Связанные понятия
Дама из Осера (фр. La Dame d’Auxerre) — луврская ко́ра высотой 75 см, обнаруженная сотрудником Лувра в подвале музея в Осере в 1907 году. Датируется серединой VII века до н. э., когда Греция вышла из «Тёмных веков». На лице фигуры играет архаическая улыбка, её волосы убраны на египетский манер, талия узка, как у минойских богинь. Происхождение статуэтки вызывает споры. Вероятно, она была найдена на Крите, возможно, в Элефтернах. Обстоятельства, при которых она попала в провинциальный Осер, загадочны...
Бриг — условное наименование древнегреческого художника, автора росписей краснофигурных ваз периода ранней классики.
«Во́ины из Риа́че » — древнегреческие парные бронзовые статуи, изображающие нагих бородатых воинов. Датируются второй четвертью V века до н. э. Экспонируются в Национальном музее Великой Греции (Реджо-ди-Калабрия).
«Великан из Серн-Эббас» (англ. Cerne Abbas Giant), в просторечии «Грубый мужик» (Rude Man), — геоглиф на склоне холма близ деревни Серн-Эббас (Cerne Abbas) к северу от Дорчестера в Дорсете, Англия.
Палетка Быка , Палетка Празднования победы — артефакт додинастического Египта, в египтологии подобные археологические находки относят к группе так называемых «палеток». Временем создания считается период Накада III — конец 4-го тыс. до н. э.
Юноша из Магдаленсберга — древнеримская бронзовая статуя, датированная I в. до н. э. Была обнаружена в 1502 году на горе в Каринтии, у Магдаленсберга. По последним данным, местоположение оригинала не известно примерно с 1810 года и сегодня он считается утраченным. В XXI веке о статуе известно благодаря копии XVI века, которая хранится в Музее истории искусств в Вене (инвентарный номер № VI 1) — при этом до 1986 года копия по ошибке считалась оригиналом. До XX века статуя была известна под названием...
«Боксирующие мальчики » — античная фреска, найденная в 1967 году во время раскопок археолога Спиридона Маринатоса в Акротири на греческом острове Санторин. Как и соседняя с ней «фреска антилоп», относится к Минойской цивилизации, датируется 1550—1500 годами до н. э. Экспонируется в Национальном археологическом музее города Афин (Греция).
Осебергская ладья — дубовый корабль викингов (драккар), обнаруженный в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Ладья и её содержимое были извлечены из земли и ныне выставлены в Музее кораблей викингов в Осло. Судя по дендрохронологическим данным, корабль был спущен на воду около 820 года и до 834 года использовался в прибрежной навигации, после чего был использован в качестве погребального корабля.
Фракийский шлем — наиболее неопределенный тип шлема. Создается впечатление, что в этот класс сваливают все шлемы, отличные от классических греческих и римских. Часто фригийские шлемы называют фракийскими. Если следовать признакам известного шлема гладиаторов-фракийцев, то фракийским следует считать шлем с высоким металлическим гребнем или иным украшением (фигурка зверя) на макушке. До римского времени обычно называют фракийским тип...
Мзы́мтинский клад — крупнейший античный клад из когда-либо обнаруженных на территории Сочи. Экспонируется в Сочинском художественном музее.
Именная ваза — ваза анонимного создателя, по которой можно выделить и идентифицировать конкретнного мастера. Тогда автор получает своё условное имя по названию самой вазы (вазописец Великого Афинского канфара, вазописец Лондонской пелики), или по названию сцены (вазописец Хоэфоры, вазописец ада, вазописец Илиуперса или вазописец свадеб), или фигур, изображенных на вазе (например, вазописец Афродиты, вазописец Дария, вазописец Пана и другие).
Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков...
«Мозаика Тесея » (нем. Theseusmosaik) — древнеримская напольная мозаика. Создана в IV веке. Хранится в Коллекции греческих и римских древностей в Музее истории искусств, Вена (ин. номер II 20).
В список включены мотивы, известные из произведений древнегреческого эпоса и мифографии и связанные с лошадьми, а также список лошадей, названных в них по именам.
Подробнее: Лошади в древнегреческой мифологии
Гробница гигантов (итал. tomba dei giganti, сард. tùmba / lòsa de sos zigàntes) — название, которое местные жители Сардинии дали местной разновидности могил галерейного типа нурагического периода (середина 2 — середина 1 тыс. до н. э., поздний бронзовый век). В общей сложности обнаружено более 300 подобных памятников.
Кони Диомеда — в древнегреческой мифологии кони Диомеда, царя бистонов, жившего во Фракии. Эти кони были невероятно прекрасными животными, и никакие путы не могли удержать их, поэтому животные были прикованы цепями в стойлах. Кормил же царь своих животных человеческим мясом.
Иллирийские шлемы — первые цельнометаллические шлемы, появившиеся в Древней Греции после «темных веков». По названию местности к северо-западу от Древней Греции (Иллирия), где часто находят такие шлемы, они получили название иллирийских.
Подробнее: Иллирийский шлем
Согласно Лукиану (Рим, II век н. э.), Геракл был известен кельтам как Огмиос и изображался нахмуренным старцем, одетым в звериную шкуру и вооружённым дубиной и луком. Он влёк за собой группу счастливых людей, уши которых соединялись с языком бога тонкими цепочками. Образованный галл, с которым беседовал Лукиан, сообщил ему, что кельты считают покровителем красноречия не Гермеса, а именно Геракла — ибо он очень силён.
Подробнее: Огмий
Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н. э., является вазописец Псиакс. Известными...
Имиут — это фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного. Чаще всего Имиут делали из бычьей или кошачьей шкур. Эту шкуру привязывали за хвост к столбу, заканчивающимуся бутоном лотоса. Столб был вставлен в специальную подставку. Фетиш использовали в погребальных обрядах ещё с самых ранних времён истории Древнего Египта. Одни из самых ранних находок датируются I династией. Несмотря на столь древнее происхождение, предназначение этого фетиша до сих пор остаётся загадкой.
«Юный лучник » (итал. Giovane arciere) — мраморная статуя из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке. Автором этой скульптуры позднего кватроченто музейщики считают Микеланджело, хоть такая атрибуция не имеет общей поддержки (в частности, её оспаривает Уильям Уоллес).
Прилвицкие идолы (нем. Prillwitzer Idole) — бронзовые статуэтки, выданные во второй половине XVIII века за вендских идолов из храма в Ретре.
«Дева святого Грааля » — акварель английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1857 году. Существует одноимённая работа маслом Россетти, созданная в 1874 году. На данный момент произведение находится в собрании галереи Тейт.
Криофор , Агнценосец (др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.
Деспина (Деспойна, др.-греч. Δέσποινα «владычица») — в древнегреческой мифологии эпитет дочери Деметры и Посейдона Гиппия, её подлинное имя Павсаний не раскрыл непосвященным. Когда Деметра скиталась по земле, ею овладел Посейдон в образе коня. Согласно жителям Фигалии (Аркадия), Деметра родила не коня Ариона (как по другим сказаниям), а Деспойну. Алтарь Деспойны находился в Олимпии.
«Умирающий галл » — сохранившаяся на Капитолии мраморная римская копия с пергамского оригинала (вероятно, бронзового), который был изготовлен по заказу царя Аттала I в память о его победе над кельтами-галатами. Не исключено, что оригинал вышел из-под резца придворного ваятеля Эпигона.
Курган «Хохлач» — один из памятников сарматского периода, который находится на окраине города Новочеркасска в России. Был открыт в 1864 году во время строительства трубопровода. В кургане был найден Новочеркасский клад.
Отпечатки в Хе́йсборо (Хе́йсбро, Хэ́йсборо, Хэ́йсбро; англ. Happisburgh footprints, МФА ) — окаменелость, отпечатки ног (ступней) человека, датируемые ранним плейстоценом.
Лестригоны (др.-греч. Λαιστρυγόνες) — народ великанов-людоедов в греческой мифологии. Их местожительство в древности являлось предметом споров.
Транзи ́ — вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде частично разложившегося трупа. Такие надгробия создавались в Европе в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения.
Коровы Гериона — в древнегреческой мифологии коровы великана Гериона, имевшего три туловища, три головы и по шесть рук и ног. Герион приходился сыном Хрисаору и океаниде Каллирои. Пас свои стада Герион на острове за западным океаном.
Солнечная повозка (дат. Solvognen) — миниатюрное скульптурное изображение повозки эпохи бронзового века, обнаруженное крестьянином в трундхольмском болоте на северо-западном берегу острова Зеландия в 1902 году и с тех пор являющееся жемчужиной собрания Национального музея Дании в Копенгагене (входит в датский культурный канон).
Ээ́я (также Эя, Эея, Эа, др.-греч. Αἰαία) — в древнегреческой мифологии остров, который посещает Одиссей. «Греческое восклицание скорби, ставшее нарицательным именем». Его точная локализация вызывала споры с античности до наших дней.
Балий и Ксанф (др.-греч. Βάλιος, Ξάνθος, «пятнистый» и «рыжий») — имена коней Ахилла в древнегреческом эпосе.
Килакитсок (гренл. Qilakitsoq) — археологический памятник на полуострове Нуусуак, на берегу Уумманнак-фьорда на северо-западе Гренландии. Формально поселение, он славится обнаружением восьми мумифицированных тел в 1972 году. Четыре из мумий в настоящее время экспонируются в Национальном музее Гренландии.
Про́стиль (от др.-греч. πρό — впереди и στῦλος — колонна) — тип античного храма.
Расписная стоя , Пэкила или Пойкиле, Пёстрая стоа (греч. Ποικίλη Στοά), стоя Писианакта (Πεισιανάκτειος) — стоа, одна из самых знаменитых построек древних Афин. Расположена на северной стороне афинской агоры. В V веке до н. э. была известна стенной росписью, выполненной на деревянных панелях на стенах. Здесь находились «Взятый Илион» Полигнота, «Амазономахия» Микона, исполненная Миконом и Панэном многофигурная «Марафонская битва», «Битва при Эное» неизвестного автора и трофеи битвы на острове Сфактерия...
Амфипростиль (др.-греч. ἀμφιπροστῦλος: ἀμφι- — приставка со значением двойственности, προ- — впереди, στῦλος — колонна) — тип древнегреческого храма в антах, на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд (ордер). Иначе называется двойным простилем.
Золотая шляпа (нем. Goldhut) — уникальный тип конусообразного изделия из бронзы и золота, характерный исключительно для протокельтской культуры полей погребальных урн. В настоящее время известно всего четыре таких предмета, датируемых периодом с 1400 до 800 г. до н. э.
«Дельфийский возничий » (др.-греч. Ηνίοχος - «Управляющий колесницей») — знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия. Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 г. французскими археологами. Сегодня хранится в Дельфийском археологическом музее.
Статуи Айн-Газаля (Айн-Гхасала) — монументальные скульптуры, найденные на территории поселения Айн-Газаль (Иордания) и датируемые периодом докерамического неолита B (VII тысячелетием до н. э.). Одни из самых ранних известных крупноформатных скульптурных изображений человека. Большинство статуй находится в Музее Иордании в Аммане; одна экспонируется в Лувре.
Эфеб c Антикитеры — древнегреческая бронзовая статуя высотой 194 см, найденная ловцами губок в 1901 году у берегов Антикитеры вместе со знаменитым антикитерским механизмом.
«Раненая амазонка » — название типа древнегреческих статуй, перекрест по диагонали, левая рука опирается на колонну (придерживает одежду) , правая приподнята и дотрагивается до головы. Неизвестно, кто и где поранил смелую и отважную амазонку.
Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.
Капитоли́йская волчи́ца (лат. Lupa Capitolina) — бронзовая скульптура, изображающая (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города Рим.
Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII века до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V век до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики, также оставил в истории несколько...
Курос (др.-греч. κοῦρος) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.).
Пирейские статуи — античные статуи, обнаруженные в греческом порту Пирей в июле 1959 года на углу улиц Филона и Георга при замене асфальтового покрытия после ремонта канализации. Является одной из самых ценных археологических находок 2-й пол. XX века, поскольку других образцов оригинальной греческой скульптуры, в том числе бронзовой, за немногими исключениями практически не сохранилось — она известна нам лишь по римским копиям.
«Химе́ра из Аре́ццо » (итал. Chimera di Arezzo) — бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.