Связанные понятия
Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.
Городско́е поселе́ние — один из типов муниципального образования в России; город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
Администрати́вный центр — официальный главный город любого административного образования первого, второго или третьего уровня (такого как область, край, автономная республика, провинция, штат, департамент). В административном центре, как правило, располагаются государственные органы власти и управления местного уровня...
Муниципа́льный район или муниципальный округ — административно-территориальная единица, включающая строго определённую территорию с проживающим населением. Этой территорией может быть город, село, небольшая группа сёл или сельский район.
Упоминания в литературе
В границах
сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью, как правило, более 1 тыс. человек или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с суммарной численностью более 1 тыс. человек. Сельский населенный пункт с численностью менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав сельского поселения. Границы сельского поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности для населения (возможность преодолеть расстояние до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня).
3. Трехуровневое муниципальное образование. При этой модели наиболее очевидно проявляется принцип матрешки: в состав района как муниципального образования входят менее крупные муниципальные образования – сельские округа, сельсоветы, в состав которых также входят отдельные муниципальные образования – поселки, села и т. д. Каждый уровень муниципальных образований обладает всеми обязательными для них признаками. Применение такой сложной модели возможно лишь там, где достаточно экономически развиты небольшие
сельские поселения , что позволяет формировать им бюджет за счет собственных источников доходов. Так, в Воронежской области в качестве уровней осуществления местного самоуправления признаются районы, города, сельсоветы, поселки, села, деревни, хутора и иные территории в поселениях. Окончательное решение в вопросе создания муниципального образования остается за жителями населенных пунктов, которые, основываясь на законодательных актах субъекта РФ, сами решают, создавать ли на своей территории муниципальное образование.
В связи с этим Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 84 Федерального закона № 131-ФЗ внесено дополнение, согласно которому, если на территории района находится один населенный пункт или если здесь может быть, по правилам Закона, образовано не более двух поселений, то указанный населенный пункт наделяется статусом городского или
сельского поселения либо территория района наделяется статусом сельского поселения. Вновь образованное поселение и территория района, не вошедшая в состав указанного поселения, включаются в состав муниципального района.
2) второй критерий – критерий доступности административного центра. В соответствии с законом территория
сельского поселения , в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливается с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Это связано с необходимостью обеспечить всем жителям поселения возможность непосредственного обращения в органы местного самоуправления при неразвитости транспортной инфраструктуры в небольших территориальных образованиях. Самое распространенное мнение гласит, что средний радиус муниципального района должен быть до 40 км, а сельского поселения – до 9 км;
Сельское поселение входит в состав муниципального района. Критерии образования сельского поселения, установленные законом, – непрерывность территории и пешая доступность административного центра. Численность жителей сельского поселения может варьироваться от нескольких десятков до 15–20 тысяч.
Связанные понятия (продолжение)
Населённый пункт (н.п.) — населённое людьми место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, посёлок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населённого пункта — постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно). Как правило, на территории государства один из крупных населённых пунктов имеет статус его столицы.
Сельсовет , сельский совет, с/с — название местного органа власти (сельский Совет народных депутатов) и единица административно-территориального деления в СССР. В видоизменённой форме (иногда и с тем же названием) институт сельсоветов сохранился в ряде государств, образовавшихся на территории СССР.
Городски́е райо́ны или райо́ны го́рода образовывались в составе крупных городов союзных республик СССР, после распада которого сохранились в ряде из них, а в рамках административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации они представляют собой низовые административно-территориальные единицы этих субъектов РФ (внутригородские районы). В одних субъектах РФ городские районы признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями (внутригородскими муниципальными...
Соле́цтво (польск. Sołectwo) — административная единица в Польше, действующая на территории сельских населённых пунктов.
Невключённая территория (немуниципальная территория, межобщинная территория, неинкорпорированная территория) — территория, которая не входит («не включена») в состав какой-либо административной единицы соответствующего уровня (обычно самого низкого), например, общины, поселения, коммуны, муниципалитета и т. д. и находится под непосредственным управлением вышестоящего уровня власти (района, провинции, штата и т. д.).
Городско́е населе́ние — население, проживающее в городских населённых пунктах. В силу того, что критерии отнесения населенных пунктов к городским в разных странах не совпадают, данные о численности городского населения различных стран не вполне сопоставимы.
Посёлок — один из видов населённых пунктов в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.
Малый город (городок) — это поселение, которое больше, чем сельский населённый пункт, но меньше, чем крупный город. Размер и определение того, что представляет собой малый город, существенно варьирует в разных частях мира.
Сомон , или Сум, или Суму, или Сумон (тув. сумон, монг. сум, кит. 苏木) — наименьшая административно-территориальная единица в Республике Тыва (Российская Федерация), Монголии, а также Внутренней Монголии (КНР).
Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако...
Подробнее: Административное деление Китайской Народной Республики
Иже́вская агломера́ция (иногда также именуется «агломерация южной части Удмуртии» и «Ижевская территориальная система») — термин, применяемый к городской агломерации Ижевска, включающей город и его пригородную зону (в сумме около 700 тыс. жителей), или более обширную зону влияния республиканского центра (с суммарной численностью населения около 950 тыс. человек), а также иногда к предполагаемому 1,25-миллионному «инвестиционному пространству», объединяющему 13 муниципальных образований Удмуртии...
Городско́й о́круг — название типа территориальных единиц в разных странах, как государственно-административных, так и относящихся исключительно к местному самоуправлению, но не государственной власти (например, в России местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти).
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях...
Подробнее: Метрополитенские районы Англии
Районы Южно-Африканской Республики (англ. District municipality), или «Муниципалитеты категории C» — это округа Южно-Африканской Республики, в состав которых входит преимущественно сельская местность. Районы делятся на местные муниципалитеты.
Райо́н (фр. rayon — «радиус, луч») — территориальная единица в ряде государств: СССР, России, Азербайджана, Белоруссии, Литвы, Молдавии, Украины и Таджикистана.
Агрогородо́к (белор. аграгарадок) — тип сельских населённых пунктов в Белоруссии.
Сход граждан — это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения, а также в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального...
Сельская гмина (польск. gmina wiejska) — гмина Польши, территория которой не имеет в своем составе ни одного города (иногда правление такой гмины находится в соседнем городе).
Барнау́льская агломера́ция — городская агломерация на северо-востоке Алтайского края с общим населением 824 073 чел. (2018), что составляет более трети населения края. Сформировалась вокруг города Барнаул, её образуют два городских округа (Барнаул и Новоалтайск) и один прилегающий муниципальный район (Первомайский район).
Муниципалитет (нем. Munizipalität, фр. municipalité, от лат. municipium) — самоуправляемая административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населённых пунктов, город, посёлок или деревня).
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года). На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,57 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской...
Се́рпуховская агломера́ция — городская агломерация, с центром в городе Серпухов, расположенная на территории трёх смежных субъектов Российской Федерации: Серпуховского района Московской области, юго-восточной части Жуковского района и северо-восточной части Тарусского района Калужской области, северной части Заокского района Тульской области. Население агломерации превышает 260 тысяч человек, почти половина населения проживает в её центре — городе Серпухов.
Городская территория — территория с увеличенной плотностью построек, созданных человеком в сравнении с территориями вокруг неё. Городскими территориями могут быть города либо агломерации, но обычно это понятие не распространяется на деревенские или сельские поселения, такие как деревни либо хутора.
Техсил (хинди तहसील, урду تحصیل от араб. تحصيل — приобретение, собирание), или талук, или мандал — единица административного деления в ряде стран Южной Азии.
Земли поселений — земли, расположенные, как правило, в городской черте или в границах иных населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделённые от других категорий земель.
Месте́чко (польск. miasteczko, белор. мястэчка, укр. мiстечко, чеш. městys (městečko), лит. miestelis, латыш. miests) — один из типов населённых пунктов, исторически — сложившаяся разновидность поселения в Речи Посполитой, то есть на территории современной Белоруссии, Литвы, восточной Латвии, Польши, Украины и западной России, часто — со значительной долей еврейского населения, еврейским местечком (идиш שטעטל — штетл, букв. «городок»).
Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).
Подробнее: Административное деление Австрии
Административные единицы первого порядка (вьетн. Thị xã) — административные единицы второго уровня, которые находятся под контролем народных комитетов провинций или городов центрального подчинения. На 31 декабря 2009 года, в стране было 46 таких единиц. На 31 декабря 2015 — 51. Города этого типа классифицируются IV и III классом, в зависимости от баллов, полученных по критериям указа № 42/2009/ND-CP от 7 мая 2009 года.
Го́род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города.
Горнозаводской управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Нижний Тагил.
Новосибирская агломерация (иногда называемой Большой Новосибирск) — крупнейшая городская агломерация Сибири с населением более 2 млн чел. (2017), что составляет более двух третей населения Новосибирской области, более 10 % населения Сибирского федерального округа, 1,4 % населения Российской Федерации. Сформировалась вокруг центра Новосибирской области и Сибирского федерального округа — Новосибирска. Ядро агломерации образуют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, рабочий посёлок Краснообск и наукоград...
Депорта́ция из за́падных райо́нов Пско́вской о́бласти ― принудительное переселение в мае — июне 1950 года из западных районов Псковской области, переданных в её состав из Латвийской и Эстонской ССР. Депортации подлежали преимущественно русскоязычные хуторяне этих районов — кулаки и участники антисоветских группировок «лесных братьев» — а также члены их семей. Депортация таким образом была направлена на борьбу с антисоветскими группировками и кроме того, проходила в рамках послевоенной политики коллективизации...
Сельский округ — название административно-территориальных единиц низшего уровня в сельской местности в ряде стран.
Во́лости То́мской губе́рнии — низовые, первичные единицы административно-территориального деления в Российской империи, образуемые из смежных сельских обществ, с численностью населения, как правило, от 300 до 2000 ревизских душ мужского пола.
Упоминания в литературе (продолжение)
11) границы
сельского поселения , в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
Если в
сельском поселении несколько населенных пунктов, то каждый из них является просто территориальной единицей, а не муниципальным образованием (обычно в этом случае на территории такого населенного пункта организуется территориальное общественное самоуправление – низший уровень местного самоуправления).
Следующим муниципальным публично-правовым институтом, производным от вопросов местного значения, входящих в круг государственных интересов, является институт муниципального образования. Данный институт представляет собой совокупность юридических норм, определяющих правовое положение муниципального образования – городского,
сельского поселения , нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Особенный казус двух субъектов Федерации – Москвы и Санкт-Петербурга, фактически выведенных из сферы действия Закона о МСУ в соответствии со ст. 79 указанного Закона, привел к тому, что в них выстроена жесткая управленческая вертикаль, в формате которой существо Закона грубо нарушено, так как государственная власть объединена с местным самоуправлением и поглощает его. Две крупнейшие урбанизированные территории страны, призванные задавать образец социальной модернизации, являют собой наглядный образец полного подавления муниципального начала губернским управлением. Районные управы представляют собой отделы Правительства Москвы, и в результате по своему статусу московские муниципальные районы, насчитывая на круг по 100 тыс. жителей, приравнены к
сельским поселениям и имеют при этом еще меньше полномочий.
Общая площадь территории района составляет 4,5 тыс. кв. км (3,1 % общей площади области). По состоянию на 21 ноября 2009 года в состав района входят 12
сельских поселений и 911 сельских населенных пунктов, где проживает 50 тысяч человек. Плотность населения района достигает 11,1 жителя на 1 кв. км.
Это привело к снижению доли городского населения в автономиях края: в 1924 г. в Карачаево-Черкесской области насчитывалось 11,3 % горожан, в Кабардино-Балкарской – 8 %, Северо-Осетинской – 3 %, Ингушской – 1,4 %, Чеченской – 0,5 %, Адыгейской и Сунженском округе – 0 %. В 1925 г. городами были объявлены Нальчик и ст. Баталпашинская (центр Карачаево-Черкесии), но в 1926 г. она была вновь переведена в разряд
сельских поселений . Административные центры областей и внутриобластных округов нередко находились вне их пределов (Адыгейской области – в Краснодаре, Мало-Карачаевского округа Карачаево-Черкесии – в Кисловодске, Нагорного округа Кабардино-Балкарии – в Пятигорске и т. д.).
Приведем один из примеров территории интенсивной дачной колонизации, иллюстрирующий некоторые из рассмотренных выше процессов – Антушевское
сельское поселение . Численность населения – около 1000 человек, на дачный сезон возрастает примерно в 4 раза. 53 населенных пункта, самые крупные – Антушево и Бечевинка (соответственно, примерно 400 и 300 человек). Экономика поселения функционирует следующим образом.
б) территории всех муниципальных образований Российской Федерации, т. е. территории местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 1 декабря 2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении в РФ) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских,
сельских поселениях и на территориях иных муниципальных образований).
В ст. 3 Федерального конституционного закона Австрийской Республики от 10 ноября 1920 г. было записано, что территория этого государства включает в себя территории самостоятельных земель (субъектов Федерации). Аналогичная норма закреплена многими другими конституциями. Так, в соответствии со ст. 67 Конституции Российской Федерации ее территория включает территории ее субъектов. При этом ст. 9 Конституции России провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», а ст. 131 Конституции, еще более расширяя содержание понятия «территория», гласит, что местное самоуправление в России осуществляется «в городских,
сельских поселениях и на других территориях» с учетом исторических и иных местных традиций. И далее: «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий».
Второе направление определяется характером территориально-географических условий проживания людей в городах и в сельской местности. Неизбежным следствием наблюдаемой неоднотипности социальных условий в городе и в сельской местности выступают различия между «городской» и «сельской» преступностью, которые и являются предметом социальных криминологических исследований.[56] Хорошо известны некоторые различия структуры, уровня преступности в малых и крупных городах, в сельской местности и городах. Так, в крупных городах уровень угона автотранспортных средств без цели хищения выше, чем в малых городах или в
сельских поселениях ; уровень квартирных краж в городах выше, чем на селе; а хищение скота, сельскохозяйственной продукции – преимущественно «сельские» преступления.
Рубеж ХIХ – ХХ вв. охарактеризовался новым притоком эстонского населения. В этот период компактные
сельские поселения эстонцев возникают в Оханском и Осинском уездах Пермской губернии. В отличие от сельских эстонцев, расселенных компактно в хуторских поселениях Бирского уезда Уфимской губернии, Сивинского имения Оханского уезда, Ершовской волости Осинского уезда Пермской губернии, достаточно сложно представить, кто составлял основу эстонского населения Прикамья, расселенного дисперсно, составляя ничтожно малый процент в составе основного населения региона. Лишь только отдельные отрывочные сведения позволяют в какой-то мере представить эстонское население городов и сельских территорий Прикамья в начале ХХ в., а также выявить некоторые особенности их формирования.
В отличие от городов,
сельские поселения и их размещение по территории обладают зональной спецификой: в каждой природной зоне есть свои особенности сельского расселения и своя специализация сельского хозяйства.
Генеральный план города и пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий. Генеральный план города с численностью населения до 50 тыс. человек и генеральный план
сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ. При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко-архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.
Земельные участки в городских и
сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.
Местное самоуправление (муниципальная власть) осуществляется в пределах муниципального образования. Муниципальное образование – городское или
сельское поселение , муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, городские и
сельские поселения и другие муниципальные образования.
Деление муниципального имущества на отдельные составляющие имеет практическое значение. Часть 1 ст. 215 ГК РФ гласит: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и
сельским поселениям , а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». Если суммировать муниципальное имущество и средства местного бюджета, которые не закреплены за муниципальными учреждениями и предприятиями, то они в своей совокупности образуют муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Таким образом, муниципальная казна плюс имущество, переданное муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, в совокупности дают весь массив, именуемый «муниципальное имущество». Проект Федерального Закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 239 исходит, на наш взгляд, из более прогрессивного подхода к пониманию казны муниципального образования, поскольку определяет, что казной является муниципальное имущество как закрепленное за предприятиями и учреждениями, так и не закрепленное (распределенная и нераспределенная казна). Вместе с тем, вступление в действие указанных положений ГК РФ неминуемо создаст коллизию, связанную с пониманием казны в публично-правовых отношениях.
Деление муниципального имущества на отдельные составляющие имеет практическое значение. Часть 1 ст. 215 ГК РФ гласит: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и
сельским поселениям , а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». Если суммировать муниципальное имущество и средства местного бюджета, которые не закреплены за муниципальными учреждениями и предприятиями, то они в своей совокупности образуют муниципальную казну соответствующего муниципального образования. Таким образом, муниципальная казна плюс имущество, переданное муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, в совокупности дают весь массив, именуемый «муниципальное имущество». Проект Федерального Закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 239 исходит, на наш взгляд, из более прогрессивного подхода к пониманию казны муниципального образования, поскольку определяет, что казной является муниципальное имущество, как закрепленное за предприятиями и учреждениями, так и не закрепленное (распределенная и нераспределенная казна). Весте с тем, вступление в действие указанных положений ГК РФ неминуемо создаст коллизию, связанную с пониманием казны в публично-правовых отношениях.
9) Земельный кодекс России от 25 октября 2001 г.[17] (ЗК РФ) регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т. е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и
сельских поселений . В статье 83 ЗК РФ специально указывается, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов.
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. регулирует правовое положение земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и
сельских поселений .
Согласно ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и
сельских поселений , территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, причем органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Вместе с тем, говоря о расширении территории города в XX в., следует отметить такое новое явление, как возникновение Московской городской агломерации. Под этим термином географы понимают компактно расположенную группу городских и
сельских поселений , объединенных в сложную систему, связанную разнообразными стабильными связями в виде маятниковых миграций, т. е. ежедневных поездок из одних населенных пунктов в другие.
В настоящее время Курахский район состоит из 14
сельских поселений , в составе из 28 населенных пунктов – селений Курах, Хюрехюр, Моллакент, Арабляр, Аладаш, Кумук, Кучхюр, Бугда-тепе, Кабир, Икра, Бахцуг, Сараг, Ругун, Кутул, Ахниг, Ашакент, Штул, Ашар, Кукваз, Гельхен, Квардал, Усуг, Укуз, Хвередж, Шимихюр, Хпедж, Урсун, Хпюк.
Городские и
сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы (табл. 1).
Ниже по течению Сухоны при слиянии её с р. Юг крупнейшим центром славянской колонизации стали города Гледен и Устюг. Первый упомянут в летописи в 1178 г. (при кн. Всеволоде Большое Гнездо), второй – в 1212 г. (его сыне кн. Константине Всеволодовиче). В 1980-х гг. Онежско-Сухонской экспедицией академического Института археологии под руководством Н. А. Макарова было обследовано до двух десятков
сельских поселений по Малой Северной Двине и Югу. Они располагались на излучинах рек, иногда вблизи мелких рек и ручьёв. Характерная для них древнерусская круговая керамика и бытовые предметы могут быть датированы XII–XIII вв. и маркируют область первоначальной славянской колонизации на данной территории. Наиболее раннему поселению на Гледенской горе соответствует археологический памятник Морозовица-III. Поселение располагалось на краю высокого коренного берега Сухоны и практически уже не существует, будучи снесённым паводками рек Юг и Сухона. Видевший остатки его в 1771 г. академик и путешественник И. И. Лепёхин ориентировочно определял протяжённость сохранившихся валов в 175 саженей, то есть 378 м. В настоящее время в пределах Устюжской округи выявлено более 20 селищ древнерусского времени, основанных в XII–XIII вв. выходцами из центральных районов Руси, но гораздо больше их было смыто разливами своенравной Сухоны. Несомненно, Устюг находился в центре плотно заселённой округи, заметно отличавшейся в этом отношении от сопредельных территорий.
Во-вторых, в организации сельскохозяйственных кооперативов большую роль сыграли администрации
сельских поселений . Теперь ставится вопрос о том, чтобы часть прибыли кооперации отчислялась на решение вопросов местного значения поселений. Очевидно, что смешение административных и экономических начал не только способно затормозить развитие кооперации, но неизбежно приведет к многочисленным конфликтам. Сотрудничество местной власти и сельских кооперативов – естественный процесс, направленный на развитие и повышение конкурентоспособности территорий. Однако важно, чтобы такое сотрудничество носило взаимовыгодный характер и строилось вокруг конкретных проектов, а не превращалось во взимание административной ренты.
Население района представлено 40 национальностями, из которых: русские составляют 68,4 %, туркмены – 17,7 %, татары – 5 %, даргинцы – 5 %. Плотность населения – 10,3 человек на 1 кв. км, что почти в 4 раза ниже средней плотности населения по Ставропольскому краю (40,9 человек на 1 кв. км). Средняя людность сельских населенных пунктов составила всего 1000 человек. Это один из самых низких показателей средней людности
сельских поселений в Ставропольском крае [3]. С учетом низкой плотности населения это свидетельствует о потере, в определенной степени, социального контроля за развитием сельских территорий.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и
сельским поселениям , а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Как проблему в социальной сфере муниципальных образований можно выделить сокращение сети учреждений социального профиля, в результате чего ограничивается доступ жителей
сельских поселений и малых городов к услугам образования и здравоохранения, услугам объектов культуры. Расчётные данные показывают, что только за период с 1990 по 2009 г. средний радиус доступности общеобразовательных школ увеличился в 1,3 раза, дошкольных учреждений – 1,4, больниц – 1,7, фельдшерско-акушерских пунктов – 1,2, клубных учреждений – 1,7, библиотек – в 1,2 раза (табл. 3).
Изучение культурно-исторического потенциала Верхневолжья показывает его значительное многообразие и достаточно высокую плотность объектов туристского интереса. Согласно Федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических поселений (2002–2010 гг.), на исследуемой нами территории выделено 53 исторических поселения, в том числе в статусе городов 44. Как записано в правительственном Постановлении, «исторические поселения являются городскими и
сельским поселениями , в границах которых расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также другие культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию». Представленный в виде таблицы перечень исторических поселений по времени их возникновения позволяет увидеть их значимость в истории Российского государства.
Интенсивность, а вероятно, и характер использования северной и южной ветвей северо-западного отрезка Балтийско-Волжского пути были неодинаковы. Памятники, содержащие скандинавские древности, равно как и торгово-ремесленные центры на северной ветви пути концентрируются (не только в IX, но и в X в.) в его начале – к востоку от Ладожского озера, и в центральной части – у Белого озера. На остальной территории они немногочисленны и рассредоточены, а торгово-ремесленные центры (некрупные даже на Сяси-Ояти-Олонке) не выявлены. Иначе выглядит картина освоения южной ветви пути. И Поволховье, и Приильменье, и Верхнее Поволжье уже в IX в. довольно густо заселены, вдоль рек лежат славянские
сельские поселения . Размеры торгово-ремесленных центров здесь велики, и их деятельность чрезвычайно интенсивна. Скопления скандинавских древностей отмечаются не только в торгово-ремесленных центрах, но и в других местах (например, в Петровском и Михайловском), нередко на ответвлениях от основного маршрута[158].
2) установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских,
сельских поселений ;
Самое раннее греческое поселение в районе Днестровского, Березанского и Днепро-Бугского лиманов, по хронике Евсевия (Euseb. Chron. = SC I, 3. P. 671), было основано в 647 г. до н. э. на острове Березань (в древности это был полуостров). Однако там найдены лишь фрагменты керамики конца VII в. до н. э., а ранний культурный слой относится к началу VI в. до н. э. Основным типом жилищ на Березани до конца VI в. до н. э. оставались землянки и полуземлянки, застройка была хаотичной, без планировки и деления на кварталы. Милетская апойкия на Березани изначально именовалась «Борисфенида», так как Борисфеном древние греки называли реку Днепр, близ устья которой возникла их колония. До основания Ольвии это поселение было ведущим в Нижнем Побужье, о чем свидетельствует освоение новыми отрядами колонистов-милетян, но при посредничестве их колонии Борисфениды, уже в первой половине – середине VI в. до н. э. берегов Березанского, а затем, во второй половине столетия, Бугского и Днепровского лиманов. Появившиеся во второй четверти VI в. до н. э. на берегу Березанского лимана
сельские поселения , в основном земляночного и полуземляночного типа, относились к хоре Борисфениды. В это же время возникла Ольвия, а чуть ранее, в начале VI в. до н. э., ремесленный центр на берегу Ягорлыцкого залива, который населяли мастера-стеклоделы и металлоплавильщики.