Упрощённая система налогообложения

  • Упрощённая система налогообложения (УСН) — специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.номер 43

Источник: Википедия

Связанные понятия

Самозанятость — форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы.
Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности.
ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций и страховых взносов.

Упоминания в литературе

Остальные налоги (транспортный, земельный, налог на рекламу) уплачиваются налогоплательщиками, применяющими УСН, в соответствии с общим режимом при условии, что у такого налогоплательщика существует объект налогообложения о данному виду налога. Переход на упрощенную систему и возврат к общему режиму налогообложения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется в добровольном порядке. Для этого организация или индивидуальный предприниматель должны только подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Сделать это необходимо в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором будет применяться упрощенная система налогообложения.
В российской налоговой системе до введения термина «специальный налоговый режим» существовали аналогичные способы взимания налогов. Например, Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»{65} предусматривал замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период (упрощенная система налогообложения). Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Объект налогообложения выбирал орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В 1998 г. был принят закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»{66}.
Примером установления ведения налогового учета без использования данных бухгалтерского учета является упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 части второй НК РФ (гл. 26.2 введена в действие с 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ[21]): согласно ст. 346.24 (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ[22]) налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России (см. комментарий к ст. 4 Закона).
Статья 346.13 НК РФ регулирует порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Так, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по своему местонахождению (местожительству) заявление, в котором сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Что касается физических лиц – индивидуальных предпринимателей, то можно отметить, что налоговое стимулирование инновационной деятельности предусмотрено только для тех, кто перешел на упрощенную систему налогообложения на основе объекта налогообложения доход за минусом расхода: для них предусматривается возможность единовременного списания стоимости основных производственных фондов в момент постановки их на учет без применения механизма амортизации. При этом вероятный убыток, полученный от этой операции, налогоплательщик имеет право перенести на финансовый результат следующих 10-ти налоговых периодов.

Связанные понятия (продолжение)

Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Отло́женный нало́г на при́быль — обязательства по уплате налога на прибыль, или активы по налогу на прибыль, которые возникнут в будущем в связи с существующими в настоящее время облагаемыми или вычитаемыми разницами в оценке активов, обязательств, доходов или расходов для целей финансовой (бухгалтерской) отчётности и для целей расчёта налога на прибыль.
Нало́говый вы́чет — это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. К примеру, по налогу на доходы физических лиц, на данный момент в Российской Федерации существуют 5 видов налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные.
Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.
Единый социальный налог (ЕСН) был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Таким образом взимание страховых платежей в социальные фонды было передано в ведение налоговой службы РФ.
Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избегания подобных коллизий, страны подписывают соглашения об избежании двойного...
Налог на микропредприятия в Латвии (латыш. Mikrouzņēmumu nodoklis) — это отдельный (особый) режим уплаты налогов. Закон, регулирующий данный налог, вступил в силу 1 сентября 2010 года и называется Закон о налоге на микропредприятия.
Нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок (однако она никогда не составляет менее 12,5%).К вычетам относятся...
Инвестиционный налоговый кредит — это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов.
Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с иными федеральными законами.Современное налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает пять специальных налоговых режимов.
Пенсио́нная рефо́рма — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения. В числе прочего, изменения могут касаться соотношения накопительной (отчисляемой и инвестируемой самим будущим пенсионером) и солидарной (за счёт страховых взносов трудоспособных граждан) составляющих в пенсионном обеспечении, а также размера пенсий и условий (возрастных, медицинских, социальных) её получения.
Ипоте́ка — одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остаётся во владении и пользовании должника, а кредитор, в случае невыполнения должником своего обязательства, приобретает право получить удовлетворение за счёт реализации данного имущества.
Индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС) — это особый брокерский счёт или счёт доверительного управления физического лица, по которому предусмотрены 2 вида (на выбор) налоговых льгот и есть ряд ограничений.
Налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчётов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
Трансфертное (трансферное) ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространённая схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.
Налоговое планирование — это целенаправленные законные действия налогоплательщика направленные на уменьшение его расходов на уплату налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.
Налог на игорный бизнес — налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно — с организаций, имеющих игровые столы, игровые автоматы, процессинговый центр тотализатора, пункт приема ставок тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, пункт приема ставок букмекерской конторы.
Уклонение от уплаты налогов — законное умышленное избежание уплаты налогов физическими или юридическими лицами.
Полная стоимость кредита (ПСК) — платежи заёмщика по кредитному договору, размеры и сроки уплаты которых известны на момент его заключения, в том числе с учётом платежей в пользу третьих лиц, определённых договором, если обязанность заёмщика по таким платежам вытекает из условий договора. Полная стоимость кредита вычисляется в годовых процентах.
Офшо́р (от англ. offshore — «вне берега») — страна или территория с особыми условиями ведения бизнеса для иностранных компаний. Среди них — низкие или нулевые налоги, простые правила корпоративной отчётности и управления, возможность скрыть настоящих владельцев бизнеса. В связи с этим офшоры часто используют для преступлений: отмывания криминальных денег, государственной коррупции, мошеннических операций.Компании регистрируются в стране нахождения офшора, перенося туда свой капитал. В российском...
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности) — вид страхования ответственности, возникший в США в 20-х годах XX века и получивший очень широкое распространение в 40—50-хх годах в Европе (а позже — и в остальном мире) , при котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим...
Спецналог (официальное наименование — специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей) — налог, действовавший в России в 1994—1995 годах.
Кана́дская пенсио́нная програ́мма (англ. Canada Pension Plan, CPP) — программа социального страхования, предусматривающая взносы в специальный фонд и выплаты из него, зависящие от доходов получателя. Является одной из двух важнейших составляющих государственной системы пенсионных выплат наряду с Социальным обеспечением по старости (СОС). Другими компонентами пенсионной системы Канады являются частные пенсии либо за счёт работодателя, либо с использованием индивидуальных сбережений с отложенной уплатой...
Налоговая система Азербайджанской Республики (АР) — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются с физических и юридических лиц на территории страны. Согласно кодексу, установлены следующие налоги — государственные налоги, налоги автономной республики и местные (муниципальные) налоги.
Оператор фискальных данных (ОФД) — юридическое лицо, созданное специально для осуществления приёма, обработки, хранения и передачи фискальных данных в Федеральную налоговую службу (ФНС) России. Начиная с 2016—2018 годов кассовые аппараты (т. н. «онлайн-кассы») передают данные о всех продажах в ОФД и ФНС.
Уста́вный капитал — сумма, фиксированная в учредительных документах организации, прошедших государственную регистрацию. Отличается от суммы средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации, на величину их задолженности, отражаемой на дебете счёта 80. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов.
Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской...
Налог на доходы физических лиц — это налог, который платят работники. Как правило, он рассчитывается как процент от заработной платы работника.
Список стран ОЭСР по уровню налогообложения физических лиц — список, в котором страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития расположены в соответствии с суммарным уровнем отчислений физических лиц по отношению к их суммарному доходу. За доход работника (физического лица) принимается средний доход, принятый в данной стране.
Контролируемая иностранная компания (англ. Controlled Foreign Corporation or Company, сокр. CFC) — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны. Это правовая конструкция, применяемая налоговыми органами разных стран и описывающая юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в одной стране (юрисдикции), но принадлежащее или контролируемое налоговыми резидентами другой страны (юрисдикции). Законодательство о контролируемых иностранных компаниях...
Фирма-однодневка (она же «короткоживущее предприятиe», разг.: «помойка», «фонарь», «синяк», «ёжик», «космонавт») — жаргонный термин для обозначения организаций, которые создаются исключительно с целью уклонения от уплаты налогов, мошеннических операций. Фирмы-однодневки являются контрагентами, которые ведут свою деятельность только «на бумаге». Как правило, единственным результатом их работы является сокращение налогов для их юридических партнёров или расхищение государственных средств.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Недви́жимость — вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым.
Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Книга покупок предназначена для регистрации документов (счетов-фактур), подтверждающих оплату налога на добавленную стоимость при покупке товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в целях определения суммы налога, подлежащей вычету (возмещению) в порядке, установленном Налоговым Кодексом.
Систе́ма страхова́ния вкла́дов (ССВ) — государственный механизм защиты денег на банковских счетах путём их страхования (гарантирования).
Программа государственного софинансирования пенсии (софинансирование, программа «1000 на 1000») — это уникальная государственная программа, которая позволяет увеличить будущую пенсию за счёт дополнительных взносов как самого гражданина, так и за счёт средств государства. 31 декабря 2014 года закончился приём новых участников в программу софинансирования пенсии.
Страхова́ние — отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
Неисполнение обязанностей налогового агента — преступление, предусмотренное статьёй 199.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, заключающееся в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.
Микрозаём — разновидность займов, регламентированных главой 42 ГК РФ. С 2011 года в Российской федерации деятельность организаций выдающих микрозаймы регламентируется ФЗ № 151 от 2 июля 2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Сре́дства целево́го финанси́рования — это финансовые ресурсы, выделяемые физическим, юридическим лицом, бюджетом, отраслевыми или международными фондами по целевому назначению, а именно для использования в достижении конкретной цели, решении проблемы, создании объекта.
Ба́нковский креди́т представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны — определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности. Во втором случае банковский кредит представляет собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных организационных, технологических, информационных, финансовых, юридических и иных процедур, которые составляют целостный регламент взаимодействия банка в лице...

Упоминания в литературе (продолжение)

Очень важным фактором, формирующим тяжесть налогового бремени, является выбор объекта налогообложения. Налоговый Кодекс России предусматривает возможность выбора в качестве объекта налогообложения либо доходов, либо доходов, уменьшенных на величину расходов. Возможность применения в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенного на величину расходов, существенно расширяет круг предприятий, для которых упрощенная система снижает налоговую нагрузку. Особенно важно подчеркнуть, что в состав расходов помимо текущих также разрешено включать расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Это норма имеет важное значение для тех организаций и предпринимателей, которые осуществляют инвестиционную деятельность. Кроме того, российским налоговым законодательством предусмотрена возможность для тех налогоплательщиков, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов, уменьшать исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения. Таким образом, налогоплательщику предоставлено право осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
! У налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод). Вместе с тем в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 808/10 указано, что расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет. Таким образом, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и оплаченных поставщикам, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, после передачи права собственности на товары покупателям. В случае если вышеуказанные расходы выражены в иностранной валюте, перерасчет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в рубли следует производить по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату передачи права собственности на товары покупателям.
Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения не может меняться налогоплательщиками в течение трех лет с начала применения вышеуказанной системы налогообложения. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшим объект налогообложения в виде доходов, было предоставлено право с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 года.
При определении юридических лиц как плательщиков НДС следует учитывать, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г.,[21] не являются плательщиками НДС, так как для них большинство предусмотренных законодательством налогов заменяется единым налогом.
Чтобы получить право применять упрощенную систему налогообложения, необходимо подать в налоговый орган заявление, в котором нужно выбрать объект налогообложения. В Налоговом кодексе их два: доходы и доходы за вычетом расходов, по каждому предусмотрена своя налоговая ставка: соответственно 6 и 15 %. Как уже было сказано ранее, выбор объекта налогообложения налогоплательщик должен сделать до начала налогового периода, в котором впервые будет применена УСН.
Переход предприятия на упрощенную систему налогообложения также является добровольным, если по итогам девяти месяцев предыдущего года доходы не превысили предельного размера 15 млн руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор (ст. 346.12 НК РФ). Кроме того, в качестве критериев установлен предельный размер численности работников – не более 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов – не более 100 млн руб., предельная доля участия других организаций в уставном капитале – не более 25 %. Не имеют права применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, игорным бизнесом.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие кассовый метод, также должны включать полученные авансы в объект налогообложения, так как датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст. 273 и 346.17 НК РФ). Таким образом, полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, является объектом налогообложения в отчетном (налоговом) периоде ее получения.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К специальным налоговым режимам в соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Что касается Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ), то помимо важной роли этого документа при формировании информации об объектах бухгалтерского учета, его нормы прямо регулируют порядок учета доходов и расходов отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. В частности, эти нормы определены для субъектов упрощенной системы налогообложения и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Налоговым кодексом РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, а организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Следует отметить, что эти нормы не противоречат требованиям Закона о бухгалтерском учете. Так, согласно п. 2–3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. При этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено Законом.
Кроме традиционной системы налогообложения, существует так называемая упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, которая состоит в том, что предприниматель оплачивает патент, который выдается на один календарный год на вид деятельности органом государственной власти РФ. Как правило, стоимость патента для конкретного вида деятельности рассчитывается на основании данных по аналогичным видам деятельности, полученных обычно при проверках других предпринимателей.
Так, для лиц, переведенных на упрощенную систему налогообложения, уклонение от уплаты налогов будет считаться оконченным 30 апреля года, следующего за отчетным, поскольку согласно ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Аналогично ст. 371 НК РФ предусматривает, что налог на игорный бизнес, подлежащий уплате по итогам налогового периода (1 мес.), уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
Организациям и налогоплательщикам, использующим упрощенную систему налогообложения, в случае осуществления ими инновационной деятельности, предоставлена возможность принимать в целях уменьшения налоговой базы расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и на патентование. С 1 января 2009 г. был введен повышающий коэффициент (1,5) к затратам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы[85]. Коэффициент 1,5 применяется к НИОКР, включенным в установленный перечень направлений таких работ, включающий 32 направления. Кроме того, законом 2011 г. предоставляется возможность списания при налоговом учете в течение двух лет через механизм амортизации стоимости тех нематериальных активов, которые имеют инновационную направленность.
Применение упрощенной системы налогообложения организацией предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.
Не являются плательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
– получение субъектами РФ права снижать ставку налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 15 до 5 % для тех налогоплательщиков, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;
Иначе говоря, если сдаваемый в аренду объект располагает торговыми залами или залами для обслуживания посетителей, то такая деятельность не подлежит налогообложению ЕНВД. Деятельность по сдаче в аренду указанных объектов торговли будет облагаться в соответствии с иными режимами налогообложения: либо в соответствии с общим режимом налогообложения, либо в соответствии с упрощенной системой налогообложения (Письма Минфина Российской Федерации от 5 августа 2010 года № 03-11-06/3/117, от 3 августа 2010 года № 03-11-06/3/115, от 29 июля 2010 года № 03-11-06/3/113, от 28 июня 2010 года № 03-11-06/3/91).
Упрощенский налог (авторское, неофициальное название) – налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системой налогообложения
1) налоговые доходы (доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога);
Для налогоплательщика – юридического лица важное значение имеют такие основания, как организационно-правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности. Так, например, одним из критериев, дающих организации право применять упрощенную систему налогообложения, является среднесписочная численность ее работников не более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
При потере права на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговые органы. На это ему отводится 15 дней после окончания отчетного (налогового) периода, в котором допущено нарушение установленных ограничений (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я