Понятия со словом «посуху»
Связанные понятия
Бар — песчаная подводная отмель в устье реки, образовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов. Бар отгораживает устье реки от моря.
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
«Кобенхавн» (дат. København, Копенгаген) — последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене.
Ладья «Ру́сич» — парусно-гребное судно (с дополнительным мотором), скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X—XII веках.
Ка́рбас, также карба́с и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́».
Мокшан, Мокшана (от названия реки Мокша) — беспалубное парусное судно (барка) XVIII—XIX веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Насад, насада, носадъ (др.-русск. насадъ, насада) — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск. В XV—XVI вв. использовались русским войском в войнах с Казанским ханством. До XVIII в. насады строились на Каме и Вятке, поэтому их называли камскими и вятскими, где их использовали для сплавки леса вплоть до Астрахани, откуда уже не возвращали...
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Ба́рка (итал. barca, исп. barca, фр. barque) — большое несамоходное грузовое плоскодонное судно, применявшееся с начала XVIII века до конца XIX века на крупных водоёмах Российской империи.
Плот — конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки. Обычно ширина плота относится к длине как 1 к 2—3,5. Средняя скорость плотов при сплаве по рекам составляет 30—50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км.
Туер (от фр. toueur) или цепной пароход — особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Туеры появились в первой половине XIX века. С начала XX века их начали вытеснять другие типы судов, и к 30-50 годам туеры практически перестали использоваться.
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Лоцманская проводка судов — управление судами согласно правилам лоцманского обслуживания в местах, где для безопасности требуется хорошее знание местных условий.
Байда́ра (чук. лыгъытвъэт, корякск. култаытвыыт, эским. аньяпик, умиак) — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов. Вместимость до 30 человек. На байдарах, которые вмещали около 15 человек и имели одну или две мачты с парусами, плавали и русские промышленники.
Экспедиция Семёна Дежнёва и Федота Попова (1648—1660) изначально имела цели, значимые для промышленников — поиск моржовой и рыбной кости, но принесшая важные научные результаты, самым главным из которых стало открытие пролива между Азией и Америкой. Об этом открытии большинству учёных стало известно только почти через 80 лет благодаря Великой Северной экспедиции, когда отчёт о плавании был обнаружен в архивах Тобольска благодаря исследованиям Миллера.
Маркланд — топоним, вероятнее всего обозначавший часть побережья Лабрадора, впервые употреблен Лейфом Эрикссоном во время его плаваний в Северной Америке. Слово «Маркланд» в переводе с древнескандинавского языка означает «земля, покрытая лесом» или «граничная земля». Судя по описанию, викинги понимали под Маркландом часть побережья к северу от Винланда и к югу от Хеллуланда. Несмотря на то, что территория, по-видимому, никогда не заселялась скандинавами, есть сведения о том, что они организовали...
Во́дные коммуника́ции ма́йя — речные и морские пути, которые использовались мезоамериканской цивилизацией майя в торговле, мореплавании и сообщении поселений, а также вспомогательные постройки. В статье также рассматриваются лодки майя и их изготовление.
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т.
Сампан (от китайского «шаньбань», кит. 舢舨) — собирательное название для различного вида дощатых плоскодонных лодок, плавающих недалеко от берега и по рекам Восточной и Юго-Восточной Азии. Размеры могут сильно различаться: длина до 9 м, ширина до 3 м. Для гребли используют 1—2 кормовых весла. Современные чаще оснащаются подвесным мотором, внутреннего сгорания или электрическим. Многие сампаны, особенно старых конструкций, могут ходить под прямым парусом из циновок. По традиции сампанами управляют...
Полынья́ — пространство чистой (открытой) воды в ледяном покрове реки или в плавающих ледяных полях моря и озера (незамёрзшее или растаявшее место на поверхности реки или другого водоёма).
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Скуче (з.-фриз. Skûtsje), или фризский тьялк — разновидность тьялка, распространённая во Фрисландии. Грузовое парусное судно для плавания по рекам и каналам. От других тьялков скуче отличались небольшими размерами и некоторыми другими особенностями.
Сарынь на кичку — приказ волжских разбойников собраться команде корабля в передней части судна для беспрепятственного ограбления. Древнерусским словом сара (сар) с конца XVI до начала XVIII века называли матросов. Слово кичка означает нос корабля.
Гать — дорога через болото или затопленный участок суши, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения. Гатить — строить гать через болото.
Бат — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малым коренным народом Дальнего Востока — удэгейцами. На удэгейском языке бат называется а́на.
В настоящий глоссарий включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) не вошли в основную статью Морские термины...
Подробнее: Морские термины (типы кораблей и судов)
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Гу́кор (также гукар, гукр, гукер или хукер, от нидерл. hoeker) — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж около 70 человек.
Дрейф судна — смещение (снос) судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса, для измерения этой величины применяется дрейфомер.
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.
Пиро́га— ставшее традиционным название лодок экзотических народов. Происходит из языка карибов (piraua) и распространилось через испанский. Оно применяется к лодкам самых разных конструкций (долблёным, каркасным, с балансирами-аутригерами), близко по значению терминам «каноэ» и «челнок». Но в русском языке его не принято использовать для обозначения подобных же лодок, местного происхождения, для которых применяются традиционные названия (долблёнка, ботник, бат, оморочка и другие).
Гусяна или гусянка — это грузовое судно (барка), предназначенное для перевозки различных грузов.
Аванпорт (фр. avant-port): * внешняя часть порта, защищённая от волнения естественными (мыс, коса) или искусственными (молы, волноломы) укрытиями;
Шпринг (нидерл. spring) — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, другим концом проведенный на корму, для удержания корабля (судна) в заданном положении. В парусном флоте заводился для наиболее эффективного использования бортовой артиллерии на якоре.
Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.
Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность.
Санди-Хук (англ. Sandy Hook, нидерл. Sant Hoek) — узкая песчаная коса, выдающаяся в море от берега Нью-Джерси. Прикрывает внешнюю часть нью-йоркской гавани с моря. То же название имеют: расположенные на косе маяк и заброшенный полигон американской армии, прикрытая ею от моря часть гавани, ведущий к ней фарватер.
Коноводное судно (коноводная машина, коноводка) — использовавшийся в России исторический тип грузового речного судна, приводимого в движение лошадьми, которые подтягивали судно к якорю (см. принцип действия ниже). Коноводные суда использовались в основном на Волге с начала XIX века, где они заняли нишу прежних расшив.
Пина́с (также тамила, реже пинасс, пинасса, нидерл. pinas, исп. pinaza) — в XVI веке парусно-гребное судно. Использовалось как посыльное, разведывательное, канонерская лодка, или как рабочий баркас корабля. Могло быть разборным. В XVII—XVIII веках — трёхмачтовое судно. Получил распространение в северной Европе.
Мальстрём (англ. maelstrom, швед. malström), употребляется также написание мальстрим — водоворот в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии.
Плавучие маяки — суда, оснащенные мощным источником света. Используются вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции. Помимо сильного источника света оснащаются, как правило, также оптическими средствами для увеличения силы света, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.
Подробнее: Плавучий маяк
Речные пираты — тип пиратов, действовавших на реке. Термин речные пираты употребляется во всем мире.
Бриганти́на (итал. brigantino — шхуна-бриг, brigantina — бизань) — двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами.
Сага о Гренландцах (исл. Grænlendinga saga) — исландская сага, описывающая путешествия викингов в Гренландию и Америку. В саге рассказывается о колонизации Гренландии Эриком Рыжим и путешествиях его детей и прочих викингов в Америку.
Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.
Кабота́ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс».
Камели (ед. число камель, англ. camels) — парные понтоны, использовавшиеся для уменьшения осадки корабля и проводки его по мелководью.
Московская кругосветка (также «Речное Золотое кольцо») — речной круиз по маршруту Москва-Нижний Новгород-Москва, единственный в мире речной кольцевой теплоходный туристский маршрут. Во время круиза протяжённостью более 1800 километров ни один речной участок не повторяется дважды. Путешествие длительностью от 9 до 15 дней берёт начало на Северном речном вокзале, а завершается на Южном речном вокзале, проходя по каналу имени Москвы, верхней Волге, Оке, Москве-реке. Обычно круиз, с учетом стоянок в...
Ба́ржа (также используется Баржа́) — плоскодонное грузовое судно, с упрощёнными обводами корпуса, оснащённое или не оснащённое двигателем (преимущественно несамоходное), которое используется для перевозки грузов по воде, и других целей.