Связанные понятия
Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.
Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы.
Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.
Вольная (отпускная) запись или грамота — документ, составлявшийся в России помещиком на имя крепостного в качестве подтверждения односторонней сделки составителя — освобождения зависимого человека от крепостной зависимости (частный случай манумиссии). В более широком значении вольными называют документы, составлявшиеся в рабовладельческих государствах, включая КША, как свидетельство освобождения (манумиссии) холопа или раба.
Реализация Манифеста о трёхдневной барщине (1797—1861 гг.) — процесс практического осуществления и воплощения в жизнь правовых предписаний и норм, изложенных в тексте Манифеста императора Павла I от 5 (16) апреля 1797 года. Этот процесс охватывал период с момента издания Манифеста о трёхдневной барщине до отмены крепостного права.
Упоминания в литературе
Первым юридическим актом по закрепощению крестьян была ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и ограниченный срок перехода с уплатой пожилого). Это положение подтвердил Судебник 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. С конца XVI в. появляются указы об «
урочных летах », устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5–15 лет).
В период хозяйственного разорения из-за Ливонской войны и опричнины началось массовое бегство крестьян на Волгу и Дон. В 1581 году Иван IV отменил право перехода крестьян к другому помещику. С целью закрепления крестьян за землевладельцами с 1581 по 1592 год была проведена перепись населения. В 1597 г. издан указ, установивший «
урочные лета », т. е. пятилетний срок, в течение которого помещики могли вернуть в свои владения беглых крестьян. Крупные и влиятельные феодалы укрывали в своих владениях чужих крестьян, и пока их владельцы предъявляли иски о возврате крестьян, истекал пятилетний срок «урочных лет». К царю поступали челобитные с просьбой отменить сроки розыска беглых крестьян. Уложением 9 марта 1607 г. срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет, а Соборное уложение 1649 г. вовсе отменило «урочные лета» и установило бессрочность розыска и тем самым окончательно закрепостило крестьян, лишив их общественно-политических и имущественных прав. Крестьяне стали полностью подсудны суду своих владельцев и несли имущественную ответственность за их долги. В то же время произошло сокращение холопства. Судебник 1550 г. запретил холопам-родителям «холопить» своих детей, рожденных на свободе. Было отменено наказание холопством за уголовные преступления. Выделилась особая категория «докладных» холопов, т. е. боярских и царских слуг, которые получили статус свободных людей, а в период опричнины некоторые из них были посажены на земли опальных бояр, за что получили название «новых худородных господ».
Появился ряд указов верховной власти, продолживших процесс закрепления крестьян: указ о заповедных летах, запретивший переход крестьян в Юрьев день (1581), указы об «
урочных летах », определившие срок сыска беглых крестьян (1597 и 1607), а также ряд указов царя по конкретным вопросам.
Оговаривались судебные процедуры, права должностных лиц. В частности, подтверждался прежний порядок, всегда поражавший иностранцев, что ни один начальник не имел права применять смертную казнь – все дела, где речь шла о жизни и смерти самого распоследнего «холопа», решались только в Москве, с санкции царя и Боярской Думы. Уложение обращало внимание и на ликвидацию недавних злоупотреблений. Упразднялись «белые» слободы, их переводили на положение обычных посадских. Для свободных людей отныне запрещалось вступать в холопы к кому бы то ни было. Ограничивалось число вотчин – право иметь их сохранялось лишь за служилыми и гостями. Были «взяты в тягло» (налогообложение) церковные земли. Что касается крепостных крестьян, то по настоянию дворянства были отменены «
урочные лета » сыска беглых, их теперь требовалось возвращать независимо от срока давности. Но при этом защищались их имущественные и семейные права. Если беглый успел нажить хозяйство, вступить в брак, то категорически запрещалось лишать его имущества и разлучать с семьей.
Постепенно, шаг за шагом, преодолевая сопротивление аборигенов, русское крестьянство осваивало сибирские земли. По мере собирания русских земель в XV–XVI веках и усиления власти московских князей, а затем царя Ивана Грозного все большую роль начинает играть дворянское служилое сословие, ставшее прочной опорой самодержавной власти. За службу государь жаловал дворян землями. Разовые «дачи» поместий с течением времени превратились в систему распределения государевых земель – первоначально на правах условного владения. Затем Соборное уложение 1649 г. узаконило право наследования поместных земель потомками служилых дворян (при сохранении условия служения государю), уравняв в правах новоявленных помещиков с родовыми княжеско-боярскими вотчинниками. Уложение 1649 г. считается законодательным актом окончательного закрепощения крестьянства. Теперь помещики получили право не только на труд крестьянина, но и на его имущество и личность, причем навсегда. Отменялись прежние «
урочные лета », в течение которых мог проводиться сыск беглых крестьян для возвращения старым владельцам. Крепостное право, по мнению Б.В. Пояркова, способствовало преодолению первого экологического кризиса в России [31].
Была произведена отмена
урочных лет , закрепление крестьян за землевладельцем пожизненно. Городское население закреплялось за городом и должно было заниматься ремеслом и торговлей.
Частные вопросы порядка отбывания ссылки на каторгу регулировались целым рядом документов. Так, в Указе 1720 г. речь шла о свиданиях осужденных с родственниками и о «свободе» жен осужденных на вечную ссылку: «К каторжным невольникам, которые посланы на
урочные годы , женам и детям ходить не возбранно, а которые сосланы в вечную каторжную работу, тех женам, которые похотят идти замуж, или постричься, и в своих приданных деревнях жить, и в том дать им свободу, понеже мужья отлучены вечно, подобно якобы умрет»[287].
Основные понятия и термины: дворяне, служилые люди, владельческие, черносошные крестьяне, купцы, посадские люди, черные, белые слободы, самозванец, смута, «заповедные лета», «
урочные лета ».
Связанные понятия (продолжение)
Панский приказ — одно из центральных ведомств (приказов) Русского государства конца XVI — первой четверти XVII века.
Русское право — в широком смысле правовая культура, система права преимущественно со славянскими источниками, действовавшая в IX—XIV веках в Киевской и Удельной Руси (древнерусское право), а также с XIII века в Великом Княжестве Литовском и с XV века в Русском государстве. Писаными источниками-памятниками русского права являются прежде всего Русская Правда, Литовские статуты, московские судебники и Соборное уложение 1649 года.
Каторга , или каторжные работы (от греч. κατεργων — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками.
Белопашцы — в Российской империи название сельских обывателей, владевших собственной землей и освобожденных от податей и повинностей, в противоположность «черносошным крестьянам», то есть крестьянам, обложенным государственными сборами и повинностями.
Цара́не (рум. ţărani, цэра́нь; от ţară, страна, ср. лат. terra; ед. ч. цара́н) — ныне люди, живущие в сельской местности Румынии и Республики Молдова, заняты в основном сельским хозяйством и животноводством, крестьяне; в прошлом лично свободные, но феодально-зависимые крестьяне в Молдавии и Валахии. Жили на землях феодалов, которым отдавали дижму (десятину) - 1/10 часть произведённых продуктов и исполняли фиксированную барщину. Юридически считались свободными, могли уйти от феодала, но были прикреплены...
Посполитые — крестьяне Левобережной и Слободской Украины в XVII—XVIII веках. В отличие от казаков, посполитые не несли постоянную военную службу, однако могли мобилизовываться в «земские хоругви» (местную самооборону) во время всеобщей мобилизации — посполитого рушения. Их называли «посполитыми казаками». Слово посполитые польского происхождения. В конце XVIII века посполитые стали крепостными крестьянами.
Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина исчислялась либо продолжительностью отработанного времени (числом дней, недель), либо объёмом работы.
Порядные , или порядные записи, также порядные грамоты, — обязательственные документы XVI и XVII вв., излагавшие условия (др.-рус. ряд), на которых свободные люди рядились в крестьяне; арендные договоры, древнейший из которых датируется 1556 годом.
Прика́з ы — органы центрального государственного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.
Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году.
Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.
Подробнее: Отказная книга
Пско́вская су́дная гра́мота (ПСГ) — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в бо́льшей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник феодального права России XV века.
Инвентарные правила определяли характер работы мужчин и женщин, причём во внимание принимался и возраст крестьянина. Работа на барина в православные праздники строго запрещалась, как и отменялись различные натуральные поборы в его пользу. Ограничивался помещичий произвол по отношению к крестьянским бракам, баре лишались права ссылать крестьян в Сибирь или сдавать их в рекруты. Повинности крестьян были распределены по месяцам целого года, было запрещено переносить их отбывание из зимних месяцев на...
Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.
Подробнее: Писцовая книга
Земские доски (чеш. zemské desky, др. чеш. desky zemské, лат. terrae tabulae) — важнейший источник права Чешского королевства в период с XIII по XVIII века, представлявший собой систематизированные записи судебных и административных прецедентов, заключённые в деревянный переплёт, благодаря чему источник и получил своё название. Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим...
Ряд (др.-рус. рядъ, реже ряда и др. производные термины, см. ниже) — в Древней и Удельной Руси договор, соглашение. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением (вечем и местной знатью) и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование.
«Па́вловская респу́блика » (Павловская Речь Посполитая, польск. Rzeczpospolita Pawłowska) — имение Павлово в Виленском повете Речи Посполитой, в котором во второй половине XVIII века были проведены кардинальные социально-экономические реформы, в результате чего в нём было сформировано местное самоуправление.
Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России.
Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства...
«Устава на волоки » ― государственный правовой документ («устава») о проведении волочной померы в Великом княжестве Литовском, изданный великим князем Сигизмундом II Августом 1 апреля 1557 года. Из-за недостаточной проработки изначального документа впоследствии к «уставе» принимались дополнения и изменения — 20 октября 1557 года, 20 мая, 20 июня и 20 октября 1558 года. «Устава» содержала в себе принципы, согласно которым должно было быть построено государственное земельное хозяйство во всём Великом...
Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм, закрепляющих запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов без разрешения властей (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежат принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.
Похожие крестьяне , похожие люди — слой феодально-зависимого безземельного крестьянства в Великом княжестве Литовском XV—XVI веков. Отличались от основной массы полностью закрепощённых крестьян (так называемых «непохожих») возможностью ухода с земли феодала на определённых условиях — отсюда название.
Судебник Ива́на IV , Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России; памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утверждён Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит 100 статей.
Дворянство в царствование Петра I — дворянское сословие (российское дворянство) в России царского и имперского периодов, во время правления Петра I (Петра Великого).
Вакенбух и (также лагербухи; нем. Wackenbuch) — описи арендных имений в Прибалтийских губерниях для определения их налогообложения. Слово вакенбух образовалось, по одной из версий, от шведского слова Wacke — смета и немецкого Buch — книга, или, что вероятнее, от староливонского слова вакка (Wacke) — названия дня для внесения крестьянами Лифляндии натуральных повинностей. Впрочем, и название финской земельной меры вака могло также послужить основанием для образования слова вакенбух. Название этих описей...
Прибалтийское гражданское право (также остзейское) — самостоятельное гражданское законодательство в Прибалтийском крае Российской империи, состоявшее в ближайшем родстве с германским правом. Законодательство имело много внутренних делений по отдельным сословиям и социальным классам населения (права земское, городское и крестьянское) и по отдельным губерниям, городам и местностям. К концу XIX века его кодификация различала земские права Лифляндии, Эстляндии, Курляндии и Пильтена, городские права Эстляндии...
Копное право — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, форма прямой демократии. Копа́ (копна́, скоп народа, укр. круг, мир, сходка, громада) — собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Копной суд считается некоторыми историками одним из древнейших коллегиальных судебных органов на территории славянских государств.
Местные церковные уставы — источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого. Создавались в русских удельных княжествах в XII веке. Одни из письменных источников русского права.
Средневековое ирландское
право или древнеирландское право (иногда используются устаревшие английские термины брегонский закон или «закон брегонов» (англ. brehon law) — свод древнеирландских законов, действовавших на всём острове до вторжения англичан; в некоторых общинах Коннахта, Мунстера и Ольстера ирландское право продолжало действовать вплоть до эпохи королевы Елизаветы, то есть до начала XVII века. Английское название происходит от др.‑ирл. brithem «судья». В самих текстах обобщающее название...
Во́инский уста́в Петра́ I — военный устав, утверждённый Петром I 30 марта (10 апреля) 1716 года в Данциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.
Холо́пство — состояние несвободного населения в Киевской, Удельной Руси и Русском государстве. Отменено Петром I высочайшей резолюцией на докладные пункты генерала Чернышёва 19 января 1723 года. По правовому положению холопы приближались к рабам.
Уложение о службе 1555—1556 г. — законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.
Запи́ска об освобожде́нии крестья́н — получившая широкий резонанс в 1850-е годы работа Константина Дмитриевича Кавелина, посвящённая вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости. Окончательная редакция относится к 1855 г.
Рижское городское право — система городского права, действовавшая в Риге на протяжении нескольких веков. Во многом она базировалась на правовых системах других европейских городов.
Византийское, или греко-римское, право — совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Византийской империи. Исключительным источником этой переработки является воля законодателя, соответственно чему изменяется характер науки права. Основная сфера деятельности византийских юристов состоит не в законотворческой деятельности, а в компилировании и толковании законов.
Жилецкие люди — термин, использовавшийся в Русском государстве в противоположность «служилым людям».
Скра (Skra, Scra, Schra, Schrage — «книга законов», «судебник»; а также как «Новгородская скра») — представляет собой устав или судебник Немецкого двора, который потом распространился на всю ганзейскую контору в Новгороде. Семь раз подвергался редакции в XIII—XVII веках.
«Положение о лифляндских крестьянах » — государственный документ, опубликованный по решению царского правительства в 1804 году и направленный на облегчение правового и экономического положения губернского крестьянства.
Кметы (также комиты, кмети, кмиты; др.-рус. къметь) — термин, широко распространённый в Средние века у славянских народов и имевший различные значения. Первоначально кметами назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В древнерусских литературных памятниках («Слово о полку Игореве» и др.) кмет — лучший, опытный, искусный воин, витязь, дружинник. В феодальной Болгарии и Сербии кметы — сельские старосты; в Боснии и Чехии — иногда должностные лица, иногда отдельные категории крестьян...
Устав Владимира Всеволодовича (др.-рус. Уставъ Володимѣрь Всеволодича) — древнерусский свод законов Владимира Мономаха, вошедший в Пространную редакцию Русской Правды. Составлял вторую часть Пространной Правды и включал 69 статей (ст. 53—121 Пространной Правды). Предположительно был создан в ответ на Киевское восстание 1113 года, возникшее в качестве реакции на обострение социального неравенства в Древней Руси.
Договор Новгорода с Го́тским берегом и немецкими городами — международный договор между Великим Новгородом (Новгородской республикой), Готландом и немецкими городами о мире, посольских и торговых отношениях и суде, заключённый в 1191 или 1192 годах или шире — в 1189—1199 годах при князе Ярославе Владимировиче. Удостоверен договорной грамотой, древнейшей из сохранившихся договорных грамот русских городов с северными и западными странами.
Соляной бунт (Московское восстание 1648 года) — один из крупнейших городских бунтов (восстаний) периода царствования Алексея Михайловича.
Лесная ха́ртия (англ. Charter of the Forest, The Forest Charter, лат. Charta de Foresta, Carta de Foresta) — законодательный акт, обнародованный королём Англии Генрихом III. В 1225 году в формулировки хартии были внесены незначительные изменения. Лесная хартия представляла собой дополнение к Великой хартии вольностей 1215 года и пересматривала положения законов о королевских лесах, расширяя права фрименов и смягчая систему наказаний за нарушения королевских лесных привилегий. Хотя Лесная хартия рассматривалась...