Связанные понятия
«Юлий II » (итал. Giulio II benedicente) — утраченная бронзовая скульптура Микеланджело, созданная им в Болонье по заказу папы римского Юлия II.
Улыбающийся ангел (фр. L'Ange au Sourire) — скульптура XIII века на фасаде Реймсского собора. Существенно пострадала во время Первой мировой войны, но именно благодаря этому превратилась в один из символов города Реймса.
«Нимро́д » — это каменная статуя, созданная израильским скульптором Ицхаком Данцигером в 1939 году. Статуя Нимрода, вырезанная из нубийского песчаника, считается одним из важнейших произведений в истории израильского искусства, а также ярчайшим примером творчества представителей «ханаанейского движения».
Греческая рабыня (англ. The Greek Slave) — одна из самых известных статуй американских скульпторов. Стала символом американских аболиционистов, феминисток и источником вдохновения многих произведений американской литературы.
Египтизи́рующий стиль , египетский стиль, неоегипетский стиль, египетские мотивы (фр. retour d'Égypte, ретур-д'ежипт) — проявление египтомании, направление в европейском искусстве, использующее элементы искусства Древнего Египта (один из неостилей). Всплески интереса к этой традиции возникали спорадически ещё во времена Древнего Рима, однако наибольший пик пришёлся на конец XVIII — начало XIX веков, когда Египетский поход Наполеона заново открыл её для Европы. Египетские мотивы стали неотъемлемым...
Юноша из Магдаленсберга — древнеримская бронзовая статуя, датированная I в. до н. э. Была обнаружена в 1502 году на горе в Каринтии, у Магдаленсберга. По последним данным, местоположение оригинала не известно примерно с 1810 года и сегодня он считается утраченным. В XXI веке о статуе известно благодаря копии XVI века, которая хранится в Музее истории искусств в Вене (инвентарный номер № VI 1) — при этом до 1986 года копия по ошибке считалась оригиналом. До XX века статуя была известна под названием...
Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Реáль Алькáсар де Мадри́д, Королевский Алькасар в Мадриде (исп. Real Alcázar de Madrid) — несохранившееся здание, в котором долгое время находилась резиденция испанских монархов. Сгорело в 1734 году, на его месте сейчас располагается Паласио Реаль де Мадрид.
Подробнее: Мадридский Алькасар
Садово-парковая скульптура — разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.
Эффи́гия (от лат. effigies), или скульпту́рное надгро́бие — скульптурное изображение умершего, выполненное из камня или дерева. Выполнялось в лежащем, коленопреклонённом или стоящем виде. Скульптурные надгробия также могут иметь форму бюста. Очень часто фигуры изображаются со скрещенными руками или соединёнными в молитве ладонями. Эффигией также называли куклу усопшего, которая использовалась в ритуальных целях.
«Мадо́нна у ле́стницы » (итал. Madonna della scala; также «Мадо́нна на ле́стнице») — мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1491 года. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды». Шильяно назвал...
Музей восковых фигур — вид музея, коллекцию которого составляют скульптуры, выполненные из воска и имеющие портретное сходство с известными персонами прошлого и настоящего.
«Изображение шести королей » — настенная фреска в пустынной крепости Кусайр-Амра на территории современной Восточной Иордании. Фреска является одной из наиболее известных фресок этого комплекса, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Изображение шести королей» датируется между 710 и 750 годами и, предположительно, было написано по заказу кого-то из правящей семьи Омейядского халифата.
«Юный лучник » (итал. Giovane arciere) — мраморная статуя из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке. Автором этой скульптуры позднего кватроченто музейщики считают Микеланджело, хоть такая атрибуция не имеет общей поддержки (в частности, её оспаривает Уильям Уоллес).
Ранняя
итальянская живопись эпохи Возрождения является вершиной мирового художественного наследия. Проторенессанс в живописи связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Период Высокого Возрождения простирается примерно с 1500 по 1527 год и Маньеризм — с 1525 по 1600 год. Эти...
Капитоли́йская волчи́ца (лат. Lupa Capitolina) — бронзовая скульптура, изображающая (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города Рим.
«Всадник с мыса Артемисион » — бронзовый подлинник античной эллинистической греческой статуи, в натуральную величину изображающий мальчика-наездника, найденный в 1928 году ныряльщиками за губками в море у мыса Артемисион (на севере острова Эвбеи) вместе со статуей Посейдона в районе кораблекрушения. Отдельные фрагменты статуи были найдены спустя ещё 8 лет в 1937 году. Одна из самых оригинальных скульптур эллинистического периода, дошедших до наших дней.
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Ве́нское копьё , или Хофбу́ргское копьё, или Копьё Свято́го Маври́кия — артефакт, который считается оригиналом одного из Орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка.
«Давид » — бронзовая статуя работы Донателло; первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности.
Писающий мальчик или Маннекен-Пис (нидерл. Manneken Pis; фр. Petit Julien) — одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя, расположенная в непосредственной близости от Гранд-плас, на пересечении улиц Банной (Rue de l'Étuve / Stoofstraat) и Дубовой (Rue du Chêne / Eikstraat). Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.
Подробнее: Пьета (Микеланджело)
Шахматисты (фр. Les joueurs d’échecs) — один из немногих сохранившихся витражей XV века на светский сюжет. Выполнен во Франции около 1450 года. Хранится в коллекции музея Клюни.
«Распятие Галлино » (итал. Crocifisso Gallino; также — «Христос, открытый заново» (итал. Cristo Ritrovato)) — небольшая деревянная скульптура, изображающая распятого Иисуса, созданная около 1495−1497 гг. Название распятия происходит от фамилии её последнего владельца — Джанкарло Галлино (итал. Giancarlo Gallino), туринского антиквара, который продал скульптуру Министерству культурного наследия и культурной деятельности Италии в 2008 году за 4,2 млн долл. США. Автором распятия считается Микеланджело...
Статуя Роланда — памятник рыцарю с обнажённым мечом (мечом правосудия), символ свободы средневекового города. Статуи Роланда встречаются преимущественно в городах на севере и востоке Германии (Хальберштадт, Галле, Кведлинбург, Хальденслебен), но также в Центральной и Восточной Европе. Несколько экземпляров статуй Роланда установлено в Бразилии и США. Статуи выполнены преимущественно из песчаника и дерева и имеют в высоту от 2,40 до 6 м. Некоторые статуи Роландов были восстановлены в недавнем прошлом...
«Терракотовая армия » (кит. трад. 兵馬俑, упр. 兵马俑, пиньинь: bīngmǎ yǒng, палл.: бинма юн) — принятое название захоронения по меньшей мере 8100 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане.
Четыре тетрарха (итал. Monumento ai Tetrarchi) — скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона, построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).
Призвание первых апостолов (итал. Vocazione dei primi apostoli) — фреска работы Доменико Гирландайо, написанная в период 1481—1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.
«Пламя революции » — скульптура 1922 года работы советского скульптора Веры Мухиной, ставшая конкурсным проектом для невоздвигнутого памятника революционеру Якову Свердлову.
Серия Джовио — серия из 484 портретов, собранных в XVI веке историком и биографом Паоло Джовио. Включает в себя портреты литераторов, правителей, государственных деятелей и высокопоставленных лиц, многие из которых были написаны с натуры. По задумке коллекционера предназначался как публичный архив известных мужчин, изначально был размещён в специально построенном музее на острове Комо. Собрание не сохранилось в нетронутом виде, но набор копий, сделанный для Козимо I де Медичи ныне размещён в постоянной...
Каирский складной алтарь — скульптурный рельеф, произведение древнеегипетского искусства амарнского периода (амарнское искусство), экспонат Каирского египетского музея. На хорошо сохранившейся стеле изображены фараон Эхнатон с женой Нефертити и тремя дочерьми.
Конная статуя Фридриха Великого (нем. Reiterstandbild Friedrichs des Großen) — монументальная скульптура короля Пруссии Фридриха II верхом на коне, установленная на разделительной полосе бульвара Унтер-ден-Линден рядом со Старым дворцом в центре Берлина. Главный труд скульптора Кристиана Даниэля Рауха, одно из выдающихся произведений скульптуры XIX века, ознаменовавшее её переход к реализму. У берлинцев памятник носит ироническое прозвище «Старый Фриц».
Хоннонбо (Hòn Non Bộ, ??部) — вьетнамское искусство создания миниатюрных скульптурных групп, имитирующих острова, горы и окружающую их природу. По-вьетнамски название означает «острова и горы в горшке».
«Мрачные картины » (исп. Pinturas negras, встречается буквальный перевод «Чёрные картины») (1819—1823) — название серии из четырнадцати фресок Франсиско Гойи, написанных в технике al secco (на стене, по увлажнённой штукатурке). Были созданы для стен своего дома, который он приобрел в феврале 1819 года, с интересным названием «Дом Глухого»,получивший название еще при жизни бывшего владельца, вероятно, страдавшего глухотой. Эти фрески переносились на холст с 1874 года, на сегодняшний день они хранятся...
Гобелен из Байё (иногда ковёр из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux) — памятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё...
«Христос в темнице » (другие названия: «Спас Полунощный», «Спаситель в темнице», «Сидящий Спаситель», «Страдающий Христос», «Бичуемый Христос», «Истинный Христос») — сюжет православной скульптурной иконографии, широко распространённый в народной культуре XVII—XIX веков. Скульптура изображает заточение Иисуса Христа после пыток (или во время них), ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, с терновым венцом на голове и, обычно, с прижатой к щеке правой рукой.
Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) — самый известный интерьер Версальского дворца. Вместе с исчезнувшей лестницей Послов и дворцовой Часовней входила в тройку самых масштабных интерьеров резиденции Людовика XIV. Размеры зала в плане 73,0 м × 10,5 м. Высота — 12,3 м.
«Мыслитель » (фр. Le Penseur) — одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена. Мастер работал над ней в 1880—1882 годах. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже.
Кариати́да (греч. καρυάτιδα) — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.
Либе́ртас (лат. Libertas) — в древнеримской религии и мифологии богиня, олицетворявшая свободу. Ей были посвящёны храмы на Авентинском и Палатинском холмах. В эпоху Империи часто чеканили монеты с изображением Либертас.
Граффито Алексаменоса (также известно как Богохульное граффито:393) — рисунок-граффити, высеченный на гипсовой стене рядом с Палатинским холмом в Риме, ныне находящийся в Антикварном музее Палатина. Считается одним из первых художественных изображений распятого Иисуса Христа (наряду с несколькими геммами).
Мраморы Элгина (Elgin Marbles) — непревзойдённое собрание древнегреческого искусства, главным образом из Афинского акрополя, которое было привезено в Англию в начале XIX века лордом Элгином и ныне хранится в Британском музее.
«Битва кентавров » (итал. Battaglia dei centauri; также — «Бой Геркулеса с кентаврами») — мраморный рельеф со сценой кентавромахии, созданный Микеланджело около 1492 года. Этот барельеф относится к первым его известным независимым произведениям (как и «Мадонна у лестницы»), и в нем он нашел себя как скульптора. Вазари описывает его как работу, сделанную «так прекрасно, что тот, кто теперь смотрит на неё, не может поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера, совершенного в науке и практике...