Понятия со словом «кокле»

Ко́кле (латыш. kokle ('kʊ͡ɔk.le); латг. kūkle, лив. kāndla), историческое название ко́клес (kokles, kūkles) — традиционный латышский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, включённый в Культурный канон Латвии. Имеет сходство с литовским канклесом, эстонским каннелем, карело-финским кантеле и русскими крыловидними гуслями.

Связанные понятия

Чаранго (charango) — щипковый струнный музыкальный инструмент из семейства лютневых, распространённый в Андском регионе Латинской Америки. Инструмент обычно имеет 5 сдвоенных струн, хотя есть и другие разновидности. Звукоизвлечение производится плектром. Задняя дека традиционно изготавливается из панциря броненосца.
Гуи́ро (исп. güiro) — латиноамериканский музыкальный инструмент, первоначально изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэ́ро» (исп. higüero, лат. Crescentia cujete), с нанесёнными на поверхность засечками. Современные гуиро часто имеют вид металлической трубки с насечками либо деревянной рифлёной дощечки. Играющий на гуиро музыкант (обычно — певец) водит по нему скребком пуа (pua), извлекая характерный стрекочущий звук. Слово «гуиро» происходит...
Ке́на (кечуа quena-quena) — открытая продольная флейта. Традиционный инструмент индейцев в горных районах Южной Америки (Перу, Боливия, север Чили, север и северо-запад Аргентины, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Гвиана).
Майя-киче — индейские народы, говорящие на языках семьи майя-киче. Некоторые исследователи называют её майя-соке, включая сюда народы михе-соке, или майя-соке-тотонак (включая также тотонакские языки), некоторые включают её как отдельную ветвь в состав пенутианской филии. Наиболее крупный представитель этой семьи — собственно майя, на языке майя говорит 600 тыс. чел.(1978). Численность всей семьи −2,5 млн чел.(1970).
Чинчайсуйу, Чинчай суйу (кечуа: Chinchay Suyu — «Провинция Чинчай») — одна из четырёх провинций («суйу») Империи Инков.
Культура Калима — доколумбова культура, существовавшая на территории Колумбии в её западных регионах между реками Сан-Хуан, Дагуа и Калима в долине Каука. В результате раскопок в данном регионе обнаружены террасы, на которых сооружались жилища, наскальные изображения, могилы, керамика и ювелирные изделия.
Культура Виру́ существовала в долинах Чикама и Виру, а также в регионе Либертад на территории современного Перу. Центром культуры была «крепость Томабаль» на левом берегу реки Виру.
Амазонский испанский язык (исп. español amazónico), или испанский в джунглях (исп. español de la selva); Amazonic Spanish, Jungle Spanish, Loreto-Ucayali) — разновидность испанского языка, на которой говорят на территориях рек Лорето и Укаяли регионов Лорето и Укаяли в Перу.
Пончо (исп. poncho, заимствование из арауканского языка, кечуа или мапудунгун) — латиноамериканская традиционная верхняя одежда в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине.
Колья (исп. Colla) — это культура племен аймара, распространившаяся в XIII—XIV вв. на территории Центральных Анд.
Кольасуйу, Кольа суйу (кечуа: Qulla Suyu, Провинция Кольа) — одна из четырёх провинций Империи Инков, самая южная. Самая большая по площади среди всех провинций империи.
Цутухили, или сотохили, атитеки, цикинаха (самоназвание), — индейский народ в Гватемале. Один из народов группы майя.Численность — ок. 80 тыс. чел. Язык — цутухиль, относится к группе киче. Говорят также по-испански и на языках соседних киче и какчикелей. Верующие — формально католики, сохраняют традиционные верования.
Тасумаль, Tazumal — археологический памятник постклассического периода культуры майя. Находится у г. Чальчуапа, департамент Санта-Ана, Сальвадор, в 60 км от столицы государства, г. Сан-Сальвадор, в бассейне реки Рио-Пас. Название Тасумаль на языке киче означает «место сожжения жертв».
Арава́ки — группа индейских народов в Южной Америке, общей численностью 400 тыс. человек (2000 год), из них половина приходится на гуахиро. Говорят на аравакских языках.
Низинный перуанский кечуа (Lowland Peruvian Quechua, Chachapoyas-Lamas Quechua) — один из кечуанских языков, на которых говорят в низменностях на севере Перу. У этого языка существует две разновидности...
Агого (порт. agogô) — бразильский народный музыкальный инструмент, имеющий африканское происхождение. Исполняет ведущую роль в создании ритмической полифонии в кандомбле, капоэйре, макулеле и карнавальной самбе.
Мариачи (исп. Mariachi) — один из самых распространённых жанров мексиканской народной музыки, являющийся неотъемлемой частью традиционной и современной мексиканской культуры и получивший известность во многих регионах Латинской Америки, Испании, а также в прилегающих регионах юго-запада США, где проживает значительное количество мексиканцев. Мариачи образовался на основе испанской народной музыки Андалусии с влиянием музыки других народов Средиземноморья и местных индейских исполнителей. Родиной...
Кива — церемониальное сооружение индейцев юга и юго-запада США. Термин обычно применяется к сооружениям такого рода культуры пуэбло и предшествовавших культур древних пуэбло — Анасази, Могольон, Хохокам и Патайян.
Атаба́ке (порт. Atabaque) — традиционный африканский барабан, высотой по пояс человеку. Поддерживает основной ритм музыки в Капоэйре (основной вид задает вид Беримбау - гунга), представляет собой традиционный музыкальный инструмент, на котором играли африканские шаманы. Инструмент самым тесным образом связывается многими учёными с синкретической религией Африки и карибского бассейна — кандомбле.
Трес (исп. tres, «три») — разновидность гитары, распространённая на Кубе и в Пуэрто-Рико. Несмотря на общее происхождение и одинаковое название, кубинская и пуэрто-риканская версии треса имеют значительные различия. В ранних версиях трес имел три струны; современный же кубинский вариант треса имеет шесть попарно сгруппированных струн, а пуэрто-риканский — девять, сгруппированных по три. Трес обладает характерным, несколько металлическим звучанием. Играют на нём при помощи плектра, причём играющего...
Пуйнаве (Guaipunabi, Puinabe, Puinare, Puinave, Waipunavi, Wanse, Wãnsöhöt) — плохо изученный неклассифицированный индейский язык, на котором говорят на притоках реки Инирида департамента Гуайния в Колумбии, а также в штате Амасонас (нижние бассейны рек Гуавьяре и Инирида, вниз к региону Сан-Фернандо-де-Атабапо) в Венесуэле.
Кумбия (исп. Cumbia) — колумбийский музыкальный стиль и танец, размер — 2/4 или 4/4. Существует в различных вариациях: колумбийская кумбия (исп. cumbia colombiana), панамская кумбия (исп. cumbia panameña), мексиканская кумбия (исп. cumbia mexicana) и др.
Уасте́ки или уаштеки (исп. Huastecos, Huaxtecos) — индейский народ в Мексике, относящийся к языковой группе майя. Населяет северную часть восточного побережья страны, к северу от территорий тотонаков. Уастеки хоть и являются майа, но необычны тем, что обитают далеко от регионов, заселённых остальными майа и после того, как откололись от них примерно в 1300 году до н.э., и жили тысячи лет в изоляции, не имея возможности принимать участие в культурном обмене между государствами майа. По этой причине...
Баре́ (Arihini, Barauana, Barauna, Barawana, Baré, Cunipusana, Ihini, Maldavaca, Mitua, Yavita) — почти исчезнувший аравакский язык, на котором говорит народ с одноимённым названием, которые проживают в штате Амасонас (крайняя юго-западная граница с Колумбией, возле реки Негро, от бразильско-венесуэльской границы в сторону рукава реки (канала) Касикьяре, город Мароа) в Венесуэле, а также на ареале реки Шье на северо-западе штата Амазонас в Бразилии. В настоящее время народ перешёл на испанский и...
Ипу (гав. Ipu) — гавайский ударный музыкальный инструмент, часто использующийся для создания сопроводительной музыки во время исполнения танца хула. Ипу традиционно делается из двух плодов тыквы..
Поко́мчи (покончи; Poqomchi') — индейское народ группы майя, живущий в центральной части Гватемалы (штаты Баха-Верапас и Альта-Верапас). Численность — 120 тыс. чел. (1978). Верующие — католики, протестанты.
Мара́кас или мара́ка (исп. maraca, мн. ч. maracas) — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
Антисуйу, Анти суйу (кечуа Anti Šuyu — Восточная провинция) — одна из четырёх провинций Империи Инков. Располагалась к северу и северо-востоку от Куско. Главным образом, провинция располагалась на территории Юнгас (территория восточных предгорий Анд в Боливии, Перу и частично в Аргентине) в бассейнах рек Урубамба и Мадре-де-Диос. Наименьшая провинция по занимаемой территории.
Сальвадорцы — население Сальвадора (в широком смысле). В узком смысле — испаноязычный народ, составляющий в настоящее время примерно 96 % населения Сальвадора.
Кашиши (порт. caxixi) — ударный музыкальный инструмент в виде корзинки с плоским дном. Имеет африканское происхождение, но широко известен и в Бразилии.
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу...

Подробнее: Керамика индейцев
Культура красной охры, англ. Red Ocher culture/Red Ocher people — аборигенная культура Северной Америки. Идентифицирована по серии археологических памятников в районе верхних Великих озёр, Большой долины реки Иллинойс, и долины реки Огайо на среднем западе США. Здесь был обнаружен погребальный комплекс красной охры, датируемый периодом 1000—400 гг. до н. э., то есть последней стадией архаического и ранней стадией Вудлендского периодов.
Покоманы (самоназвание: покомам) — индейское народ группы майя. Живут в Центральной и Восточной Гватемале. Численность — 49 тысяч.
Гитаррон или «большая гитара» (в испанском языке суффикс «-ón» указывает на большие размеры) — мексиканская шестиструнная бас-гитара очень крупных размеров, используемая в оркестрах мариачи. Несмотря на очевидное сходство с гитарой, гитаррон был изобретён отдельно, это модификация испанского инструмента bajo de uña. Благодаря большим размерам, гитаррон не нуждается в усилении звука с помощью электрической техники.
Казахские музыкальные инструменты — предметы, изготовленные для извлечения различных музыкальных и немузыкальных звуков. Изготавливались как в практических целях (охота, сигналы), религиозных целях (баксы, шаманы), так и для эстетических целей, развлечений, выражения чувств и т.д.
Народная музыка индейцев (Традиционная музыка индейцев, Музыкальный фольклор индейцев) — музыкально-поэтическое творчество коренных народов Северной и Южной Америки, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры индейских народов.
Ювана (Chicano, Chikano, Hodï, Hoti, Jodi, Joti, Jotí, Waruwaru, Yoana, Yuana, Yuwana) — маленький неклассифицированный индейский язык, на котором говорят в Центральной Венесуэле (северная группа в дивизии Боливар на реке Кайма, приток реки Кучиверо; изолированная южная группа в штате Амасонас на реке Игуана, приток реки Асита, и на реке Парусито, приток реки Манапьяре). Почти ничего о нём неизвестно, несколько сотен говорящих являются толковыми охотниками и собирателями.
Список городов майя представляет собой алфавитный перечень важнейших археологических памятников, связанных с доколумбовой цивилизацией майя. Перечень крупнейших месоамериканских памятников иных культур, включая соседей майя, приведен в отдельном списке.
Музыка майя — музыкальное искусство мезоамериканской цивилизации майя. Уничтожение культуры мезоамериканских народов конкистадорами под руководством служителей католической церкви привело к тому, что до нашего времени сохранилось небольшое число произведений и музыкальных инструментов.
Индейские языки Месоамерики (индейские языки Средней Америки, месоамериканские / мезоамериканские языки) — языки аборигенного населения Месоамерики до прихода европейцев. В отличие от большинства местных языков Северной и Южной Америки многие языки Месоамерики в значительной степени сохранились до наших дней.
Донгшо́н (вьетн. Văn hóa Đông Sơn) — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению Донгшон (вьетн. Đông Sơn) во вьетнамской провинции Тханьхоа, где были обнаружены её следы при раскопках в 1924—1928, 1934—1939 и 1961 годах.Предполагается, что носители культуры прибыли в Индокитай с севера около 300 года до н. э., поскольку наиболее ранние находки относятся к этой дате. Культура Донгшон не специализировалась исключительно...
Хушнай, хушнай (от таджикск. Хуш — хороший, най — свирель) — таджикский духовой музыкальный инструмент. Состоит из двух тростниковых дудочек (длиной около 30 см), каждая с язычком и 7 пальцевыми отверстиями. Звукоряд — диатонический, в пределах октавы. Используется как сольный музыкальный инструмент и входит в состав оркестра народных инструментов.

Подробнее: Кошнай
Кому́з (кирг. комуз) — киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной тонкой шейкой. Грушевидный корпус с безладовым грифом представляет собой единое целое (выдалбливается из одного куска дерева). Общая длина инструмента около 90 см. Строится по квинтам и квартам. Средняя струна мелодическая, остальные выполняют функцию бурдона.
Сено́т (исп. cenote, «сено́те») — форма карстового рельефа, естественный провал, образованный при обрушении свода известняковой пещеры, в которой протекают подземные воды. Сеноты находятся на полуострове Юкатан в Мексике и близлежащих островах Карибского бассейна. В прошлом использовались древними индейцами майя в качестве водных источников и мест для жертвоприношений.
Дута́р (перс. دو تار‎/dutār < دو «два» и تار «струна»; тадж. дутор; туркм. dutar, tamdyra; узб. dutor; уйг. дутар/دۇتار) — традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у народов Центральной и Южной Азии. Игра на дутаре — неотъемлемая часть творчества бахшей.
Гондурасцы — население Гондураса (в широком смысле). В более узком — испаноязычный народ, составляющий 93 % населения Гондураса. Общая численность населения страны — 7,3 млн человек(2007).
Костарика́нцы (самоназвание costarricenses, costarriqueños, ticos) — латиноамериканский народ, основное население Коста-Рики. Численность — 3,5 млн.чел. (2008, оценка). В Коста-Рике — 2,94 млн. Живут также в других странах, в том числе 25 тыс. — в США.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я