Связанные понятия
Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920 году, расформирован 11 февраля 1934 года. Вместо РКИ была создана Комиссия советского контроля при СНК СССР. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.
Комиссия советского контроля при СНК СССР (КСК) — орган государственного контроля в СССР. Была создана 11 февраля 1934 года вместо ликвидированного Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ).
Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.
Министе́рство госуда́рственного контро́ля СССР — центральный союзно-республиканский орган государственного управления СССР, осуществлявший надзор за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций, учреждений, предприятий. Министерство государственного контроля СССР осуществляло руководство деятельностью соответствующих министерств государственного контроля союзных республик, входивших в СССР.
Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР (Наркомат тяжёлой промышленности, Наркомтяжпром) — один из центральных органов управления Союза ССР, действовавший с января 1932 до января 1939 года и контролировавший производство тяжёлой промышленности.
Упоминания в литературе
После октября 1917 года в стране был создан новый государственный аппарат во главе с В.И. Лениным. Высшим органом законодательной власти стал Всероссийский съезд Советов; органом исполнительной власти был ВЦИК, избираемый Съездом. Первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13
народных комиссариатов (наркоматов).
Следует отметить, что с самого начала новая власть попыталась использовать и применить в новых условиях опыт и структуру прежней системы контроля. Ранее существовавший государственный контроль декретом от 5 декабря 1917 г. был преобразован в
Народный комиссариат государственного контроля. Во главе его был поставлен специальный народный комиссар. При наркоме предполагалось образовать коллегию из трех человек, причем из лиц, которые были членами I Всероссийского контрольного съезда, состоявшегося еще при Временном правительстве в июне 1917 г. Приказом наркома от 29 ноября 1917 г. все служащие приглашались приступить к работе. Однако по призыву ЦК Всероссийского союза служащих государственного контроля была организована забастовка и служащие учреждений государственного контроля в Петрограде, Москве и других крупных городах России бойкотировали работу. Созданный комиссариат государственного контроля, его коллегия и возглавлявший комиссариат нарком пытались преодолеть саботаж и основное внимание уделяли финансовому контролю. Однако роль комиссариата государственного контроля в этот период была незначительной.
В инструкции
Народного комиссариата внутренних дел, опубликованной 24 декабря 1917 г. (первом документе, содержащем принципиально новый подход к организации власти на местах), устанавливалось, что Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являясь органами местной власти, вполне самостоятельны в вопросах местного характера, но всегда действуют сообразно декретам и постановлениям как центральной Советской власти, так и более крупных объединений (уездных, губернских и областных Советов), в состав которых они входят.
28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию Советского правительства
Народный комиссариат внутренних дел издал постановление «О рабочей милиции». В нем не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы милицейского аппарата, это должно было стать прерогативой местных Советов. В декабре 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Утром 27 октября съезд принял постановление об организации власти – о создании правительства и нового ВЦИК. Вопрос о составе правительства, названного Советом народных комиссаров (СНК), вызвал спор. Левые эсеры отказались войти в него, считая, что оно должно представлять коалицию всех советских партий. Их поддержали меньшевики-интернационалисты, а делегат от Викжеля угрожал всеобщей железнодорожной забастовкой, если не будет создано «однородное социалистическое правительство». Тем не менее съезд утвердил составленный Лениным еще 25 октября список членов СНК, оглашенный Л. Б. Каменевым (последующие составы СНК утверждались ВЦИК). В состав первого однопартийного Советского правительства вошло 15 большевиков. Его председателем стал В. И. Ленин. Наркомом иностранных дел стал Л. Д. Троцкий, внутренних дел – А. И. Рыков, земледелия – В. Н. Милютин, труда – А. Г. Шляпников, торговли и промышленности – В. П. Ногин, народного просвещения – А. В. Луначарский, финансов – И. И. Скворцов-Степанов, юстиции – А. Ломов (Г. И. Оппоков), продовольствия – И. А. Теодорович, почт и телеграфов – Н. П. Авилов (Глебов). Комитет по военным и морским делам возглавили В. А. Антонов-Овсеенко, Н. В. Крыленко, П. Е. Дыбенко (в тот же день комитет был преобразован в
народный комиссариат по военным делам – Наркомвоен), наркомат по делам национальностей (Наркомнац) – И. В. Сталин. Пост наркома по железнодорожным делам временно остался вакантным. Съезд утвердил правительство как «временное», «до созыва Учредительного собрания».
Связанные понятия (продолжение)
Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (сокр. Совнарком РСФСР; СНК РСФСР; до 1918 — Совет народных комиссаров) — правительство советской России в 1917—1946 годы. Учреждён 25 октября (7 ноября) 1917 «в качестве временного рабочего и крестьянского правительства» под названием Совет народных комиссаров, которое использовалось до принятия Конституции РСФСР 1918 года.
VIII Всероссийский съезд Советов — съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов РСФСР, проходивший 22—29 декабря 1920 года в Москве.
Исполни́тельный комите́т (кратко Исполко́м) — исполнительный орган власти, исполнительно-распорядительный орган Советов, существовавший в России, РСФСР и СССР в XX веке. Исполком - коллегиальный орган общего управления, в компетенцию которого входило: руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих государственных органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития хозяйства и культуры в пределах...
IX Всероссийский съезд Советов — Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве с 23 по 28 декабря 1921 года. Среди вопросов, обсуждавшихся на съезде: внешняя и внутренняя политика правительства, ход новой экономической политики, развития сельского хозяйства, помощь голодающим, восстановление промышленности, трансформация ВЧК в ГПУ при НКВД. Съезд утвердил декрет СНК «Об электрификации Р.С.Ф.С.Р.», закрепивший шаги по выполнению плана ГОЭЛРО.
Сове́т наро́дных комисса́ров УССР (СНК, Совнарко́м) — c 19 февраля 1920 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган УССР.
Сове́т наро́дных комисса́ров (аббр.: совнарком, СНК) — наименование советского правительства в Советской России, СССР и республиках Союза ССР, использовавшееся в период c 1918 по 1946 годы.
Съезд Советов — высший орган власти в системе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; высший территориальный орган власти в некоторых советских республиках в 1917—1937 годы. На съездах избирались исполнительные комитеты, которые съезд наделял полномочиями осуществлять законодательные, распорядительные и контролирующие функции в периоды между съездами Советов.
Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), научно-исследовательское учреждение, которое занималось сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. Как самостоятельное учреждение Комиссия действовала в 1920—1928 годах, а ее региональные отделения — до 1939 года.
Наро́дный комиссариа́т по иностра́нным дела́м РСФСР (Народный комиссариат иностранных дел РСФСР, НКИД или Наркоминдел) — центральный исполнительный государственный орган РСФСР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917—1923 гг. и в 1944—1946 гг.
Министе́рство СССР (от лат. ministro — «служу», «управляю») — центральный орган государственного управления в СССР, осуществлявший отраслевое управление в период с 1946 по 1992 годы. Наряду с государственными комитетами и агентствами министерства осуществляли свою деятельность в рамках правительства СССР.
Местная промышленность (сокр.местпром) — обобщенный термин, который использовался в СССР и постсоветских странах в период перехода к рыночной экономике для обозначения предприятий местного значения. Эти предприятия рассматривались как отдельная отрасль экономики, охватывающая малые и средние предприятия — заводы, фабрики, производственные объединения, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские организации, предприятия бытового обслуживания населения и т. п. — обладавшие государственной...
Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
Торгпред — глава зарубежного торгового представительства представляющий интересы государства в области внешней торговли и содействующий её развитию.
Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
Революционные комитеты (ревкомы) — временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями, действовавшие во время Гражданской войны в России. Сосредоточивали всю полноту гражданской и военной власти. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917 года.
Государственный комитет обороны (ГОКО, ГКО ) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР.
Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.
Совет министров РСФСР (Совмин РСФСР) — высший исполнительный и распорядительный орган государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) до мая 1991 года; орган исполнительной власти РСФСР с мая 1991 года. Действовал в период с 1946 по 1991/1992 годы, до переименования РСФСР в Российскую Федерацию.
Народное хозяйство — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данного государства или страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.
Политический отдел (
политотдел , ПО) — отдел в воинских частях, соединениях, объединениях и управлениях РККА и Советской армии ВС СССР, связанный с пропагандой и агитацией.
Женотдел (сокращение от Отдел по Работе Среди Женщин, Женский отдел, другие названия — Отдел работниц и крестьянок) — отдел при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин. Женотделы были созданы в 1919 году на базе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б). Инесса Арманд стала первой заведующей Женотдела при ЦК и пробыла на этом посту до 1920 года, когда её заменила Александра Коллонтай.
Тыловое ополчение (т/о) — категория военнообязанных в Советской России и Союзе ССР в 1918—1937 годах.
Партийный организатор (аббр. парторг, парторганизатор) — многозначный термин, использующийся в контексте деятельности политической партии. В зависимости от идеологии, целей и задач той или иной партии, а также исторических условий, в которых происходит её деятельность, термин «партийный организатор» может иметь следующие значения...
Центральный комитет — учреждение, в котором сосредоточиваются все дела по известному управлению или название руководящего органа (комитета) в некоторых организациях и формированиях.
Конституция СССР * Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.
Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (с 1946 при Совете министров СССР) — государственный орган СССР на правах союзно-республиканского министерства.
Фабрично-заводские комитеты , фабзавкомы — рабочие комитеты на заводах, создававшиеся во время революции 1917 года. Именно им Ленин вскоре после июльских дней предлагал передать всю полноту власти (вместо лозунга «Вся власть советам!» — «Власть фабзавкомам!»).
Особый отдел — наименование военной контрразведки ВЧК —ГПУ — ОГПУ — НКВД — Комитета государственной безопасности СССР. После распада СССР — наименование военной контрразведки Федеральной службы безопасности России, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Украины.
Второй
Всесоюзный Съезд Советов проходил в Москве с 26 января по 2 февраля 1924 года. 27 и 28 января заседания не проводились в связи с похоронами В. И. Ленина. В работе съезда приняли участие 2124 делегата, из них 1540 — с решающим голосом.
Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы.
Партийная мобилизация — в РСФСР, а позднее в СССР массовый призыв коммунистов в армию или на работу в определенный отрасли в условиях политической, военной или экономической нестабильности. Общепартийные мобилизации проводились по решению Центрального комитета, местные — по решению губернских (областных) партийных организаций.
Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.
Совде́п — Совет депутатов. Согласно положению, закреплённому Конституцией 1918 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика декларировалась как федерация Советов разных уровней. Местные Советы депутатов (городские и сельские) формировались прямым голосованием, а Съезды Советов (уездные, губернские и т. д.) состояли из депутатов местных Советов. Местные Советы депутатов сокращённо именовались «Совдепами».
Госторг РСФСР (Государственная экспортно-импортная контора, акционерное общество) — организация, осуществлявшая монополию внешней торговли в первые годы советской власти. Был образован в 1922 году и являлся одним из важнейших подразделений Наркомата внешней торговли.
Торговое представительство (сокращённо торгпредство) — представительный орган государства за рубежом, обеспечивающий государственные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности в стране пребывания. Торговые представительства создаются на основе межгосударственных соглашений и являются частью полномочного представительства страны (посольства или миссии).
Войска ВОХР (Войска внутренней охраны республики) — войска ВЧК, ОГПУ, НКВД РСФСР (СССР), в задачу которых входила охрана и оборона особо важных объектов, сопровождение грузов, охрана мест лишения свободы.
Вое́нный контро́ль — первый орган военной контрразведки Красной Армии, учреждённый 30 мая 1918 года.
Вторая пятилетка или «Пятилетка коллективизации» — второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Утвержден XVII съездом ВКП(б) в 1934 году на пятилетний период с 1933 по 1937 годы.
Упоминания в литературе (продолжение)
14 апреля 1943 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании
Народного Комиссариата Государственной Безопасности СССР». В структуре НКГБ отдел государственной охраны значительно повысил свой статус. С этого времени 1-й отдел НКГБ СССР стал 6-м Управлением – Управлением охраны руководящих кадров партии и правительства. 11 мая 1943 года начальником этого органа был назначен Н.С. Власик. Новое управление охраны сохранило все прежние функции.
В каждой союзной и автономной республике действовали свои правительства – республиканские советы народных комиссаров – образуемые ЦИК (с 1938 года Верховным советом) соответствующей союзной или автономной республики. Республиканские правительства юридически не находились в непосредственном подчинении Совета Народных Комиссаров СССР, однако были обязаны в своей деятельности руководствоваться декретами и постановлениями союзного Совнаркома. Вместе с тем, союзно-республиканские
народные комиссариаты в составе республиканских совнаркомов имели двойное подчинение – они одновременно подчинялись как совнаркому союзной республики, в рамках которого они были созданы, так и соответствующему союзно-республиканскому народному комиссариату СССР, приказами и инструкциями которого должны были руководствоваться в своей деятельности.
29 июня 1918 г. СНК РСФСР во изменение ранее принятого декрета постановил передать Департамент таможенных сборов со всеми подведомственными учреждениями из
Народного комиссариата финансов в подчинение Народного комиссариата торговли и промышленности (НКТП), при котором для управления таможенным делом, охраной границы и другими управлениями создавалась особая коллегия. Этим же декретом Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля, при этом организационная структура оставалась прежней. В июне 1920 г. НКТП был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ), к которому переходило управление таможенным делом. В это время начинается возрождение таможенной службы на территории Беларуси. Политическая и военная ситуация в Северо-Западном регионе постоянно менялась (гражданская война, германская оккупация, советско-польская война, «военный коммунизм»), что существенно усложняло создание таможенных учреждений.
Что касается советского времени, то в 1917 г. Декретом о суде[5] прокуратура была упразднена. Ее не существовало более четырех лет. Тем не менее руководители советского государства признавали необходимость наличия единой системы органов, осуществляющей надзор за законностью в стране. В 1922 г. прокуратура была восстановлена. В то время прокуратура в ведомственной структуре государственных органов сначала частично находилась в подчинении
Народного комиссариата юстиции, а частично – в подчинении Верховного Суда СССР. В 1933 г. Прокуратура Верховного Суда была ликвидирована. Позже прокуратура стала формально самостоятельной системой государственных органов. Однако нахождение прокуратуры в той или иной системе государственных органов большого значения не имело, поскольку в советское время идея разделения властей полностью игнорировалась. Это можно увидеть в конституциях того времени: согласно ст. 3 Конституции СССР 1936 г. вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, а ст. 2 Конституции СССР 1977 г. провозглашала, что все государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Обеспечение всех видов безопасности на железнодорожном транспорте в первые послереволюционные годы на территории, контролируемой советскими органами, осуществлялись силами
Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС) РСФСР[90]. Так, например, в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 26 марта 1918 г. «О централизации управления, охраны дорог и повышении их провозоспосбности» находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по охране железных дорог[91]. Всероссийская чрезвычайная комиссия по охране железных дорог являлась самостоятельной организацией, не зависящей от общероссийского органа государственной безопасности того времени – Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР (ВЧК), образованной 7 (20) декабря 1917 г. Однако, уже 7 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР постановил организовать при Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) железнодорожный отдел для «регулирования борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на всей сети железных дорог». При всех местных ЧК создавались железнодорожные отделы, на крупных станциях – отделения, на небольших – вводились должности комиссаров ЧК. 11 мая 1919 г. в связи с реорганизацией округов путей сообщения и созданием вместо них дорожных управлений НКПС железнодорожные отделы были выведены из подчинения местных органов ВЧК и преобразованы в транспортные чрезвычайные комиссии (ТЧК), которые управляли всеми отделениями ЧК на станциях в границах соответствующего управления железной дороги НКПС (эта территория никак не соответствовала административному делению и могла иметь протяженность по нескольким губерниям). Создавались также транспортные ЧК, обслуживавшие территорию сразу двух и более железных дорог или водных бассейнов, – районные транспортные ЧК (РТЧК), а при крупных депо – участковые транспортные комиссии (УТЧК)[92].
Одним из основных событий в истории Советского государства начала 20-х гг. XX в. стало образование СССР. Предпосылки для объединения советских республик в единое государство (экономические, социальные, политические и духовные) стали складываться еще в годы Гражданской войны. В это время начали предприниматься и первые шаги по объединению. Так, по декрету ВЦИК от 1 июня 1919 г. «Об объединении советских республик» было признано целесообразным провести объединение некоторых
народных комиссариатов с тем, чтобы руководство отдельными областями общественной жизни было сосредоточено руках единых Коллегий. Объединение народных комиссариатов было юридически оформлено посредством соглашений между республиками – между РСФСР и Украинской ССР в рамках союзного договора от 29 декабря 1920 г., между РСФСР и Белорусской ССР на основании договора от 16 января 1921 г.
1918 года СНК принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ)[292], объявивший о роспуске русского и создании РККФ на единых с РККА политических и организационных принципах[293]. Реорганизация же заключалась в преобразовании 22 февраля 1918 года ВМК в
Народный комиссариат по морским делам (НКМД), наделяемый функциями упраздняемых КВМД (в пределах ведения) и Морского министерства, а также роспуске Законодательного совета. В первом параграфе положения о Коллегии НКМД говорилось: «Морское ведомство ведает всем, относящимся до военного флота и морской обороны государства, получая надлежащие на то указания от правительства и Высшего военного совета[294]». Морское ведомство составляли: НКМД (включая ГМШ, МГШ и главные управления), флоты с входящими в их состав частями, приморскими крепостями, управлениями, учреждениями и заведениями и местные установления. Вскоре ГМШ был ликвидирован, а из его состава выделились главные управления по делам личного состава и военно-морских учебных заведений. Управление морским ведомством на правах главнокомандующего флотом осуществлялось Коллегией НКМД в составе Народного Комиссара (председатель, представлявший в ведомстве правительство) и четырех членов, в том числе двух военно-морских специалистов. НКМД проводил демобилизацию старого флота, создавал РККФ и руководил его боевой деятельностью в годы Гражданской войны и военной интервенции[295]. Непосредственное руководство военными действиями флота осуществлялось через МГШ, единственно уцелевший к тому времени орган управления старого флота. К этому времени на Балтийском флоте в составе Службы связи еще действовали достаточно сильные и эффективные силы и средства радиоразведки, включавшие в себя Радиостанцию особого назначения, 10 станций радиоперехвата и 10 радиопеленгаторных станций[296], расположенных на территории Эстонии, Латвии и Финляндии.
Формально включение в список «лишенцев» можно было обжаловать вплоть до ЦИК СССР. Однако классовые принципы проведения выборов свели такую возможность к нулю, предопределив главенствующую роль фигуры уполномоченного по выборам, а также соответствующих государственных органов, в первую очередь –
Народного комиссариата внутренних дел, на который была возложена функция по организации Советов и их выборов. Для контроля за ходом выборов в губернских и уездных исполкомах в начале 1918 года были образованы соответствующие отделы, являвшиеся местными органами НКВД. На время проведения избирательных кампаний активно привлекались штатные милиционеры, а также специально подготовленные уполномоченные по выборам.
В этом же декрете предписывалось всем гражданским и военным властям Российской Советской Республики, имеющим прямое отношение к Эстонии оказывать Эстляндскому советскому правительству всяческое содействие в освобождении республики от ига буржуазии.
Народному комиссариату финансов поручалось отпустить 10 млн. рублей в заем Народному банку Эстляндской Советской Республик, а Народному комиссариату продовольствия и Высшему совету народного хозяйства предписывалось «войти в соглашение с соответствующими органами Эстляндской Советской Республики на предмет установления товарообмена между обеими Республиками».[116]
Централизованная и независимая прокурорская система СССР окончательно сложилась к середине 30-х годов, когда 20 июля 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об образовании
Народного Комиссариата юстиции Союза ССР». Такая централизованная система прокуратуры была закреплена и в «сталинской» Конституции 1936 г. На прокуратуру возлагался высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными комиссариатами, подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами.
Похожим было положение в районных Советах. Количество отделов, формировавшихся в них в октябре-ноябре 1917 г., колебалось от 3 до 12, да и направленность работы заметно отличала их друг от друга. Отметим все же, что в районных Советах создавался продовольственный отдел, чего не было в городском. Отсутствие в Петросовете таких отделов, как продовольственный, народного просвещения, социального обеспечения, можно оправдать существованием в столице иных органов, занимающихся этими вопросами. Наличие в Петрограде Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), СНК,
народных комиссариатов , которые тоже вмешивались в течение городской жизни, ставило немало препятствий работе Совета. К тому же в столице продолжала пока еще действовать городская Дума, ее частью являлось Особое присутствие по продовольствию, снабжавшее горожан продуктами.
Просто махровая ложь. Военная цензура в начале войны была создана совместным приказом
народного комиссариата обороны и народного комиссариата военно-морского флота от 13 июля 1941 г. Этим же приказом в действие было введено «Положение о военной цензуре воинской почтовой корреспонденции». В нем были определены структура, права и обязанности подразделений военной цензуры, методика и техника обработки корреспонденции. Там же был приведен перечень сведений, являющихся основанием для конфискации отправлений. В соответствии с этим положением при военно-почтовых отделениях и военно-почтовых станциях были сформированы отделения военной цензуры, на укомплектование которых было направлено 900 контролеров из числа сотрудников 4-го отдела НКГБ СССР, из них 650 контролеров для НКО СССР, 250 контролеров – для НКВМФ СССР.