонстративное потребление, которое возникает при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. Такое потребление подчёркивает социальную значимость (статусность) того, кто может себе это позволить. Назван по имени экономиста Торстейна Бунде Веблена.
Информационная революция (англ. Information Revolution) — метафора, которая отражает революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти XX столетия. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных...
Эластичность спроса по доходу (англ. Income elasticity of demand) — показатель процентного изменения спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя.
Конкурентоспосо́бность това́ра — способность товаров конкурировать между собойКонкурентоспособность товара можно оценивать только с теми товарами, которые удовлетворяют сходные потребности. У конкретного потребителя индивидуальный критерий оценки удовлетворенности потреблением по техническим, качественным, экономическим, эстетическим свойствам, по условиям реализации и т.д.
Торговый капитал — обособившаяся часть промышленного капитала, применяемая отдельной группой капиталистов в сфере обращения. Его специфической функцией является обслуживание процесса реализации товаров и заключенной в них прибавочной стоимости. В докапиталистических формациях торговый капитал являлся самостоятельной и господствующей формой капитала.
Рационирование (также нормирование, фондирование, распределение) в экономике — это административно-командная мера регулирования товарного оборота с целью ограничения потребительского спроса, борьбы со спекуляцией (и, соответственно, с инфляцией). Вводится тогда, когда рыночный механизм не работает, например, во время войн.
Бифляция (иногда миксфляция) — состояние экономики, при котором процессы инфляции и дефляции происходят параллельно. Этот термин был впервые предложен Осборном Брауном (англ. F. Osborne Brown), старшим финансовым аналитиком Phoenix Investment Group. Во время бифляции происходит одновременный рост цен (инфляция) на биржевые товары, покупаемые в рамках основного дохода (заработка), и параллельное падение цен (дефляция) на товары, покупаемые в основном в кредит.
Индекс цен производителей PPI (Producer Price Index) — показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.
Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности.
Международное разделение труда (МРТ): Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.
Стагнация (лат. stagnatio — неподвижность, от stagnum — стоячая вода) — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.
Органическое строение капитала в марксистской экономической теории — соотношение постоянного — с и переменного — v капитала. Чем больше доля постоянного капитала, тем выше органическое строение капитала.
Благосостояние — обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Государственная монополия (фискальная монополия) — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация.
Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также — следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.
Неполноценные, малоценные, инфериорные или низшие блага (англ. inferior good) — в теории потребления товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода. С ростом дохода кривая спроса на такое благо сдвигается влево. Эластичность спроса по доходу неполноценных благ отрицательна. Особой категорией неполноценных благ являются блага Гиффена.
Конъюнкту́ра (лат. conjunctura, от лат. conjungo «связываю, соединяю») — создавшееся положение, обстановка в какой-либо области либо ситуации общественной жизни.
Ловушка среднего дохода — ситуации в экономическом развитии, когда страна, которая достигает определенного дохода (в связи с данным преимуществом), застревает на этом уровне.
Трудоёмкость — количество рабочего времени человека, затрачиваемого на производство единицы продукции. Трудоёмкость обратно пропорциональна показателю производительности труда (количеству продукции, вырабатываемой за единицу рабочего времени). Понятие трудоёмкости тесно связано с понятием капиталоёмкости (количества капитала, затрачиваемого на производство единицы продукции).
Демонополизация — комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. Демонополизация — категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер...
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать...
Решоринг — процесс возвращения в страну производства, ранее перенесенного в страны с более низкими издержками производства. Развернулся в промышленно развитых странах с 2010 г. Основными причинами решоринга являются: существенный рост стоимости рабочей силы и других издержек производства в развивающихся странах; рост применения роботов в производстве развитых стран, снижающий трудовые издержки; удобство территориального соседства производства, логистики и НИОКР; более надежная...
Чистая продукция (англ. Value added) — показатель, характеризующий объём производства на предприятии в стоимостном выражении за определённый период. Чистая продукция в отличие от валовой продукции лучше отражает объём производства данного предприятия за счёт того, что не учитывает двойной счёт потреблённых в процессе производства сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизации основных фондов. Чистая продукция может быть определена двумя способами...
Минимальный потребительский бюджет — стоимость набора продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которое обеспечивает удовлетворение основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Фактически, это стоимость минимальной потребительской корзины.
Порочный круг бедности (порочный круг нищеты) — концепция взаимосвязанных факторов, объясняющая слаборазвитость отдельных экономических агентов, регионов и стран. Колебания экономических условий, связанные с улучшением, нивелируются последующим ростом населения.
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Модель Фея-Раниса — дуалистическая модель экономического роста, предложенная Джоном Фэй и Густавом Ранисом.
Производственный капитал (реальный или физический капитал) — форма капитала, непосредственно используемая в производстве - средства производства. Величина производственного капитала определяется на основе стоимостной оценки средств производства. Как правило, свою стоимость производственный капитал переносит на продукцию в форме амортизации или арендных платежей.