Понятия со словосочетанием «конская сбруя»
Связанные понятия
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Сбруя — это конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Другой термин — конская амуниция.
Сайдак (также сагайдак, садак, саадак, сагадак, согодак) — набор вооружения конного лучника. Состоял из лука в налуче и стрел в колчане (иначе в туле), а также чехла для колчана (тохтуи или тахтуи). Был распространён у тюркских народов, монголов, а также на Руси до XVII века.
Пса́лии — часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня.
Следуя традициям народного ремесла домашняя утварь и мебель юрты строго подчинены требованиям кочевого быта. Изготовленная из самых различных материалов мебель гармонирует с внутренним убранством юрты.
Подробнее: Казахская домашняя утварь
1. Дробница — в русском церковном ювелирном искусстве миниатюрные вставки, выполняемые на обложках Евангелия, митрах, панагиях или на парадных богослужебных облачениях. Дробницы выполняются в форме пластин с отверстиями для крепления к украшаемому ими предмету.
Дзимбаори (яп. 陣羽織, «походная накидка») — род жилета, один из элементов поздней самурайской одежды, разновидность накидки хаори. Своеобразная японская версия табарда. С приходом к власти Токугавы Иэясу и изгнанием большинства европейцев из страны в начале XVII века подобные заимствования с Запада прекратились. Однако в эпоху Эдо дзимбаори стала атрибутом самурайского статуса и начала использоваться как церемониальная одежда. Изначально воины носили дзимбаори после сражений, вместо снятых доспехов...
Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды).
Толстая могила — крупный скифский курган IV века до нашей эры, расположенный возле городов Покров и Никополь (Днепропетровская область). Вскрыта и исследована в 1971 году экспедицией АН УССР (руководитель Б. Н. Мозолевский, заместитель руководителя — Е. В. Черненко).
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Агра́ф (от старофр. agrafe — «зажим, скрепка, крючок») — застёжка в виде броши для причёсок, платьев.
Ингушский костюм — комплекс традиционной национальной одежды, обуви и аксессуаров, использовавшийся ингушами в повседневном и праздничном обиходе.
Латный доспех (Латы) — изделие, доспех из различных по форме и размеру металлических пластин, откованных по форме частей тела воина и лошади, для их защиты.
Подробнее: Латные доспехи
Гайта́н (из греч. γαιετανόν от ср.-лат. gaitanum «пояс»; укр. гердан) — шнурок, плетёная лента, тесьма, на котором обычно носят нательный крест.
Аяк-кап (также аяккап) — хозяйственная сумка для хранения посуды, которая использовалась в быту кочевников (казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен). Изготавливалась из войлока и кожи, имела овальную или четырёхугольную форму. Лицевую сторону аяк-капа вышивали узорами, украшали орнаментальными фигурами, вырезанными из войлока, бархата, тонкого сукна, а также тиснением, накладными пластинками из металла и кости; к краям прикрепляли кисточки.
Марийские украшения (луговомар. Марий шийдарман) — обязательная принадлежность марийского костюма, съёмное, подвижное убранство из различных материалов: металла, монет, бисера, бус, блёсток, раковин-каури, позумента, пуговиц, бахромы, тесьмы и др.
По́ножи (или поно́жи) — часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. Поножи получили широкое распространение в античном мире. Применялись, в частности, древнегреческими воинами (гоплитами), а также римскими легионерами времен республики. Также поножи были распространены в Средние века и часто входили в стандартный комплект доспехов, наравне с наручами.
Берендейка — часть исторического военного снаряжения (амуниции) европейской пехоты с огнестрельным оружием, в том числе — пищальников, позднее стрельцов.
Позуме́нт (галу́н) — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.Хотя слово по своему происхождению (фр. posament, passamenterie) должно бы было означать всякого рода басонное изделие, но обыкновенно принято называть так преимущественно золотой или серебряный басон. Под басоном вообще разумеется плетёное изделие (шнур, тесьма (аграмант), бахрома, синель, кисти и пр), идущее на украшение одежды, мебели, драпировок и пр. Главным материалом...
Ко́рзно (также ко́рзень) — мантия князей и знати Киевской Руси, которая накидывалась на кафтан, и застегивался на правом плече запонкой с петлицами (фибула), плащ с меховой опушкой.
Хурджин или хурджун (перс. خورجین (Xurjin), азерб. Xurcun, арм. Խուրջին) — традиционная восточная сумка, сотканная ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенная бубенчиками. Состоит из двух частей (мешков). Хурджины могут иметь разные размеры. В основном предназначен для переноски сельскохозяйственных продуктов и др. В Азербайджане большие перемётные сумки хурджун делали из односторонней и двусторонней безворсовой ткани. В Армении хурджины являлись кожаными либо шерстяными.
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Терлик — русская одежда, употреблявшаяся в XVI — конце XVII века, исключительно при дворе, во время приёма послов и торжественных выходов.
Саукеле́ (каз. сәукеле, кирг. шөкүлө) — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века.
Вальтра́п (из немецкого нем. waltrapp), чепра́к, по́тник — суконное покрывало, подкладываемое под седло. Может изготавливаться из хлопчатобумажной ткани, хлопка, войлока и других материалов.
Кумга́н — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском востоке. Кумганы изготавливались из глины или из металла (латуни, серебра).
Чёботы (чоботы) — вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник.
Навершие (навершье) — верхушка какого-либо изделия (рукоятки меча, посоха и так далее) или сооружения (терема, купола).
Узда, уздечка, оголовье — часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным.
Культура ладьевидных топоров — одна из неолитических культур боевых топоров, располагавшаяся на территории Швеции, Норвегии, Финляндии и Эстонии со 2-й половины III тыс. до н. э. до середины II тыс. до н. э.
Ожере́лье — нарядный воротник в древнерусской одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.
Брокат (от итал. broccare — вышивать, франц. brocart, англ. brocade) — парча (золотая, серебряная), тяжелая шёлковая материя с золотыми или серебряными нитями, протканная рисунками.
Культура кувшинных погребений — археологическая культура, представленная в IV веке до н. э. — VIII веке н. э. на территории Закавказья, особенно на территории Кавказской Албании. Покойники погребены в больших глиняных кувшинах в сильно скорченном положении на боку. Погребальный инвентарь содержит изделия из металлов (бронзовые и главным образом железные орудия и оружие, бронзовые, серебряные и золотые украшения), дерева, камня, глины, стекла и пасты. В поздних погребениях встречаются римские, аршакидские...
Золотая женщина — название археологической находки, сделанной в 2012 году в могильнике Таксай 1, в Теректинском районе Западно-Казахстанской области. Датируется сарматским периодом, примерно 5 в. до н. э. Найдено более 80 золотых украшений. Уникальным является гребень, на котором изображена батальная сцена того периода между сарматами и персами.
Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.
Упряжка (или запряжка): * одна или более (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик) запряжённых вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных;
Ухна́ль (от нем. Hufnagel через польск. hufnal — подковный гвоздь) — специальный плоский гвоздь для прикрепления подков к копытам . Ухналь состоит из головки, шейки, штифта (или клинка) и острия .
Ско́бель (струг, наструг, кородёр) — старинное орудие плотников в виде прямого или изогнутого ножа с рукоятями на концах, предназначенное для сдирания коры с брёвен и их первичного обстругивания, а также основная снасть для строгания вручную клёпок при изготовлении бондарной посуды (ушат, кадь и т. п.).
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Монисто — изделие (ожерелье) из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее, указывало на социальный статус его носительницы.
О́пашень — старинная мужская и женская верхняя летняя одежда. Разновидность охабня.
Пря́слице (или пря́сло, пря́слень) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Иногда пряслица делались из кусков стенок битых горшков. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.
Рясны — древнерусские украшения в форме подвесок, крепившихся с двух сторон к женскому головному убору или ленте-очелью. В домонгольскую эпоху рясны были составными металлическими (золотыми, серебряными, медными) височными подвесками, длина которых доходила до 50 см. Они состояли из нескольких последовательно соединённых друг с другом бляшек или имели вид цепочек. К нижнему краю рясен иногда крепились колты. Основные находки кладов с древними ряснами — в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Новгороде...
Подробнее: Рясна
Набедренник — это один из элементов доспеха, который надевали рыцари на бедро, чтобы защитить ногу. Набедренник часто использовался в боях и турнирах. Металлическая, слегка согнутая пластина. Кузнецы крепили к ней кожаные шнурки, чтобы закрепить набедренник на ноге. Средняя масса набедренника около 400 г.
Эгрет, или эгретка (фр. aigrette — от лат. цапля) — ювелирное украшение, похожее на брошь, крепящееся к головному убору или прическе. Как правило, основным элементом эгрета является птичье перо или пучок перьев, хотя встречаются изделия с растительными мотивами. Украшение было наиболее в моде в позднюю викторианскую эпоху (1880-е — 1890-е) и в 1920-е годы.