Понятия со словом «промерять»
Связанные понятия
То́псель (нидерл. top-zeil (верхний парус)) — косой треугольный или трапециевидный дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над гафельным или рейковым парусом между стеньгой и гафелем. На больших парусных судах с сухой (не имеющей рей) бизань-мачтой ставится над бизанью, на малых судах с косым вооружением — над фоком и гротом.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
А́псель (нидерл. aap-zeil (обезьяний парус)) — косой треугольный парус, самый нижний из стакселей. Апсель ставится на штагах бизань-мачты на парусных судах с прямым вооружением. Также апсель ставится на двухмачтовых яхтах в слабый ветер, когда судно длительное время вынуждено идти одним галсом. Для эффективного использования апселя и на курсах галфвинд, некоторые яхты оснащаются как большим апселем, прикрепленным галсом вблизи мачты, так и малым, находящимся примерно на середине расстояния между...
Кра́спица (англ. Cross-piece) — на больших парусных судах поперечный брус, укладываемый на лонга-салингах и являющийся составной частью марсов и салингов.
Перемёт (тюколка, дрыголка) — орудие лова, главным образом хищной рыбы, тип крючковой снасти. Состоит из прочной бечёвки и прикреплённых к ней коротких поводков с крючками, на которые насаживается приманка. В словаре Даля сказано...
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами.
Гафель (нидерл. gaffel букв. — вилы) — наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых четырёхугольных парусов — триселей, а также крепления шкотовых углов топселей. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафель служит для крепления фока и грота. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг.
Бакштаги (нидерл. bakstag) — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и кормы (кроме диаметральной плоскости) рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, дымовые трубы и т.п.
Трисель (англ. trysail) — косой четырёхугольный парус, имеющий форму неправильной трапеции. Нижней шкаториной трисель пришнуровывается к гику, верхней шкаториной — к гафелю, передней — к мачте (трисель-мачте) или ползунам, скользящим по мачте. Уборка триселя производится помощью гитовых снастей, притягивающих середину паруса к мачте и гафелю. Гитов, подтягивающий шкаторину к гафелю, называется верхним гитовом, а подтягивающий к мачте — нижним. Коренной гитов крепят посередине задней шкаторины триселя...
Гордень (нидерл. gording) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке.
Гитов (нидерл. geitouw) — снасть бегучего такелажа, с помощью которой подтягивают шкотовые углы прямых парусов под середину реев. В каждом шкотовом углу прямого паруса предусмотрен свой гитов. Его коренной конец крепят на рее недалеко от мачты, ведут к блоку в шкотовом углу паруса, затем снова к рею. После этого гитов проводят через гитов-блок, находящийся вблизи места крепления коренных концов, и через блок, закрепленный на вантах, вниз, где крепят на утке или нагельной планке у пяртнерса мачты...
Геннакер (вар.: геннакер, от слияния терминов англ. genoa (sail) и англ. spinnaker) — (иногда называемый асимметричным спинакером, реже называемый блистером) в большинстве случаев может служить альтернативой спинакеру. По площади геннакер больше генуи, но меньше спинакера. Геннакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от галфвинда до фордевинда.
Бушприт, бугшприт (нидерл. boegspriet; от boeg — нос + spriet — пика, вертел) — горизонтальное либо наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов — кливеров и стакселей.
Мотыга — историческое название небольших парусных грузовых судов для прибрежного мореплавания, которые широко использовались на Азовском и Чёрном морях.
Шкот (нидерл. schoot) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.
Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность.
Кло́тик, клот (от нидерл. kloot — шар, набалдашник) — набалдашник закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока. Клотик изготовляется из дерева или металла. Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма сигнальных флагов, фонаря и др. Кроме того, клотик прикрывает торец мачты от влаги.
Лисельный узел — верёвочный узел Во времена парусного флота на судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуровывался штертами к лисель-рейке. Хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах. Считается надежным морским узлом.
Штормтрап (штормовой трап) — разновидность верёвочной лестницы c деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль (судно).
Галс: Движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт; англ. portside) и правый (ветер дует в правый борт; англ. starboard) галсы. При расхождении парусных судов в ситуации пересечения курсов для избежания столкновения судно, идущее левым галсом, обязано уступить судну, идущему правым галсом.
Вельбот (от англ. whaleboat, буквально «китовая лодка») — быстроходная, относительно узкая, 4/8-вёсельная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы. Гребцы располагаются по одному на банке, весла на правый и левый борт через одно. Благодаря одинаковому строению обеих оконечностей, вельбот не зарыскивает на попутной волне, хорошо проходит полосу прибоя. Кроме того, на нём одинаково легко грести и табанить. Первоначально использовался в китобойном промысле, за что и получил своё название. Позднее...
Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте...
Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.
Блупер — дополнительный передний парус, отличается высоко расположенным шкотовым углом. «Пузатый» стаксель со свободной (без карабинов) шкаториной.
Ричер (англ. reacher, от reaching) — разновидность кливера или стакселя с более высоким шкотовым углом и радиусным очертанием нижней шкаторины. Эта форма паруса позволяет работать переднему парусу с большей площадью в условиях сильного крена. Особенно при ветре к курсу свыше 50 градусов. Устанавливается на галфвинде или крутом бакштаге, когда из-за крена генуя задевает за воду.
Бра́мсель (нидерл. bramzeil) — прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте брамсель соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-брамсель.
Штаг (нидерл. stag, производно от stagen — «подпирать») — снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляющая бушприт с форштевнем.
Фордуны (нидерл. pardoen) — снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. Фордуны предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей остойчивости.
Надголовная среда в водолазном деле — подводное пространство, в котором между водолазом и поверхностью воды находится какое-либо препятствие. К надголовным средам относятся пещеры, затонувшие корабли, покрытые льдом водоёмы (озёра, реки, моря) и подводные сооружения.
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Бударка (будара; от славянского слова «буда» — плетёнка) — плетёная транспортно-грузовая или рыболовная парусно-гребная лодка, распространённая на Балтийском, Азовском и Каспийском морях и впадающих в них реках. Строительство таких лодок продолжалось до конца XIX — начала XX века.
Грот (нидерл. groot) — нижний прямой парус на грот-мачте парусного судна. Если на грот-мачте нет прямых парусов, то гротом называют нижний косой парус.
Ло́цманский ка́тер — судно, осуществляющее проводку судов с внешнего рейда в порт. Также осуществляет доставку лоцманов и других официальных лиц на суда и обратно.
Бечева́ (в речном судоходстве) — канат или трос, на котором буксируется судно людьми или лошадьми, двигающимися по берегу вдоль водного пути (реки, канала).
Минре́п — стальной, пеньковый или капроновый трос или цепь для крепления якорной морской мины к якорю и удержания её на определённом расстоянии от поверхности воды. Для удержания мины на определённой глубине вне зависимости от рельефа дна минреп наматывается на вьюшку (шпульку).
Ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.
Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.
Билландер, биландер или биландр (нидерл. billander (от bij — рядом и land — суша, земля)) — тип двухмачтового торгового парусного судна. К концу XVIII века этот тип судна применялся только в Нидерландах .
Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Стаксель (нем. stagsegel, «штаговый парус») — треугольный парус. Ставится передней шкаториной на штаг — снасть стоячего такелажа судна, поддерживающую мачту спереди. В общем случае — треугольный косой парус, поднимаемый по штагу между мачтами или впереди фок-мачты. Сходный по виду и назначению парус, поднимаемый по лееру на бушприте, называется кливером.
Перты (нидерл. paarden — лошади) — тросы, протянутые под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим — у нока. Перты нижних реев имели толщину 1,75 дюйма, на верхних реях они были несколько тоньше. По-видимому, перты появились после 1640 года и вначале лишь на нижних реях. После 1680 года их устанавливают на марса-реях, а к концу XVII века на всех реях, за исключением бегин- и бовен-блинда-реев.
Брифок — нижний прямой (летучий) парус на передней мачте, служащий для попутных ветров.
Се́йнер (англ. seiner, от (purse) seine — (кошельковый) невод) — рыбопромысловое судно для лова рыбы снюрреводом или кошельковым неводом, который также может называться сейной (англ. seine).
Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).
Ли́сель (нидерл. lijzeil) — дополнительный парус, ставящийся в помощь прямым парусам для увеличения их площади при попутных ветрах. Лисели бывают только на фок-мачтах и грот-мачтах. На бизань-мачтах лисели не ставятся, чтобы не создавать ветровой тени гротовым парусам, имеющим важное значение для скорости хода судна.
Шверт (нем. Schwert «меч») — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащённая швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом.
Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.
Ма́рсель (нидерл. marszeil) — прямой парус, ставящийся на марса-рее под брамселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте его называют: на фок-мачте — фор-марсель, на грот-мачте — грот-марсель и на бизань-мачте — крюйс-марсель.
Якорное устройство — одно из корабельных устройств, совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при стоянке его на рейде — в гавани или на морском мелководье. В составе якорного устройства имеются якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепения и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы, шпили, брашпили, стопора).