Связанные понятия
Керамика майя — технология и изделия из глины, существовавшие в государствах майя в разные периоды их существования цивилизации. Претерпела частичное влияния Теотиуакана и тольтеков.
Статуи Айн-Газаля (Айн-Гхасала) — монументальные скульптуры, найденные на территории поселения Айн-Газаль (Иордания) и датируемые периодом докерамического неолита B (VII тысячелетием до н. э.). Одни из самых ранних известных крупноформатных скульптурных изображений человека. Большинство статуй находится в Музее Иордании в Аммане; одна экспонируется в Лувре.
На́бта-Пла́я , Набта-Плайя, (англ. Nabta Playa — археологический объект во впадине на месте высохшего озера в Нубийской пустыне, на трассе древнего караванного пути из Абу-Симбела в оазис Бир-Ксейба и далее в Центральную Африку. Расположен примерно в 100 км к западу от Абу-Симбела и в 800 км к югу от Каира. Культурные слои охватывают промежуток от позднего палеолита (7300 до н.э.) до раннего неолита (4000 до н.э.) Системно обследован археологами Вендорфом (Fred Wendorf) и Шильдом (Romuald Schild...
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу...
Подробнее: Керамика индейцев
Упоминания в литературе
Так благодаря чистой случайности в залежах оловянной руды сохранились бесценные
произведения древнейшей африканской скульптуры. Высокое техническое мастерство и законченный стиль художественных изделий, найденных в шахтах близ деревни Нок, свидетельствовали о том, что археологам посчастливилось открыть неизвестную культуру, существовавшую на протяжении длительного времени, и естественно было предположить, что территориально она не могла быть ограничена одним-двумя пунктами.
Во многом история этой части континента остается загадкой для археологов. Так, около 500 года до нашей эры в центральной части Нигерии возникает таинственная культура Нок. Она известна прежде всего своими терракотовыми статуэтками людей и животных, которые давно находят восторженный отклик у ценителей искусства. Это – древнейшие скульптуры, найденные к югу от Сахары. Возможно, они – всё, что осталось от первого государства, возникшего в той части Африки. Археологи отказываются верить в то, что их изготавливали на досуге местные крестьяне, скорее «это памятники придворного искусства»,
считает, например один из новых открывателей Африки, Петер Бройниг. Но это уже – тема другого рассказа.
Связанные понятия (продолжение)
Неолитический субплювиал , иногда также называется влажная фаза голоцена — длительный период, продолжавшийся примерно с 7500-7000 гг. до н. э. по 3500-3000 гг. до н. э., когда в Северной Африке царил влажный дождливый климат. До и после этого периода в том же регионе преобладал жаркий засушливый климат, когда Сахара превращалась в пустыню. На территории Европы ему примерно соответствовал атлантический период.
Человеколев (нем. Löwenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура, возможно, представляет собой изображение божества и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет.
Нож из Гебель эль-Арака — памятник додинастического Египта, спорной датировки (Нагада I либо Нагада II), кремневый нож с рукояткой из слоновой кости, украшенной рисунками.
Гравировка камня («гравировка» нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — вид обработки камня, при которой на камне посредством гравировки формируется изображение (орнамент, текст, узор, портрет).
Парантроп Бойса (лат. Paranthropus boisei, устар. зинджантроп ) — самый массивный вид парантропов, обнаруженный в 1959 году Мэри Лики в восточноафриканских ущельях Олдувай, Кооби-Фора, Локалеи и ряде других. Они датированы от 2,5 до 1 млн лет назад. Вплоть до 1972 года считался «несомненным австралопитеком».
Керма (англ. Kerma, современное название — Дукки Гель англ. Dukki Gel, название означает «Красный Холм») — развалины древнего города Нубии. Город Керма был столицей древнего одноимённого государства, располагавшегося на территории современных Судана и Египта. Керма — один из самых больших археологических проектов по раскопкам древней Нубии, раскопки ведутся уже несколько десятилетий подряд, раскопаны тысячи захоронений и жилых построек на территории вокруг священной скалы, условно называемой Западная...
Каменная индустрия (англ. industry, фр. industrie) — совокупность каменных артефактов, используемых в определённый период или определённой археологической культурой. В более узком смысле — коллекция каменных артефактов, происходящих с конкретного памятника. Термин более широкий, чем «каменные орудия» и включает всю цепочку производства орудий, в том числе, и отходы. Понятие "каменная индустрия" тесно связано с определённой техникой расщепления камня и другими видами его обработки.
Нубийские пирамиды — древние сооружения пирамидальной формы, расположенные в Судане. Пирамиды построены правителями Мероитского царства спустя 800 лет после того, как египтяне перестали строить свои пирамиды.
«Венеры палеолита » — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются, главным образом, в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.
Египетский фаянс — изделия из глазурованной кварцевой фритты или толчёного кварца, покрытой стекловидной щелочной глазурью. Египетское слово для фаянса было «tjehenet», что означает «мерцание» или «сияние», и считалось, что фаянс отражал свет бессмертия. Процесс изготовления фаянса был впервые был разработан в Месопотамии, но высшего качества и количества достиг именно в Египте. Некоторые из величайших фаянсовых мастеров древности были финикийцами таких городов, как Тир и Сидон. Они были очень искусны...
Круглый дом — тип жилища с круглым основанием. Был распространён в Западной Европе до вторжения римлян. Стены дома изготавливались либо из камня, либо из деревянных столбов, соединённых обмазкой, а крыша была конической, покрытой тростником. Диаметр круглого дома варьировал от 5 до 15 метров. Сооружение круглых домов связывается с кельтами.
Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз на острове Калимантан в Малайзии.
Скандинавский (северный, североевропейский) бронзовый век — название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии, которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус. Термин охватывает период 1700—500 гг. до н. э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами...
Отще́п — в археологии, продукт, образующийся при расщеплении человеком каменного века камня (каменного сырья, нуклеусов) или кости (бивня, трубчатых костей). Небольшие отщепы (менее сантиметра шириной) называются чешуйками. Удлинённые отщепы (с отношением длины к ширине не менее 2:1, у некоторых авторов 4:1) называются пластинами.
Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.
Подробнее: Нураги
Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.
Подробнее: Культура Кореи
Кельтское искусство — это определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена.
Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.
Культу́ра поле́й погреба́льных урн или Урнопольская культура (англ. Urnfield culture, нем. Urnenfelderkultur) (1300 — 750 гг. до н. э.) — общее название ряда археологических культур раннего железного века, данное по характерному признаку — могильникам без насыпей, которые содержат преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы.
Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲭⲏⲙⲓ) — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится...
Лерна (др.-греч. Λέρνη) — историческая местность в классической Греции, известная своими родниками и бывшим озером близ восточного побережья Пелопоннеса, к югу от Аргоса. Находилась невдалеке от современной деревни Мили в Арголиде около залива Арголикоса. Лерна известна в греческой мифологии благодаря такому персонажу, как Лернейская гидра, которую убил Геракл. Карстовые источники сохранились до настоящего времени, тогда как озеро уменьшилось в XIX веке до размеров небольшой лагуны, а затем пересохло...
Термин «
каменный век » используется для обозначения археологами обширного периода человеческого развития, предшествующего эпохе металлов. Ещё в I веке до н. э. Тит Лукреций Кар высказал предположение, что эпохе металлов предшествовало время, когда основным оружием и орудием человека были камни. Идея о выделении предложена французским антикваром Никола Мауделем в 1734 году. Предложение научно обосновано датским археологом Томсеном в 1836, который выделил в периоде развития человечества 3 культурно-исторические...
Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус, сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан. Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской, откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали усвоили сложный мезоамериканский календарь и систему письменности.
Подробнее: Эпиольмеки
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.
(Эль-)Аргарская археологическая
культура раннего бронзового века в Европе, существовавшая в период 1800—1550 гг. до н. э. (по устаревшей некалиброванной датировке — до 1300 г.) Названа по своему характерному памятнику Эль-Аргар, El Argar в окрестностях города Антас в провинции Альмерия на юго-востоке Испании.
Культу́ра лине́йно-ле́нточной кера́мики (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK) — наиболее распространённая неолитическая культура Центральной Европы 5500—4000 гг. до н. э. Первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе, относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская).
Цивилизация
Древнего Египта , возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.
Моа́и (с гавайск. — «статуя, истукан, идол» ) — каменные монолитные статуи на острове Пасхи в Тихом океане. В настоящее время известно более 900 статуй.
Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: более 60 стоянок древнего каменного века — стоянки Костёнки-I—XXI, Борщёво-I—V (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 км². Для их изучения и сохранения в 1991 году филиал «Костёнки» Воронежского краеведческого музея был преобразован...
Подробнее: Костёнковские стоянки
Иньсюй (кит. трад. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, буквально: «Развалины Инь») — крупный археологический объект, расположенный в провинции Хэнань, недалеко от современного города Аньян на месте столицы древнекитайского государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.). В 2006 году занесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (2006 (II, III, IV, VI) N36 07 36 Е114 18 50).
Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Инуксу́к (англ. Inuksuk; мн.ч. инуксуит; также распространён вариант инукшук, англ. Inukshuk) — каменная фигура в культуре инуитов. В буквальном переводе с инуктитута слово «инуксук» означает «замещающий человека».
Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных...
Михельсбе́рг , нем. Michelsberger Kultur (MK) — важная археологическая культура центральной Европы эпохи неолита. Датируется периодом около 4400-3500 гг. до н. э. Название происходит от археологического памятника у холма Михельсберг около Унтергромбаха, между Карлсруэ и Гейдельбергом (земля Баден-Вюртемберг).
Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах...
Цебельди́нская культура — позднеантичная и раннесредневековая археологическая культура на территории Цебельды (Апсилия).
Дотаку (яп. 銅鐸 до:таку) — разновидность бронзовых колоколов в древней Японии периода Яёй. Встречаются в основном на археологических стоянках региона Кинки. Точное предназначение дотаку неизвестно, предполагается, что они использовались во время ритуальных обрядов, связанных с культом земледелия. Иногда дотаку относят к металлической скульптуре.
Гигантские каменные головы ольмеков — как минимум семнадцать монументальных каменных скульптур в виде человеческих голов, сделанных из крупных базальтовых валунов. Возраст изваяний датируется по меньшей мере до 900 года до н. э., а сами они считаются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков. Все скульптуры изображают головы зрелых мужчин с мясистыми щеками, плоскими носами и небольшим косоглазием; их физические характеристики соответствуют типу внешности, который до нынешнего...
Палеоли́т (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; = древнекаменный <век>) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком.
Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран.
Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э., однако в Восточном Средиземноморье он закончился вместе с бронзовым коллапсом, когда погибли или пришли в упадок практически все цивилизации в регионе от Греции до Месопотамии, тогда как в Атлантической Европе...
Подробнее: Европа бронзового века
Искусственная деформация черепа — разновидность модификации тела человека, при которой череп намеренно деформируется. Она осуществляется путем искажения нормального роста черепа ребёнка при помощи продолжительного применения механического воздействия. В результате, как правило, получаются черепа уплощённой, вытянутой, округлой или конусовидной формы.
Ковёр (др.-рус. ковьръ, коверъ) — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных, утеплительных, ритуальных или акустических целях.
Искусство маори — часть искусства Новой Зеландии; искусство аборигенов-маори, которые поселились на новозеландских островах в конце XIII века, за пять столетий до прибытия европейцев. Маори относятся к восточнополинезийским народам.