Школа (галерея)

  • «Школа» — первая московская арт и фото-галерея , существовавшая в 1991—1994 годах.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Айдан галерея — одна из самых известных московских галерей современного искусства, просуществовавшая с 1992 по 2012 годы. Ныне преобразована в Айдан студию, некоммерческое пространство — открытую для посещения коллективную мастерскую.
Неофициальное искусство СССР (или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство, андерграунд) — под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андеграундного» существования неофициальное искусство в СССР было тесно связано с...
Арт-группа «Крепость» — творческое объединение, основанное группой художников ленинградского андеграунда во второй половине 80-х годов.
Летняя школа в Шиннекок-Хилс (англ. Shinnecock Hills summer school) — частная художественная школа, существовавшая на рубеже XX века в местечке Шиннекок-Хилс, штат Нью-Йорк, США, созданная художником и педагогом Уильямом Чейзом.
«Русское бедное» — выставка современного искусства, открывшаяся 25 сентября 2008 года в Перми. Куратор — Марат Гельман, продюсер — Сергей Гордеев.

Упоминания в литературе

Московская выставка, прошедшая в Государственном музее изобразительных искусств на Волхонке, называлась «Парижская школа», на ней были представлены 227 работ 59 художников, преимущественно не из музеев, а из частных собраний Франции, Швейцарии и России. Даже те работы, которые происходили из музейных собраний, попали туда спустя десятилетия после кончины их создателей, по завещанию или в качестве даров отдельных коллекционеров. Так, холст скончавшегося в 1968 году Михаила Кикоина (Michel Kiko?ne, 1892–1968) «Новый мост» оказался в Центре Помпиду спустя десять лет, будучи подаренным дочерью художника Клер Маратье-Кикоин (Claire Maratier-Kiko?ne, 1915–2013) и Жаком Янкелем; пейзаж умершего в 1977 году Лазаря Воловика (Lazare Volovick, 1902–1977) «Париж. Набережная Сены» оказался в ГМИИ спустя шесть лет, благодаря дару вдовы художника балерины Лии Зиновьевны Гржебиной (1906–1989); работы покончившего с собой в 1930 году Юлиуса Мордехая (Жюля) Паскина (Jules Pascin, 1885–1930) из парижского городского Музея современного искусства, Центра Помпиду и Музея искусства и истории иудаизма поступили в дар от разных собирателей уже после гибели художника. Центральное значение города подчеркивалось воспроизведением на буклете к экспозиции фотографии не какого-либо из представленных на выставке произведений, а бульвара Монпарнас – того места, где были созданы многие из экспонировавшихся картин.
Оказывается, советские искусствоведы того времени действительно знали современные течения в искусстве. Ведь понятие «Парижская школа» появилось лишь за три года до этого. 27 января 1925 г. французский журналист Андре Варно впервые использовал его, заявив в газете «Комедия»: «Парижская школа существует… позже историки искусства смогут лучше нас определить характер и изучить составляющие ее элементы». И он оказался прав. Художники, причисленные к этому течению, получили всемирную известность. Их работы являются гордостью самых престижных музеев, а на аукционах мгновенно продаются по рекордным ценам. Подтверждением неугасающего интереса и к художникам Парижской школы, и к той блистательной эпохе рождения нового искусства XX в. стала выставка «Парижская школа. 1904–1929 гг. Часть другого», проводившаяся Музеем современного искусства Парижа с 30 ноября 2000 г. по 11 марта 2001 г. Круг мастеров, работы которых были включены в экспозицию, не только не сузился по сравнению с той самой московской выставкой, но и пополнился новыми именами, среди которых Жак (Яков) Балглей, Хаим Сутин и Эжен (Евгений) Зак. И хотя все трое родились на территории современной Беларуси, можно с уверенностью утверждать, что не всем ее жителям известны их имена.
В одном из этих доходных домов, фасад которого выходит в переулок, находилась квартира с двумя мастерскими и живописной школой известного художника конца XIX – начала XX века С. Ю. Жуковского, у которого учились художник И. И. Нивинский и поэт В. В. Маяковский. Также в одном из этих домов с 1899 по 1909 год жил певец Леонид Собинов, а в 1930-х – кинорежиссер Дзига Вертов. Здесь находилось издательство «Польза» В. М. Антика, известного своими сериями «Народный университет», «Педагогическая академия», «Универсальная библиотека». Тут была последняя перед изгнанием квартира А. И. Солженицына, в которой 12 февраля 1974 года он был арестован.
Эмиграция круто изменила судьбу И. Е. Домбровского, вынужденного искать способы вхождения в другой социальный контекст. В декабре 1922 года он поступил учиться в Художественную студенческую лигу (Art Students League) и записался в классы Джона Слоуна (преподавал в Лиге в 1914–1938 гг.) – известного художника-реалиста, популярного журнального иллюстратора, одного из лидеров «школы мусорного ведра» («Ashcan school»). По-видимому, Слоун первым вовлек своего ученика в выставочную жизнь Нью-Йорка: в 1925 году два портрета начинающего русского художника были показаны на очередной выставке Общества независимых художников (Society of Independent Artists), председателем которого Слоун был на протяжении многих лет. Открывший американцам эстетическую значимость современного города, убежденный сторонник реального взгляда на мир, наставник Домбровского, между прочим, увлекался творчеством примитивных народов, в особенности ритуальным искусством индейцев Америки и Мексики. Марсия Аллентак утверждает даже, что именно Слоун «зажег» Грэма искусством примитива[186].
В 1883 году дом приобрел граф П.А. Зубов, внучатый племянник одного из фаворитов Екатерины II. Одним из его наследников, владевших домом с 1890-х годов, был В.П. Зубов, создатель и первый директор Института истории искусств (открыт в 1912 году в его собственном особняке на Исаакиевской площади, № 5). В 1905 году два нижних этажа перестроил архитектор Г.И. Люцедарский для торгового дома «М. и И. Мандль». Он реконструировал помещения, частично изменил рисунок дверей и витрин, ввел элементы оформления в стиле модерн. В конце XIX века в здании размещались магазин «Флора» известного садовода Г.Ф. Эйлерса, фотоателье Лоренса и Мартини, магазин мебели «Братья Тонет». Здесь устраивались концерты и собрания Петербургского общества камерной музыки, которое возглавлял лесопромышленник и музыкальный деятель М.П. Беляев. Тут же находились Петербургская музыкальная школа и дирекция симфонических концертов графа А.Д. Шереметева. Этим объясняется бытовавшее в свое время название «музыкальный дом». В 1907–1917 годах в нем располагалась дирекция Литературно-художественного общества, основанного издателем А.С. Сувориным, – Суворинский клуб. На концертах в клубе выступали В.Н. Давыдов, Ю.М. Юрьев, М.Г. Савина, Н.Н. Фигнер, В.Э. Мейерхольд, Айседора Дункан. Собирался здесь также Литературно-художественный кружок имени Я.П. Полонского под руководством вдовы поэта, скульптора Ж.А. Полонской. В 1910-х годах работало Международное бюро пароходов.

Связанные понятия (продолжение)

Гейдельбергская школа (англ. Heidelberg School) — австралийское художественное движение конца XIX века, позднее было описано как Австралийский импрессионизм.
Открытый клуб — московский клуб и галерея, где проходят выставки произведений искусства разных эпох и направлений, а также другие культурные события.
Первая галерея — первая частная галерея современного искусства в России. Существовала в Москве с 1989 по 1992 год.
Выставки изобразительного искусства Ленинграда — важная составляющая художественной и культурной жизни города на протяжении большей части XX века, своеобразный барометр состояния и тенденций развития изобразительного искусства.
Первая выставка ленинградских художников, открытая 24 апреля 1935 года в Русском музее, стала крупнейшим событием в жизни ЛОССХ за три года его существования.
Дом Нащокина — московская художественная галерея, основанная в 1994 г. и получившая название по месту расположения в доме друга Пушкина Нащокина в Воротниковском переулке.
Лига студентов-художников Нью-Йорка (англ. Art Students League of New York) — художественное учебное заведение (школа) в США, расположенная на Западной 57-й стрит в Нью-Йорке. На протяжении более сотни лет сохранила традиции по обучению как профессиональных художников, так и любителей, на приемлемых ценах, по удобному для обучающихся графику, охватывая студентов из всех слоев общества. Среди своих педагогов и выпускников в школе было много выдающихся художников самых разных течений в мире искусства...
«Искусство или смерть» (первоначально, в 1987—1988 гг., — Группа «ЖУПЕЛ») — товарищество (арт-группа) ростовских (Ростов-на-Дону) и таганрогских художников, основанное А. С. Тер-Оганьяном в сентябре 1988 года. Одно из самых ярких художественных объединений перестроечных лет.
Московский салон — художественное общество, существовавшее в Москве в 1910—1921 гг.
Антубам Кофи (14 апреля 1922 — 3 апреля 1964, Ачимота, около Аккры) — ганский скульптор и художник, считающийся одним из создателей ганской национальной ганской школы живописи. Все его произведения выполнены в традициях народного ганского искусства.
«Проун» — московская художественная галерея, занимающаяся русским искусством первой трети XX века (главным образом русским авангардом), второй волной русского авангарда, а также народным русским и украинским декоративным искусством. Расположена на территории «Винзавода».
«Велта» — московская галерея современного искусства. Существовала с 1992 по 2004 год.
После Графа — художественная выставка учеников Леонида Стуканова, проходившая с 25 февраля по 23 марта 2017 года в Выставочном зале Таганрогского отделения Союза художников РФ.
Osnova (Осно́ва) — московская галерея, работающая с молодыми российскими и европейскими художниками.
Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) — образовано в 1981 году «неофициальными» художниками Ленинграда. Целью организации стало преодоление кризиса, связанного с разделением на «официальное» и «неофициальное» искусство.
Училище изящных искусств А. О. Гунста — московское учебное заведение художественного профиля, основанное и возглавляемое архитектором и художником А. О. Гунстом. Училище Гунста стало первым в Москве частным учебным художественным заведением. В нём преподавали многие видные художники и архитекторы, учились скульптор А. С. Голубкина и художник Д. Н. Кардовский.
М-галерея — галерея современного искусства, представлена в городе Ростове-на-Дону с 2008 года.
Объединение «Выставочные залы Москвы» — объединение учреждений музейного типа, относящихся к выставочным залам, основанное в 2013 году. Представляет собой сеть современных выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства. В настоящее время в Объединение входит 19 галерей, расположенных в 9 округах Москвы.
Бостонская школа живописи (или Бостонская школа) — группа американских художников, работавших в первые три десятилетия XX века.Считается школой американских импрессионистов, у которых был свой собственный региональный (бостонский) стиль. Их излюбленными темами были — портреты, пейзажи, интерьерные картины. Главными художниками, оказавшими влияние на живописцев этой школы, были Джон Сарджент, Клод Моне и Ян Вермеер. Ключевыми фигурами Бостонской школы являлись — Эдмунд Тарбелл, Фрэнк Бенсон и Уильям...
Академия Витти (фр. Académie Vitti) — французская частная академия художеств в Париже в районе Notre-Dame-des-Champs, существовавшая с 1894 по 1914 годы.
Владивостокская биеннале визуальных искусств — международный фестиваль визуальных искусств, который проводится каждые два года. С 1998 по 2013 год состоялось восемь биеннале. В 2015 году биеннале во Владивостоке не проводилась.
Московская живописная школа (или Московская школа живописи) – устойчивое понятие, закрепившееся с конца XIX века в отношении нескольких поколений московских живописцев, тяготевших в своём творчестве к «широкому спектру традиций старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества».
Свободный музей: городские легенды (белор. Свабодны музей: гарадскія легенды) — минская городская художественная выставка под открытым небом, посвященная известным людям, которые жили и работали в Минске. Экспозиция знакомит с учёными, спортсменами, изобретателями, художниками, композиторами, артистами и другим именитыми горожанами, внесшими значительный вклад в историю и жизнь Минска. Период проведения выставки в 2016 году: 30 июня-30 сентября. По словам организаторов проект «Свободный музей» получит...
Академия Сан-Карлос (исп. Academia de San Carlos) — национальная мексиканская Академия искусств (в первую очередь скульптуры). Находится в Мехико.
«Вата» — частная некоммерческая арт-галерея современного искусства в Ростове-на-Дону.
Санкт-Петербургское общество художников (1890 —1918) — объединение русских художников академического направления. Оставило заметный след в художественной жизни России конца XIX – начала XX века.
«На Каши́рке» — крупнейший государственный выставочный зал в Южном округе Москвы. Расположен в районе Нагатино-Садовники недалеко от станции метро Каширская, рядом с парком «Садовники».
Товарищество «Искусство или смерть» — ретроспективная выставка «Товарищества „Искусство или смерть“», проходившая с 26 сентября по 25 октября 2009 года в московском Государственном музее современного искусства Российской академии художеств в рамках 3-ей московской биеннале современного искусства. Куратор — Ольга Голованова.
Искусство против географии — арт-проект Марата Гельмана. Реализовывался в рамках фестиваля «Культурная столица», поддерживавшего выдвижение Сергея Кириенко на пост мэра Москвы в 1999 году.
Ленинградский Союз художников основан 2 августа 1932 года как Ленинградский Областной Союз советских художников; с 1959 года — Ленинградское отделение Союза художников РСФСР; с 1968 года — Ленинградская организация Союза художников РСФСР (ЛОСХ); с конца 1991 года после переименования Ленинграда в Санкт-Петербург носит название Санкт-Петербургский Союз художников.
Моско́вская биенна́ле совреме́нного иску́сства — международная выставка современного искусства, проходящая в Москве по нечётным годам начиная с 2005 года.
Ве́рбовка — кустарное общество (артизанский кооператив, артель) декоративного-прикладного искусства, созданное в 1910 году в селе Вербовка Каменского уезда Киевской губернии Российской империи помещицей Натальей Давыдовой.
Это обзорная статья о музеях Москвы. О конкретных музеях см. Список музеев Москвы.

Подробнее: Музеи Москвы
Некрореализм — художественное направление, возникшее в начале 1980-х годов в Ленинграде.
Кунстхалле в Берне (нем. Kunsthalle Bern) — здание для проведения художественных выставок в Берне. Оно было построено в 1917—1918 годах союзом художественной галереи и открыто 5 октября 1918 года в районе Кирхенфельд. С тех пор там проходят многочисленные выставки, в большинстве случаев современного искусства. Здесь побывали с индивидуальными выставками Даниель Бюрен, Христо, Альберто Джакометти, Джаспер Джонс, Пауль Клее, Сол Ле Витт, Генри Мур, Брюс Науман.
«Дар» — московская арт-галерея, специализировавшаяся на представлении наивного искусства. Функционировала с 1990 по 2002 год.
Московская международная биеннале молодого искусства, впервые прошедшая в июле 2008 года, стала новым форматом, который приобрели фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства ежегодно с 2002 по 2006 годы) и выставка молодого искусства «Мастерская» (проводится Школой современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства ежегодно с 2001 года и по сей день.).
Парижская школа (фр. École de Paris) — условное обозначение для нескольких поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в Париже с 1900 до 1960-х годов. Часто их подразделяют на представителей трёх периодов...
Краснодарский институт современного искусства / КИСИ — некоммерческая самопровозглашённая образовательная институция, созданная в Краснодаре арт-группировкой «ЗИП» в июле 2011 года.
Городской музей «Искусство Омска» — бюджетное учреждение культуры города Омска; музей культурологического и искусствоведческого профиля; музей искусства одного города. Неофициальное сокращённое название — ГМИО.

Упоминания в литературе (продолжение)

Под № 32 – огромный барский дом конца XVIII века, перестроенный после пожара 1812 года в стиле ампир. Великолепен его могучий портик из восьми колонн с треугольным фронтоном. С 1868 года здесь помещалась частная гимназия Л. И. Поливанова – видного русского педагога и либерального общественного деятеля. Гимназия славилась неказенными методами преподавания, прогрессивным духом и особым вниманием к словесности. Не случайно Л. Н. Толстой и А. Н. Островский отдали сюда учиться своих сыновей. У Поливанова получили среднее образование поэты В. С. Соловьев, В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Л. М. Радин (автор песни «Смело, товарищи, в ногу»), режиссер А. М. Федотов, композитор Л. А. Половинкин, шахматист А. А. Алехин, художник А. Я. Головин. В 1880 году в гимназии на Пушкинской выставке побывал Ф. М. Достоевский, а в 1881 году – Л. Н. Толстой, завязавший на большой перемене диспут с преподавателями, посвященный вопросам искусства. В советское время здание гимназии заняла Государственная академия художественных наук, затем детские музыкальная и художественная школы.
На углу Харденбергштрассе и Фазаненштрассе находится Академия искусств, включившая в себя после объединения в 1975 г. Высшую школу искусств и Высшую школу музыки (консерваторию). Она была построена в 1898 – 1902 гг. архитекторами Генрихом Кайзером и Карлом фон Гроссхаймом в стиле нового барокко. Кроме концертного и театрального залов здесь есть еще и коллекция музыкальных инструментов, куда вошли такие редкие экземпляры, как флейта Фридриха Великого, рояли Баха, Мендельсона, Вебера и Клары Шуман.
Эбенизер Говард – не единственный иностранец, повлиявший на американское градостроительство. Шарль-Эдуар Жаннере родился в 1887 году в городе Ла-Шо-де-Фон, что расположен в горах Юра в Швейцарии. В местной художественной школе он учился ремеслу гравера (Ла-Шо-де-Фон был одним из центров часового производства), но в семнадцать лет, спроектировав первый в своей жизни дом, юноша решил стать архитектором. Следующие двенадцать лет Шарль-Эдуар стажировался у двух ведущих европейских архитекторов, Огюста Перре в Париже и Петера Беренса в Берлине, изучал архитектуру в поездках по Италии, Турции и Греции, а также выполнял архитектурные заказы в родной Швейцарии. В тридцать лет, сочтя, что провинция для него тесна, он перебрался из Ла-Шо-де-Фона в Париж.
В 1855 году Писсарро приехал во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период – сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870 – 1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Из всего собрания картин и эскизов художника того периода сохранилось всего сорок произведений.
В 1885 г. в доме открылся торгово-промышленный музей кустарных изделий, выставленных на Всероссийской выставке. В нем также находились Высшие женские курсы В.А. Полторацкой, художественно-промышленная школа, хоровые классы народной консерватории, в 1903 г. это был адрес букиниста А.М. Старицына, о котором писал Анатоль Франс.
Современный русский писатель Дмитрий Валентинович Агалаков родился в 1966 году в Самаре. Еще с детства будущего писателя неудержимо влекло к изобразительному искусству – в первую очередь к рисованию и лепке. Этому была причина – в роду были иконописцы, странствующие по русскому Северу и Уралу, и эта линия уходила в глубину веков. И Дмитрия отдали в художественную школу. После восьмого класса общеобразовательной школы Дмитрий Агалаков поступил в художественное училище, которое и закончил по специальности «художественное оформление». Затем была служба в Советский Армии, откуда Дмитрий вернулся в чине младшего сержанта и с удостоверением командира БМП (боевой машины пехоты). И тут, в двадцать лет, судьба Дмитрия Агалакова круто изменилась. Родители – врачи-невропатологи и художники-любители – видели в нем только живописца или скульптора, но однажды вошли в его комнату на стук печатной машинки. «Что это?» – спросили они. И Дмитрий ответил: «Я не буду художником – я стану писателем». Но пока это был только оклик его музы! Только высокая мечта!
Из других творческих объединений 20-х, начала 30-х необходимо упомянуть тех, кто не следовал традициям классической школы, а предпочитал практику эксперимента. Это «Цех живописцев», созданный в 1926 году Александром Васильевичем Шевченко, творческое объединение «Октябрь», занятое поиском промышленных форм в изобразительном искусстве и архитектуре, группа «Тринадцать», организованная в конце двадцатых и названная так по количеству участников.
Велико его мемориальное значение. В этом доме располагались Первая российская консерватория, Английское собрание, столичный «Шустер клуб». В нем в разные годы бывали знаменитые русские зодчие: А.Ф. Кокоринов, СИ. Чевакинкий, Ф.И. Шубин, ученики СИ. Чевакинского – И.Е. Старов и В.И. Баженов. Дом № 64 на Мойке стал первой школой великих композиторов и музыкантов России: А.Н. Рубинштейна, П.И. Чайковского и многих других представителей объединения «Могучая кучка».
Я официально начал работать в школе 47 лет тому назад – 1 мая 1920 года – со дня съемок знаменитого «Всероссийского субботника». Но для того чтобы мой рассказ был наиболее точен, чтобы он был, так сказать, исторически обоснован, необходимо заглянуть в еще более давнее время. Я в школу пришел не только как художник и начинающий режиссер русского кино, но и как уже достаточно опытный режиссер документальной советской кинематографии.
Первая в России специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей была открыта в 1989 году в г. Армавире. Инициатором ее создания и бессменным до сего времени директором является Александра Кирилловна Куценко, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Под ее руководством работа здесь начиналась с нуля и носила характер эксперимента, так как это была единственная в России музыкальная школа для детей с проблемами зрения, работающая по существующим типовым учебным планам. Ныне в ней обучается 310 детей, в том числе 100 инвалидов из Краснодарского края и Республики Адыгея. С 1993 года здесь же учатся и дети с нормальным зрением.
С 1779 года Иван Дмитревский, помимо игры на сцене, также занимал должность учителя драматического искусства в частном театре Книппера. Формально он был обязан давать ученикам 12 уроков в месяц, но занимался с ними ежедневно по два раза. Под его руководством театр поставил 28 пьес, в том числе впервые – «Недоросль» Д.И. Фонвизина (1782; в этой постановке Дмитревский играл роль Стародума). Одновременно Дмитревский преподавал театральное искусство в особой Театральной школе, а в Смольном институте работал учителем истории, географии и словесности. Занимался он и литературным творчеством. Перу Дмитревского принадлежали три оперы («Танюша, или Счастливая встреча», «Смотр невест в гулянье 1-го мая» и «Добрая девка»), около 60 пьес и первая «История русского театра».
С 1934 года это – славный Ленфильм, собравший когорту великолепных мастеров, вырастивший созвездие актеров, создавший всемирно признанные шедевры. И всегда, пусть негласно, но соперничающий с возвратившей столичный государственный статус Москвой. В 1919 году открываются Госкинотехникум, далее Ленинградский институт киноинженеров, Институт экранного искусства, Школа актерского мастерства, которая в дальнейшем вырастет в Институт театра, музыки и кинематографии. Город на Неве – мощный кинематографический центр на всем протяжении истории советского и постсоветского кино.
В 1779 году танцевальная школа влилась в Санкт-Петербургскую театральную школу – позже училище. В конце 1870-х годов на Каменном острове, рядом с Каменноостровским театром, по проекту инженера В. В. Николя были построены дом для управляющего училищем и вторая дача для воспитанниц (после революции, в 1919–1920 годах, весь театральный городок был разобран).
Надежда Александровна Белякова родилась в Москве. Училась в художественной школе им. Валентина Серова. По окончании школы поступила в Московский Полиграфический институт. Во время учёбы как художник-иллюстратор и книжный оформитель сотрудничала со многими московскими издательствами.
Начну с «Ночи на Тверском бульваре», созданной сто лет назад сыном страхового агента, выходца из Швейцарии. Юон родился в Москве, учился в классах на Мясницкой. Его не тянуло на родину отца. Пленила древняя архитектура Москвы, особенно храмы и дворцы на Боровицком холме. Арбат, хотя сам художник на нем жил и обучал живописи в своей школе, его не вдохновил. Никто из русских художников, как Юон, не писал так часто Красную площадь и Кремль. На его картинах – вербные базары и кормление голубей на Васильевском спуске. Он запечатлел захват Кремля в октябре 1917 года, демонстрации и военные парады на Красной площади, включая тот, что состоялся, когда Москва была на осадном положении, 7 ноября 1941 года.
Цви Прейгерзон был одним из ведущих и в то же время одним из последних ивритских писателей в бывшем Советском Союзе. Любовь к ивриту сформировалась в юном возрасте, когда он в период 1913-14 гг. учился в ивритской гимназии «Герцлия» в Тель-Авиве. Свое образование он продолжил в русской школе в Одессе, а затем в Московской горной академии.
Николай Андреев[20] и Василий Улитин[21] – фотографы из Серпухова. С одной стороны, это провинциальный, уездный город (до революции там проживало немногим более 30 тыс.), с другой – недалеко от Москвы (100 км). Оба брали уроки живописи у серпуховского художника В. Ващенко, оба закончили приходскую школу, а потом училище. И тот и другой специализировались на портрете и пейзаже.
Угол Старопименовского переулка с Тверской улицей образовывал жилой дом 1888 г. (№ 1/26, архитектор М.А. Арсеньев), сломанный в 1994 г. для постройки дорогой гостиницы «Мариотт-Гранд» (на этом участке находился дом, где в 1846 г. скончался поэт Н.М. Языков), а далее по переулку, в глубине участка находится здание школы (№ 5), три этажа которой выдают старую постройку. В 1904 г. участок купил педагог Рихард Крейман, владелец частной мужской гимназии, основанной его отцом Ф.И. Крейманом, ранее находившейся на Петровке в доме № 25, и построил на нем представительное здание по проекту архитектора Н.Л. Шевякова. В гимназии преподавали астроном П.К. Штернберг, историк В.О. Эйнгорн, знаток античной литературы С.П. Кондратьев. В советское время тут был ветеринарный институт, потом в нем поместили «образцовую школу» – настолько образцовую, что туда определили дочь и сына Сталина. Там же учились и дети Молотова, Берии, Булганина, Микояна.
Хронологически Консерватория и бесплатная музыкальная школа Балакирева открылись почти одновременно – в 1862 году, и оба учебных заведения, по существу, служили общей цели – несли музыкальную культуру в широкие народные массы. Петербургская консерватория стала детищем Русского музыкального общества, учрежденного в 1859 году по инициативе А.Г. Рубинштейна, выступившего на церемонии ее открытия и четко определившего тогда ее задачу: «Развитие музыкального образования, вкуса к музыке в России, а также поощрение отечественных талантов».
Виктория Балашова родилась в СССР, в Москве, 19 августа. И конкретный год рождения уже неважен – просто родилась в другую эпоху, отличную от той, что на дворе сейчас. Окончила школу № 101 с физико-математическим уклоном, ныне, к сожалению, более не существующую. Зачем автору тогда понадобился «физико-математический уклон», сказать трудно. Наверное, явный гуманитарий остался грызть эти науки, дабы не расставаться с любимыми учителями и одноклассниками. А может быть, повлияли гены бабушки, учителя математики. В литературе первые шаги начала делать еще тогда, принимая активное участие в творческих конкурсах и олимпиадах. В старших классах являлась членом кружка юных журналистов, существовавшего при радиопередаче «Ровесники». После окончания школы стала студенткой Московского лингвистического университета, который в свое время окончили ее родители. Трудовая биография у Виктории начиналась на «Мосфильме». Туда сразу после школы она пришла работать бутафором-декоратором, о чем осталась памятная запись в трудовой книжке. Несколько лет работала в сфере туризма. Последние годы преподает английский язык в Высшей школе экономики.
Пустующие церковные помещения в 1927 г. занял Театр актерского мастерства, или ТАМ, созданный режиссером и актером Леонидом Сергеевичем Вивьеном. Актерскую деятельность он начал еще в 1911 г., выступая на сцене Александрийского театра в Санкт-Петербурге. Буквально сразу Вивьен занялся и преподавательской деятельностью, расцвет которой пришелся уже на послереволюционные годы – в 1918 г. он организовал Школу актерского мастерства, известную в наши дни как Академия театрального искусства. В 1919 г. его арестовало ЧК – звание «артист императорской драматической труппы» звучало в то время как «буржуй», но, слава Богу, арест продолжился недолго, и Вивьена вскоре отпустили.
Родился в 1956 году. Ещё школьником решил, что жизнь посвятит театру и по окончании школы был зачислен во вспомогательный состав труппы Чечено-Ингушского Государственного драматического театра им. Х. Нурадилова. В 1977 году, по окончании службы в армии, его зачисляют сразу на 3-й курс актёрского факультета Воронежского Государственного института искусств. По завершении учебы Али Ибрагимович возвращается в Чечено-Ингушский драматический театр им. Х. Нурадилова. Али Марисултановым сыграно свыше 120 ролей. «Я пытался не играть, а заново проживать на сцене каждую свою роль, – говорит актёр. – Я стремился изменить себя изнутри, и мои герои помогали мне расти…» На базе Чечено-Ингушского государственного университета в 1987 году была открыта кафедра актёрского мастерства, где Али Ибрагимович преподает основы актёрского мастерства и сценическую речь. В 2011 году Али Ибрагимович назначен главным режиссёром Русского драматического театра, на сцене которого он поставил такие спектакли, как «Предложение», «Шейх поневоле», «Дорогая сноха» (совместно с Султаном Темишевым), «Брак по расчету». Совсем недавно при полном аншлаге состоялась премьера спектакля «Звезда Кавказа» по пьесе Тауза Исаева, которую Марисултанов поставил совместно с начинающим молодым режиссёром Ахмедом Хамзатовым. По версии общероссийской газеты «Народы Кавказа» в 2012 году Али Марисултанов стал «Режиссёром года». Указом Президента Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова Али Ибрагимовичу Марисултанову присвоено почетное звание «Народный артист Чеченской Республики».
В 2006 г. на доме открыли мемориальную доску в честь Н.И. и С.И. Вавиловых, которые были отданы в Коммерческое училище, так как будущие известные ученые происходили из купцов. Сергей Вавилов вспоминал: «Оглядываясь на прошлое, вижу теперь, что Коммерческое училище было хорошей средней школой. Программа была правильная, реальная, с большой дозой естествознания, физики, химии, технологии. Имелись совсем недурные кабинеты лаборатории, каковых сейчас иногда не найдешь и в столичных высших школах. Отличная химическая и технологическая лаборатории. Великолепные чертежный и рисовальный классы, большой гимнастический зал, почтенная и большая старая библиотека. Учителя и воспитатели подбирались с толком».
В Институте Наропы факультеты искусств и поныне играют центральную роль. Факультет творческого письма – Школа свободной поэтики имени Джека Керуака – был основан Алленом
Участники фестиваля, среди которых были друзья и коллеги писателя Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Александр Кабаков, Евгений Попов, Михаил Генделев, Ирина Барметова, Светлана Васильева, Михаил Веллер, Андрей Макаревич, Алексей Козлов, посетили вместе с Василием Павловичем Казанский университет, школу, где он учился, дом, где он жил в детстве. В крупнейшем книжном магазине города прошла встреча с читателями.
Я признательна моим школьным учителям. Во время Великой Отечественной войны мне пришлось учиться в пяти школах: в московской, затем в двух сельских в Сибири во время эвакуации, в поселковой школе Московской области и вновь в московской школе – по окончании войны. У меня сложилось впечатление, что это были лучшие учителя (за исключением, пожалуй, одной учительницы).
Хорхе Анхель Ливрага Рицци (1930–1991), итальянец по национальности, доктор философии Ацтекской академии искусства, науки и литературы, академик Международной Буркхардтовской академии Швейцарии, академический член Филовизантийского университета, кавалер Парижского Креста Французской академии в области искусства, науки и литературы, – основатель и первый президент международной классической философской школы «Новый Акрополь», которая в настоящее время имеет свои отделения более чем в пятидесяти странах мира.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я