Связанные понятия
Ниже приведён
список самых продаваемых в мире музыкальных альбомов. Чтобы быть включённым в него, мировой тираж релиза должен превышать 20 млн экземпляров, а данные должны быть опубликованы в авторитетном источнике. Список включает в себя все типы альбомов: студийные, сборники лучших песен и компиляции, саундтреки и альбомы ремиксов, в том числе более одного исполнителя.
Золотой диск — специальный приз в виде золотой пластинки для исполнителей, у которых тираж записей превысил определённое количество: в Великобритании — 100 тыс., в США — 500 тыс. экземпляров и т. д. Превышение «золотого» тиража в два и более раз делает Золотой диск платиновым. Бриллиантовый диск в США присуждается за тираж более 10 млн экземпляров.
«Радиоротация » (иногда используется «ротация», англ. Airplay) — это термин, используемый в индустрии коммерческого музыкального радио, для того, чтобы узнать как много раз песня была проиграна в эфире радиостанций. Например, если песня была проиграна в эфире много раз несколько дней подряд, значит она получила большое количество ротаций. В США, проигрывание песен в ночных клубах и дискотеках между 1940-ми и 1960-ми годами приравнивалось к ротации, на основе чего составлялись несколько чартов в Billboard...
Хит-парад или чарт — опубликованный список наиболее популярных в определённый период медиапродуктов (музыка, книги, кино, игры). Как правило, списки хит-парадов состоят не более, чем из 10-20 пунктов, располагающихся по мере убывания показателей. Параметры хит-парада определяются информацией о продажах; также существуют критерии проигрыша музыкальных композиций на радио (в музыкальных хит-парадах), данных по видео- и кинопрокату (в киноиндустрии). Временной период обычно неделя, реже месяц. Буквально...
Так называемые «артисты одного хита» (англ. one hit wonder), также «группа одного хита», «чудо одного хита», «певец/группа-однодневка» или «певец одной песни» — языковое клише, которым часто обозначают исполнителя или музыкальный коллектив, наиболее известного только одним хитом в его исполнении.
Подробнее: Артист одного хита
День музыкального магазина (также День магазинов грамзаписи; англ. Record Store Day) — международный праздник, отмечаемый ежегодно в третью субботу апреля с 2008 года.
Сингл (англ. Single от Single Play record) — изначально грампластинка (шеллачная, затем виниловая), на каждой стороне которой помещалась только одна музыкальная композиция.
Лучшие песни , или The Best of (с англ. — «Лучшее »), The Very Best of (с англ. — «Самое лучшее ») и The Best (с англ. — «Лучшее»), а также Greatest Hits (с англ. — «Величайшие хиты») — распространённое название музыкальных альбомов, которые представляют собой сборники лучшего материала (по коммерческим, художественным или иным критериям), созданного тем или иным артистом. Музыкальные альбомы могут также называться Single Collection, или включать в свои названия такие эпитеты, как Gold (с англ. — «Золотой...
Премия Айвора Новелло (англ. Ivor Novello Awards, известная также как The Ivors) — музыкальная награда, учреждённая в 1955 году Британской академией композиторов и авторов и названная в честь одного из популярнейших британских шоуменов, авторов и композиторов первой половины XX века Айвора Новелло.
Бонус-трек (англ. bonus track) — музыкальное произведение, которое включено в специальное издание или переиздание альбома. Бонусные треки часто можно услышать на переизданиях старых альбомов, где те первоначально не были включены. Часто это делается в целях рекламы, дабы вынудить потребителя купить альбом, даже если его первоначальная версия уже имеется. В отличие от скрытого трека, бонус-трек, как правило, включён в треклист, и его не нужно специально искать. Часто бонусные треки включают только...
Подробнее: Бонусный трек
Хит лета (также песня лета, летний хит) — феномен музыкальной индустрии, заключающийся в том, что в летний период какая-нибудь одна песня становится особо популярной. Она доминирует на радио и звучит отовсюду.
Промозапись (сокр. промо; также называется промосингл) — аудиозапись, выпускаемая на грампластинках, восьмидорожечных кассетах, компакт-кассетах, компакт-дисках, MP3, VHS, DVD или Blu-ray, и распространяемая бесплатно для продвижения коммерческой записи.
Кроссовер (от crossover с англ. — «переходить») — музыка, в которой происходит смешение двух (или более) стилей (или тем).
Музыкальный бизнес — это индустрия, основанная на извлечении прибыли при производстве музыки. Является многомиллиардной индустрией.
Реми́кс (англ. remix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на неё различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п. Частными случаями ремикса являются: ремикширование, мегамикс (компиляция нескольких музыкальных произведений)
Хит (англ. hit — удар, сильный толчок) — пользующаяся наибольшей популярностью песня. Так же называют и другие произведения (например фильмы, компьютерные игры), пользующиеся большой популярностью, и товары (хиты продаж). В русском языке — фильм, спектакль или номер, пользующийся большим успехом у публики, «проходящий на ура», рекордсмен кассовых сборов, — традиционно именовался «боевик».
Музыка́льный рели́з (или просто рели́з) — творческая продукция исполнителя, доступная для продаж или распространения. Термин также может быть отнесён непосредственно к публикации или изданию музыкального материала. Музыкальные релизы обладают рядом характеристик по которым осуществляют их классификацию...
Сборник (Компиляция, англ. compilation) — в музыкальной индустрии альбом, в который включают музыкальные записи на определённую тему .
Студийный альбом — музыкальный альбом, состоящий из композиций, записанных под контролем звукорежиссёра на студии звукозаписи. Студийный альбом содержит недавно написанный и записанный материал, выделяющийся из компиляций или переизданий альбома, или концертную запись, сделанную во время исполнения на месте. Студийные альбомы, как правило, долго пишутся и обрабатываются, прежде чем будут закончены.
Музыка́льная журнали́стика (англ. Music journalism) — отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения. Музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс. Фрэнку Заппе приписывается фраза: Впрочем, впоследствии выяснилось, что автор этой фразы - американский...
Термины «
Сторона „А“» (англ. A-side) и «Сторона „Б“» (англ. B-side) первоначально обозначали соответственно одну из сторон синглов на грампластинке, на которых выходили песни в начале 1950-х годов, но применяются в музыкальной индустрии и по сей день.
Национальный реестр аудиозаписей (англ. National Recording Registry) — это список звуковых записей, которые Библиотека Конгресса США считает «имеющими культурное, историческое или эстетическое значение».
Ло Нуэ́стро (исп. Lo Nuestro) — музыкальная премия, присуждаемая телекоммуникационной компанией «Univision» с 1989 года. Церемония вручения премии транслируется по телевидению — это одно из наиболее ярких событий года в области латиноамериканской музыки.
Музыкальный видеоклип — короткий кино- или видеофрагмент (видеоклип), сопровождающий музыкальную композицию. Как правило, существует в кино- или видеоформате, но бывают и анимационные музыкальные клипы, при производстве которых используется анимация. Клип отображает стилистику музыки, нередко иллюстрирует песню, иногда показывает внешние данные артиста с наиболее выгодных ракурсов. Видеоклип может содержать визуально-сюжетную линию событийной истории песни, сценарий на которую подготавливается режиссёром-«клипмейкером...
Звуковая дорожка — запись звука в виде непрерывной линии на каком-либо носителе (грампластинке, магнитной ленте, киноплёнке, компакт-диске), а также записанная на цифровом носителе последовательность команд MIDI; аналоговая или цифровая запись звучания отдельной партии (инструмента, вокала и прочее) при сведе́нии общей мастер-записи, стереофонической или многоканальной (многодорожечной), при количестве каналов записи звука более двух.
Дискография (от «диск», обобщённое название музыкальных записей вне зависимости от носителя, и «…графия») — полный список звуковых записей, обычно музыкальных, выпущенных в различном виде в массовый тираж, независимо от носителя, и объединённых в единый список по признаку имени, под которым запись распространялась.
Цифровая дистрибуция — способ распространения цифрового контента без использования материального носителя, как правило, состоящий в загрузке через Интернет на оконечное устройство пользователя. Преимущество цифровой дистрибуции заключается в лёгком и быстром поиске и приобретении копий необходимого программного обеспечения.
Мэшап (иначе «мэш-ап», от сленг. англ. mash-up — «смешивать композиции», букв. досл. «толочь», «взбивать») — неоригинальное музыкальное произведение, состоящее, как правило, из двух (реже нескольких) исходных произведений, записанное в студийных условиях путём наложения любой партии одного исходного произведения на похожую партию другого. С развитием специализированного музыкального программного обеспечения и постоянным усовершенствованием контроллеров для него мэшапы выделились в собственный жанр...
Рингто́н (англ. ring - звонок, tone - музыкальное ударение) — звук, мелодия, воспроизводимая на сотовом телефоне для оповещения о входящем вызове или входящем текстовом сообщении. Различные модели сотовых телефонов и смартфонов могут воспроизводить в качестве рингтона звуки или мелодии — начиная от простых одноголосых трелей до полифонических мелодий или любой звуковой записи в виде звукового файла. Продажа рингтонов и загрузка их на телефоны пользователями сотовых сетей превратилась в одно из доходных...
Переиздание — 1) публикация, отличающаяся от предыдущих изданий изменениями, внесенными в содержание (пересмотренное издание) или в форму (новое издание), которая требует нового ISBN;
Музыкальный альбом — набор музыкальных композиций, выпущенных вместе, в стандартном формате, доступном для проигрывания на популярных воспроизводящих устройствах.
Современная христианская музыка (англ. Contemporary Christian music, аббр. — CCM), реже Вдохновляющая музыка (англ. Inspirational music) — жанр популярной музыки, сосредоточенный на вопросах, связанных с Христианской верой. Зародившись в конце 1960-х годов в городе Нашвилл, Теннесси, современная христианская музыка получила наибольшую популярность в так называемых «красных штатах». Среди наиболее ярких представителей жанра можно отметить: Рича Маллинза, Эми Грант, Криса Томлина, Мишель Уильямс, Ребекку...
Концертная программа — перечень произведений и композиций, заявляемый исполнителями и организаторами мероприятия на определённый концерт; в широком смысле — сама программа выступления артистов, музыкантов и т. п. Программа может объявляться и распространяться заранее, до распространения билетов, но может также храниться в тайне и стать известной постфактум.
Миньо́н (от фр. mignon — малыш), также EP (от англ. Extended Play) — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. В англоязычных странах этот формат в 1950-е гг. стали называть «EP» — «Extended Play», чтобы обозначить различие между ними и синглами (SP; одно-, двухпесенными пластинками).
Подробнее: Мини-альбом
Постдиско (англ. Post-disco) — жанр электронного прогрессивного ритм-н-блюза, возникшего в конце 1970-х, однако этот термин чаще используется для описания развития популярной музыки в 1979—1986 гг., начиная с ночи 12 июля 1979 года, которая получила название Disco Demolition Night (рус. Ночь Сноса Диско), когда неприязнь к диско привела к уничтожению тысяч пластинок на бейсбольном поле в Чикаго и заканчивая повсеместным появлением хаус-музыки. На последних этапах своего существования диско стал проявлять...
Скры́тый трек (иногда также секретный трек, трек-призрак) — музыкальный (как правило, песенный) фрагмент на компакт-диске, аудиокассете, виниловой записи или другом музыкальном носителе, опубликованный таким образом, чтобы затруднить возможному слушателю его обнаружение. В некоторых случаях данный фрагмент просто не приводится в перечне композиций данного издания; в других случаях используются более замысловатые методики. В отдельных редких случаях скрытые треки являются лишь результатом каких-либо...
Современный ритм-н-блюз , или современный ар-н-би (англ. Contemporary R&B), или просто ар-н-би (англ. R&B, или R'n'B) — музыкальный стиль, истоки которого идут от ритм-н-блюза 1940-х годов, особенно популярный в США.
Лейбл звукозаписи (англ. record label, торговая марка звукозаписывающей компании) — бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио- и иногда видеозаписей (главным образом музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов) на носителях разных форматов (среди которых грампластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, SACD, DVD; с развитием интернета также получили популярность цифровая дистрибуция и потоковые трансляции мультимедиа).
Ню-диско (англ. nu-disco (new disco) — новое диско), также диско-хаус (англ. disco house) — жанр танцевальной музыки XXI века, связанный с возобновившимся интересом слушателей к диско-музыке конца 1970-х и начала 1980-х годов, итало-диско середины 1980-х и синтезаторному евродиско 1990-х.
Тин-поп (англ. Teen pop) — поджанр поп-музыки, который ориентирован на аудиторию подростков. Тин-поп копирует жанры и стили таких направлений, как поп, данс, хип-хоп, кантри и рок. В число типичных атрибутов жанра входят: обработанный вокал, хореографические танцы, акцент на визуальной привлекательности (фотогеничное лицо, уникальное телосложение, модная причёска и стильная одежда), тексты песен сфокусированы на таких подростковых вопросах, как (сексуальные/эмоциональные) любовные отношения, поиск...
Бабблгам-поп (англ. bubblegum pop) — разновидность поп-музыки, для которой характерны запоминающаяся (нередко «сладкая») мелодия, простая ясная аранжировка, построенная на повторяющихся элементах, и простой текст, как правило, по-юношески романтического, шутливого характера. «Бабблгам», продукция которого рассчитана на детский и юношеский рынок, смыкается с понятием «мануфактурной» поп-музыки.
Музыкальная индустрия или музыкальный бизнес или музыкальный рынок России — часть экономики и общественной жизни России, объединяющая компании и граждан, зарабатывающих деньги посредством создания и продажи музыкальных произведений. Музыкальная индустрия является составной частью более обширного сектора экономики — индустрии развлечений России, в которую также входят киноиндустрия, мода, индустрия компьютерных игр, телевидение, радио, книготорговля, игорный бизнес и др.
Список включает в себя музыкальных исполнителей, продавших как минимум 75 миллионов записей. Музыканты перечислены как с заявленными продажами, так и с общим количеством сертифицированных единиц в порядке убывания. Если у двух или более исполнителей одинаковое количество заявленных продаж, они ранжированы по количеству сертифицированных единиц. Заявленный показатель продаж, а также общее количество сертифицированных единиц (для каждой страны) в пределах предоставленных источников, включают продажи...
Шведская ассоциация звукозаписывающих компаний (англ. Swedish Recording Industry Association, GLF — швед. Grammofonleverantörernas förening) — ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии Швеции. Ассоциация образовалась в 1975, в том же году она открыла два главных чарта страны — шведский чарт альбомов и шведский чарт синглов.
Фильмы, выпущенные российскими дистрибьюторами — легитимно изданные кинофильмы и иные аудиовизуальные программы на различных носителях (видеокассетах, Video CD, дисках DVD-5 зона) по лицензионному соглашению правообладателем, и получившие соответствующие прокатные удостоверения от Госкино (впоследствии — Минкультуры и Роскультуры).
Инди-лейбл (англ. Indie label от Independent — независимый, самостоятельный) — лейбл звукозаписи, позиционируемый как альтернативный мейнстриму, независимый от музыкальных корпораций, которым сегодня принадлежит большинство ведущих лейблов (мейджор-лейблы). Независимый лейбл может предоставить распространение записанных композиций музыкальному коллективу, в то время как мейджор-лейблы имеют свою сеть продаж композиций для извлечения максимальной прибыли. Часто треки, записанные на независимых лейблах...
На мировом музыкальном рынке доминирующими являются три основных звукозаписывающих лейбла. Эти три компании контролируют более 70 % мирового музыкального рынка и около 85 % музыкального рынка США, таким образом делая музыкальный рынок примером олигополии...
Подробнее: Большая тройка лейблов звукозаписи
Рекламно-сувенирная продукция — это вид изделий, используемых в качестве подарков, призов, раздаточных материалов в рекламных кампаниях, а также в виде корпоративных и бизнес-сувениров, чаще всего с нанесением логотипа или фирменного стиля заказчика на самом продукте или его упаковке. Часто в аналогичном контексте употребляются термины промоподарки, промосувениры, бизнес-подарки. Промотовары являются одним из инструментов маркетинга .