Понятия со словом «крыльевой»

Связанные понятия

Дозапра́вка в во́здухе — операция передачи топлива с одного летательного аппарата на другой во время полёта.
Монопла́н (от греч. μόνος, «один» и лат. planum, «плоскость») — самолёт, имеющий одну несущую поверхность (одно крыло), в отличие от биплана или триплана. Монопланы стали популярной конструкцией в авиастроении в начале 1930-х годов.
Подвесной агрегат заправки (ПАЗ) — техническое устройство, устанавливаемое на самолётах-заправщиках и предназначенное для дозаправки летательных аппаратов в воздухе. Разработанно в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и В. И. Харченко.
Стойка — в авиации вертикальный силовой элемент ферменной конструкции фюзеляжа, также может служить для подкрепления и придания жёсткости крыльям и оперению. Кроме того, стойка шасси является основным силовым элементом шасси летательного аппарата, воспринимающим и передающим на конструкцию планёра концентрированные статические и динамические нагрузки, возникающие при взлёте и особенно при посадке летательного аппарата.
Мотопла́нер (иногда мотопланёр) — летательный аппарат тяжелее воздуха с жёстким крылом, оборудованный двигательной установкой и предназначенный для продолжительного планирующего полёта, как и обычный планёр. Большинство мотопланеров оснащены пропеллером; для уменьшения лобового сопротивления в безмоторном полёте пропеллер либо втягивается в фюзеляж, либо его лопасти флюгируются или складываются. Мотопланер позволяет пилоту, используя тягу двигателя, преодолеть недостатки обычных планеров — например...
Реактивный самолёт — самолёт, приводимый в движение воздушно-реактивным двигателем (турбореактивным двигателем, прямоточным воздушно-реактивным двигателем, пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, жидкостным реактивным двигателем и т. п.) или ракетным двигателем. Реактивные самолёты составляют основу современной военной и гражданской авиации.
Пла́нер лета́тельного аппара́та — структурная часть самолёта или вертолёта без силовой установки и оборудования. В авиастроении обычно говорят пла́нер, так как авиаспециалисты разделяют термины...
Гондола — элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств.
Среднеплан — схема крепления крыла к фюзеляжу самолёта (моноплана), когда крыло проходит через среднюю часть его сечения. Такая схема применяется преимущественно на машинах лёгкой и боевой авиации.
Винтокрыл (гелиплан, гиродин) — винтокрылый летательный аппарат, несущий(-е) винт(ы) которого на режимах взлёта, висения, посадки и на части диапазона скоростей горизонтального полёта работает(-ют) за счёт мощности силовой установки, а горизонтальный полёт обеспечивается, в основном, за счёт крыла и, обычно, воздушного винта(-ов), независимого от системы несущего винта(-ов).Винтокрыл относится к типу винтокрылых летательных аппаратов, сочетающих в своей конструкции приводной несущий винт вертолётного...
Подвесной топливный бак (ПТБ) или Подвесной бак (ПБ) — топливный бак, ёмкость для размещения дополнительного запаса топлива на летательном аппарате (ЛА), для увеличения дальности полёта, обтекаемой и, как правило, веретенообразной конструкции.
Конструкция самолёта наиболее часто представляет собой планер, состоящий из фюзеляжа, крыла и хвостового оперения, оснащённый двигателем и шасси. Современные самолёты оснащаются также авионикой.
Аэродинамическая авиатехника — летательные аппараты, поддерживаемые в атмосферном полёте аэродинамической подъёмной силой, возникающей за счёт быстрого движения в воздухе самого аппарата или его частей. Подразделяются на...
Грузоотсек, грузовой отсек, г/о (в авиации) — это отсек для перевозки различных грузов на летательных аппаратах. На транспортных самолётах и вертолётах распространён термин — грузовая кабина.
Центроплан (ЦП, от центр и лат. planum — плоскость) — центральная часть крыла (или оперения) самолёта, соединяющая правую и левую полуплоскости крыла (оперения). Термин возник на заре авиации, когда крыло самолёта представляло собой самостоятельную законченную конструкцию. Центроплан часто составляет одно целое с фюзеляжем, может закрепляться над фюзеляжем на стойках и расчалках (как, например, на биплане Ан-2), крепиться к верху фюзеляжа (монопланы Ан-10, Ан-24), проходить через среднюю (МиГ...
То́пливный бак (бензобак) — ёмкость для хранения запаса жидкого топлива (бензин, керосин, дизельное топливо) непосредственно на борту транспортного средства или технического устройства, получающего энергию от жидкотопливного двигателя внутреннего сгорания.Также топливные баки (ёмкости) для дизельного топлива используются в системах автономного отопления — для обеспечения топливом дизельных отопительных котлов.
Дельталёт — моторный летательный аппарат с гибким треугольным крылом и балансирным управлением, оснащённый шасси.
Гаргрот — это обтекающий элемент фюзеляжа самолёта (ракеты), который закрывает всю проводку управления, все трубопроводы и части важных систем, которые выступают за фюзеляж. Гаргрот обеспечивает удобный доступ ко всем вышеперечисленным элементам. В зависимости от размещения бывает верхний гаргрот и нижний гаргрот. Форма элемента бывает различной, и зависит от типа самолёта, его технических особенностей.
Крыло изменяемой стреловидности (КИС) — тип конструкции летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, позволяющей изменять в полёте один из видов геометрии крыла — стреловидность. На больших скоростях полёта более эффективна бо́льшая стреловидность, а на малых (взлёт, посадка) — ме́ньшая.
Аэрофинишёр — устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца, концы которого намотаны на размещённые под палубой тормозные барабаны, снабжённые мощными гидравлическими тормозами, рассеивающими кинетическую энергию садящегося самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся уменьшить до размеров посадочной палубы.
Рулевой винт вертолёта — воздушный винт, предназначенный для компенсации реактивного момента и управления по курсу (рыскание). Вращающийся несущий винт стремится раскрутить фюзеляж вертолёта в обратном направлении – для устранения данного явления и предназначен установленный вертикально на хвостовой балке рулевой винт. Привод вращения рулевого винта осуществляется посредством карданных валов от редуктора несущего винта к редуктору рулевого винта, через промежуточный редуктор; управление шагом винта...
Соосная схема — схема построения вертолёта, при которой пара установленных параллельно винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси.

Подробнее: Соосные несущие винты
Тормозной гак (или посадочный гак) — элемент взлётно-посадочного устройства самолёта, предназначенный для захвата троса аэрофинишёра и остановки самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля или укороченную взлётно-посадочную полосу (ВПП), а также при аварийной посадке или прерванном взлёте с аэродрома.
Аварийная авиационная турбина (англ. ram air turbine, RAT) — небольшой пропеллер с электрическим генератором и/или гидравлическим насосом, предназначенный для аварийного электропитания самолётов и поддержания давления в гидравлической системе бустерного управления.
Конвертоплан (Винтоплан) — летательный аппарат с поворотными двигателями (как, правило, винтовыми), которые на взлёте и при посадке работают как подъёмные, а в горизонтальном полёте — как тянущие; при этом подъёмная сила обеспечивается крылом самолётного типа. Обычно двигатели поворачиваются вместе с винтами, но могут поворачиваться одни лишь винты.
Схема вертолёта описывает количество несущих винтов вертолёта, а также тип устройств, используемых для управления вертолётом.

Подробнее: Схемы вертолётов
Нормальная аэродинамическая схема (классическая) — наиболее массовая аэродинамическая схема, при которой летательный аппарат (ЛА) имеет горизонтальное оперение (стабилизатор), расположенное после крыла.
Авиационная бомба или авиабомба, один из основных видов авиационных средств поражения (АСП). Сбрасывается с самолёта или другого летательного аппарата, отделяясь от держателей под действием силы тяжести или с небольшой начальной скоростью (при принудительном отделении).
Вертолёт — винтокрылый летательный аппарат вертикального взлета и посадки, у которого подъёмная и движущая (пропульсивная) силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей.
Высокоплан — схема крепления крыла к фюзеляжу самолёта (моноплана), когда крыло проходит через верхнюю половину его сечения, располагается на нём или даже над ним (высокоплан-парасоль).
Авиационная силовая установка — энергетический компонент воздушного или воздушно-космического летательного аппарата (ЛА), предназначенный для реализации на данном ЛА располагаемой силы тяги и обеспечения надёжной работы двигателей на всех режимах полёта. АСУ объединяет собой: все установленные на данном ЛА авиационные двигатели (маршевые, подъёмные, комбинированные, вспомогательные); системы крепления двигателей к конструкции ЛА; системы и устройства реализации силы тяги и регулирования её величины...
Флюгирование винта — поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта регулируемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при угле установки лопастей (относительно плоскости вращения) около 85—90°. Применяется в случаях, когда необходимо минимизировать сопротивление после отказа двигателя в полёте..
Реактивный снаряд (РС, эрэс) (с 1980-х годов принято обозначение неуправляемые ракеты ) — снаряд реактивной артиллерии наземного, морского, воздушного базирования и доставляемый к цели за счёт тяги собственного реактивного двигателя.
Законцовка крыла начинается в том месте, где заканчиваются лонжероны крыла и, как правило, представляет собой полую монококовую/полумонококовую конструкцию, в которой находятся навигационный огонь (огни) и, зачастую, стекатели статических зарядов (молний). Законцовки киля и стабилизатора имеют аналогичную конструкцию.
У́зел подве́ски вооруже́ния (узел внешней подвески, точка подвески) — наименование конструктивного элемента, установленного на крыле, под фюзеляжем или крылом воздушного судна (например самолёта военной авиации) и служащего для крепления пушечного и пулемётного вооружения, авиабомб, торпед, ракетного вооружения и т. п.
Учебно-боевой самолёт (УБС) — летательный аппарат, предназначенный для обучения и тренировки лётного состава вооружённых сил. Самолёты этого назначения имеют подвески для тренировочного и боевого вооружения и могут применяться в боевых действиях.
Аэродинами́ческий то́рмоз, воздушный тормоз — управляемая поверхность летательного аппарата, предназначенная для гашения скорости полёта путём увеличения лобового сопротивления. Также используется в конструкциях скоростных поездов и автомобилей.
То́пливная система летательного аппарата - система силовой установки самолета для размещения топлива на самолете, выработки его в определенном порядке, подачи топлива в потребители, а также выполнения вспомогательных функций (определение ТС по ГОСТ 22945-78). То есть это группа ёмкостей для хранения запаса жидкого топлива на борту летательного аппарата с системой соединительных трубопроводов, а также система подачи топлива к двигателям и его перекачки, заправки и слива топлива, наддува и дренажа...
Горизонта́льное опере́ние — аэродинамический профиль, расположенный в горизонтальной плоскости самолёта. Обеспечивает продольную устойчивость, управляемость и балансировку летательного аппарата на всех режимах полёта. Горизонтальное оперение состоит из неподвижной поверхности — стабилизатора и шарнирно подвешенного к нему руля высоты. У самолётов с хвостовым расположением оперения горизонтальное оперение устанавливается в хвостовой части самолёта — на фюзеляже или на верху киля (T-образная схема...
БТР-МД «Ракушка» (Индекс ГБТУ — Объект 955) — российский десантируемый плавающий бронетранспортёр. Создан в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода. Иногда неофициально называется БТР-Д-3, БТРД-3.
«Гном» — проект межконтинентальной малогабаритной баллистической ракеты разработанный в коломенском КБ машиностроения под руководством Бориса Шавырина. Ракету предполагалось оснастить маршевым сверхзвуковым прямоточным двигателем, который разрабатывался в ОКБ-670 Министерства авиационной промышленности под руководством Михаила Бондарюка. Разработка по неизвестным причинам прекращена в конце 1965 года. Hа вооружение ракета не поступала.
Автожи́р (от греч. αύτός — сам и γύρος — круг) — винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.
Система управления полётом (англ. Aircraft flight control system, FCS) обычных самолётов — совокупность управляющих поверхностей и соответствующих устройств и механизмов (электронно-вычислительных, электрических, гидравлических, механических), обеспечивающих выбор и поддержание направления полёта самолёта. Управления авиационными двигателями для изменения скорости также рассматриваются как элемент управления полётом.
Возду́шный винт (пропе́ллер) — лопастной агрегат работающий в воздушной среде, приводимый во вращение двигателем и являющийся движителем, преобразующим мощность (крутящий момент) двигателя в действующую движущую силу тяги.
Синхроптер или синхрокоптер, (англ. Synchropter; Intermeshing rotor helicopter, нем. Flettner-Doppelrotor) — вертолёт двухвинтовой поперечной схемы с большим перекрытием перекрещивающихся несущих винтов.
Винтокры́лый летательный аппарат — летательный аппарат тяжелее воздуха, полёт которого, главным образом, осуществляется за счёт подъёмной силы, создаваемой одним или несколькими несущими винтами.
РПО «Рысь» — реактивный пехотный огнемёт «Рысь», предназначенный для поражения укрытых огневых точек, легкобронированной и автомобильной техники, уничтожения живой силы, создания очагов пожаров.
Резиновый надувной планёр — планёр, конструкция которого выполнена из надувных резиновых элементов.
Сплиттер (англ. splitter — рассекатель) — аэродинамическая плоскость, служащая для ограничения поступления воздуха под днище, и соответственно, создания разрежения под ним. Устанавливается внизу переднего бампера вплотную к нему примыкая задней кромкой. Воздух над сплиттером отводится вбок, вдоль колесных арок, или через кузов машины, через вентиляционные отверстия в бампере. Отводимый воздух может использоваться другими устройствами — системами охлаждения передних тормозов, системой охлаждения двигателя...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я