Туз

  • Туз (от ср.-в.-нем. tûs/dûs через польск. tuz) — исторически, игральная карта достоинством в одно очко, а в некоторых играх в 11.

    В большинстве современных карточных игр — карта либо самого старшего, либо (реже) младшего достоинства. В покере или блэкджеке игрок может выбирать, играет ли туз как карта старшего или младшего достоинства. В большинстве пасьянсов туз является младшей картой и часто служит базой для сбора карт в порядке возрастания до короля. В ломберной, картёжной игре: трефовый, крестовый, жлудевый туз называется Ба́ста. Серия из трёх одинаковых карт, во французской картёжной игре, в том числе три туза — Брелан.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Вале́т (от араб. الولد, — «мальчик» через фр. valet — личный слуга, кавалер, лакей, камердинер; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Обычная стоимость валета 11 (то есть, ниже дамы и выше 10), хотя в некоторых играх типа блэкджека (буквально «чёрный валет») его стоимость равна 10. Валет — максимально возможная карта в немецком «скате», а козырной валет — в деберце. Во многих играх (например, в таких как деберц или белот) он меньше десятки по...
Джо́кер (англ. joker, «шутник») — представляет собой специальную карту, входящую в стандартную 54-картовую французскую колоду. В большинстве карточных игр джокер может выполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций.
Бу́бны (бу́бни, бу́би, бу́бы (ед. ч. бу́ба), зво́нки, лакумы) — красная карточная масть, в некоторых играх — самая младшая из четырёх.
Карточная масть — это одна из нескольких категорий, на которые делятся карты в колоде. Чаще всего каждая карта имеет один из нескольких символов, показывающих, к какой масти она относится. В качестве альтернативы или в дополнение масть может выделяться отдельным цветом при печати карт. Большинство карточных колод устанавливают также ранг каждой карты и могут содержать специальные карты в колоде, которые не имеют масти, чаще всего их называют джокерами ? .
Игра́льные ка́рты — прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр, а также фокусов, гадания и другого.

Упоминания в литературе

Видимо, вслед за Италией и Испанией карты заинтересовали жителей Германии, а потом и Франции, где и сложилась «классическая», или «французская», колода с хорошо известными нам названиями и обозначениями мастей. Каждая масть представлена тузом, Валетом, Дамой, Королем и числовыми картами от двойки до десятки. Также в колоде имеются два Джокера. (На этих картах обычно изображен смеющийся шут; когда сложился этот образ, неизвестно. Видимо, классический Джокер появился уже в европейских колодах. В большинстве игр такая карта может служить заменой любой другой. И, несомненно, изображения с аналогичными правами имелись в колодах издавна, но, видимо, выглядели иначе). В изначальном («полном») варианте «французской» колоды 54 карты, но возможны вариации: например, с Джокерами или без оных, с исключением карт небольших достоинств и так далее.
После раскладки рядов 16 карт останутся незадействованными – они тоже являются игровыми. Базовыми картами, на которые будет собираться пасьянс, здесь являются тузы. Следовательно, если среди оставшихся шестнадцати карт, а также среди шести игровых карт есть тузы, выкладывайте их в отдельный ряд. На появившиеся тузы собирайте карты в восходящем порядке. Допускается на игровые карты первого ряда после его раскладки перекладывать карты в нисходящем порядке независимо от масти. Освободившийся ряд восполняется любой игровой картой. Пасьянс можно считать сошедшимся в случае, если после однократной выкладки колоды все карты собраны на базовые.
Выложите первые девять карт в нижний ряд и составьте талоны. После каждого ряда из девяти карт откладывайте в сторону три карты крапом вверх для составления тайны. При этом нужно следить за тем, чтобы порядок откладывания карт не нарушался Точно так же считаются при раскладывании нижние девять карт, а на место карт, пришедших на базовые, другие карты не кладутся После раскладки всех карт также открывается тайна, то есть берутся в руки отложенные карты. Базовыми картами выступают тузы и короли. По мере раскладывания по девять карт вынимаются и кладутся в верхние два ряда (базовые) все восемь тузов и восемь королей. На тузы идут карты в восходящей линии, а на королей – в нисходящей.
Колода Таро содержит семьдесят восемь карт. Пятьдесят шесть – младшие карты, или Минорные Арканы, – делятся на четыре масти: Жезлы (трефы), Кубки (черви), Мечи (пики) и Пентакли (бубны). В каждую масть входит четыре придворные карты – Король, Королева, Рыцарь и Паж, и десять очковых карт, пронумерованных от туза до десятки. Знаки масти, обычно сгруппированные в геометрические узоры, иногда сочетаются с картинами, иллюстрирующими гадательное значение карт. Оставшаяся часть колоды – старшие карты, или Мажорные Арканы, – состоит из рядов символических картин, у каждой из которых есть особое название и номер.
Самая древнейшая колода карт в Париже хранится в Публичной библиотеке, она относится к 1390–1393 годам. С XV столетия распространилась карточная игра на деньги. В основании карточной игры лежала идея о сражающихся сторонах и первоначально состояла из восьми солдат (2–9 очков), валета (valet), шталмейстера, королевы, дамы и короля. Туз служил знаменем каждого отдела. Карты имели различные названия у разных народов. Во Франции королю, даме и валету давали имена исторические.

Связанные понятия (продолжение)

Французская колода — вариант 54-карточной колоды, используемый для традиционных карточных игр (например, Бридж).
Двойка — игральная карта достоинством в два очка. Входит в состав 54- и 52-карточной колоды, отсутствует в 36- и 32-карточной колодах.
Да́ма — игральная карта с изображением женщины (русское название «краля»). По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение двенадцать.
Пасья́нс (фр. patience — терпение) — карточная игра для одного человека. Играющий раскладывает карты, придерживаясь определённых правил и, чаще всего, преследуя некоторую цель. В зависимости от правил цель может быть достижима в той или иной степени благодаря интеллектуальным усилиям играющего и благодаря случайности (зависящей от расклада). Последнее позволяет использовать пасьянсы для гадания.
Карточные игры со взятками — класс карточных игр, в которых контракт состоит из некоторого количества кругов, где разыгрываются взятки. Цель игры в них — набрать оптимальное количество взяток или очков, связанных со взятками. Это наиболее широкая категория, их история восходит к самому зарождению карточных игр в XV веке в Европе.
Немецкая колода — вариант 32-карточной колоды, используемый для традиционных немецких карточных игр (например, скат).
Макао — азартная карточная игра, широко распространённая в мире в начале XX века, до запрета игорных домов. Названием обязана городу Макао (Аомынь), бывшей португальской колонии, крупнейшему центру игорного бизнеса на Востоке.
Тройка — игральная карта достоинством в три очка. Входит в состав 54- и 52-карточной колоды, отсутствует в 36- и 32-карточной колодах.
Карточная игра — игра с применением игральных карт, характеризуется случайным начальным состоянием, для определения которого используется набор (колода) карт.
Кинг — карточная игра, популярная в России. Иногда её называют «дамским преферансом». Нечто схожее с кингом имеет зародившаяся во Франции карточная игра «Barbu» (в переводе с фр. «Борода»). Кингом называют червового короля, имеющего особую роль в игре. Играют колодой в 32 листа. Старшинство карт − от 7 до туза. Количество играющих − 4 человека.
Лото́ (фр. loto, от итал. lotto) — азартная игра на особых картах с напечатанными на них рядами чисел.
Префера́нс (фр. préférence — предпочтение, преимущество) — карточная игра со взятками. Получила распространение в России в середине XIX века. Предшественником преферанса считается вист. Игра ведется втроём или вчетвером (в последнем случае каждый игрок по очереди пропускает раздачу, что называется «сидит на прикупе») или вдвоём (тогда игру называют «гуса́рик»). Возможно играть и больше, чем вчетвером, но тогда игра теряет динамичность и интерес к ней снижается, так как карты раздаются только троим...
Блэкдже́к, блек-дже́к (англ. Blackjack) — одна из самых популярных карточных игр в казино по всему миру. Большая популярность игры обуславливается простыми правилами, скоростью игры и наиболее простой стратегией в подсчёте карт. Тем не менее популярность игра завоевала не сразу. Игорным домам Соединённых Штатов приходилось стимулировать интерес к игре различными видами бонусов и выработкой нескольких разновидностей правил для блек-джека. Считается, что предшественником этой игры была карточная игра...
Баккара́ (фр. baccara) — карточная игра, в которой игроки стремятся набрать как можно больше очков, используя две или три карты.
Игра́льная кость — популярный источник случайности в настольных играх (особенно в одноимённой игре). Среди ролевиков также распространён англицизм «дайс» (англ. dice). В Средней Азии и на Кавказе называются зары (зарики); ед.ч. — зарик. Обиходное название — «кубик».
Скат (нем. Skat) — карточная игра, распространённая в Германии и в регионах США с большим немецким населением, например Висконсине и Техасе. Существует одноимённая американская игра с другими правилами.
Кри́ббедж (криббидж, крибедж; англ. cribbage) — карточная игра для 2 игроков, популярная в Англии и США. По одной из версий, придумана в начале XVII века английским поэтом Джоном Саклингом. Для игры используется полная колода — 52 карты. Старшинство карт — от туза до короля: туз — 1 очко, десятка, валет, дама, король — по 10 очков, все прочие карты оцениваются по числу очков на карте. Козырей нет. Цель игры — раньше противника набрать 121 очко, составляя и различные комбинации с помощью своих карт...
Пиковый туз — игральная карта с одним очком (туз) пиковой масти. В англоязычных странах, где пики считаются старшей мастью, пиковый туз традиционно считается самой старшей картой в колоде, хотя в некоторых карточных играх его старшинство может быть и другим.
Ханафуда (яп. 花札) — разновидность колоды игральных карт японского происхождения, используемая для нескольких игр, и сами игры с использованием такой колоды.
Слот-машина (от англ. slot — отверстие для опускания монет), также однорукий бандит, — игровой автомат, дающий шанс выиграть сумму, во много раз бо́льшую чем размер ставки. Цель игры — собрать, вращая барабаны, выигрышную комбинацию символов. Чем лучше комбинация, тем больше выигрыш.
Шафкопф (нем. Schafkopf) в переводе с немецкого «баранья голова, дурак»— популярная баварская карточная игра. В неё также играют в других районах Германии.
Кено — числовая лотерея и одна из старейших известных игр. В ней участвуют 80 нумерованных шаров, и игровой листок, на котором игрок должен отметить от 1 до 20 номеров. Победная комбинация состоит из 20 чисел. Чем больше в ставке игрока совпало чисел, тем больше его выигрыш.
Домино́ — настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек, обозначающим число очков. Также этим термином называют и другие настольные игры, цель которых состоит в расположении на столе или специальном игровом поле костей с нанесёнными на них одним или несколькими символами так, чтобы они касались одноимёнными символами друг друга. Каждый символ из набора, как правило, имеет численное значение.
Американская рулетка — разновидность азартной игры рулетки, распространенная в США.
Очко, также называемое двадцать одно очко, или просто двадцать одно — русский вариант карточной игры, известной во многих странах.
Фарао́н, банк или стос — карточная игра, которая пользовалась огромной популярностью в конце XVIII и начале XIX веков. Другие названия: «фаро», «штосс», «любишь — не любишь», «подрезать». Фараон породил целое семейство банковых игр.
Се́ка — карточная игра, известная в СССР и странах, образовавшихся после его распада.
Скрэббл (англ. Scrabble — «рыться в поисках чего-либо») — настольная игра, в которой от двух до четырёх играющих соревнуются в образовании слов с использованием буквенных деревянных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов. В русскоязычной среде известна также под названиями «Эрудит» или «Словодел». На русском языке игра впервые описана в журнале «Наука и жизнь» (1968, № 7) под названием «Крестословица».
Кости — одна из древнейших игр. Инструментом для игры являются кубики (кости) в количестве от одного до пяти в зависимости от вида игры. При правильной разметке противоположные грани костей должны в сумме составлять 7 (6 против 1, 5 против 2, 4 против 3). Суть игры состоит в выбрасывании кубиков и дальнейшем подсчёте очков, количество которых и определяет победителя. Разновидности игры предполагают разный подсчёт очков.
Чаупар (चौपर) — традиционная индийская семейная игра, очень похожая на пачиси. Является представителем игр типа «крест и круг». Игра ведется с помощью фишек и игральных костей на специальном поле, изображающем Храм и четыре дороги к нему. Цель игры — раньше соперников привести все свои фишки в центральный квадрат.
Реверси (другое название — оте́лло) — настольная игра для двух человек на доске 8 на 8 клеток.
Карты таро́ — система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV—XVI веке, в наши дни используется преимущественно для гадания, также сохранилась, по крайней мере, одна карточная игра с использованием полной колоды таро. Изображения на картах таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно таро связывается с «тайным знанием» и считается загадочным.
Это статья об азартной игре. См. также Пасьянс Маджонг.Маджонг или мацзян (кит. трад. 麻將, упр. 麻将, пиньинь: májiàng, палл.: мацзян) — китайская азартная игра с использованием игральных костей для четырёх игроков (каждый играет за себя). Широко распространена в Китае, Японии и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Игра ведётся костями, напоминающими костяшки домино, по правилам подобна покеру, требует от играющих таких качеств, как опыт, память и наблюдательность. В игре присутствует также...

Подробнее: Маджонг
Деберц (де-берц, дэ-берц) — карточная игра. Существуют её разновидности в портовых черноморских городах: клабор и белот.
По́кер (англ. poker) — карточная игра, цель которой — выиграть ставки, собрав как можно более высокую покерную комбинацию, используя 4 (старый классический вариант), 2, или 5 карт, или вынудив всех соперников прекратить участвовать в игре. Игра идёт с полностью или частично закрытыми картами. Конкретные правила могут варьироваться в зависимости от разновидности покера. Обобщающими элементами всех разновидностей покера являются комбинации и наличие торговли в процессе игры.
Пасьянс маджонг — настольная игра для одного человека, по структуре и игровому процессу похожа на карточный пасьянс, играется с помощью набора фишек азиатской азартной игры маджонг. Следует отличать пасьянс маджонг от азартной игры маджонг, набор фишек которой используется в данной игре — в компьютерных играх чаще всего реализуется именно пасьянс маджонг, а не азартная игра. Более того, некоторые реализации используют изображения случайных предметов вместо костей маджонга, а от собственно маджонга...
Омаха (англ. Omaha) — один из самых популярных видов покера. В отличие от семикарточного Техасского холдема, эта игра — девятикарточная. Правила этих двух видов очень похожи. Но и имеют отличия: в Омахе игрокам сдают 4 закрытые карты, но финальная покерная комбинация все-таки состоит из пяти карт, которая в свою очередь состоит из точно 2 закрытых и 3 открытых.
Руле́тка — азартная игра ( слово рулетка (roulette) происходит от французского слова "ру" в переводе с французского означает "колесо, ролик , бегунок "). Рулетка впервые появилась во Франции. Она называлась "хока" и в ней было 40 пронумерованных гнёзд и три были помечены "зеро". Во времена короля Луи XIV, кардинал Мазарини, чтобы пополнить казну, повсеместно разрешил во Франции, открывать казино. После смерти Мазарини в 1661 году вышел Указ, гласивший что всякий кто осмелится открыть казино для игры...
Пятёрка — игральная карта достоинством в пять очков. Входит в состав 54- и 52-карточной колоды, отсутствует в 36- и 32-карточной колодах.
Четвёрка — игральная карта достоинством в четыре очка. Входит в состав 54- и 52-карточной колоды, отсутствует в 36- и 32-карточной колодах.
«Косынка», или «Клондайк», — старинный пасьянс. Играется одной колодой в 52 карты. Цель игры — разложить карты по мастям в порядке от туза до короля в четыре стопки (их иногда называют базовыми, или «домами»).
Полинья́к (фр. Polignac) — карточная игра французского происхождения. Популярна в англоязычных странах, где известна под названием «англ. Knaves» («Валеты»). Используется колода из 52 карт. Старшинство карт − от двойки до туза.
Ко́зырь — игральная карта той масти, которая по правилам игры признаётся старшей для данной сдачи или для всех сдач.
Пиночо (исп. Pinocho) — национальная испанская карточная игра типа покера. Играется испанской колодой (48 листов) без джокеров. В неё могут играть от 2 до 8 игроков, но идеальное количество — 4 игрока.
Двадцать четыре — это китайская арифметическая карточная игра, цель которой — найти такое использование четырёх целых чисел, чтобы результат равнялся 24.

Упоминания в литературе (продолжение)

Четыре восьмерки, как и четыре семерки, практически не имеют специального значения. Преобладание мелких карт – безотрадное время, безденежье, «серые» дни, особенно, если эти карты сосредоточены в правой части раскладки (в ближайшем будущем). А вообще восьмерка обозначает дом дамы, соответствующей масти, а туз – дом короля. Иначе четыре восьмерки обозначают удар, а четыре семерки – интригу.
Каждая из этих мастей содержит 14 карт: король, дама, кавалер (или рыцарь) и валет, представляют собою четыре фигуры той же масти (король-треф, дама-треф, кавалер-треф, валет-треф и т. д.); вслед за тем десять карт: туз, двойка, тройка, четверка, пятерка, шестерка, семерка, восьмерка, девятка и десятка – составят 14 карт для треф. Столько же карт приходится для червей, пик и бубен, а всего 56 карт.
Современные игральные карты ведут свою историю от древнеегипетской колоды таро. Изначально в ней было 78 листов, называемых арканами. Значения 22 старших арканов были уникальны. Младшие арканы делились на 4 масти разного цвета, в каждой из которых были фигурные (фараон, сивилла, всадник и вестник), а также цифровые (от туза до десятки) карты.
Возьми перетасованную колоду карт и снимай на стол одну карту на другую, произнося вслух в таком порядке: шестерка, семерка, восьмерка, девятка, десятка, валет, дама, король, туз. Карты, которые совпадают со сказанными словами (то есть при слове шестерка выпадает шестерка), отложи в сторону. Проделай это три раза, и те карты, которые окажутся отобранными, разложи в ряд и определяй по толкователю судьбу.
Все, что будет попадаться вам на пути это и будет картами. Каждой карте для начала надо присвоить определенные номера (в последствии зрительные образы). Номера карт будут двузначные, первое значение – это буква, а второе – номер. Если считать, что туз – это номер «1», то мы имеем букву «А», двойка становится номером «2» и буквой «Б». Тройка становится номером «3» и буквой «В», четверка становится номером «4» и буквой «Г»… и так далее.
Он моментально ощутил прилив адреналина. С его тузом и девяткой получается фулхаус. Три девятки и пара тузов. Он посмотрел на пять открытых карт. На секунду задумался, прикидывая варианты. Судя по тому, что есть, побить его некому. Единственный вариант – если у кого-то более высокий фулхаус с двумя тузами, полученными на руки при раздаче. Грейс оглядел партнеров и поднял ставку на десять фунтов.
Существует полное совпадение между каббалой, алхимией и магией. В алхимии четыре элемента, которые составляют реальный мир, называются Огонь, Вода, Воздух и Земля и полностью соответствуют четырем каббалистическим буквам. В магии они представлены четырьмя классами духов: эльфами (или саламандрами), ундинами, сильфами и гномами. Карты Таро, в свою очередь, весьма сходны с каббалой, алхимией и магией и включают в себя знания этих систем. В соответствии с четырьмя основными принципами, или четырьмя буквами Имени Бога, или четырьмя алхимическими элементами, или четырьмя классами духов, в Таро есть четыре масти: Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли. Таким образом, каждая масть, каждая сторона квадрата, равного точке, представляет один из четырех элементов, управляет одним классом духов. Жезлы – это Огонь или эльфы (саламандры); Кубки – Вода или ундины; Мечи – Воздух или сильфы; и Пентакли – это Земля или гномы. Более того, в каждой масти Король означает первый элемент, или Огонь; Королева – второй, или Воду, Рыцарь – третий принцип, или Воздух; Валет – четвертое начало, или Землю. Затем снова Туз означает Огонь, двойка – Воду; тройка – Воздух и четверка – Землю. Затем снова, четверка – это первый принцип; пятерка – второй и так далее.
Если в этой части останутся только пять карт, а именно десятка, валет, дама, король и туз задуманной масти, ваше желание сбудется наверняка.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я