Связанные понятия
Способы
звукозаписи и носители для неё менялись со времени записи первых звуков (для последующего их воспроизведения) и до настоящего времени.
Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка, чаще просто пластинка) — аналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно...
Меллотрон (от англ. melody и electronics) — полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент. Разработан в начале 60-х годов XX века в Англии на основе чемберлина. Звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу.
Компа́кт-кассе́та (англ. Compact Cassette), аудиокассе́та (англ. Music Cassette, MC) или просто кассе́та — до начала 2000-х один из самых распространенных носителей информации на магнитной ленте. Применяется в первую очередь для звукозаписи (см. Кассетный магнитофон), а также для хранения цифровой информации (в существенно меньшей степени).
Вайтафон , Витафон (англ. Vitaphone) — первая массовая система звукового кино, основанная на раздельной записи и воспроизведении звука и изображения. Технология не предусматривала изготовления совмещённой фонограммы на фильмокопии. Вместо этого звуковое сопровождение фильма записывалось на граммофонную пластинку, которая воспроизводилась проигрывателем, синхронизированным с кинопроектором общим приводом. Для грампластинок диаметром 16 дюймов (40,64 сантиметра) впервые использовалась скорость...
Стереофони́я или Стереозву́к (от др.-греч. στερεός «стереос» — «твёрдый, пространственный» и φωνή — «звук») — метод воспроизведения звука, при котором создаётся иллюзия «звуковой перспективы» с сохранением направлений на разные источники звука. Это достигается за счёт использования бинаурального эффекта и одновременной передачи звуковой информации по двум и более независимым каналам, в отличие от монофонической звукопередачи, когда звук передаётся по единственному каналу.
Видеоди́ск — общее определение носителей информации в форме диска, который используется для сохранения видеосигнала и звукового сопровождения с целью последующего воспроизведения записанного материала. Особенностью системы воспроизведения является произвольный доступ, в отличие от видеокассет.
Фантаса́унд (англ. Fantasound) — первая в мире система звукового кино с многоканальным звуковым сопровождением. Разработана инженерами киностудии Уолта Диснея и использована для создания объёмного звука мультфильма «Фантазия», вышедшего на экраны 13 ноября 1940 года.
Компакт-диск (англ. Compact Disc, CD) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера. Дальнейшим развитием компакт-дисков стали DVD и Blu-ray, а его ближайший «предок» — LD-диск.
Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор.
Ток-бокс (англ. talkbox) — блок эффектов, позволяющий музыкантам изменять звук музыкального инструмента, так что его звучание приобретает интонации человеческого голоса. В просторечии также называется «жующий шланг».
Полевые записи это термин, использующийся в отношении аудиозаписей, сделанных вне студии звукозаписи.
Звуковой компа́кт-диск (CDDA, англ. Compact Disc Digital Audio, также называемый англ. Audio CD и Red Book) — международный стандарт хранения оцифрованного звука на компакт-дисках, представленный фирмами Philips и Sony.
Гранд — термин для обозначения виниловых грампластинок размером 25 см (10 дюймов) со скоростью вращения 33 и 78 об/мин в отличие от миньона диаметром 17,5 см (7 дюймов) и диска-гиганта диаметром 30 см (12 дюймов).
Карао́ке (сложное слово, образованное слиянием двух слов яп. 空 кара — пустота и англ. orchestra — оркестр; на японском:オーケストラ — ōkesutora, дословно «пустой оркестр») — развлечение, заключающееся в непрофессиональном пении с использованием электронного устройства, позволяющего петь под заранее записанную музыку (фонограмму); также само это устройство.
Граммофо́н (от греч. γράμμα «запись» + φωνή «звук») — прибор для воспроизведения звука с граммофонной пластинки.
Патефо́н (фр. Pathéphone) — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.
Студия звукозаписи — специальное помещение, созданное для записи и обработки звука, также известное под названием звукозаписывающая студия, или аудиостудия.
Многодорожечная запись (также многоканальная запись) — способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины.
Звуково́й кинемато́граф , звуково́е кино́ — разновидность кинематографа, в которой, в отличие от «немого», изображение сопровождается записанным звуком (речью, музыкой, шумами и звуковыми эффектами). Первый известный публичный показ звукового фильма состоялся в Париже в 1900 году, но коммерческий успех к звуковому кино пришёл лишь через три десятилетия. Главными проблемами реализации технологии оставались ненадёжная синхронизация раздельных носителей изображения и звука, а также низкая громкость и...
Магнитофон (от магнит и греч. φωνή звук) — электромеханическое устройство, предназначенное для записи звуковой информации на магнитные носители и её последующего воспроизведения. В качестве носителя используются материалы с магнитными свойствами: магнитная лента, проволока, магнитные манжеты, диски, барабаны и т. д.
Объёмный звук (от англ. Surround Sound — «Сурра́унд Саунд» — «объёмный, окружающий, приходящий со всех сторон звук», вариант: пространственное звучание) — воспроизведение многоканальных фонограмм через систему громкоговорителей, расположенных по окружности от слушателя, для увеличения пространственного звукового эффекта, выражающегося в воссоздании акустической атмосферы в ограниченном пространстве кинозала или комнаты домашнего кинотеатра.
Война за громкость (погоня за громкостью) — склонность музыкальной индустрии (лейблов звукозаписи) к постепенному увеличению громкости записываемой и распространяемой музыки в стремлении выделить свои записи на фоне остальных.
Видеомагнитофо́н — устройство для записи телевизионного сигнала на магнитную ленту и его последующего воспроизведения. От магнитофона отличается многократно увеличенной полосой записываемых частот и устройством лентопротяжного механизма. Получаемая при помощи видеомагнитофона запись изображения и звука называется видеофонограммой. Возможность записи высокочастотных и импульсных сигналов делает видеомагнитофон пригодным не только для видеозаписи, но и для других прикладных задач, связанных с регистрацией...
Магнитная звукозапись основана на использовании свойств некоторых материалов сохранять намагниченность после прекращения воздействия на них внешнего магнитного поля.
8-мм киноплёнка, 8-миллиметровая киноплёнка — киноплёнка шириной 7,975±0,03 миллиметров с односторонней перфорацией, выпускаемая как в одинарном, так и в двойном исполнении 2×8. Самая узкая из всех существующих киноплёнок, разработанная для любительского кино. Фильмокопии на ней принято называть мелкоформатными.
Портативный рекордер — профессиональное устройство, предназначенное для качественной внестудийной записи звука при кинопроизводстве и телерадиовещании. Как правило, может работать автономно от аккумуляторов и оснащено симметричным входом для подключения внешнего микрофона. Основное применение в кинопроизводстве — для записи синхронной фонограммы во время съёмки фильма, ролика или сериала.
Графофон (от греч. γράφω — писать и φωνή — звук) — устройство для записи и воспроизведения звука. Представляет собой усовершенствованную версию фонографа. Изобретён Александром Г. Беллом и Чарльзом С. Тейнтером в 1886 году в Вашингтоне. В том же году они получили патент на своё изобретение. Графофон мог проигрывать восковые валики произвольно большое количество раз и с бóльшей отчётливостью человеческого голоса. В 1890-х годах Томас Алва Эдисон использовал преимущества и новшества графофона для создания...
Синхронная съёмка — процесс в кинематографе и видеозаписи, при котором запись звука осуществляется одновременно со съёмкой изображения. В результате синхронной съёмки может быть получена синхронная фонограмма, точно совпадающая с экранным действием и артикуляцией говорящих персонажей фильма. При невозможности синхронной съёмки или недостаточном качестве полученной фонограммы прибегают к озвучиванию («тонировке») фильма.
Портасту́дия (сокращение от «Портативная Студия») — портативное устройство для многоканальной записи звука. Чаще всего используется музыкантами для работы над демозаписями и для записи репетиций с целью дальнейшего анализа качества исполняемого материала и работы над ошибками. Также часто используется для многоканальной записи живых концертов и других мероприятий.
Патент Великобритании № 394325 «Усовершенствования систем передачи, записи и воспроизведения звука» (англ. Improvements in and relating to Sound-transmission, Sound-recording and Sound-reproducing Systems) — фундаментальная работа Алана Блюмлейна по вопросам стереофонической записи и воспроизведения звука, написанная в 1931 году и опубликованная в 1933 году. Текст, существующий только в форме патента и поясняющих его служебных записок, включает изложение психоакустической теории стереофонии, программу...
Электрофо́н — по принятой в СССР терминологии — аппарат для воспроизведения звука с грампластинок, имеющий в своем составе электропроигрывающее устройство (ЭПУ), полный усилитель сигнала и встроенную либо выносную акустическую систему.
Триэргон (нем. Tri-Ergon) — первая система звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на киноплёнку, запатентованная в 1919 году тремя немецкими изобретателями Йозефом Энгелем, Гансом Фохтом и Йозефом Массолем. Название составлено из двух греческих слов и буквально означает «Работа трёх». Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Первая демонстрация состоялась во время премьеры...
Музыка в компьютерных и/или видеоиграх — это любые мелодии, композиции или саундтреки видеоигр. Помимо вспомогательной роли мелодий в обычных компьютерных играх существует отдельная категория так называемых музыкальных видеоигр, где ключевую роль в развитии игрового действия выполняет музыка.
Тэнори-он (яп. 手乗り音) — электронный музыкальный инструмент, созданный японским художником Тосио Иваи (岩井俊雄) и Ю Нисибори (西堀ユウ) из подразделения музыкального и пользовательского интерфейса («Music and Human Interface Group») Yamaha-центра развития звуковых технологий (Yamaha Center for Advanced Sound Technology). Инструмент состоит из экрана, помещающегося в ладонях, с сеткой из 16×16 светодиодных переключателей, каждый из которых может быть активирован различными способами для создания музыкального...
Магни́тная ле́нта — носитель информации в виде гибкой ленты, покрытой тонким магнитным слоем. Информация на магнитной ленте фиксируется посредством магнитной записи.
Музыкальный автомат — электромеханический аппарат для автоматического воспроизведения музыкальных граммофонных пластинок. Классический механизм состоит из проигрывателя, усилителя, громкоговорителя и устройства для автоматического выбора грампластинки. Приводится в действие монетой или жетоном. Другие названия музыкального автомата: «автоматический фонограф», «никельодеон» (англ. nickelodeon), «джук-бокс» (англ. juke box).
Чиптюн (англ. chiptune) — электронная музыка, синтезируемая в реальном времени аудиочипом компьютера или игровой приставки (обычно ранних поколений), а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств. Рассветом чиптюна является середина 1980-х — середина 1990-х, при появлении звуковых чипов в первых домашних компьютерах, таких как Commodore 64, ZX-Spectrum и т. д. В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой...
Дабпле́йт , также известный сокращенно как Дабка (от англ. сокращенно DUB. не путать с даб-музыкой!) (от анг. dubplate) («dub» от анг. dubbing (doubling) — дублировать, и «plate» — пластинка) — это название не изданного официально музыкального трека, принятое в диджейской музыке, особенно драм-н-бейсе.Раньше дабплейтом назывались мягкие виниловые пластинки низкого качества («блины»), существовавшие в единственном экземпляре и пригодные для проигрывания всего несколько раз. Сейчас, вследствие развития...
Попере́чно-стро́чная видеоза́пись (англ. Quadrature scanning) — способ записи телевизионного видеосигнала на магнитную ленту при помощи магнитных видеоголовок, вращающихся на барабане, установленном перпендикулярно движению магнитной ленты. При этом дорожки получаемой видеозаписи практически перпендикулярны к направлению движения носителя. Первые видеомагнитофоны, пригодные для практического использования, были построены на этом принципе. Поперечно-строчная видеозапись предусматривала использование...
Мувитон (англ. Movietone) — одна из первых систем звукового кинематографа с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке. Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Дорожка переменной плотности фильмокопий стандарта «Мувитон» пригодна для воспроизведения любым современным кинопроектором, поскольку совпадают как частота проекции, так и смещение дорожки относительно изображения.
Электроник-рок (также обычно называют синтирок, электророк или диджитал рок) — рок-музыка, создаваемая с помощью электронных инструментов. Этот жанр в значительной степени зависит от уровня технических разработок, особенно на него повлияло изобретение и совершенствование синтезатора, а также развитие цифрового формата MIDI и компьютерных технологий.
Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.
Мутоскоп (англ. Mutoscope) — ранняя технология кинематографа, получившая успех в виде торговых автоматов для просмотра коротких движущихся кинороликов. Устройство изобретено бывшим помощником Эдисона и создателем «Кинетофона» Уильямом Диксоном, но патент получен 21 ноября 1894 года на имя соавтора Германа Каслера из-за сложных отношений Диксона с бывшими работодателями. Как и «Кинетоскоп», мутоскоп не предполагал проекции изображения на экран, позволяя просматривать картинки через окуляр единственному...
Дублирование (от слова дубль — двойной), или дублированный перевод, или кратко дубляж — разновидность озвучивания, предусматривающая изготовление речевой фонограммы кинофильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует переводу оригинального звукового сопровождения. При дублировании оригинальная речевая фонограмма полностью заменяется новой, сделанной таким образом, чтобы совпадала не только длительность фраз, но и, по возможности, артикуляция актёров с новым текстом. Упрощённый...
Стена звука (англ. Wall of Sound) — название техники звукозаписи и аранжировки поп- и рок-музыки, разработанной и впервые применённой продюсером и звукоинженером Филом Спектором и по своему осмысленной Oусли «Медведем» Стэнли, звукооператором группы The Grateful Dead.
Монофони́я (греч. μονος — «один» и φωνή — «звук») — термин, относящийся к записи и воспроизведению звука и означающий одноканальную запись звука. Монофония предполагает либо один динамик, либо несколько динамиков, подсоединённых к общему источнику сигнала.
Фонофильм Фореста , Фонофильм (англ. Phonofilm) — одна из первых систем звукового кино с оптической совмещённой фонограммой на киноплёнке. Технология, разработанная Ли де Форестом в начале 1920-х годов, обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора, за счёт использования общего носителя. Стандарт не получил распространения из-за низкого качества звука, но стал основой для последующих систем. Совмещённые фильмокопии с фонограммой «Фонофильм» не поддерживаются...