Связанные понятия
Те́рем — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка.
Клеть — помещение, комната в строении, здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения. В обычном русском жилище клетью называется, как правило, неотапливаемое помещение (сруб), примыкающее посредством сеней к избе. Изначально же клеть — это главная составляющая почти любой постройки в русском деревянном зодчестве. Клеть использовалась не только как помещение для хранения имущества (чулан, кладовая), но и как летнее жилище, спальня. В настоящее время за словом «клеть» закрепилось значение...
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Се́ни (сенцы) — входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций...
Палаты (от лат. palatium — дворец, чертог) — термин, обозначающий русские средневековые, преимущественно жилые каменные или кирпичные сооружения. Строились, как правило, в два-три или более этажей. Словом палата называлось самое большое в палатах помещение, зал. Сверху палат мог быть надстроен каменный или (чаще) деревянный терем. Не следует смешивать палаты с хоромами, которые были деревянными.
Упоминания в литературе
До середины 18 века дом дворянина был именно домом, жилищем, устроенном не напоказ, а для себя, удобно и традиционно. В России издревле обживали не столько дом, сколько двор, где были и все хозяйственные постройки, и огород с садом. Сам дом не имел при этом самостоятельного значения. И еще в конце XVIII века, особенно в провинции, усадьбы «хозяйственного типа» не были редкостью. Они описаны И.Е. Забелиным: жилая комната представляет собой «избу», построенную вторым этажом над нежилым подклетом, имеет большие «красные» окна, теплый насыпной земляной потолок и печку. Если изб было несколько, они соединялись сенями в «
хоромы ». Получался большой дом, в котором теплые помещения чередуются с «летниками». Сени отличались от комнат тем, что в них не ставились печи и окошки прорубались маленькие. Общий вид «боярских хором», согласно Забелину, таков: «хоромы состояли преимущественно из трех этажей: внизу подклеты, в среднем житье или ярусе – горницы, повалушки (комната, специально пристроенная с фасада и выполнявшая роль зала, светлицы); вверху – чердаки, терема, вышки»[26].
Однако истобка – жилище маленькое, тесное, а крестьянские семьи обычно были большие, состоявшие из трех поколений. Более просторным жилищем была изба с прирубом: к избе прирубался, приставлялся дополнительный, меньший сруб из трех стен. В нем располагалось чистое помещение, без печки – горница; она называлась еще и светлицей, светелкой: печи в ней не было, а значит, и стены от копоти были чистые, светлые. Вообще-то горница – горнее, то есть возвышенное, находящееся наверху жилое помещение. Так это было в глубокую старину в богатых
хоромах . Постепенно горницы появились и в небогатых домах, в том числе и крестьянских, спустившись на один уровень с избой и в социальном смысле, и топографически. В стене избы, к которой примыкал прируб, прорубалась дверь в горницу, которая обогревалась теплом, шедшим из избы от печи. Но в богатых домах, когда стали класть кирпичные печи с трубой, в горнице для обогрева могла ставиться и небольшая печь – подтопок, грубка, или камелек.
Наглядное представление о древних деревянных постройках дворцового типа дают сохранившиеся чертежи и рисунки царского дворца в Коломенском. Четырехскатные и восьмискатные шатры, бочки, полубочки, многочисленные террасы, веранды, переходы, крылечки и спуски – все это возводилось на мощных высоких срубах с маленькими окнами, которые в случае опасности закрывались изнутри крепкими засовами. Примерно так выглядели и первые жилые княжеские постройки –
хоромы .
В домонгольский период в составе развитых
хором сложился дополнительный тип жилых покоев. Весьма оригинальная система комнат под названием «повалуша» просуществовала в русском зодчестве более 500 лет, отметив своим присутствием дома практически всех слоев населения: крестьян, ремесленников, богатых горожан, торговцев, бояр, князей и даже царей. Самое раннее упоминание о повалуше относится к XII веку, когда отдельные помещения на втором уровне полуземлянки устраивали только богачи. Позднее многоэтажные, красиво расписанные повалуши стояли на подклетах напротив горниц, имея общие с ними сени. На старинных фресках, иконах и миниатюрах они изображались в виде башен и подобных им сооружений – столпов. Русский князь Андрей Курбский назвал такую комнату «храминой зело высокой, по их же обыкновенному слову нарицают повалыша в самых верхних каморах».
Главным его украшением все так же являлись каменные соборы, построенные при Иване Калите. Рядом с Архангельским и Успенским соборами стоял «златоверхий терем» великого князя со «стекольчатыми оконцами» (что по тем временам было редкостью). Самой красивой частью деревянного дворца являлись выходившие на Москву-реку Набережные сени. Спускавшиеся от них лестницы с рундуками придавали терему живописный вид. По соседству с великокняжеским двором находились митрополичий двор, а также дворы удельных князей – совладельцев Москвы: каждый из них представлял собой целый комплекс хозяйственных построек. Постоянная угроза вражеских нашествий заставляла искать защиты внутри Кремля и всех, тогда еще немногочисленных, московских бояр. Боярские дворы являлись усадьбами, в центре которых стояли
хоромы владельца, окруженные хозяйственными службами. Иногда рядом с хоромами выделялась домовая церковь.
Связанные понятия (продолжение)
Бо́чка в архитектуре — устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий. Имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу — «луковицу» в разрезе.
Подклет , подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Подробнее: Типы русских деревянных храмов
Гри́дница (гридня) — в древнерусской архитектуре IX—XVII веков — большое помещение в княжеском дворце для дружинников.
О́хлупень , конёк, князёк — деталь крыши на традиционных деревянных русских избах.
Тёс — тонкие доски из древесины различных пород, получаемые путём продольной распиловки бревна. Первоначально тёсом назывались доски, получаемые из брёвен, которые обычно предварительно раскалывались вдоль с помощью клиньев, а затем обтёсывались. Отсюда название — «тёс».
Пола́ти — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные настилы (нары), сооружаемые под потолком.
Сруб — деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен.
Голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати и спуска в подклет. У русских также называется казёнка, каржина, голбешник, запечник, у белорусов — подпечник. Может быть оформлен в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Иногда чулан называется верхним, а подполье — нижним голбцом. Располагается у входа на жилой этаж (житьё) или за перегородкой в стряпной (на кухне), при этом находится напротив красного угла.
Шатёр — временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей, разновидность палатки, от которой отличается большими размерами.
Изба ́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.
Заха́б — фортификационное сооружение в средневековых крепостях, укрепление, защищавшее крепостные ворота. Слово захаб происходит от древнерусского охабень «рукав», а также «предместье» (от охабить «охватить»). В Европе подобное сооружение называли немецким словом «цвингер». Обычно захаб представляет собой длинный и узкий коридор, действительно напоминающий рукав. Как правило, соединяет внешние крепостные ворота в башне с внутренними воротами, ведущими внутрь крепости. Захабы русских крепостей имели...
Бе́лый ка́мень — любой поддающийся обработке бело-желтоватый камень с неблестящей поверхностью, не являющийся мрамором или ракушечником; тёсаный природный камень, который использовался для строительства средневековых соборов и общественных зданий в Европе и на Руси.
Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. То же, что и куртина в европейской терминологии.
Русское традиционное жилище — в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве.
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках...
Нарышкинский стиль — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., иногда также называемого нарышкинским или московским барокко, — ошибочность последнего наименования доказала И.Л. Бусева-Давыдова, которая и предложила принятое сейчас понятие "нарышкинской стиль". Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с элементами архитектуры маньеризма...
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Лекальный кирпич — кирпич, изготовляемый в виде деталей разной формы, с плоскими постелями и криволинейными боковыми гранями, например с вырезом в форме сегмента цилиндра; употребляется вместо обыкновенного кирпича при кладке колонн, дымовых труб и других частей сооружений с криволинейными очертаниями, чтобы избежать обтёсывания, которое уменьшает прочность кирпича.
Ле́мех (русская черепица) — в русской деревянной архитектуре продолговатые слегка изогнутые дощечки в форме лопатки, служащие для покрытия глав шатров и других округлых форм, наподобие черепицы.
Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
Изразцы ́ (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки с основанием специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.
Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Зубец , то же, что мерлон (от фр. merlon — простенок) — выступ, деталь завершения крепостной стены стену. Однообразные зубцы располагаются цепочкой с равными просветами (бойницами) между ними.
Подзóр — украшение в архитектуре, декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли. Отделяет сруб от чердака в древнерусской избе. С повсеместным распространением с середины 19 века ажурной резьбы в домовом декоре стали широко использоваться подзоры с пропильным или накладным орнаментом разных форм. На домах в Архангельской и Олонецкой губерниях подзоры, как правило, не ставили.
Подробнее: Подзор
Торговые ряды — здание, предназначенное для торговли, разделённое на ячейки (лавки), объединённые открытой галереей. Часто на втором этаже располагались жилые комнаты, в которых жили владельцы лавок.
Голосни́к , голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки.
Воро́та — проезд в стене или ограде, запираемый створами. Ворота могут использоваться для ограничения доступа на определённую территорию, а могут быть чисто декоративным элементом. Декоративные ворота, как правило, не имеют створов и представляют собой отдельно стоящую арку.
Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. Как правило, имеет низкий потолок. При этом приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами.
Русское деревянное зодчество — направление национальной деревянной архитектуры, восходящее к народному зодчеству славянских племён. Благодаря доступности лесных ресурсов дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм достигло в XV—XVIII веках (особенно на Русском Севере) и оказало значительное влияние на каменную архитектуру.
Палаты князя В. В. Голицына — каменный дворец князя Василия Васильевича Голицына, находившийся на Охотном ряду, на территории нынешнего комплекса зданий Государственной думы РФ. Яркий памятник гражданской архитектуры московского барокко конца XVII века, был снесён в начале 1930-х годов.
Кро́вля — верхний элемент покрытия здания, подвергающийся атмосферным воздействиям. Главной её функцией является защита внутренних помещений от атмосферных осадков и воздействий. Главными требованиями к кровле являются лёгкость, долговечность, экономичность в изготовлении и эксплуатации.
Дынька — декоративное украшение столбов, колонок в виде различных утолщений, по форме приближающихся к шару, в каменной и деревянной архитектуре. Декоративная деталь в древнерусской архитектуре XV—XVII веков для украшения резных столбов, колонок, дверных порталов и оконных наличников, напоминающих по форме дыню. Распространено в деревянном зодчестве до конца XVIII века, и в псевдорусском стиле в XIX — начале XX веков.
Алько́в (араб. الْقُبَّة — «шатёр» или «маленькая комната») — углубление, ниша в комнате или другом помещении. Преимущественно служит спальней, является местом расположения внутриквартирной лестницы, в парадном зале — место для бесед.
Полукаменный дом — тип городского жилища, получивший распространение в российских городах в XIX веке. В то же время это не совсем верно. Использование в строительстве дерева и Камня одновременно имело место еще в средние века. Так например в Псковской земле строились древокаменные крепости (Велье). Кроме того, древний тип городского здания в России — палаты, как правило имел от одного до трех каменных (кирпичных) этажей, а уже сверху надстраивались один-два деревянных этажа. Если каменные этажи использовались...
Царское место — в широком значении трон, престол русского царя (см.), в более специфическом — почётное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла.
Поре́брик — тип орнаментальной кирпичной кладки, в которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу). Использовался древнерусскими архитекторами, в частности, был популярен в Великом Новгороде и Пскове.
Шири́нка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками.
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначенное для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу. Пышно украшенные слуховые окна, применявшиеся в готической архитектуре и архитектуре эпохи возрождения, называются люкарнами.
Гонт (польск. Gont), или дранка, или шиндель (нем. Schindel) — кровельный материал в виде пластин из древесины.
Домо́вая резьба ́ — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
Упоминания в литературе (продолжение)
В отличие от средневекового европейского города, когда дома стояли плотно, для городов Древней Руси характерен совсем другой тип застройки – дворовый, или усадебный: открытый или огороженный забором двор с расположенными в свободном порядке хозяйственными постройками, в глубине которого находилось само жилье. Во владении зажиточного хозяина обычно все постройки располагались отдельно друг от друга, не составляя цельного ансамбля, огороженного забором, лишь иногда они были соединены между собой крытыми переходами – сенями. Такой дворовый комплекс зданий назывался
хоромами , причем высота дома была показателем благосостояния хозяина. Одним из главных признаков богатой боярской усадьбы были сторожевые оборонительные башни – повалуши, установленные в ограждении усадьбы.
Восточным славянам двухкамерное жилище было известно уже с X века, но «в крестьянских постройках Карелии сени появились не ранее XVI–XVII вв.»[68]. Как пишет Р. Ф. Никольская, у карелов в XVI веке существовали избы-«
хоромы », крестьянские усадьбы, где «во дворе хором: изба и с сеньми, и с клетью, и с подклетом, да сенник на двух подклетах, да мыльня»[69].
Очень выразительна организация внутреннего пространства храма, разделенного на две части: нижнюю, полутемную, подавленную низкими сводами
хор , широко доступную для всех горожан, и верхнюю, где находились залитые светом роскошные полати, предназначенные только для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню.
В городах возводили «
хоромы » – первоначально так называли обычное жилье, а позже стали именовать большие, богато украшенные резьбой, подтесом, росписью дома, в которых жили бояре.
В одном ряду с митрополичьими
хоромами располагается комплекс Государских хором (70–80-е гг. XVII в.), или, как его еще называют, «Красная палата». Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х годах.
Второй Летний сад, или, как он тогда назывался, «огород», с плодовыми деревьями, ягодными кустарниками, теплицами и цветочными оранжереями занимал всю оставшуюся часть Летнего сада, оканчивающегося на правом берегу реки Мойки. На левом же берегу Мойки (реки Мьи), на будущем участке Михайловского замка и одноименного сада располагался Третий Летний сад со строениями для дворцовых служащих, царской охраны и сторожей. Здесь же обустроили так называемые «фряжские итальянские погреба» для хранения запаса заморских вин и разносолов для царского стола. К западу от винных и продуктовых складов, на левом берегу Мойки, напротив будущей южной границы Марсова поля, разбили сад для Екатерины I и в первой четверти XVIII века построили по повелению Петра I великолепный деревянный дворец, известный под названием «Царицыны золотые
хоромы ». Черепичную крышу здания украшал высокий золотой шпиль, а стены царского дворца в некоторых залах во всю их высоту обили кусками позолоченной кожи.
При строительстве Дворца Съездов глубоко в центре котлована была обнаружена уникальная находка. Открыты следы знаменитых палат царицы Натальи Кирилловны, по которым воссоздан облик древнего памятника: многоэтажные палаты с шатрами, крыльцом, гульбищем, садом, полихромными резными украшениями. С этими палатами связано раннее детство Петра I. У
хором была устроена потешная площадка, на которой поставлены потешный деревянный шатер и потешная изба – нечто вроде воинского стана. На площадке стояли рогатки, деревянные пушки, из которых стреляли обтянутыми кожей деревянными ядрами. Некоторые из военных игрушек сохранились в остатках палат.
Летом 1726 года в Кусково прибыли вольнонаемные работники из ярославского села Вощажникова, встав на довольствие и постой к графским крестьянам. В том же году приняли новый облик обветшалые боярские
хоромы , затем появились каменная церковь и плодовый сад. По указанию графа заново спланированные комнаты обили обоями: бархатными и камчатными из Европы, лаковыми из Китая. В больших залах старинные печи заменили каминами на французский манер. По традиции центральное место в усадьбе занимал дворец. К нему вели прямые дороги от Москвы, а также от соседнего имения Перово, куда изредка наезжали члены императорской семьи. От дома начинался партер регулярного парка с широкой просекой в конце, не скрывавшей эффектного вида на село Вешняково, тоже принадлежавшее Шереметевым.
Кладбище получило свое название от села Семеновское, которому принадлежало. С XVII века село становится царской вотчиной. Здесь образуется слобода потешного Семеновского полка, который, наряду с Преображенским, стал ядром русской регулярной армии. Современное церковное здание освятили 17 июля 1855 г. Северный придел освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», южный – во имя равноапостольного великого князя Владимира. Храм строился на средства купца М.Н. Мушникова. Церковь относится к типу храмов, спроектированному К.А. Тоном в 1830-е гг. Это стилизация XIX века, названная русско-византийским стилем. Здание прямоугольное, одноглавое, с мощными выступами трех апсид. Оно имеет сложное сводчатое перекрытие из трех полуцилиндрических сводов, ориентированных на запад-восток. Глава не световая, но стены имеют два ряда больших окон. На фасадах архитектор имитировал декор, отдаленно похожий на древнерусский: окна оформлены наличниками с килевидным завершением, под скатами кровли находится пояс поребрика, раскраска храма красным цветом с белыми деталями. Очень интересна форма полуколонн: они многогранные с перетяжками, завершены чашеобразными капителями. В 1901 г. архитектор А.П. Михайлов пристраивает к церковному зданию трапезную. Она прямоугольная в плане, двухэтажная, имеет четыре мощных пилона в нижнем ярусе, на которые опирается перекрытие из крестовых сводов. На фасаде трапезной архитектор повторил декор храма, только окна сделал двойными для лучшей освещенности. Тогда же на
хорах освятили придел святителя Николая. Из-за постройки трапезной храм приобрел форму базилики, чем были нарушены его первоначальные архитектурные формы. Над входом в церковь установили ярус звона, завершенный шатром.
Первые
хоромы Екатерины были срублены из бревен и предельно просты по внешнему виду и внутренней планировке. В описи упоминаются помещения царских деревянных хором: столовая, уборная, спальня и «каморка перед спальней», «передняя прихожая» и «середняя» комната.
Как же выглядела наша столица во времена Алексея Михайловича? Венгерский путешественник Эрколе Зани писал: «Я удивлен громадностью города. Он превосходит любой из европейских или азиатских. Благодаря этому пешком ходить невозможно, и надо ездить… Для этого при почти каждой улице стоят наготове извозчики с санями и повозками. В нем живет несчетное множество народа – иные насчитывают миллион, а иные, более сведущие, более 700 тысяч. Без сомнения, он втрое больше виденных мною Парижа и Лондона… Хотя большая часть строений там из дерева, однако снаружи они довольно красивы и вперемежку с
хоромами бояр представляют чудесный вид. Улицы широки и прямы, много обширных площадей; выложен он толстыми круглыми сплошными бревнами… При каждом жилище или боярских хоромах дворы, службы, баня и сад».
И вот подошел XVII век. Первый на Руси выбранный царь Борис Годунов видит задачи своего государства в глобальном масштабе. В 1600 г. как символ наступающей новой эпохи с надеждой на будущее небывалое возвышение Руси он достраивает до 81 м колокольню Ивана Великого, на столетия определившую силуэт Кремля и высоту всех строений в городе. Уже стоит каменная стена Китай-города вокруг посада, уже поставлен перед Кремлем собор Покрова что на Рву (Василия Блаженного) в память о покорении татарских царств Казанского и Астраханского, только что выстроена каменная стена вокруг Большого Посада, или Царева града, – Белый город, в виде подковы (символа счастья) с 27 башнями. Стены его были беленые, а внутри были слободы, свободные от налогов. Вскоре вокруг всех посадов был построен деревянный город – Скородом (скоро строили) – в виде почти абсолютного круга (символа идеала) диаметром 5 км. Деревянная стена вскоре сгорела, и вместо нее насыпали земляной вал со рвом. После смерти Годунова началась Смута, народ назвал это время Московской разрухой. В Кремле на царском дворе, в церквах и палатах стояли немцы и литовцы. Все палаты и
хоромы были без кровель, без полов и лавок, без дверей. Однако XVII век готовил Москве нечто хуже Смуты – раскол русской церкви, а по существу, и всей России на два непримиримых лагеря…
К хозяйским
хоромам , словно желая найти защиту от нужды и врагов, тянулись крошечные (в 2–3 избы) деревеньки, населенные вольными крестьянами. Похожий облик в последние годы правления Ивана Грозного имели и Уполозы – сельцо, стоявшее на высоком берегу реки, не примечательное ничем, кроме, как говорилось в грамоте, «церкви без пения да двух дворов вотчинниковых». Сам вотчинник, представляя собой лицо не слишком важное, больше в документах не фигурировал никогда, в отличие от своего хозяйства.
Впрочем, все эти оттенки и различия касаются лишь внешнего вида здания. Искусство меняет здесь только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует
хоры ; это все те же постоянные приделы для крестовых ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы – все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева – неизменен, листва – прихотлива.
Создатель портала Святой Екатерины (Пуэрта де Санта-Катарина) увлекался французской пластикой, а может быть и сам был французом. Скульптурные образы этого входа отличаются особой грацией и не лишены индивидуальности, что не характерно для искусства испанской готики. Портал под названием «Введение во храм Богоматери» исполнен в чисто ренессансной манере, отчего основным его украшением является рельеф с изображением сцены, отображенной в названии. Последний по времени исполнения вход в собор находится на уровне улицы и потому именуется Открытым (Льяна). Этот портал был устроен в 1800 году, конечно, в неоклассическом стиле. Внутренние помещения храма включают в себя пять нефов с трансептом (от лат. trans и septum – «ограда»), как в средневековой архитектуре обозначался поперечный неф. По замыслу интерьеру надлежало производить то же впечатление грандиозности, каким отличались фасады здания. Сводчатое перекрытие покоится на высоких массивных столбах, устремленных ввысь в окружении 16 колонок у основания каждого. Середину огромного пространства занимает главный зал, или капелла с
хорами и монументальным алтарем. На обратной стороне священного места находится самое грандиозное в своем роде сооружение Испании – заалтарный образ под названием «ретабло», выполненный в середине XV века. Над его созданием трудилось целое поколение мастеров, и результат превзошел ожидания заказчиков.
Никольский собор построен вместе с городом. Он невелик, но производит впечатление мощного сооружения. Впервые упоминается в 1342 году, а в 1349 году у него на
хорах в присутствии псковского князя был освящен придел святого Спаса. Так же как и Троицкий собор для Пскова, собор стал символом Изборска, олицетворяя его. В XVI веке сбоку собора пристроили придел, в XIX веке – притвор и колокольню при входе. В стенах пробили большие окна. Внутри собор кажется тесноватым. Столбы собора квадратные. С западной стороны, за столбами, устроены деревянные хоры, с каменным приделом в углу.
В одном отделении налево ныне помещается Французский трактир, с большою залою. В самой ротонде устроивается огромная, круглая, с двумя куполами, зала для танцев среди гулянья;
хоры с правой стороны построенные в ней полукружием, удобны для помещения целаго оркестра музыкантов и певчих. Прочия отделения Воксала назначаются для зал, в которых могли бы собираться лучшия общества – для разговоров, и найти прохлаждения, плоды и все изобретенное к услаждению вкуса» (описание начала мая 1824 г.)[227].
По словам экспертов – авторов книги «Памятники архитектуры Москвы», побывавших внутри гимназии В. Д. Косицына: «Интересен парадный зал, где почти полностью сохранилось декоративное оформление. Торжественность залу придают четыре ионические колонны искусственного белого мрамора, на которые опираются
хоры с ограждением из балясника. Зал невелик, но освещенный с трех сторон двумя рядами окон, благодаря светло-желтому цвету искусственного мрамора в простенках и белой лепнине он кажется просторным и воздушным; правда, измельченность поздней лепнины несколько изменила его прежде строго классический характер. От ампирного времени сохранились также двери»[58].
Храм Казанской иконы Божией Матери отсчитывает свое начало от деревянной церкви 1686 г., заложенной старинным дворянским родом Хитрово во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Но в следующем столетии храм сгорел, и уже в начале XIX в. наследники из того же рода возводят каменную церковь, в формах переходных от позднего барокко к раннему классицизму. Храм являлся двухэтажным, на
хорах – придел Зосимы и Савватия. Приход был небольшой и какое-то время даже не имел своего священника; жителей в окружающих деревнях было немного, поэтому, когда в 1936 г. службу прикрыли, особенно никто не возмущался.
Так, например, древние грузинские и другие кавказские бани находились на месте горячих природных источников, обладающих лечебными свойствами. Горячая вода подавалась в них прямо из горных рек по специальным глиняным трубам. Бассейны устраивались в гротах в скале и освещались факелами. Сами бани были облицованы серым пористым камнем и мрамором. В специальном отделении находился
хор . Его многоголосие заполняло банные своды, отражалось эхом от стен и создавало особую, как в храме, атмосферу.
Это сооружение представляет собой замкнутый прямоугольник с низкими мраморными стенами, расположенный в конце нефа у самой апсиды. Это разновидность
хоров , отделенных от остальной церкви. Они были сооружены за шесть веков до постройки самой церкви, которая была создана в XII веке. На мраморных стенах сколы видны различные символы – среди них монограмма папы Иоанна II, который правил с 533 по 535 год н.э. и который до получения тиары святого Петра был настоятелем церкви Святого Клемента.
Неподалеку от брюсовского двора находились
хоромы Глебовых-Стрешневых, за ними Дмитриева-Мамонова, далее шли князья Кольцовы-Масальские, князь Куракин, барон Строганов – чуть не вся улица принадлежала знати вплоть до XIX века. Были тут и церковные владения, восходящие к более ранней эпохе. Так, в XVII веке по Мясницкой располагались подворья Рязанского архиерея, Вятского, Псковского, Коломенского и других.
Несмотря на близость к арктической зоне, Рейн никогда не замерзает, что делает его транспортной магистралью, важной как для Германии, так и для всей Европы. Широкое и глубокое русло реки заключает в себе сложные участки с отмелями и подводными скалами. Со временем хорошо изученное, оно уже не препятствует судоходству, особенно оживленному в среднем течении, на участке от Майнца до Кёльна, который часто именуется Романтическим Рейном. Путешествуя по средневековым замкам, не стоит отказываться от посещения ближайших городов, ведь каждый из них напрямую связан с дворянскими поместьями, а некоторые представляют самостоятельную культурную ценность, поскольку являются памятниками античной эпохи. Глядя на Майнц с высоты птичьего полета, трудно поверить, что этот типично европейский населенный пункт основали римляне. Бывший епископский город, некогда составлявший собственность герцога Гессен-Дармштадтского, с недавних пор признан столицей молодой земли Рейнланд-Пфальц. Его никогда не громили вражеские войска, и в отсутствие иных крупных потрясений здесь сохранились следы основателей: остатки стен античной крепости и водопровод, когда-то стоявший на 500 столбах, из которых уцелело лишь 60. К наследию римлян относится и раннехристианская базилика с двумя
хорами .
Для жизни и обустройства нужен был лес. Его хватало. Самые ходовые деревья – ель и сосна. Без них ни избы, ни амбара, ни баньки не срубишь, ни «
хором для скотины». Широкое применение находили в хозяйстве и другие деревья: осина, липа, черемушник. Немало ценных вещей изготавливалось из березы.
После 1812 года парк во Всесвятском очень скоро открылся для народных гуляний. Его популярности в немалой степени способствовали появившиеся на аллеях своеобразные статуи солдат в различной амуниции, устроенные на пруду катания на гондолах и выступления многочисленных цыганских
хоров . В Серебряном Бору, как и в Марьиной Роще, происходили разъезды экипажей.
В первоначальном интерьере огромная протяженность скрадывалась особым архитектурным приемом: колоннады с
хорами в торцевых частях зала сокращали длину стен, зрительно улучшая пропорции. Удалив поперечные стены, Кваренги придал пространству форму галереи. По вечерам, когда зажигались настенные фонари из синего стекла, таинственно мерцала поверхность коринфских колонн из цветного мрамора и аналогичная облицовка стен.
27 января 1831 года четыре поэта – Пушкин, Вяземский, Баратынский и Языков – собрались у Яра, чтобы почтить намять пятого – умершего незадолго до того Дельвига. Обед у Яра упоминается и в «Былом и думах» Герцена. В повести Толстого «Юность» и рассказе Тургенева «Несчастная» отдельные эпизоды происходят в этом ресторане. В 1830-е годы Яр перевел свою ресторацию сначала на Петровку (дом № 5, не сохранился), а потом в Петровский парк, где завел знаменитые цыганские
хоры – на Кузнецком их еще не было. (Название «Яр» оставалось за рестораном и при последующих владельцах.)
Картина быта богатых вольноотпущенников, ставших ко времени правления Августа важной социальной силой империи, передана Гаем Петронием, которому приписывается 20 томов «Книги сатир». «Когда наконец мы возлегли, – писал знаменитый сатирик, – молодые александрийские рабы облили нам руки снежной водой, омыли ноги и старательно обрезали заусенцы на пальцах. Не прерывая неприятного дела, они пели не смолкая. Я попросил пить; услужливый мальчик исполнил просьбу, распевая так же пронзительно. Пантомима с
хором , а не триклиний почтенного дома! Между тем подали изысканную закуску; все возлегли на ложа, исключая самого хозяина Тримальхиона, которому по новой моде оставили высшее место за столом. Посреди подноса стоял ослик коринфской бронзы с вьюками, в которых лежали белые и черные оливки. Над ослом возвышались два серебряных блюда, по краям были выгравированы имя Тримальхиона и вес серебра. Мы наслаждались роскошествами, когда его внесли под музыку и уложили на маленьких подушечках, что всех рассмешило.
Защитники собора вместе с княжеской семьей укрылись на
хорах . Захватчики обложили стены храма деревом с наружной и внутренней сторон и подожгли. Семья Юрия Всеволодовича и все остальные погибли в огне. Сам же собор устоял.
Искусство и архитектура помогали поддерживать авторитет княжеской власти, наверное, поэтому во время богослужения князь со свитой находились на
хорах , над головами простонародья. Именно под хорами была помещена огромная фреска с изображением сцены Страшного суда, внушавшая человеку мысли о суровом подчинении Богу и князьям, о карах, уготованных грешникам за неподчинение.
В Кельнском соборе 14 скульптур – Христос, Дева Мария и 12 Апостолов на ограде
хора . Окна Королей, Библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года.