Центроплан

Центроплан (ЦП, от центр и лат. planum — плоскость) — центральная часть крыла (или оперения) самолёта, соединяющая правую и левую полуплоскости крыла (оперения). Термин возник на заре авиации, когда крыло самолёта представляло собой самостоятельную законченную конструкцию. Центроплан часто составляет одно целое с фюзеляжем, может закрепляться над фюзеляжем на стойках и расчалках (как, например, на биплане Ан-2), крепиться к верху фюзеляжа (монопланы Ан-10, Ан-24), проходить через среднюю (МиГ-15, Ту-95) или нижнюю часть фюзеляжа (Ту-154), представлять собой силовую конструкцию внутри фюзеляжа (бак-отсек отрицательных перегрузок Ту-22М3), или просто конструктивно отсутствовать в принципе (Як-42 — его крыло неразъёмно) — тогда центропланом по традиции называют среднюю часть фюзеляжа между плоскостями крыла.

Так как к центроплану крепятся отъёмные части крыла, а на низкопланах и среднепланах на центроплане зачастую находятся узлы навески шасси, то ЦП является самым ответственным элементом конструкции самолёта, воспринимающим все основные нагрузки. В истории авиации бывали случаи разрушения в полёте киля (на B-52), отделения двигателя и других элементов конструкции, завершавшиеся благополучной посадкой, но разрушение центроплана всегда приводит к аварии — например, из-за усталостного разрушения центроплана произошли катастрофы Ан-10 под Ворошиловградом (ныне Луганск) и Харьковом, после чего Ан-10 были сняты с эксплуатации.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я