Понятия со словом «джигит»
Джиги́т (в переводе с тюркских языков — «молодой парень», «юноша», также «молодец») — исторически в Средней Азии и на Кавказе: наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью, искусством управлять конём и владеть оружием.
Связанные понятия
Как и у каждого народа, у казахов есть множество национальных игр, одной из особенностью которых является проверка на силу и выносливость. Чаще всего такие игры имели состязательный характер.
Подробнее: Казахские национальные игры
Кабардинская (или горская) порода лошадей (кабард.-черк. и адыг. адыгэш) — одна из старейших аборигенных пород верхово-упряжного типа.
Кок-бору, Кёк-бёрю, Кюк бюре (кирг. көк-бөрү (синий/сизый волк), в простонародье улак-тартыш (борьба за козла) или улак (козел), южноалт. кöк-бöрӱ, башк. күк бүре, каз. көкпар) — древняя, популярная конная-спортивная игра среди кыргызов, алтайцев, башкир, казахов и других народов Азии. В русском языке для игры кок-бору и её аналога бузкаши также употребляется слово «козлодрание», хотя на деле целью игры является не раздирание туши козла на части, а овладение тушей отбором её у соперника.
Джигито́вка (от тюркского джигит — лихой, храбрый, опытный всадник) — скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта. Возникла и развивалась у народов Кавказа, Средней Азии, казаков как естественный способ верховой езды, подготовки ездока и лошади. Казачий вид спорта. Джигитовка является родоначальницей вольтижировки.
Аксака́л (букв. белобородый: от тюрк. ак — белый и сакал — борода) — глава рода, старейшина, почтенный пожилой мужчина у тюркских народов в Средней Азии и на Кавказе.
Лезгинка — танец, распространённый по всему Кавказу, а также музыкальное сопровождение к этому танцу. Традиционный народный танец горских народов Кавказа.
Шапырашты — один из казахских родов Старшего жуза в системе генеалогии казахов. Основными местами расселения были предгорья Заилийский Алатау в районе города Алматы на юго-востоке Казахстана. Боевой клич (Уран) — «Карасай!», родовые знаки (Тамга) — ай и тумар.
Подробнее: Шапрашты
Сарынь на кичку — приказ волжских разбойников собраться команде корабля в передней части судна для беспрепятственного ограбления. Древнерусским словом сара (сар) с конца XVI до начала XVIII века называли матросов. Слово кичка означает нос корабля.
Амана́т (араб. أَمَانَة от أمان «безопасность») — в восточных языках слово, означающее заложника. В старорусском языке было своё слово — таль.
Жагалбайлы (каз. жағалбайлы) — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Кюй, каз. күй — название традиционной казахской инструментальной пьесы. Исполняется на домбре или других народных музыкальных инструментах. Тех, кто исполняет кюи, называют кюйши (каз. күйші).
Домбра́ также Домбыра́ (каз. домбыра) — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахского народа. Домбра считается народным музыкальным инструментом казахов, ногайцев, а также калмыков.
Баранта или барымта (из чагатайского baranta «разбойничий набег», казах. barymta, которые объясняются из монг. barimta «налет, нападение») — захват скота у тюркских кочевых народов как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб.
Уздень («уздени» — во мн. числе; аналог — «дворянин»; карач.-балк. ёзден, кум. оьзден) — феодальное сословие на Кавказе.
Черноморская кордонная линия — ряд укреплений (постов, батарей и пикетов), устроенных русскими по правому берегу Кубани, начиная от поста Изрядный источник (17 верст ниже падения реки Лабы) и вплоть до берега Черного моря. Целью устройства линии была защита жителей Кубанской области от непрерывных набегов закубанских черкесов, которые ранее владели этими землями. После того как их поселения на правом берегу Кубани были выжжены, а не успевшая бежать часть населения, в первую очередь женщины, старики...
Набеги аварцев — грабительские походы правителей Аварии, совершаемые преимущественно в закавказские страны.
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».
Подробнее: Шанышкылы
Устно-поэтическая традиция известна среди тюркоязычных племен уже в 6-8 веках: её элементы отмечены в орхонских памятниках. Искусство слова занимало почётное место в жизни кочевников-скотоводов. Безымянные акыны создавали народную поэзию, тесно связанную с обрядовым фольклором. Песни подразделяются на следующие жанры: той бастар (песня, предназначенная для начала свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из родного аула), жар-жар (свадебная песня — состязание между джигитами и девушками), бет-ашар...
Подробнее: Казахская народная поэзия
Сарба́з (перс. سرباز — удалец, рискующий головой) — персидский, а также бухарский пехотинец регулярных войск.
Подробнее: Сарбазы
Тархан (каз. тархан; араб. طرخان; башк. тархан; кит. 達干; бур. , монг. дархан; перс. ترخان; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан;) — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.
«Туганлык» (башк. «Туғанлыҡ» — «Родство») — международный фестиваль тюркоязычных театров.
Абрек — человек, ушедший в горы, живущий вне власти и закона, ведущий партизанско-разбойничий образ жизни; первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление, обычно убийство. Термин был распространён на Северном Кавказе, в Грузии также абраг, в Абхазии абрагь, а в Азербайджане «Гачаг».
Айты́ш у киргизов и башкир, (от кирг. айтыш, башк. әйтеш — сказ), айты́с у казахов — импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (комуз у киргизов).
Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.
Черкесское седло (кабард.-черк. адыгэ уанэ) (также может встречаться под названием «кабардинское») относится к типу арчаков (от «арчак» — деревянный остов седла, обтянутый кожей).
Аталычество (Аталык) — древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечении определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.
Дастан (от перс. داستان дастан — «рассказ») — эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
Терекеме, таракяма (азерб. Tərəkəmə) — азербайджанский народный танец, танец кочевников-скотоводов. Считается, что зародился в племени терекеме.
Ну́кер (от монг. нөхөр; калм. нөкр — друг, товарищ, бур. нухэр — друг, помощник) — дружинник на службе феодализирующейся знати в период становления феодализма в Монголии. Во время войны нукеры выступали ратниками в войске своего сюзерена, в мирное время — стражей, «домашними людьми», приближёнными. Первоначально он получал за свою службу полное содержание и снаряжение, затем часть военной добычи и земельные пожалования с насельниками-крестьянами (своеобразные бенефиции), что способствовало превращению...
Тама — казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Адайская лошадь — местная лошадь юго-запада Казахстана, одно из отродий казахской лошади. Выведена в Мангыстауской области путём улучшения казахской лошади туркменскими породами, разводится в настоящее время в Казахстане и прилегающих территориях. Эта лошадь хорошо приспособлена к жаркому климату и табунному содержанию, то есть лошади практически круглый год самостоятельно пасутся в степи, присматриваемые чабанами. Масть серая, гнедая, рыжая, соловая и буланая; высота в холке 136—140 см. Издавна...
«Нарты» — государственный конно-драматический театр во Владикавказе, основанный в 1990 году. Театр объединяет в себе драматическое, цирковое, хореографическое, спортивное искусство. Создан при содействии Министерства культуры РФ и АО «Кавэлектронстрой», директор которого Ф. Т. Цахилов стал меценатом театра. Коллектив возглавил Анатолий Дзиваев. С 1996 года театру присвоен государственный статус.
Байге (кирг. байге — никич приз; каз. , тат. и башк. бәйге /bæjˈge/; узб. Poyga) — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов — (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков).
Акы́н — поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, киргизов, ногайцев и каракалпаков. Есть похожие народные певцы — жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники), но, в отличие от акынов, они исполнители, а не создатели произведений. Стихи акыны читают нараспев под звуки (домбры, комуза) — струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами.т.б.
Азербайджанский фольклор — устное народное творчество азербайджанского народа, представленное трудовыми, обрядовыми и бытовыми песнями, легендарными, любовными и историко-героическими эпическими произведениями (дастанами), сказками, юморесками (лятифа), пословицами, поговорками, загадками. Такие дастаны, как «Кёроглы», «Асли и Керем», «Ашик-Гариб», «Шах Исмаил» занимают основное место в азербайджанском фольклоре. Многие из них связаны с историческими событиями и отражают патриотические и гуманистические...
Сре́дний жуз (каз. Орта жүз) — группа казахских племенных объединений в Центральном, Северном и Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную, северную и восточную часть современной территории Казахстана.
Семиреченские казаки́ — группа казаков, проживающая в Семиречье, на юго-востоке современного Казахстана и северной Киргизии. В прошлом были объединены в отдельное казачье войско.
Жуз (каз. жүз, jüz, جٷز — «союз») — исторически сложившееся объединение казахов.
Гре́бенское каза́чье войско — казачье войско, сформированное в 1711 (1712?) году в составе вооружённых сил Русского государства из гребенских казаков. С 1721 года Гребенское казачье войско в составе иррегулярных войск Российской империи в подчинении Военной коллегии. Со временем, в результате множества переформирований, это войсковое соединение в качестве полка (1-й Кизляро-Гребенской, имени генерала Ермолова полк) вошло в состав Терского казачьего войска Русской императорской армии.
Практическая эскадра Балтийского моря (Учебная эскадра Балтийского флота) — соединение кораблей Российского императорского флота, созданное в период начала строительства паровых броненосных кораблей для подготовки личного состава Балтийского флота. Создана при активном участии адмирала Г. И. Бутакова.
Больша́я Нога́йская Орда́ (Больши́е Нога́и) — государственное образование ногайцев (ногаев), выделившееся во 2-й половине XVI века из Ногайской Орды. В 1634 году ногаи Большой Орды переселились на правобережье Волги, где кочевали с Малыми ногаями.
Сибирская военная флотилия (Сибирская флотилия) — несколько раз создававшееся объединение военных кораблей и судов на Дальнем Востоке России.
Гилянское ханство — феодальное государство, существовавшее на Иране с 1747 по 1802 год. Столица — город Решт.
Ма́лые Нога́и (Ма́лая Нога́йская Орда́, Казы́ева Орда́, Казы́ев улу́с) — государственное образование ногайцев на правобережье Волги и в Приазовье, выделилось во второй половине XVI в. из Ногайской Орды. Основатель — мурза Казый. До середины XVIII в. находились в зависимости от Крыма и Турции.