Понятия со словом «вария»
Вари́я (синонимы: тяжкая, тяжёлое ударение) — надстрочный диакритический знак греческой письменности (в политонической орфографии, использовавшейся с древнегреческих времён до реформ конца XX века) и кириллической церковнославянской письменности. Выглядит приблизительно как \ (над высокими буквами черта может быть расположена почти горизонтально). Обозначает ударение, в древнегреческом языке отличное от других видов ударения по произношению, а в церковнославянском — по формальному признаку: пишется...
Связанные понятия
Квинт Фа́бий Ма́ксим (лат. Quintus Fabius Maximus; III век до н. э.) — древнеримский политический деятель из патрицианского рода Фабиев, курульный эдил 267 года до н. э.
За́говор Пизо́на (лат. coniuratio Pisonis) — крупный заговор против императора Нерона в 65 году с целью его убийства и передачи власти аристократу Гаю Кальпурнию Пизону. Закончился неудачей, большая часть участников погибла. Наиболее подробно описан у Тацита («Анналы», XV, 48—74), упоминается у Диона Кассия («Римская история», LXII, 24—27), Светония («Жизнь двенадцати цезарей», Нерон, 36) и Полиэна («Военные хитрости», VIII, 62).
Флакк — когномен древнеримских родов Валериев, Верриев, Горациев, Кальпурниев, Лениев, Мунациев, Фульвиев.
Подробнее: Флакки
Об ора́торе (лат. De Oratore) — трактат Марка Туллия Цицерона, посвящённый ораторскому искусству. Является основополагающим произведением Цицерона на эту тему, в котором раскрываются основы мастерства красноречия.
По́рции (лат. Porcii) — древнеримский плебейский род, происходивший из Тускулума, в Лациуме, известный со второй половины III века до н. э.
Варро́н (лат. Varrō, предположительно, от varus - «кривоногий») - древнеримское родовое имя (когномен), носителями которого являлись Теренции. Из их числа наиболее известными были следующие представители...
Кла́вдии (лат. Claudii, gens Claudia) — римский род сабинского происхождения, образовавший, вместе с 5 000 клиентами, отдельную трибу, с Аппием Клавдием во главе (см. ниже). Род этот, из которого выделилась плебейская ветвь (известными её представителями являются Марцеллы), с самого начала отличался аристократическим высокомерием и особенным упорством в защите своих прав во время борьбы с плебеями. По примеру Публия Клодия, в последние годы республики некоторые члены этого рода стали именоваться...
Сравни́тельные жизнеописа́ния (др.-греч. Βίοι Παράλληλοι — bíoi parállēloi) — произведение древнегреческого писателя Плутарха, состоящее из двадцати двух парных биографий известных греков и римлян. Иногда к ним также добавляют четыре сохранившихся одиночных биографии.
Фили́ппика (др.-греч. οἱ (λόγοι) Φιλιππικοί — филиппики) — в переносном смысле гневная, обличительная речь. Термин принадлежит афинскому оратору Демосфену, который произносил подобные речи против македонского царя Филиппа II в IV веке до н. э. (сохранилось четыре речи против Филиппа, причём четвёртую часто считают неподлинной). Филиппиками в подражание Демосфену Цицерон называл свои речи, направленные против Марка Антония (в 44–43 годах до н. э. им были написаны и дошли до нашего времени четырнадцать...
Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).
Реституцио́нная моне́та (от лат. restituere — «восстанавливать») — монета, изображения на которой точно или приблизительно повторяют изображения на более ранних монетах и содержащая указания на этот факт.
Ютурна (лат. Juturna) — в римской и латинской мифологии нимфа источника, почитавшаяся ремесленниками и имевшая в Риме водоём (лат. lacus Juturnae), близ храма Весты.
Акви́лий (лат. aquila — «орёл») — латинское мужское имя. Также Аквилии — древний патрицианский род Древнего Рима.
Сабиниа́нцы (лат. sabiniani) или кассианцы (лат. cassiani) — представители древнеримской юридической школы I века, основанной Гаем Атеем Капитоном, но называемой по именам её наиболее выдающихся руководителей: Мазурия Сабина и Кассия Лонгина, ученика Сабина.
Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству...
Фламин Марса (лат. Flamen Martialis) — в древнеримской религии был первосвященником официального государственного культа бога войны Марса.
Квиндецемви́ры священноде́йствий (лат. quindecemviri sacris faciundis или просто decemviri sacris) — одна из главных жреческих коллегий Древнего Рима, члены которой избирались пожизненно. Их главной обязанностью было заботиться о Сивиллиных книгах и проверять их во всех важных для государства событиях по приказу сената.
Эпитома́ (греч. ἐπιτομή, epitomé — отрывок, выдержка) — краткое изложение большого научного или литературного произведения, составленное эпитоматором — историком, излагающим содержание произведений своих предшественников.
Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.).
Авгу́р (лат. augures) — член почётной римской жреческой коллегии, выполнявший официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея, а инсигниями — жезл (lituus) и специальный сосуд (capis) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в...
Туллии — древнеримский род. Из лиц, принадлежавших к этому римскому роду (gens), кроме названных под словом Tullia женщин...
Список префектов города Рима со времен первого царя (Ромула) и до последнего упоминаемого префекта (879 год).
Список содержит имена и даты полномочий упоминающихся в источниках народных трибунов (tribuni plebis) Римской республики в период с 493 года до н. э., когда эта должность была учреждена, по 43 год до н. э. Изначальной задачей народных трибунов была защита интересов плебса от патрициев; поэтому все трибуны за редчайшим исключением (Публий Клодий Пульхр по рождению принадлежал к сословию патрициев) были плебеями.
Leges frumentariae (с лат. — «хлебные законы») — условное название совокупности древнеримских законов, регулировавших государственную политику обеспечения населения хлебом — как с помощью его продажи римским гражданам по сниженным ценам, так и путём бесплатных раздач.
Гай (лат. Gaius) — личное имя (преномен) в Древнем Риме этрусского происхождения (Cai, Cae, этимология неясна).
«Сон Сципиона» (лат. Somnium Scipionis) — шестая и последняя книга труда «О государстве» Цицерона. Представляет собой вымышленное сновидение римского военачальника Сципиона Эмилиана, произошедшее за два года до уничтожения Карфагена в 146 году до н. э. под его командованием.
Год четырёх императоров (лат. annus quattuor imperatorum) — период в истории Римской империи (68—69 годы), в течение которого на престоле сменилось четыре правителя: Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан.
Популя́ры (лат. populares от populus — народ) — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоявшее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию.
Ауспи́ция (лат. auspicia, от avis — «птица» и speculare — «наблюдать»), Птицегада́ние — в узком смысле — гадание авгуров по поведению птиц, откуда и происходит этимология, в широком — гадание авгуров вообще. В этом смысле использовался также термин augurium либо auspicium ex diris (signis). Ауспиции как предзнаменования делились на 5 видов...
Куриации (Curiacii) — альбанский род, по древнеримскому преданию в лице трёх своих представителей бившийся с тремя представителями римского рода Горациев во время войны между Римом и Альба-Лонгой.. Подробнее см. Горации и Куриации...
Похищение сабинянок, или сабинская война, — эпизод, относящийся к легендарному периоду римской истории.
Курии (лат. Curii, gens Curia) — древнеримский плебейский род, упоминается впервые в III веке до н. э.. Самые характерные для рода преномены — Маниус, Квинт и Гай.
Куру́льное кре́сло (лат. sella curulis) — отличительный признак курульных магистратов, особое кресло без спинки с X-образными загнутыми ножками. Первоначально делалось из слоновой кости, позднее из мрамора и бронзы.
Марк Курций (лат. Marcus Curtius) — мифический молодой римлянин, принёсший себя в жертву подземным богам.
За́говор Катили́ны (лат. Coniuratio Catilinae; Bellum Catilinae) — попытка части римского нобилитета захватить власть в результате вооружённого выступления. Событие названо по имени организатора тайного соглашения, Луция Сергия Катилины. В течение 60-х годов до н. э. произошло два заговора, наиболее известным из которых является последний.
Пе́рвый триумвира́т — политический союз в древнем Риме в составе Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого и Марка Лициния Красса.
Пуническая совесть (лат. Punica fides или Punica religio) — ироническое определение вошедшего в пословицу вероломства карфагенских вождей, которое они проявляли по отношению к римлянам во время Пунических войн (264—146 годы до н. э.).
Флами́ны (лат. flamines, единственное число flamen) — жрецы отдельных божеств в Древнем Риме.
При́нцепс (лат. princeps — первый) — первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (princeps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров. В эпоху Империи почётное место принцепса после трансформации стало важным атрибутом императорской власти.
Дидим Халкентер (лат. Didymus Chalcenterus, др.-греч. Δίδυμος χαλκέντερος; Didymos chalkenteros, Дидим «медные внутренности», Дидим Александрийский, 63 — 10 гг. до н.э.) — греческий учёный и грамматик эпохи Эллинизма, живший в одно время с Марком Туллием Цицероном и Октавианом Августом. Его следует отличать от современника, стоика Ария Дидима.
Ку́мская сиви́лла (др.-греч. Σιβυλλα; лат. Sibylla Cumana; Sibylla) — жрица, председательствующая в храме Аполлона в Кумах, греческой колонии, расположенной недалеко от современного Неаполя, Италия. Имя пришло через латынь от древнегреческого слова «сибилла», то есть пророчица. Легенды о сивиллах существовали во многих местах Древнего мира.
Оптиматы (лат. optimus — наилучший) — идейно-политическое течение в Древнем Риме во II—I вв. до н. э., которое выражало интересы сенатской аристократии, т. н. нобилитета, в противовес популярам. Применение термина в исторических исследованиях остаётся дискуссионным вопросом.
«Верги́лиев ора́кул» (лат. Sortes Vergilianae) — известный со II века сборник цитат из Вергилия (70—19 годы до н. э.), к которому прибегали, как к оракулу. Такой способ гадания относится к библиомантии.
Центурия (лат. centuria — сотня; от centum — сто) — военное подразделение римской армии. В легионе было 60, при Империи 59 центурий. По мнению большинства специалистов, первоначально центурия насчитывала действительно около 100 человек, что примерно соответствует современной армейской роте, хотя имеются возражения. Некоторые авторы ссылаются на то, что во времена царского периода, в Риме просто не хватило бы солдат на 193 центурии (по реформе Сервия Туллия), в результате чего размер центурии оказался...
Древнегреческие учёные эпохи эллинизма выделяли наилучших писателей в том или ином жанре и составляли каноны лириков, эпиков, историков и т. п. Александрийскими учёными Аристофаном Византийским и Аристархом Самофракийским были выделены и десять лучших ораторов Древней Греции. Поскольку главным центром древнегреческого красноречия были Афины, постольку этот канон ораторов принято называть каноном десяти аттических (или афинских) ораторов. В этот канон вошли...
Подробнее: Канон десяти аттических ораторов
Фламинины — одно из фамильных прозваний древнеримского патрицианского рода Квинкциев.
Колле́гия понти́фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.